ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-95/2016 от 18.07.2016 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

дело № 3а-95/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июля 2017 года г. Ижевск УР

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Багаутдиновой Г.Р.,

при секретаре Токаревой М.В.,

с участием: представителя административного истца Т.Н,С,Ж.С.Ю. (доверенность от 22 ноября 2016 года сроком на 3 года),

представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики С.П.А. (доверенность от 12 декабря 2016 года по 12 декабря 20017 года),

представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее - Управление Росреестра по УР) Т.Е.В. (доверенность от 14 декабря 2016 года сроком до 31 декабря 2017 года),

представителя Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> (далее – ООО <данные изъяты>) Б.И,А. (доверенность от 18 июля 2016 сроком на три года),

представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики УР (далее – Минстрой УР) Е.А,Ю, (доверенность от 18 июля 2017 года сроком на три года),

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Т.Н.С. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, в связи с недостоверными сведениями,

установил:

Т.Н,С, (далее по тексту – административный истец) обратилась в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, с учетом уточнения предмета заявленных требований, о пересмотре и изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической ошибки, и установлении на 1 января 2016 года кадастровой стоимости земельного участка в размере <данные изъяты> рубля.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что ООО <данные изъяты> приобрело в собственность у П.С.С. земельный участок с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м, находящийся по адресу: <адрес>, границе застройки, кроме леса, левому притоку р.Пироговка; расположенный на землях населенных пунктов. Конкретный разрешенный вид использования земельного участка определен не был и указан в государственном кадастре недвижимости, исходя из наименования всей зоны Ж2 как «зона многоквартирной жилой застройки зданиями малой и средней этажности», несмотря на то, что земельный участок расположен в пяти территориальных зонах. Право собственности ООО <данные изъяты> на земельный участок было зарегистрировано в Управление Росреестра по УР, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21 февраля 2012 года сделана запись регистрации и выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности .

В дальнейшем земельный участок с кадастровым номером был разделен на 2 самостоятельных земельных участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. и кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., которые были поставлены на государственный кадастровый учет 5 мая 2012 года, и 17 мая 2012 года выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности и .

Постановлением Администрации г.Ижевска от 19 июля 2013 года утвержден проект планировки территории, включающей жилые районы Александровский и Юго-Западный в Ленинском административном районе, согласно которому посередине земельного участка с кадастровым номером был образован земельный участок в красных линиях – дорога общего пользования.

В связи с данным постановлением земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. был разделен на четыре земельных участка с кадастровыми номерами: , , , . 1 ноября 2013 года земельные участки постановлены на кадастровый учет. Разрешенный вид использования земельных участков был указан в государственном кадастре недвижимости, исходя из разрешенного использования исходного земельного участка - зона Ж2 «зона многоквартирной жилой застройки зданиями малой и средней этажности».

Согласно Приложению № 2 к документации по планировке территории, включающей жилые районы Александровский и Юго-Западный в Ленинском районе, утвержденной Постановлением Администрации г.Ижевска от 19 июля 2013 года , земельный участок с кадастровым номером расположен в пределах красных линий, отнесен к землям общего пользования и предполагается под строительство автодороги.

Свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером ООО <данные изъяты> выдано 20 ноября 2013 года.

По акту приема-передачи имущества от 28 января 2014 года, согласно протоколу общего собрания участников ООО <данные изъяты> от 28 января 2014 года земельный участок с кадастровым номером передан в уставной капитал ООО <данные изъяты>.

Свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером ООО <данные изъяты> выдано 30 января 2014 года.

Согласно кадастровому паспорту от 5 ноября 2014 года кадастровая стоимость на земельный участок с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2014 года составила руб.

Из кадастрового паспорта земельного участка от 5 декабря 2014 года ООО <данные изъяты> узнало, что произошло изменение вида разрешенного использования на «бани, химчистки, парикмахерские, прачечные» и кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером увеличилась в 24 раза, став равной коп.

ООО <данные изъяты> обратилось в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по УР с просьбой об исправлении технической ошибки в части определения разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ,

Решениями от 19 декабря 2014 года филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по УР отказал в исправлении технической ошибки на основании ч.2 ст. 28 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», указав в решениях, что на основании заявления от 16 октября 2014 года было принято решение от 21 октября 2014 года об исправлении технической ошибки в сведениях ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером , в результате которого вид разрешенного использования изменился с «Зона многоквартирной жилой застройки зданиями малой и средней этажности» на «Бани, сауны, химчистки, парикмахерские, прачечные». Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по УР сообщил, что «исправление технической ошибки по земельному участку влечет за собой внесение соответствующих изменений и в объектах недвижимости, образованных в результате раздела данного участка, наследуя при этом вид разрешенного использования».

По результатам проверки Управлением Росреестра по УР дано заключение от 26 января 2015 года о неправомерности исправления технической ошибки – принятии решения от 21 октября 2014 года об исправлении технической ошибки в сведениях ГКН относительно земельного участка с кадастровым номером в связи с её отсутствием.

На основании указанного заключения Филиалом «ФКП Росресстра» по УР было принято решение от 26 февраля 2015 года об исправлении технической ошибки в сведениях ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером с «бани, сауны, химчистки, парикмахерские, прачечные» на «зона многоквартирной жилой застройки зданиями малой и средней этажности» и, соответственно, принято решение от 26 февраля 2015 года об исправлении технической ошибки в сведениях ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером .

Таким образом, по состоянию на 1 января 2015 года в ГКН были восстановлены и содержались сведения о земельном участке с кадастровым номером – разрешенное использование: «зона многоквартирной жилой застройки зданиями малой и средней этажности», кадастровая стоимость – <данные изъяты> руб.

18 сентября 2015 года на официальном сайте Министерства имущественных отношений УР было выявлено, что земельный участок с кадастровым номером снова отнесен к виду разрешенного использования «бани, сауны, химчистки, парикмахерские, прачечные» и оценен <данные изъяты>

ООО <данные изъяты> обратилось в Министерство имущественных отношений УР и в Управление Росреестра УР с просьбой о внесении изменений в отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории УР и указании достоверной информации о виде разрешенного использования земельных участков и их кадастровой стоимости.

Письмом от 9 октября 2015 года Министерство имущественных отношений УР ответило, что в соответствии со ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ направило представленные замечания в Центр оценки и землеустройства по Уральскому и Приволжскому федеральным округам – филиал ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», расположенный по адресу: <адрес> для рассмотрения.

Постановлением Правительства УР от 30 ноября 2015 года № 531 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в УР по состоянию на 1 января 2015 года» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером утверждена в размере <данные изъяты> руб., несмотря на представленные замечания по недостоверности сведений в проекте отчета.

Протоколом от 11 февраля 2016 года на заседании Комиссии по землепользованию и застройке г.Ижевска в обмене земельного участка с кадастровым номером на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, ООО <данные изъяты> было отказано в связи с тем, что нужно уточнить границы и размеры земельного участка, необходимого для организации дороги через поле от перекрестка до мкрн<данные изъяты>

После уточнения границ земельного участка площадь земельного участка с кадастровым номером составила <данные изъяты> кв.м., а кадастровая стоимость была определена Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по УР в размере <данные изъяты>., исходя из разрешенного использования земельного участка «зона многоквартирной жилой застройки зданиями малой и средней этажности», что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 5 августа 2016 года .

В соответствии с соглашением о выдаче имущества в натуре при выходе из состава участников ООО <данные изъяты> и договором купли-продажи от 11 июля 2016 года Т.Н,С, передан в собственность земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером .

Т.Н,С, обратилась в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по УР с просьбой о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки – виде его разрешенного использования и об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере 1 руб.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по УР от 30 ноября 2016 года заявление Т.Н,С, отклонено в связи с тем, что «не подтверждена недостоверность использованных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости сведений об объекте недвижимости, а именно комиссия не рассматривает изменение вида разрешенного использования объекта недвижимости».

5 декабря 2016 года Т.Н,С, обратилась в Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики.

ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики, ссылаясь на письма Приуральского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по УР ответило, что проанализировав представленные материалы, не усматривает оснований для внесения изменений в постановление Правительства УР от 30 ноября 2015 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в УР по состоянию на 1 января 2015 года» в связи с недостоверностью сведений о земельном участке с кадастровым номером ».

Исходя из вышеизложенного считает, что при осуществлении кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> оценщиком были искажены сведения о разрешенном использовании земельного участка и искажены сведения о местоположении спорного земельного участка, полностью расположенного в красных линиях и в разных территориальных зонах, неправильно определены условия, влияющие на стоимость объекта недвижимости.

Из письма Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по УР от 07.02.2017 г. следует, что в случае невозможности определения кадастровой стоимости земельных участков, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, сведения о кадастровой стоимости остаются прежними до утверждения новых результатов государственной кадастровой оценки, поскольку действующим законодательством не предусмотрены основания и порядок исключения из ГКН сведений о кадастровой стоимости земельных участков.

Административный истец просит пересмотреть и изменить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической ошибки, и установить на 1 января 2016 г. кадастровую стоимость земельного участка в размере <данные изъяты> руб.; датой подачи заявления считать 22.11.2016 г. (дата подачи заявления в Комиссию).

Определением суда от 18 мая 2017 года принят отказ представителя административного истца от административного иска к Управлению Росреестра УР, производство в данной части прекращено. Управление Росреестра по УР к участию в деле привлечено в качестве заинтересованного лица.

В судебном заседании представитель административного истца – Ж.С.Ю. на удовлетворении административного иска настаивала по доводам указанным в иске.

Представитель административного ответчика Правительства Удмуртской Республики С.П.А. пояснил, что Правительство УР намеревалось принять нормативный правовой акт, внести изменение в Постановление Правительства УР , но Министерство Юстиции направили в их адрес отказ, по причине того, что у Правительства УР нет соответствующих полномочий.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике Т.Е,В, не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица ООО <данные изъяты>Б.И,А. не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики УР Е.А,Ю, оставляет разрешение данного вопроса на усмотрение суда.

В судебное заседание не явились: административный истец Т.Н,С,, направив заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие с участием представителя, представитель административного ответчика филиала ФГБУ «ФКП Управления Росреестра по УР», представители заинтересованных лиц Администрации г.Ижевска, представитель АО «Российский государственный центр инвентаризации и учета недвижимости – Федеральное бюро технической инвентаризации» Приуральский филиал, были извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников судебного разбирательства, в соответствии с требованиями ст. 247 КАС РФ.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с пп.8 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов (п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ).

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

Начало действия Приказа - 24.12.2014.

Разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации вышеуказанного Классификатора, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному Классификатору (ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 23.07.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Согласно указанному Классификатору размещение малоэтажного многоквартирного жилого дома отнесено к такому виду разрешенного использования как «малоэтажная многоквартирная застройка».

Основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости определены в статье 248 КАС РФ.

Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей определены Федеральным законом от 29.07.1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

На основании ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу той же статьи с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" даны разъяснения, согласно которым, при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Исходя из содержания статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.

Статьей 24.15 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями указанного Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 Федерального закона.

Определение кадастровой стоимости земельных участков осуществляется на основании Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 №222.

В соответствии с пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316, и пунктом 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. N 39 (далее - Методические указания) государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования.

На момент проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Удмуртской Республики в 2015 году кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определялась в разрезе видов разрешенного использования, установленных в пункте 1.2 Методических указаний.

Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном законодательстве и законодательстве о кадастровом учете. Поэтому при кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.

Вместе с тем вид разрешенного использования земельного участка, указанный в правоустанавливающих документах, может быть сформулирован так, что он допускает неоднозначное толкование. В таком случае отнесение земельного участка к одной из групп должно осуществляться с учетом правового зонирования территории, вида деятельности, для которого земельный участок был ранее предоставлен и фактически осуществляемого владельцем участка.

По смыслу пункта 2.2, подпункта 2.2.4 Методических указаний, определение стоимостных факторов осуществляется для каждой такой группы отдельно с возможностью выделения в ней подгрупп.

Это предполагает необходимость отнесения на основании имеющейся у оценщика информации каждого оцениваемого участка к одной из групп (подгрупп) видов разрешенного использования. Учтенный в государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка.

На основании соглашения о выдаче имущества в натуре при выходе из состава участников ООО <данные изъяты> от 27 июня 2016 года, договора купли-продажи от 11 июля 2016 года земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: зона многоквартирной жилой застройки зданиями малой и средней этажности, общая площадь <данные изъяты> кв.м, адрес (местонахождение): г.Ижевск, принадлежит на праве собственности Т.Н,С, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 13 июля 2016 года (л.д.53).

Земельный участок с кадастровым поставлен на кадастровый учет 1 ноября 2013 г. на основании заявления от 21.10.2013 г. и межевого плана. Указанный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером , с разрешенным использованием «зона многоквартирной жилой застройки зданиями малой и средней этажности».

Изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется на основании акта органа местного самоуправления, либо в соответствии со ст.37 Градостроительного кодекса РФ выбирается правообладателем самостоятельно из основных видов разрешенного использования установленного градостроительного регламента.

Согласно кадастровой справке от 7 ноября 2016 года размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 3 ноября 2016 года составляет <данные изъяты>. (л.д.52).

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 9 марта 2017 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет . (л.д.64).

Кадастровая стоимость утверждена постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 года пункт 48718 – <данные изъяты> руб.

В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 года) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 2 января 2017 года) государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Согласно части 4 статьи 7 Закона о государственной регистрации недвижимости орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Статьей 8 Закона о государственной регистрации недвижимости установлено, что в кадастр недвижимости вносятся, в том числе и сведения о

кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

В соответствии с административным иском и объяснениями представителя административного истца в судебном заседании, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по делу является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а именно - технической ошибке.

Разрешая заявленный административный спор по существу, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» следует, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, использованными при определении его кадастровой стоимости, заявитель представляет документы и иные данные, в том числе подтверждающие наличие кадастровой и (или) технической ошибки. Исходя из содержания ст. 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости. Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце (ч.5 ст.247 и ч.1 ст. 284 КАС РФ).

Как следует из письма Министерства имущественных отношений УР от 16 февраля 2017 года по вопросу пересмотра кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости была проведена проверка, на основании которой Приуральский филиал АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» сообщил, что перечень земельных участков, подлежащих государственной оценке земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики, сформирован по состоянию на 1 января 2015 года и предоставлен письмом Министерства имущественных отношений УР от 7 июля 2015 года . Земельный участок с кадастровым номером на дату оценки имел разрешенное использование «Бани, сауны, химчистки, парикмахерские, прачечные» и отнесен к видам разрешенного использования земель, указанным в подпункте 1.2.5 Методических указаний «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания». Поэтому Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики не усматривает оснований для внесения изменений в Постановление Правительства УР от 30 ноября 2015 года № 531 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года».

При таком положении признать указанные сведения по земельному участку с кадастровым номером технической ошибкой не представляется возможным.

Оспаривая результат определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером при внесении измененных сведений о нем в государственный кадастр недвижимости административный истец по существу ссылается на незаконность действий органа кадастрового учета, а не на техническую ошибку, понятие которой установлено действовавшим в спорный период пунктом 1 части 1 статьи 28 Закона О ГКН.

Так, согласно статье 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает обязанность на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу вышеназванных правовых норм, в отличие от технической ошибки, связанной исключительно с несоответствием сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости сведениям надлежащих документов, на основании которых они вносились, для признания незаконными решения (действия) органа, организации, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения (действия) закону и нарушение данным решением прав и законных интересов административного истца.

Таким образом, действия органа (организации), наделенного (наделенной) государственными или иными публичными полномочиями оцениваются при обращении административного истца в суд с административным исковым заявлением по правилам главы 22 КАС РФ, которое, в силу статьи 19 КАС РФ, рассматривается районным судом.

Кроме того, необходимо отметить, что с 1 января 2017 года, в связи с изменениями в Федеральный закон от 24 июля 2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» устранение технической ошибки входит в компетенцию Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, не являющегося административным ответчиком по настоящему делу.

Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, административным истцом не доказан факт технической ошибки, следовательно, оснований для удовлетворения административного иска Т.Н,С, не имеется, в удовлетворении требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 175, 177 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Т.Н,С, к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала по Удмуртской Республике, Правительству Удмуртской Республики о пересмотре и изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической ошибки, и установлении на 1 января 2016 года кадастровой стоимости земельного участка в размере <данные изъяты> руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 25 июля 2017 года.

Председательствующий судья Г.Р.Багаутдинова