ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-97/18 от 10.08.2018 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-97/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 10 августа 2018 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего – судьи Морозковой Е.Е.,

при секретаре Гринь Н.В.,

с участием прокурора Кичаевой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства(Рослесхоза) о признании недействующим в части решения совета депутатов муниципального образования Лесколовское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 25.12.2014 №33 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области»,

установил:

пунктом 1 решения совета депутатов муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 25.12.2014 №33 утвержден генеральный план муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (с приложением) (далее-решение от 25.12.2014 №33).

Генеральный план муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области состоит из Положения о территориальном планировании и картографических материалов.

Составной частью генерального плана муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области являются схемы с отражением границ следующих населенных пунктов поселения: Верхние Осельки, Аньялово, Осельки, Рохма, Гапсары, Кискелово, Лесколово, Нижние Осельки, Лехтуси, пос.ст.Осельки, Хиттолово.

Решение совета от 25.12.2014 №33(с приложениями) опубликовано в официальном порядке и размещено на официальном сайте муниципального образования Лесколовское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) обратилось в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение совета депутатов муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 25 декабря 2014 года №33 «Об утверждении генерального плана муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в части включения в границы населенных пунктов поселения лесных участков в следующих кварталах: 20 (выделы 15ч., 25 ч), 21(выдел 29ч), 25 (выделы 2ч, 3ч, 28), 26 (выделы 17ч, 19, 20, 21, 27), 27 (выделы 12ч, 13ч, 15ч, 16, 17, 18ч, 19ч) Всеволожского сельского участкового лесничества, 58 (выделы11ч, 12ч, 13, 14), 81 (выделы 1ч, 4ч. 26ч, 28ч, 29, 30, 37ч, 38ч, 43ч, 44ч, 46, 47, 48ч, 49), 107 (выделы 7ч, 13ч, 21ч), 111(выделы 5ч, 7ч, 8ч, 9ч, 10) Ройкинского участкового лесничества, 79 (выделы 3ч, 24ч, 25, 26ч) Агалатовского участкового лесничества, 58 (5ч, 6ч, 9ч) Кавголовского участкового лесничества Всеволожского лесничества Ленинградской области.

В обоснование административного иска указано, что несмотря на согласование проекта генерального плана письмом Рослесхоза от 16.01.2013 в связи с тем, что проектом не предусматривалось включение в границы населенных пунктов поселения земельных участков из земель лесного фонда, по результатам проведенного картографического наложения материалов лесоустройства на границы, определенные основным чертежом генерального плана, установлено включение в границы населенных пунктов поселения названных в административном иске лесных участков.

Изложенное свидетельствует о том, что утвержденный генеральный план не соответствует представленному в Рослесхоз на согласование проекту генерального плана поселения, так как уполномоченный федеральный орган рассматривал проект генерального плана, который не предусматривал включение в границы населенных пунктов земельных участков из земель лесного фонда.

Таким образом, при принятии оспариваемого нормативного правового акта нарушены требования стст.8, 83, 84 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст.23, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст.ст.8, 11 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», п.п.1, 5.4.2, 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №736, п.п.2.1-2.4 Порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.02.2012 №69.

Проанализировав действующее законодательство, административный истец пришел к выводу о том, что несоблюдение установленной процедуры согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов является основанием для признания соответствующих нормативных правовых актов в области территориального планирования недействующими.

В результате, Рослесхоз лишен возможности по реализации предоставленных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений.

В судебном заседании представитель Рослесхоза Алешин В.В. заявленные требования поддержал по изложенным в административном иске основаниям.

В письменных пояснениях относительно заявленных требований представитель заинтересованного лица комитета по природным ресурсам Ленинградской области Кабаль В.О. полагал, что административный иск Рослесхоза подлежит удовлетворению по доводам изложенным в административном иске, отметив, что утверждение административным ответчиком генерального плана поселения, предусматривающего включение участков лесного фонда в границы земель населенных пунктов без согласования Рослесхоза противоречит Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 №1-П и действующему законодательству.

В судебном заседании представители заинтересованного лица комитета по природным ресурсам Ленинградской области Кабаль В.О. и Котолевская Н.А. заявленные требования поддержали по изложенным в административном иске основаниям.

В частности, представитель заинтересованного лица комитета по природным ресурсам Ленинградской области Кабаль В.О. указал, что комитет по природным ресурсам Ленинградской области в заключении отказал в согласовании проекта генерального плана; проект генерального плана дорабатывался, исправленный проект не был согласован Рослесхозом. Заключение о согласовании проекта генерального плана комитетом по природным ресурсам Ленинградской области не имеется, но вопрос о согласовании проекта генерального плана рассматривался на согласительном совещании у Губернатора Ленинградской области.

В письменных пояснениях относительно заявленных требований представитель заинтересованного лица филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Насонов Д.И. удовлетворение требований оставил на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица, указав, что земельный участок № имеет статус «ранее учтенный»; поставлен на кадастровый учет 26.07.2010; границы земельного участка не установлены; категория земель –земли лесного фонда, собственник Российская Федерация. Часть земельного участка () имеет общую площадь и границы, установленные в соответствии с действующим законодательством, и входит в границы населенного пункта Лесколовского сельского поселения (что отображено на прилагаемых фрагментах дежурной кадастровой карты).

В судебное заседание представитель заинтересованного лица филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области свою позицию относительно заявленных требований не изложило, истребуемые документы относительно права собственности Российской Федерации на земельный участок не представило, сославшись на отсутствие каких-либо полномочий.

В судебное заседание представитель названного заинтересованного лица не явился, о слушании дела заинтересованное лицо уведомлено надлежащим образом.

В письменных возражениях представитель административного ответчика совета депутатов муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области –глава названного муниципального образования в удовлетворении административного иска просил отказать, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленным полномочий с соблюдением установленной процедуры. Однако, так как комитетом по природным ресурсам Ленинградской области и Рослесхозом, несмотря на имеющиеся решения судов и сведения в ЕГРН, земельные участки не были исключены из государственного реестра лесного фонда, имелось наложение участков лесного фонда на земельные участки, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц. Для устранения факта двойного учета и получения согласования администрацией и советом депутатов муниципального образования проект генерального плана неоднократно направлялся в Министерство регионального развития Российской Федерации. При рассмотрении дела согласно позиции представителя надлежало в соответствии со ст.64 КАС РФ учесть вступившие в законную силу решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 21.12.2016 по административному делу №2а-400/2016 и решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2017 по делу №А56-43350/2015.

В судебном заседании представитель административного ответчика совета депутатов муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области и заинтересованного лица администрации названного муниципального образования Карпенко О.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что в входе проведения совместного совещания проект генерального плана был согласован в том числе и комитетом по природным ресурсам Ленинградской области, что отражено в протоколе совещания. Согласован проект генерального плана и с Рослесхозом.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области Зулпикарова А.Д. в удовлетворении административного иска просила отказать, поддержав правовую позицию административного ответчика и ссылаясь на отсутствие нарушения процедуры согласования проекта генерального плана поселения.

В возражениях относительно заявленных требований представители заинтересованного лица администрации Всеволожского муниципального района Ленинградской области Остроумов А.М. и Лещук О.А. оставили разрешение требований на усмотрение суда, отметив, что администрация муниципального района не осуществляла согласование проекта генерального плана поселения.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации Всеволожского муниципального района Ленинградской области Гулевская М.В. оставила рассмотрение требований на усмотрение суда, поддержав доводы поданного возражения.

В заключении участвующий в деле прокурор Кичаева О.А. полагала, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Установлено, что представленные на согласование материалы по обоснованию генерального плана поселения не содержали сведений о земельных участках, которые включаются в границы населенных пунктов поселения. Из письма Рослесхоза от 16.01.2013 следует, что проект генерального плана был согласован в связи с тем, что не предусматривал включение в границы населенных пунктов земель лесного фонда. Однако, в ходе судебного разбирательства установлено, что в результате графического совмещения материалов лесоустройства с границами населенных пунктов, установленных генеральным планом, выявлено, что земли лесного фонда частично включены в границы населенных пунктов поселения. В нарушение п.7 ч.7 ст.23 ГрК РФ материалы по обоснованию генерального плана не содержали сведений о земельных участках лесного фонда, которые включаются в границы населенных пунктов. Таким образом, проект генерального плана поселения был согласован Рослесхозом без уведомления о включении земель лесного фонда в границы населенных пунктов поселения. Соответственно, установлено нарушение процедуры принятия оспариваемого генерального плана, предусмотренной ч.1 ст.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав представленные доказательства, в том числе показания свидетелей, оценив собранные по делу доказательства согласно статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (ч.3 ст.8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.

Из статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что вопросы градостроительной деятельности относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В части 4 названной федеральной нормы отражено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему кодексу.

Содержание генерального плана поселения, порядок его подготовки, утверждения (включая процедуру согласования его проекта) определены статьями 23-25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В частности, в п.7 ч.7 ст.23 Градостроительного кодекса Российской Федерации отражено, что составной частью материалов по обоснованию проекта генерального плана является перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.

Частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления поселения.

Пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим законом, в случае если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда.

Являясь федеральным уполномоченным органом в указанной правовой сфере (до 08.09.2014) в соответствии с п.5.2.1 Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации (далее-Министерство) /утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2005 №40/, Министерство приказом от 27.02.2012 №69 утвердило Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании документов территориально планирования муниципальных образований (далее-Порядок согласования, утратил силу 21.10.2016 в связи с утверждением нового порядка приказом Минэкономразвития от 21.07.2016 №460).

Согласно пункту 2.1 Порядка согласования, действовавшего в период подготовки Генерального плана, предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Минрегион России в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 ГрК РФ. Уведомление направляется в электронной форме и (или) посредством почтового отправления в трехдневный срок со дня обеспечения такого доступа.

В свою очередь, Минрегион России обладал организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности (пункт 2.2 Порядка согласования).

Указом Президента Российской Федерации от 08.09.2014 №612 Министерство регионального развития Российской Федерации упразднено.

Полномочиями по согласованию проекта генерального плана поселения в предусмотренных частью 1 статьи 25 ГрК РФ случаях, в период с 17июня 2015г. по настоящее время обладает Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) (пункт 5.3.48 Положения о Минэкономразвития России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437).

Федеральным органом, уполномоченным на подготовку заключений по проектам генеральных планов, в период подготовки оспариваемого акта в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404, и пунктами 1 и 2 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 (далее - Положение), являлся Рослесхоз. До 1 января 2015 г. в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 к полномочиям Рослесхоза относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов. Кроме того, подпунктом 5.4.3 Положения в действующей редакции за Рослесхозом сохранены полномочия на рассмотрение проектов генеральных планов поселений и подготовку заключений в пределах своей компетенции.

Таким образом, Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов и изменение категории земель, которое оформляется путем подготовки заключений.

В письме Федерального агентства лесного хозяйства от 20.11.2014 №ИВ-11-54/13774, письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.06.2015 №14726-АЦ/Д27и разъяснено, что в случае, если проектом документа территориального планирования муниципального образования предусматривается включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то такой документ подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, то есть с Рослесхозом.

В соответствии со ст.1.21, п.13 ч.8 ст.36 Устава муниципального образования «Лесколовское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области»(действовавшего на момент утверждения генерального плана поселения) утверждение генеральных планов муниципального образования было отнесено к компетенции совета депутатов поселения.

В силу ст.1 областного закона Ленинградской области от 07.07.2014 №45-оз полномочиями по утверждению генеральных планов поселения в настоящее время обладает правительство Ленинградской области.

Из представленного в суд свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ следует, что лесной участок Кировского лесничества, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: Ленинградская область, Кировский район. Всеволожский район, Кировское лесничество, участковые лесничества: Вороновское, кв.1-147; Мгинское(северная часть) кв.1-131; Мгинское (южная часть) кв.1-196, Пелловское кв.1-85, Войбокальское (северная часть) кв.1-25; Войбокальское (южная часть) кв.126-217; Вагановское кв.1-132; Всеволожское кв.1-207; Морозовское кв. 1-192; Чернореченское кв.147-289; Невское кв. 1-34, 54-146, 290; Шумское кв.4-38, 41-43, 101, 104-115, 119-121, 125, 130-132, 208, 216-224, 301, 307, 308, 311-316, 402-404, 406, 409, 410, 420, 421; Всеволожское сельское кв. 1-11, 15-32, 34-57, 101-104 как на момент рассмотрения проекта генерального плана поселения, на момент его принятия являлся, так и в настоящее время является собственностью Российской Федерации.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 17.10.2008 №316(с изменениями, внесенными приказом от 21.06.2013 №173) определены границы, количество и наименования создаваемых на территории Ленинградской области лесничеств.

В выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ указано, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Ленинградская область, Кировский район, Всеволожский район, Кировское лесничество, участковые лесничества: Вороновское кв.1-147, Мгинское (северная часть) кв.1-131, Мгинское (южная часть) кв.1-196, Пелловское кв.1-85, Березовское (северная часть) кв.1-174, Березовское(южная часть) кв.1-157, Войбокальское (северная часть) кв.1-51, 53-125, Войбокальское (южная часть) кв.126-217, Вагановское кв.1-132, Всеволожское кв.1-207, Морозовское кв.1-71, 72(часть),73-190, Чернореченское кв.147-289, Невское кв.1, 2, 3 (часть), 4(часть), 5(часть),6,7(часть),8(часть),9 (часть), 10-34,54-146,290,Шумское кв.4-38,41-43,101, 104-115,119-121, 125,130-132, 208,216-224,301,307,308,311-316,402-404,406,409, 410,420,421, Всеволожское сельское кв.1-11,15-32,34-57, 101-104

является собственностью Российской Федерации (регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ), относится к категории земель: земли лесного фонда, границы земельного участка в соответствии с земельным законодательством не установлены; части земельного участка переданы по договорам аренды.

Согласно выписке из государственного лесного реестра от ДД.ММ.ГГГГ, представленных таксационных описаний и выписок из лесоустроительных планшетов, на государственном учете в государственном лесном реестре состоит лесной участок расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Всеволожское лесничество, Всеволожское сельское лесничество, квартал №20(выделы15, 25), квартал №21 (выдел29), квартал №25(выделы 2,3,28), квартал №26 (выделы 17, 19, 20, 21,27), квартал №27 (выделы 12, 13, 15.16, 17, 18, 19); Ройкинское участковое лесничество квартал №58 (выделы 11,12,13,14), квартал №81 (выделы 1, 4, 26, 28, 29, 30, 37, 38, 43, 44, 46, 47, 48, 49), квартал №107(выделы 7, 13, 21), квартал №111(выделы 5, 7, 8, 9, 10); Агалатовское участковое лесничество квартал №79(выделы 3, 24, 25, 26); Кавголовское участковое лесничество квартал №58 (выделы 5, 6, 9). Целевое назначение лесов: защитные леса.

Установлено, что постановлением старшего следователя Следственного комитета Российской Федерации по Ленинградской области от 14 декабря 2017 года в связи с тем, что в период с 2011 по 2015 год неустановленные лица из числа руководящих сотрудников администрации муниципального образования Лесколовское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области, находясь по адресу: <адрес>, действуя умышленно вопреки действующему законодательству, совершили последовательные и целенаправленные противоправные действия по включению в разработанный генеральный план Всеволожского муниципального района земельных участков, относящихся к категории государственного лесного фонда Российской Федерации, возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.286 УК РФ в отношении неустановленных лиц, с присвоением уголовному делу .

По сообщению представителя административного ответчика совета депутатов муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 19.07.2018 подлинник генерального плана поселения изъят в рамках указанного уголовного дела, что подтверждено приложенной к сообщению копией протокола обыска (выемки) от ДД.ММ.ГГГГ.

Названным представителем в суд представлен генеральный план муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области. утвержденный решением названного совета депутатов от 25.12.2014 №33 на электронном носителе с указанием того, что в электронном виде генеральный план поселения размещен на официальном сайте поселения(www.лесколовское.рф(ссылка http://лесколовское.рф?cat=79).

Соответственно, судом при рассмотрении административного дела исследован генеральный план муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области на электронном носителе, а также часть материалов по обоснованию, представленная на бумажном носителе.

Так, в таблице 2.1.6.1 общей пояснительной записке книга 1 тома II (Материалы по обоснованию проекта генерального плана муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области) указаны земли, имеющие двойной учет- по свидетельству о праве собственности Российской Федерации на лесные участки-земли лесного фонда, по данным ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области-земли сельхозназначения, населенных пунктов и т.д.(стр.16-20).

На страницах 30-31 общей пояснительной записки книга 1 том II Материалы по обоснованию проекта генерального плана муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области) также отражено, что по целевому назначению земли Лесколовского сельского поселения, в том числе включают земли лесного фонда: леса, относящиеся к Агалатовскому, Ройкинскому и Кавголовскому участковым лесничествам Приозерского лесничества, к Всеволожскому участковому лесничеству(общая площадь земель лесного фонда -8913,26 га или 53.78%).

На страницах 62-64. 76-77 общей пояснительной записки книга 1 том II Материалы по обоснованию проекта генерального плана муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области) отражены предложения о переводе 42,55 земель лесного фонда в земли других категорий с представлением перечня участков лесного фонда, которые предполагается перевести в земли других категорий, а именно: в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи и радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов.

При этом, согласно таблицы 4.1.2.6.1 общей пояснительной записки (книга 1 том II Материалы по обоснованию проекта генерального плана муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области) в категорию земель населенных пунктов предлагалось перевести только земли сельскохозяйственных угодий, земли для ведения садоводства и дачного хозяйства(стр.65-67).

В таблице отражающей технико-экономические показатели в целом по муниципальному образованию указано, что в земли поселения входят также земли лесного фонда общей площадью 8913,26 га (с оговоркой о том, что 1147, 30 га-земли имеющие двойной учет-по свидетельству о праве собственности Российской Федерации на лесные участки-земли лесного фонда, по данным ФГБУ «ФКП Росреестра» Ленинградской области-земли сельскохозяйственного назначения, и изменение целевого назначения(функционального использования) которых возможно только при наличии судебного решения об отнесении участков к определенной категории земель (стр.177).

В книге 2 тома II (Материалы по обоснованию проекта генерального плана муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области) содержатся, в том числе схемы планируемых границ населенных пунктов поселения, в которых кроме границ населенных пунктов нанесена на схемы штриховка красными линиями. Согласно пояснениям на схемах штриховка красными линиями обозначает земли, на которых планируемое назначение (функциональное использование) возможно только при наличии судебного решения об отнесении участков к определенной категории земель.

При этом, как следует из приведенных схем ГП-10-ГП-21 в ряде случаев, штриховка красными линиями нанесена на части территорий земель населенных пунктов(Аньялово, Нижние Осельки, Верхние Осельки, Лесколово, пос.ст.Осельки, Лехтуси, Хиттолово).

В Положении о территориальном планировании (том1 книга 1 генерального плана муниципального образования «Лесколовское сельское поселение») отражена общая площадь земель лесного фонда, расположенных в границах поселения-8913,26 га с оговоркой о том, что 1147,30 га –земли, имеющие двойной учет- по свидетельству о праве собственности РФ на лесные участки-земли лесного фонда, по данным ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области –земли сельскохозяйственного назначения, изменение целевого назначения (функционального использования) которых возможно только при наличии судебного решения об отнесении участков к определенной категории земель.

В Положении о территориальной планировании (том 1 книга 1 генерального плана муниципального образования «Лесколовоское сельское поселение») не имеется указания о включении в границы населенных пунктов поселения участков земель лесного фонда Российской Федерации.

В книге 2 тома 1 генерального плана муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области приведены, в том числе схемы с отражением границ населенных пунктов поселения (ГП-10-ГП-21), на данных схемах также имеется штриховка, нанесенная красными линиями. Согласно обозначениям на схемах красная штриховка отражает земли, на которых планируемое назначение (функциональное использование) возможно только при наличии судебного решения об отнесении участков к определенной категории земель.

Из названных схем следует, что штриховка красными линиями нанесена на части территорий земель населенных пунктов(Аньялово, Нижние Осельки, Верхние Осельки, Лесколово, пос.ст.Осельки, Лехтуси, Хиттолово).

25 декабря 2012 года комитетом по природным ресурсам Ленинградской области было выдано заключение об отказе в согласовании проекта генерального плана муниципального образования Лесколовское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области и по тем основаниям, что на схемах земли Всеволожского сельского участкового лесничества Кировского лесничества показаны как земли сельскохозяйственного назначения, хотя на них зарегистрировано право собственности Российской Федерации как на земли лесного фонда (свидетельство о праве собственности Российской Федерации на лесной участок Кировского лесничества от 08.04.2011 №47-АБ264166); в проекте недостаточно обоснований для перевода 110,89 га земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов. В заключении указано, что в соответствии со ст.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в тех случаях, когда проекты генеральных планов предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, они должны согласовываться в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заключении также отражено, что Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет рассмотрение проектов генеральных планов поселений и подготовку заключений в пределах своей компетенции.

По результатам заседания согласительной комиссии по урегулированию разногласий, послуживших основанием для подготовки правительством Ленинградской области заключения о несогласии с проектом генерального плана муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области 22.07.2014 проект названного генерального плана согласован(протокол №3).

Как следует из протокола заседания согласительной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ на данном заседании присутствовал представитель комитета по природным ресурсам Ленинградской области К., который пояснил, что принципиальных замечаний по проекту не имеется, осталось внести технические правки и предоставить диск с конечной версией. После чего комитет согласует проект генерального плана.

На совещании по вопросу утверждения генерального плана Лесколовского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 21.08.2014 было рекомендовано исключить из проекта генерального плана Лесколовского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области предложения о включении земель сельскохозяйственного назначения в границы населенных пунктов(за исключением предложений о включении 94,02 га в дер.Хиттолово, 27,1 га в дер.Лесколово, 29,21 га в дер.Хиттолово)(пункт 1 протокола); главе администрации Лесколовского сельского поселения рекомендовано не направлять проект генерального плана на утверждение в совет депутатов поселения без внесения изменений в соответствии с пунктом 1 протокола.

Установлено, что советом депутатов муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области проект генерального плана поселения направлялся на согласование в Министерство регионального развития Российской Федерации.

Так, в письме от ДД.ММ.ГГГГ подписанным заместителем руководителя Федерального агентства лесного хозяйства указано, что Федеральное агентство лесного хозяйства рассмотрело проект генерального плана муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области. Так как проектом не предусмотрено увеличение границ земель населенных пунктов за счет земель лесного фонда, то Рослесхоз согласовывает проект генерального плана муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

Как следует из письма директора Департамента стратегического развития и государственной политики в сфере территориального планирования Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.06.2013 в адрес главы администрации муниципального образования Лесколовское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области было направлено письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.04.2013 об отказе в согласовании и необходимости доработки проекта генерального плана муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

28 апреля 2014 года главой администрации муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области директору департамента стратегического планирования министерства регионального развития Российской Федерации были направлены с сопроводительным письмом материалы проекта генерального плана муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (на электронном носителе). В качестве приложений направленных на электронном носителе поименованы:

проект генерального плана(том 1 книга 1 Положение о территориальном планировании; том 1 книга 2 Схемы);

материалы по обоснованию проекта генерального плана (том 2 книга 1 Общая пояснительная записка; том 2 книга 2 схемы; том 2 книга 3 исходно-разрешительная документация; том 3 книга 1 Инженерное обеспечение территории; том 3 книга 2 Оценка природных ресурсов и санитарно-экологическое обоснование территории; том 4Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны.Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; том 5 Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности;);

удостоверяющий лист. Справка о внесении изменений.

Врио директора Департамента планирования территориального развития Министерства экономического развития Российской Федерации в ответах на запросы суда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что информация о поступлении на согласование проекта генерального плана муниципального образования Лесколовское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области в Минрегион России в Минэкономразвития России отсутствует. В Департаменте также отсутствует информация относительно проведения процедуры согласования названного проекта с Минрегионом России, в том числе информация о направлении Минрегионом России сводного заключения. Не имеется сведений о получении Минрегионом России письма Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ и письма главы администрации муниципального образования Лесколовское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ.

В письме директора филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от ДД.ММ.ГГГГ указано о представлении данных, полученных в результате графического совмещения материалов лесоустройства с границами в том числе муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области9выполнено с погрешностью в связи с отуствием координат границ земель населенных пунктов).В письме отражено, что для совмещения материалов лесоустройства с границами земель населенных пунктов филиал ФГБУ «РОСЛЕСИНФОРГ» использовал границы, определенные чертежом генерального плана Лесколовского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области размещенного на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». К данному письму приложены, в том числе: перечень кварталов Лесколовского сельского поселения; схемы совмещения материалов лесоустройства с границами Лесколовского сельского поселения(11 шт.). В качестве исполнителя указан К

К данному письму приложены фрагменты карт, в которых указаны результаты наложений материалов лесоустройства на границы населенных пунктов муниципального образования Лесколовское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области (Аньялово, Верхние Осельки, Гапсары, Осельки, Рохма, Кискелово, Нижние Осельки, Лехтуси, пос.ст.Осельки, Лесколово, Хиттолово) с результирующей таблицей.

Из данной таблицы следует, что в границы нижеперечисленных населенных пунктов включены соответствующие лесные участки:

Д.Аньялово- Всеволожское сельское уч.лесничество, квартал 20 (выделы 15ч, 25ч);

Д.Верхние осельки- Ройкинское уч.лесничество, квартал 58 (выделы 11ч, 12ч,13.14);

Д.Лесколово- Ройкинское уч.лесничество, квартал 81 (выделы1ч,4ч, 26ч, 28ч, 29, 30, 37ч, 38ч, 43ч, 44ч, 46, 47, 48ч, 49);

Д.Лехтуси- Всеволожское сельское уч.лесничество, квартал 21(выделы 29ч);

Д.Нижние Осельки –Агалатовское уч.лесничество, квартал 79(выделы 3ч, 24ч, 25, 26ч);

Д.Хиттолово- Ройкинское уч. лесничество, кварталы 107 (выделы7ч, 13ч, 21ч); 111(выделы 5ч, 7ч, 8ч, 9ч, 10); Кавголовоское уч.лесничество, квартал 58 (выделы 5ч, 6ч, 9ч); Всеволожское сельское уч.лесничество, кварталы 25 (выделы 2ч. 3ч, 28); 26(выделы 17ч, 19, 20, 21, 27); 27 (выделы 12ч, 13ч, 15ч. 16, 17, 18ч, 19ч).

Допрошенный в качестве свидетеля К показал, что он является сотрудником филиала ФГБУ «Рослесинфорг». Названным учреждением по заданию была проведена работа по картографическому наложению материалов лесоустройства на границы, определенные генеральным планом муниципального образования Лесколовское сельское поселение, представленные на сайте поселения. Участки лесничеств отмечены штриховкой, цветовое обозначение взято из генерального плана. В результате выявлено, что имеется наложение границ населенных пунктов на материалы лесоустройства, что и отражено в ответе и в приложениях к ответу.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля М показал, что являлся разработчиком проект генерального плана муниципального образования Лесколовское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области. Проект разрабатывал на основании представленных администрацией муниципального образования документов с учетом переданных пожеланий. При наличии замечаний создавались согласительные комиссии. Так, у комитета по природопользованию имелось замечание о том, что часть территории, которая в проекте была указана как земли сельхозназначения, у них числится как земли Рослесфонда. Договорились, что территория двойного учета будет отражена в проекте, что и сделал, указав штриховкой границы территорий, которые в комитете числятся как территории Рослесфонда. При этом в сноске указано, что окончательный итог касательно принадлежности данных земель нужно получать в судебном порядке, либо при отказе Рослесхоза от прав на указанные территории. Комитет по природопользованию дал согласие, и генплан был согласован. Была сделана штриховка на чертеже, которая сохранила цвет функциональной направленности, но спорный правовой статус показан штриховкой и в сноске указано, что имеются разногласия. Генплан разрабатывается для перспективы развития на 20 лет, полагал, неопределённый статус (в данной части) не противоречит его принятию.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт был принят уполномоченным органом в рамках предоставленных полномочий и в установленной форме.

Суд также отмечает, что ни в материалах по обоснованию проекта генерального плана поселения, ни в генеральном плане поселения (в текстовой части) не было указано о включении части земель лесного фонда Российской Федерации в границы населенных пунктов поселения.

Однако, как следует из письма ФГБУ «РОСЛЕСИНФОРГ» от ДД.ММ.ГГГГ, приложенных к нему материалов, показаний свидетеля К, возражений представителя филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области часть земельного участка земель лесного фонда Российской Федерации генеральным планом муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (картографическими материалами) оказались включенными в границы населенных пунктов.

Таким образом, в нарушение п.7 ч.7 ст.23 Градостроительного кодекса Российской Федерации в материалах по обоснованию проекта генерального плана(являются составной частью генерального плана) не было отражено о предполагаемом включении в границы населенных пунктов поселения участков лесного фонда Российской Федерации.

Соответственно, при согласовании проекта генерального плана поселения письмом от 16.01.2013 Рослесхоз исходил из того, что названный проект генерального плана не предусматривает увеличение границ земель населенных пунктов за счет земель лесного фонда.

Таким образом, проект генерального плана поселения с указанием о включении в границы населенных пунктов поселения участков лесного фонда Российской Федерации в нарушение ч.8 ст.24, п.2 ч.1 ст.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации на согласование не направлялся, соответствующее заключение получено не было, что является существенным нарушением порядка подготовки поименованного документа территориального планирования.

Анализируя в системном единстве положения ст.ст.8, 11 Федерального закона от 22.12.2004 №172-ФЗ, п.2 ч.1 ст.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п.п.1, 5.4.2 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №736(с учетом пункта 4 названного Постановления), пунктов 2.1-2.4 Порядка, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.02.2012 №69, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленные в Постановлении от 09.01.1998 №1-П, суд считает, что наличие письма Рослесхоза от 16.01.2013 не может свидетельствовать о соблюдении процедуры согласования проекта генерального плана, предусмотренной приведенным выше федеральным законодательством, так как несмотря на фактическое включение в границы населенных пунктов участков лесного фонда Российской Федерации(в графической части генерального плана), в текстовой части проекта генерального плана (и генерального плана) не было отражено о включении поименованных участков лесного фонда Российской Федерации в границы населенных пунктов.

Также, как следует из материалов дела, откорректированный проект генерального плана муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области был направлен в Министерство регионального развития Российской Федерации 28.04.2014, однако в нарушение ст.62 КАС РФ каких-либо доказательств, подтверждающих, что данный откорректированный проект генерального плана поселения направлялся для согласования в Рослесхоз, не представлено.

Кроме этого, статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, установившей содержание генерального плана поселения, не предусмотрена возможность при утверждении генерального плана при установлении границ населенного пункта оставлять неразрешенным вопрос о статусе какой-либо территории, равно как не предусмотрена и возможность нанесения дополнительных знаков и отметок относительно спорных территорий на картографических материалах генерального плана, что по существу может привести к неопределенности при применении положений генерального плана.

В связи с этим, наличие штриховки с красными линиями на схемах с указанием границ населенных пунктов генерального плана поселения (ГП-10-ГП-21), а также ссылки в генеральном плане на наличие земель «двойного учета» не может быть признано соответствующим требованиям ст.23 Градостроительного кодекса Российской Федерации и может привести к неоднозначному толкованию при применении положений генерального плана поселения.

В соответствии же с разъяснениями, содержащимися в п.25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Следовательно, нормативный правовой акт в оспариваемой части принят с нарушением требований, предусмотренных ст.23, п.2 ч.1 ст.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п.п.1, 5.4.2 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №736(с учетом пункта 4 названного Постановления), пунктов 2.1-2.4 Порядка, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.02.2012, допускает неоднозначное толкование при его применении и по изложенным основаниям, подлежит признанию недействующим в оспариваемой части.

Так как оспариваемый нормативный правовой акт применялся, то с учетом положений ст.215 КАС РФ суд считает, что решение от 25.12.2014 №33(в оспариваемой части) подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд не может согласиться с обоснованностью возражений административного ответчика и заинтересованного лица, как основанных на неверном толковании приведенных федеральных норм в данной сфере правового регулирования и не учитывающих фактическое содержание генерального плана поселения.

Суд также считает, что решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 21.12.2016 по административному делу №2а-400/2016, а также представленные судебные акты по арбитражным делам, рассмотренным Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области не имеют правового значения для рассмотрения в рамках настоящего административного дела требования Рослесхоза об оспаривании решения от 25.12.2014 №33(в части), так как в рамках указанных дел рассматривались иные требования.

Соответственно выводы, сделанные судами при рассмотрении приведенных дел не влияют на оценку правомерности решения совета депутатов муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 25.12.2014 №33(в оспариваемой части) в рамках настоящего административного дела.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства(Рослесхоза), удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение совета депутатов муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 25 декабря 2014 года №33 «Об утверждении генерального плана муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в части включения в границы населенных пунктов поселения лесных участков в следующих кварталах: 20 (выделы 15ч., 25 ч), 21(выдел 29ч), 25 (выделы 2ч, 3ч, 28), 26 (выделы 17ч, 19, 20, 21, 27), 27 (выделы 12ч, 13ч, 15ч, 16, 17, 18ч, 19ч) Всеволожского сельского участкового лесничества, 58 (выделы11ч, 12ч, 13, 14), 81 (выделы 1ч, 4ч. 26ч, 28ч, 29, 30, 37ч, 38ч, 43ч, 44ч, 46, 47, 48ч, 49), 107 (выделы 7ч, 13ч, 21ч), 111(выделы 5ч, 7ч, 8ч, 9ч, 10) Ройкинского участкового лесничества, 79 (выделы 3ч, 24ч, 25, 26ч) Агалатовского участкового лесничества, 58 (5ч, 6ч, 9ч) Кавголовского участкового лесничества Всеволожского лесничества Ленинградской области.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании совета депутатов муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области».

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ленинградский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Е.Морозкова

Решение в окончательной форме изготовлено 16 августа 2018 года