ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-991/20 от 30.09.2020 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Дело № 3а-991/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 сентября 2020 г. г. Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

судьи Санниковой С.А.,

при секретаре Долженко В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Графовой < Ф.И.О. >9 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и об определении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,

установил:

административный истец обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№..> в размере его рыночной стоимости 5961000 руб., определенной на основании отчета об оценке от 22 мая 2020 года № ОЦ-035/20, выполненным ИП ФИО1

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что она является арендатором земельного участка, в отношении которого заявлены административные исковые требования, и считает, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости данного земельного участка являются неверными и нарушают ее права, так как ведут к необоснованному увеличению размера арендных платежей.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 - ФИО3, действующий на основании доверенности, уточнил исковые требования и просил установить кадастровую стоимость земельного участка, принадлежащего ФИО2, в размерах, определенных в заключении судебной экспертизы.

Представитель административного ответчика – Департамента имущественных отношений Краснодарского края ФИО4, действующая на основании доверенности, просила вынести по делу законное и обоснованное решение.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе с учетом положений частей 8-9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), ходатайств относительно рассмотрения дела в их отсутствие, а также заявлений, содержащих указания на причины неявки, суду не представили.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика Департамента имущественных отношений Краснодарского края, допросив судебного эксперта ФИО5, исследовав представленные доказательства и материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.

Из материалов дела следует, что административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером <№..> площадью 2 167 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках, договором аренды земельного участка от 10 января 2019 года. Как следует из представленных материалов, размер арендных платежей за пользование земельным участком рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости. Таким образом, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость указанного объекта.

В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость спорного земельного участка определена уполномоченным органом по состоянию на 1 января 2016 года в размере 12502853, 22 руб.

Суд, рассматривая вопрос о дате определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, исходит из того, что лица, участвующие в деле, не оспаривали это обстоятельство, не представили суду доказательств наличия иных дат определения кадастровой стоимости, в связи с чем суд считает 1 января 2016 года верной датой определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта о кадастровой стоимости.

Согласно данным отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка от 22 мая 2020 года № ОЦ-035/20, выполненным ИП ФИО1 рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на дату определения кадастровой стоимости (на 1 января 2016 года) составляет 5951 000 руб.

Учитывая, что между результатами определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и выводами указанного отчета об оценке имелись существенные различия, определением суда от 15 июля 2020 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объекта недвижимости.

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 27 июля 2020 года, выполненной экспертом ООО «Кадастр и Оценка» ФИО5, рыночная стоимость объекта недвижимости на дату определения его кадастровой стоимости составила 6012059,79 руб.

Заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также не противоречит положениям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральным стандартам оценки. В ходе судебного разбирательства представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы эксперта не опровергнуты. Ошибки при производстве арифметических расчетов не выявлено, достоверность данных расчетов лицами, участвующими в деле, также не оспаривается.

Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьёй 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, экспертное заключение содержит соответствующую расписку эксперта.

Суд, исследовав заключение судебной оценочной экспертизы, оценив по правилам, установленным статьей 84 КАС РФ, пришел к выводу, что оснований сомневаться в объективности выводов эксперта не имеется, заключение является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определённую по состоянию на дату его кадастровой оценки. Само заключение экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы, на основании этого исследования даны ответы на поставленные перед экспертом вопросы.

Экспертом при оценке объекта недвижимости был применен только один возможный сравнительный подход к оценке рыночной стоимости, так как он наиболее полно и точно отражает действительную рыночную стоимость объекта экспертизы, информация об аналогичных объектах получена из достоверных источников. Сравнительный подход - это совокупность методов оценки стоимости объектов, основанных на сравнении исследуемых объектов с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок, либо предложения. Он основан на принципе, согласно которому осведомленный покупатель не заплатит за собственность больше, чем цену приобретения другой собственности, имеющей равную полезность. Сравнительный подход основывается на предпосылке, что субъекты на рынке осуществляют сделки по аналогии, то есть основывается на информации о сходных сделках или предложениях. Обоснование отказа от применения затратного и доходного подходов экспертом приведено.

Применяемые в заключении эксперта корректировки введены на основании обобщенных аналогичных данных, отражающих зависимость стоимости каждого объекта от ряда актуальных факторов. В заключении эксперта приняты скидка на торг, вид права, корректировки на дату предложения/сделки, на размер площади и т.д.

Заключение эксперта не допускает неоднозначного толкования, в нем изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки. Информация об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, подтверждена. Состав и последовательность представленных в заключении материалов и описание процесса оценки позволяет полностью воспроизвести расчет стоимости. Расчеты произведены в рамках используемого подхода и позволяют объективно определить стоимость объекта оценки по состоянию на 1 января 2016 года, что также подтверждается пояснениями эксперта ФИО5, данными им в судебном заседании.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что заключение экспертизы в отношении спорного объекта недвижимости является объективным и полным, выводы заключения обоснованны и последовательны, а установленный судебным экспертом размер рыночной стоимости объекта недвижимости является достоверным.

Суд также считает необходимым отметить, что отчет об оценке, выполненный индивидуальным предпринимателем ФИО1, получен во внесудебном порядке, на основании договора об оказании услуг, заказчиками по которому выступил административный истец. Лицо, выступившее в качестве оценщика при составлении данного отчета, не предупреждалось об уголовно ответственности за недостоверность информации, изложенной в отчете. При этом судебный эксперт, как указано выше, предупреждался судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Таким образом суд полагает, что кадастровая стоимость спорного земельного участка подлежит установлению в размере его рыночной стоимости, указанной в заключении судебной экспертизы. Административным истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости его рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности административного истца, как арендатора данного объекта недвижимости.

На основании изложенного, учитывая объем заявленных требований и установленные факты, суд считает подлежащими удовлетворению требования административного иска об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной согласно выводам судебной оценочной экспертизы.

Установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

На основании положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Рассматриваемый административный иск поступил в суд 18 июня 2020 года, сведений об обращении административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю материалы дела не содержат, в связи с чем, датой подачи заявления следует считать 18 июня 2020 года.

Руководствуясь статьями 175-180, 245-249 КАС РФ, суд

решил:

административный иск Графовой < Ф.И.О. >10 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и об определении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№..> площадью 2 167 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 6012059,79 (шесть миллионов двенадцать тысяч пятьдесят девять) рублей 79 копеек.

Датой подачи заявления о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№..> считать 18 июня 2020 года.

Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№..>.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 7 октября 2020 года.

Судья: