ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-992/2021 от 28.06.2021 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 3а-992/2021

УИД 23OS0000-01-2021-000329-97

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июня 2021 года город Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

судьи Аняновой О.П.

при секретаре

судебного заседания Масюк А.К.

с участием прокурора Майборода О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Васильевой Е. В. о признании нормативных правовых актов не действующими в части,

установил:

Васильева Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением в котором с учетом уточнения требований просит признать не действующими с момента принятия:

пункт 1 решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик № 327 от 18 декабря 2020 года «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 года № 466 «Об утверждении правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик» (далее -Правила землепользования и застройки; Решение № 327) в части утверждения подпункта 18.1 пункта 18 статьи 15 «Градостроительный регламент зоны парков, имеющих природоохранное значение (Р-2)» исключающей разрешенный вид использования земельного участка – «Отдых (рекреация)», предусмотренный пунктом 1 «Перечень основных видов разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков» статьи 37 «Правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик» (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 24 октября 2019 года № 178), в границах земельных участков с кадастровыми номерами <№...> и <№...>;

пункт 1 решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик № 327 от 18 декабря 2020 года «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 года № 466 «Об утверждении правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик» в части утверждения подпункта 18.3 пункта 18 статьи 15 «Градостроительный регламент зоны парков, имеющих природоохранное значение (Р-2)» устанавливающий предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства зоны Р-2, в части предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: максимальное количество надземных этажей - 1; максимальная высота здания - 3 метра; в границах земельных участков с кадастровыми номерами <№...> и <№...>.

В обоснование требований ссылается на то, что ей на праве долгосрочной аренды (по 23 декабря 2057 года) принадлежат находящиеся в государственной собственности (собственность РФ) земельные участки с кадастровыми номерами <№...> и <№...>, расположенные по адресу: Краснодарский край, Геленджикское лесничество, участковое лесничество Кабардинское, квартал 70а (часть выдела 51), вид разрешенного использования: осуществление рекреационной деятельности. На вышеуказанных земельных участках расположены объекты попутного бытового обслуживания, представляющие собой единый 2-х этажный объект общей площадью 242,4 кв.м, размерами 12 м*20,2 м.

Согласно Правилам землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденным решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 года № 466 (далее - Решение 466), земельные участки с кадастровыми номерами <№...>, <№...> расположены в территориальной зоне Р-2 - зона парков, имеющих природоохранное значение.

В соответствии с частью 1 «Перечень основных видов использования объектов капитального строительства и земельных участков» статьи 37 Правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 24 октября 2019 года № 178, далее - Решение № 178) применительно к зоне Р-2 (зона парков, имеющих природоохранное значение) был установлен основной вид разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков – «Отдых (рекреация)», частью 3 этой же статьи предусматривались предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства среди которых: максимальное количество этажей - 2, максимальная высота здания - 8 метров.

18 декабря 2020 года решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик № 327 в решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 года № 466 «Об утверждении правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик» (в редакции Решения № 178) были внесены изменения, согласно которым из территориальной зоны Р-2 был исключен основной вид разрешенного использования – «Отдых (рекреация)», а также установлены следующие предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: максимальное количество этажей - 1, максимальная высота здания - 3 метра.

Административный истец со ссылкой на содержание подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 1, частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указывая, что разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке, настаивает на том, что в результате внесенных Решением № 327 изменений в Правила землепользования и застройки (в редакции Решения № 178), выразившихся в исключении из территориальной зоны Р-2 основного вида разрешенного использования – «Отдых (рекреация)», были существенно нарушены его права, предусмотренные статьей 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, исключающие возможность использования земельного участка в соответствии с целевым назначением, ранее действующими предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и долгосрочным договором аренды.

В судебное заседание не явилась административный истец – Васильева Е.В., извещена надлежащим образом о месте и времени судебного заседания 15 июня 2021 года посредством почтового отправления (ШПИ <№...>).

Представитель Васильевой Е.В. - Серкин И.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении административного иска по приведенным в нем доводам.

Полномочия Думы муниципального образования город-курорт Геленджик на принятие соответствующего нормативного правового акта, соблюдение порядка его принятия и публикации административный истец не оспаривает.

Представители Думы муниципального образования город-курорт Геленджик Кизириди К.С., администрации муниципального образования город-курорт Геленджик Дунько А.В., возражали против удовлетворения административного иска, утверждая, что оспариваемые в части нормативные правовые акты не противоречат действующему законодательству и не нарушают права административного истца.

Прокурор Майборода О.В. в заключении указала, что требования законодательства при принятии оспариваемых в части нормативных правовых актов соблюдены.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска и возражений, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), при рассмотрении настоящего административного дела суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 КАС РФ, в полном объеме.

Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 года № 466 утверждены Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Геленджик.

Оспариваемым решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 18 декабря 2020 года № 327 в вышеназванные Правила (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 24 октября 2019 года № 178) внесены изменения согласно приложениям № 1 - 19.

Проверяя полномочия Думы муниципального образования город-курорт Геленджик на принятие оспариваемого нормативного правового акта, соблюдение порядка его принятия и публикации, суд исходит из следующего.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному кодексу (статья 3 ГрК РФ).

Как следует из пункта 8 статьи 1 ГрК РФ, правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ), пункту 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальное образование город-курорт Геленджик наделено статусом городского округа (Закон Краснодарского края от 10 марта 2004 года № 668-КЗ «Об установлении границ муниципального образования город-курорт Геленджик и наделении его статусом городского округа»).

В соответствии с частью 1 статьи 7, пунктом 12 части 2 статьи 27 Устава муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденного решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 3 июля 2017 года № 614, Дума муниципального образования город-курорт Геленджик является представительным органом муниципального образования, к полномочиям которого относится утверждение правил землепользования и застройки.

Таким образом, оспариваемый нормативно-правовой акт принят органом местного самоуправления, имеющим полномочия на его принятие.

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ и включает, в том числе, проведение комиссией по подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (части 12, 13, 14 статьи 31 ГрК РФ).

Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).

Из представленных в материалы дела доказательств судом установлено, что вышеприведенные правовые нормы при принятии оспариваемых нормативных правовых актов соблюдены.

28 апреля 2020 года администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик принято постановление № 745 «О подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденные решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 года № 466 (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 24 октября 2019 года № 178)».

19 августа 2020 года администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик вынесено постановление № 1577 «О назначении публичных слушаний по проекту о внесении изменений в правила землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденные решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 года № 466 (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 24 октября 2019 года № 178)».

Комиссией по подготовке правил землепользования и застройки проведены публичные слушания по вопросу внесения изменений в правила землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденные решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 года № 466 (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 24 октября 2019 года № 178)», о чем 5 ноября 2020 года составлены итоговый протокол и заключение о результатах таких публичных слушаний.

Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик № 327 от 18 декабря 2020 года «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 года № 466 «Об утверждении правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик» были внесены изменения в правила землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик.

Таким образом, порядок принятия оспариваемого в части нормативного правового акта суд полагает соблюденным.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования.

В силу положений частей 3, 4, 5 статьи 75 Устава муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденного решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 3 июля 2017 года № 614, муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование город-курорт Геленджик, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Органы местного самоуправления, их должностные лица обеспечивают возможность ознакомления граждан, проживающих на территории муниципального образования город-курорт Геленджик, с муниципальными правовыми актами, соглашениями, заключенными между органами местного самоуправления, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в муниципальном образовании город-курорт Геленджик. Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления муниципального образования город-курорт Геленджик вправе также использовать сетевое издание.

В соответствии с Перечнем средств массовой информации, в которых осуществляется обязательная публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 3 декабря 2002 года № 1369, газета «Прибой» определена в качестве средства массовой информации, в котором на территории муниципального образования город-курорт Геленджик обязательна публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений.

Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 29 ноября 2019 года № 182 печатное средство массовой информации «Официальный вестник органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Геленджик» определено в качестве средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Геленджик, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования город-курорт Геленджик официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации, обязательное опубликование которой в официальном печатном издании предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.

Из представленных административными ответчиками письменных доказательств судом установлено, что вышеприведенные требования при принятии оспариваемого нормативного правового акта соблюдены в полном объеме.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят полномочным органом с соблюдением порядка принятия и опубликования такого акта.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемой части нормативного правового акта имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам, суд пришел к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами <№...>, <№...> расположенные по адресу: <Адрес...> находятся в государственной собственности Российской Федерации и были предоставлены административному истцу во временное пользование в составе земель лесного фонда на основании договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности <№...> и <№...> от 17 марта 2014 года для рекреационной деятельности.

Как подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (имеющимися в деле), указанные земельные участки относятся к категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: осуществление рекреационной деятельности.

Согласно генеральному плану муниципального образования город-курорт Геленджик - городского округа, утвержденному решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 2 ноября 2016 года № 498, земельные участки с кадастровыми номерами <№...>, <№...>, включены в реестр земельных участков, отнесенных в городскому парку, и расположены в функциональной зоне общественных пространств и зеленых насаждений общего пользования.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 года № 466, указанные земельные участки относятся к территориальной зоне парков, имеющих природоохранное значение (Р-2).

В актуальной редакции названные Правила (вследствие принятия оспариваемого в части нормативного правового акта) предусматривают в качестве основных видов разрешенного использования следующие виды: парки культуры и отдыха, амбулаторно-поликлиническое обслуживание, земельные участки (территории) общего пользования (улично-дорожная сеть, благоустройство территории), коммунальное обслуживание (предоставление коммунальных услуг, административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг), гидротехнические сооружения, водный транспорт.

Ранее согласно правилам землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 года № 466 (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 21 октября 2019 года № 178), градостроительный регламент зоны Р-2 включал наименование вида разрешенного использования земельного участка - «Отдых (рекреация)». При этом, к указанному наименованию вида разрешенного использования были отнесены: парковые павильоны, объекты общественного питания вместимостью не более 50 мест, культурно-досуговые центры, летние (открытые) кинотеатры и эстрады, развлекательные павильоны, здания и сооружения для обеспечения эксплуатации парка (уборки мусора, работы с зелеными насаждениями и т.п.), пункты оказания первой медицинской помощи, здания и сооружения для размещения органов охраны правопорядка, туалет.

В силу положений части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

1 сентября 2014 года приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» был утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - Классификатор).

Согласно части 12 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2021 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.

В целях приведения Правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик в соответствие с Классификатором администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик в 2020 году была организована процедура внесения изменений в Правила землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик, результатом осуществления которой явилось принятие оспариваемого в части акта.

Согласно Классификатору (в настоящее время утратившему силу, действует приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков»), вид разрешенного использования земельного участка «отдых/рекреация» (код 5.0) включал следующие виды разрешенного использования земельных участков: спорт (5.1), природно-познавательный туризм (5.2), охота и рыбалка (5.3), причалы для маломерных судов (5.4), поля для гольфа или конных прогулок (5.5). Согласно действующему классификатору наименование вида разрешенного использования земельных участков «Отдых (рекреация)» включает обустройство мест для занятия спортом, физической культурой, пешими или верховыми прогулками, отдыха и туризма, наблюдения за природой, пикников, охоты, рыбалки и иной деятельности; создание и уход за городскими лесами, скверами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также обустройство мест отдыха в них (содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 5.1 - 5.5). Что касается описания такого вида разрешенного использования как «размещение парков культуры и отдыха», то данный вид разрешенного использования (как по актуальному классификатору, так и по действовавшему на момент принятия оспариваемого в части акта) относится к паркам культуры и отдыха (3.6.2).

До внесения изменений в Правила землепользования и застройки путем принятия оспариваемого в части нормативного акта градостроительный регламент территориальной зоны Р-2 хотя формально и включал наименование вида разрешенного использования «Отдых (рекреация)», но отнесенные к этому наименованию конкретные виды разрешенного использования земельных участков не соответствовали описанию этого наименования вида разрешенного использования, предусмотренному классификатором (как утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540, так и утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года № П/0412).

Путем принятия оспариваемого в части нормативного акта виды разрешенного использования земельных участков территориальной зоны Р-2 по своему описанию и конкретному содержанию были соотнесены с наименованиями видов разрешенного использования, предусмотренными Классификатором с учетом предназначения территориальной зоны как зоны парков, имеющих природоохранное значение.

Назначением территориальной зоны Р-2 также обусловлено и установление для нее оспариваемых по делу параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: максимальное количество надземных этажей - 1; максимальная высота здания - 3 метра.

Положения статьи 83 ЗК РФ, регулирующие вопросы, касающиеся понятия земель населенных пунктов и понятия их границ, не исключают наличия в пределах границ населенных пунктов особо охраняемых природных территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное значение.

Согласно пункту 10 статьи 85 ЗК РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 указанного кодекса, регламентирующими статус земель особо охраняемых территорий и объектов, включая в состав таких земель и земли особо охраняемых природных территорий.

Аналогичные положения закреплены в части 12 статьи 35 ГрК РФ.

Из наименования территориальной зоны Р-2 следует, что это зона парков, имеющих природоохранное значение, что отличает ее от рекреационной территориальной зоны, которая является одним из самостоятельных видов территориальных зон в силу части 11 статьи 35 ГрК РФ и пункта 9 статьи 85 ЗК РФ.

В соответствии с частью 11 статьи 35 ГрК РФ в состав зон рекреационного назначения включаются зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

Согласно пункту 9 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

В Правилах землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Геленджик виды разрешенного использования земельных участков «Отдых (рекреация)» входят в состав территориальной зоны объектов физкультуры и спорта (Р-5).

Что касается зоны парков, имеющих природоохранное значение (зона Р-2), в которой расположены земельные участки с кадастровыми номерами 23:40:0407015:743 и 23:40:0407015:744, то на такие земли природоохранного значения в пределах границ городских и сельских населенных пунктов распространяется действие статьи 97 ЗК РФ, хотя они и не считаются землями в составе земель особо охраняемых территорий, указанных в пункте 2 статьи 94 ЗК РФ.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 97 ЗК РФ к землям природоохранного назначения относятся земли, занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий).

В приложениях № 2 к договорам аренды лесных участков от 17 марта 2014 года <№...> и <№...>, заключенным с административным истцом, земельные участки с кадастровыми номерами <№...>, <№...> относился по целевому назначению к защитным лесам и в настоящее время расположены в составе категории земель населенных пунктов, то есть их назначение соответствует природоохранному значению территориальной зоны Р-2, в которой они расположены.

На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 2 статьи 97 ЗК РФ).

Установление максимальной высоты зданий (3 м) и максимального количества этажей (1 этаж) в территориальной зоне природоохранного значения отвечает целям назначения такой зоны, необходимости обеспечения соблюдения правового режима использования земель, ограничивающего или запрещающего виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель (пункт 4 статьи 97 ЗК РФ, статья 58 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Исходя из описания видов разрешенного использования земельных участков, содержащихся в градостроительном регламенте территориальной зоны Р-2, установление вышеназванных параметров высоты зданий и количества этажей не препятствует реализации соответствующих видов разрешенного использования земельных участков в данной зоне, учитывая ее природоохранное значение, обеспечивается размещение возможных в данной зоне объектов капитального строительства. В данном случае установление параметров разрешенного строительства явилось результатом нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, самостоятельность которого в пределах своих полномочий закреплена в статье 12 Конституции Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 6 статьи 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (к которым согласно пункту 3 части 1 статьи 38 ГрК РФ относится, в том числе предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений). Несмотря на то, что допустимо устанавливать либо количество этажей, либо высоту зданий, строений, сооружений, в данном случае предельный параметр этажности поглощается и полностью охватывается предельным параметром высоты (3 м), поскольку такая высота не позволит возвести здание, строение, сооружение большей этажности, исходя из регламентированной высоты помещений, устройства лестниц, эвакуационных и аварийных выходов в соответствии с «СП 118.13330.2012*. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» (в результате применения данного Свода правил на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» с учетом Постановления Правительства РФ от 4 июля 2020 года № 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»). Таким образом, при установленной максимальной высоте 3 м, предельное количество этажей не может быть более одного, что и отражено в оспариваемом в части нормативном правовом акте. Избыточное регулирование каких-либо общественных отношений (как в данном случае избыточное указание на предельное количество этажей) не является основанием для признания нормативного правового акта не действующим в соответствующей части.

Таким образом, судом не установлено противоречие оспариваемых параметров разрешенного строительства каким-либо нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Кроме того, 28 апреля 2020 года администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик было принято постановление № 745 «О подготовке проекта и внесении изменений в правила землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденные решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 года № 466 (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 21 октября 2019 года № 178)». Администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик принято постановление от 12 января 2021 года № 18 «О подготовке проекта и внесении изменений в правила землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденные решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 года № 466 (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 18 декабря 2020 года № 327)».

В связи с чем, административный истец может обратиться с заявлением о внесении изменений в правила землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик.

Кроме того, правообладатель земельных участков может обратиться в администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик с заявлением об установлении соответствия разрешенного использования земельных участков классификатору видов разрешенного использования земельных участков.

Оспариваемый в части нормативный правовой акт не препятствует административному истцу использовать земельные участки по их назначению в соответствии с имеющимся видом разрешенного использования.

В силу абзаца четвертого пункта 4 статьи 85 ЗК РФ и части 8 статьи 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Исходя из положений части 9 статьи 213 ГрК РФ, бремя доказывания законности оспариваемого нормативного правового акта возлагается на орган, принявший такой нормативный акт.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что административным ответчиком представлены суду достаточные и допустимые доказательства, опровергающие доводы административного иска и свидетельствующие о законности оспариваемого нормативного правового акта. В связи с чем, административный иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Васильевой Е. В. о признании нормативных правовых актов не действующими в части, отказать.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья Краснодарского

краевого суда О.П. Анянова

Решение суда в окончательной форме принято 12 июля 2021 года.