ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-99/2018 от 08.06.2018 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 3а-99/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июня 2018 года г. Тверь

Тверской областной суд в составе:

председательствующего судьи Парфеновой Т.В.,

при секретаре судебного заседания Худайбердиеве А.М.,

с участием прокурора Полещук Р.С.,

административного истца Жерихова А.В., являющегося также представителем административного истца Солодова В.Ю.,

заинтересованного лица Смирнова В.Ю.,

представителей заинтересованных лиц: Правительства Тверской области – Ковалевой Е.В., Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области – Гришина О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Жерихова Алексея Викторовича, Солодова Василия Юрьевича, Аветисяна Гарика Нерсесовича об оспаривании решения Совета депутатов Медновского сельского поселения Калининского района Тверской области от 13 марта 2018 года № 2 «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования «Медновское сельское поселение» Калининского района Тверской области»,

установил:

Решением Совета депутатов Медновского сельского поселения Калининского района Тверской области от 10 августа 2017 года № 14 утвержден генеральный план муниципального образования «Медновское сельское поселение» Калининского района Тверской области применительно к части населенных пунктов поселения, не включающей деревни Тутань, Кашенцево, Новосельцы, Глинки (т. 1, л.д. 166, т. 2, л.д. 22).

Решением Совета депутатов Медновского сельского поселения Калининского района Тверской области от 13 марта 2018 года № 2 «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования «Медновское сельское поселение» Калининского района Тверской области» утверждены изменения в генеральный план муниципального образования «Медновского сельского поселения Калининского района Тверской области применительно к населенному пункту – деревня Тутань, изложенные в виде приложения № 1 к данному решению (т. 1, л.д. 30-73, т. 2, л.д. 23).

Данное решение обнародовано в порядке, установленном пунктом 11 статьи 39 Устава муниципального образования,размещено на сайте Администрации Медновского сельского поселения (т. 1, л.д. 142, 143, 162).

03 апреля 2018 года Жерихов А.В., Солодов В.Ю. обратились в Тверской областной суд с административным иском о признании данного решения недействующим.

Заявленные требования мотивированы тем, что на основании генерального плана, утвержденного решением Совета депутатов Медновского сельского поселения от 15 декабря 2012 года, в границы населенного пункта - деревня Тутань включены земельные участки, из которых впоследствии образованы земельные участки с кадастровыми номерами и , относящиеся к категории земель населенных пунктов, приобретенные истцами в 2013 году.

Решением Калининского районного суда Тверской области от 13 апреля 2015 года решение Совета депутатов Медновского сельского поселения об утверждении генерального плана признано недействующим со дня его принятия.

Решением Пролетарского районного суда города Твери от 10 ноября 2016 года на ФГБУ ФКП Росреестра возложена обязанность восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения, существовавшие до внесения сведений о границах населенного пункта Тутань на основании решения Совета депутатов от 15 декабря 2012 года.

Несмотря на то, что указанные судебные постановления не содержат предписаний относительно изменения характеристик земельных участков истцов, в отсутствие соответствующего обоснования, оспариваемым изменением генерального плана данные земельные участки исключены из границ населенного пункта и отнесены к зоне сельскохозяйственного использования.

При этом обращение истцов о вынесении на публичные слушания проекта внесения изменений в генеральный план, предусматривающего сохранение вышеуказанных земельных участков в границах населенного пункта, Администрацией поселения учтено не было.

Назначение данных территорий исходя из факторов, перечисленных в части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в документе территориального планирования не отражено.

Таким образом, правовые основания для подготовки проекта в редакции, утвержденной оспариваемым решением, у Администрации Медновского сельского поселения отсутствовали.

Кроме того, решение Совета депутатов от 13 марта 2018 года № 2 принято с нарушением установленной законом процедуры публичных слушаний, выразившемся в проведении публичных слушаний не у дома 25, как указано в постановлении Главы администрации Медновского сельского поселения от 30 августа 2017 года, а у дома 19 в деревне Тутань, в связи с чем Солодов В.Ю. не смог принять в них участие.

Реализация оспариваемого нормативного правового акта приведет к невозможности использования принадлежащих истцам земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в результате чего будет нарушено их право собственности в отношении объектов недвижимого имущества.

24 мая 2018 года с аналогичными административными исковыми требованиями в суд обратился Аветисян Г.Н., ссылаясь на нарушение его права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером , относящегося к категории земель населенных пунктов, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, исключенного оспариваемым нормативным правовым актом из границ деревни Тутань (т. 2, л.д. 80).

На основании определения суда от 25 мая 2018 года, занесенного в протокол судебного заседания, Аветисян Г.Н. вступил в настоящее административное дело в качестве соистца (т. 2, л.д. 104).

В судебном заседании административный истец Жерихов А.В., являющий также представителем административного истца Солодова В.Ю., поддержал заявленные требования на основании доводов, приведенных в административных исковых заявлениях.

Административные истцы Солодов В.Ю. и Аветисян Г.Н., представители административного ответчика - Совета депутатов Медновского сельского поселения Калининского района Тверской области, заинтересованных лиц: Администрации Медновского сельского поселения Калининского района Тверской области, Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области, Министерства лесного хозяйства Тверской области, Министерства сельского хозяйства Тверской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Представитель заинтересованного лица – Правительства Тверской области Ковалева Е.В. и Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области – Гришин О.В. поддержали письменные отзывы, в которых приведены возражения относительно административных исковых требований, мотивированные тем, что с учетом состоявшихся судебных постановлений о признании недействующим решения Совета депутатов Медновского сельского поселения Калининского района Тверской области от 15 февраля 2015 года № 5 «Об утверждении Генерального плана Медновского сельского поселения Калининского района Тверской области» и возложении на ФГБУ ФКП Росреестра обязанности восстановить сведения государственного кадастра недвижимости, существовавшие до принятия указанного решения органа местного самоуправления, земельные участки с кадастровыми номерами в границы населенного пункта Тутань в установленном порядке не включались. Оспариваемое решение принято в пределах компетенции органа местного самоуправления при соблюдении установленного порядка и нормам действующего законодательства не противоречит.

Заинтересованное лицо Смирнов В.В., являющийся собственником земельного участка в деревне Тутань, с административным иском также не согласился, пояснив, что установленный законом порядок подготовки и принятия оспариваемого нормативного правового акта, включая процедуру публичных слушаний, соблюден, требования законодательства к его содержанию не нарушены.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Полещук Р.С. об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи14 Федерального закона от 06 октября 2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», утверждение генеральных планов сельского поселения является вопросом местного значения соответствующего муниципального района, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельского поселения решение этого вопроса не закреплено за сельским поселением.

Статьей 1 Закона Тверской области от 19 ноября 2014 года № 92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2015 года за сельскими поселениями Тверской области закреплен ряд вопросов местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 названного Федерального закона, в том числе утверждение генеральных планов поселения.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 26 Устава Медновского сельского поселения утверждение генерального плана отнесено к компетенции Совета депутатов поселения (т. 1, л.д. 155).

Генеральный план муниципального образования «Медновское сельское поселение» Калининского района Тверской области утвержден решением Совета депутатов Медновского сельского поселения от 10 августа 2017 года № 14. Этим же решением Администрации сельского поселения поручено начать разработку внесения изменений в генеральный план в части деревни Тутань (т. 1, л.д. 166).

На основании постановления Главы администрации Медновского сельского поселения от 14 августа 2017 года № 168 была начата подготовка проекта изменений в генеральный план Медновского сельского поселения применительно к деревне Тутань (т. 1, л.д. 167).

Публичные слушания по данному проекту назначены постановлением Главы Медновского сельского поселения от 30 августа 2017 года № 1 на 06 октября 2017 года в 18.00 у дома № 19 в деревне Тутань (т. 1, л.д. 168).

Данное постановление, а также постановление Главы администрации Медновского сельского поселения от 14 августа 2017 года № 168 размещены на сайте Администрации сельского поселения (т. 1, л.д. 170).

Кроме того, информация о дате, времени и месте проведения публичных слушаний была обнародована путем размещения на информационном стенде Администрации поселения (т. 1, л.д. 169).

В соответствии с протоколом публичных слушаний и заключением об их результатах от 06 октября 2017 года публичные слушания были проведены в назначенную дату и время у дома № 25 в деревне Тутань с участием 53 жителей сельского поселения и правообладателей земельных участков в сельском поселении в том числе истцов Жерихова А.В. и Аветисяна Г.Н. (т. 1, л.д. 171-174).

Как следует из объяснений заинтересованного лица Смирнова В.В., показаний свидетеля ФИО13., решение о переносе места проведения публичных слушаний было обусловлено наличием у дома № 25 освещенной площадки, более подходящей для проведения собрания. Дом № 25 и дом № 19 находятся на расстоянии около 45 метров друг от друга, в зоне прямой видимости. При этом до начала публичных слушаний ФИО14., находясь у дома № 19, направляла прибывших на публичные слушания к дому № 25 (т. 1, л.д. 189, 207, т. 2, л.д. 53, 98-99).

Значительное количество участников публичных слушаний, зафиксированное в протоколе публичных слушаний и в журнале регистрации граждан на публичных слушаниях, свидетельствует о том, что перенос собрания к дому № 25 для желающих принять в них участие препятствием не явился.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что вопреки доводам административного искового заявления проведение публичных слушаний у дома № 25, а не у дома № 19 деревни Тутань прав истцов на участие в них не нарушило.

Вопрос о включении в границы населенных пунктов земельных участков с кадастровыми номерами , категория которых ранее была изменена в связи принятием предыдущего генерального плана поселения, признанного недействующим в судебном порядке, был рассмотрен на публичных слушаниях 08 апреля 2015 года и 06 октября 2017 года, а также на общем собрании жителей деревни Тутань 25 августа 2017 года и не получил положительного для собственников данных земельных участков разрешения (т. 1. л.д. 171-177, т. 2, л.д. 37-39).

Согласно протоколу публичных слушаний от 06 октября 2017 года участники публичных слушаний поддержали предложенный Администрацией поселения проект изменений в генеральный план, предусматривающий установление границ деревни Тутань в прежних размерах, без включения вышеуказанных земельных участков.

В связи с этим доводы истцов о том, что соответствующее обращение собственников вышеуказанных земельных участков, включая Жерихова А.В. и Аветисяна Г.Н., представленное 06 октября 2017 года в соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в Администрацию Медновского сельского поселения, не было рассмотрено и учтено при принятии оспариваемого решения органа местного самоуправления, безосновательно (т. 1, л.д. 76-77).

Для согласования изменений в генеральный план Медновского сельского поселения применительно к деревне Тутань в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение, проект внесения данных изменений был направлен в Правительство Тверской области и получил отрицательное заключение от 01 декабря 2017 года (т. 1, л.д. 179).

В связи с этим постановлением Администрации Медновского сельского поселения от 21 декабря 2017 года № 237 была создана согласительная комиссия по урегулированию разногласий по проекту внесения изменений в генеральный план в составе представителей Администрации сельского поселения, Администрации Калининского района Тверской области, органов исполнительной власти Тверской области и разработчика генерального плана (т. 1, л.д. 181).

02 марта 2018 года согласительной комиссией принято предусмотренное частью 10 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о согласовании проекта с внесением в него изменений, учитывающих все замечания, явившиеся основанием для несогласия с данным проектом (т. 1. л.д. 178).

В судебном заседании по настоящему административному делу представители Правительства Тверской области, а также Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области сообщили об отсутствии нарушений при принятии оспариваемого документа территориального планирования.

Таким образом, решение Совета депутатов Медновского сельского поселения Калининского района Тверской области от 13 марта 2018 года № 2 принято уполномоченным органом местного самоуправления, действовавшим согласно протоколу заседания Совета депутатов Медновского сельского поселения от 13 марта 2018 года в правомочном составе, поскольку при установленном числе депутатов – 10, на заседании присутствовали и единогласно проголосовали за принятие данного решения 7 депутатов (т. 1, л.д. 135-137).

Установленная законом процедура принятия данного решения соблюдена.

Доводы административных истцов о необоснованном исключении принадлежащих им земельных участков из границ населенного пункта также безосновательны.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусмотрено, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установление или изменение границ населенных пунктов может осуществляться в результате утверждения или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Как следует из содержания оспариваемых изменений в генеральный план Медновского сельского поселения, границы населенного пункта Тутань впервые были установлены генеральным планом Медновского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов Медновского сельского поселения от 15 декабря 2012 года. Одновременно в эти границы были включены земельные участки с кадастровыми номерами , относившиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, в результате чего их категория изменена на категорию земель населенных пунктов. Впоследствии из данных земельных участков образованы земельные участки с кадастровыми номерами: , вид разрешенного использования части которых, включая земельные участки, принадлежащие Жерихову А.В. и Аветисяну Г.Н., изменен с «для сельскохозяйственного производства» на «для индивидуального жилищного строительства» (т. 1, л.д. 51, 83, т. 2, л.д. 97).

Вступившим в законную силу решением Калининского районного суда Тверской области от 13 апреля 2015 года установлено, что решение Совета депутатов Медновского сельского поселения от 15 декабря 2012 года об утверждении генерального плана Медновского сельского поселения было принято с существенным нарушением установленного законом порядка проведения публичных слушаний, являющихся элементом процедуры подготовки и принятия данного документа территориального планирования, в связи с чем решение органа местного самоуправления о его утверждении признано недействующим со дня принятия (т. 1, л.д. 240-253).

Согласно части 1 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является невозможность его применения с указанной судом даты. До введения в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации соответствующее правило было предусмотрено частью 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, решение об утверждении генерального плана, признанное судом недействующим, не влечет правовых последствии со дня его принятия, в том числе связанных с включением в границы населенных пунктов земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Вступившим в законную силу решением Пролетарского районного суда города Твери от 10 ноября 2016 года на ФГБУ ФКП Росреестра возложена обязанность восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения, существовавшие до внесения сведений о границах населенного пункта Тутань на основании решения Совета депутатов от 15 декабря 2012 года (т. 1, л.д. 224-238).

По сообщению филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области данное решение суда исполнено путем исключения сведений о границах населенного пункта Тутань из Единого государственного реестра недвижимости (т. 2, л.д. 116).

При таких обстоятельствах правовых оснований считать земельные участки истцов включенными в границы населенного пункта Тутань, не имеется.

Оспариваемыми истцами изменениями, внесенными в генеральный план, земельные участки с кадастровыми номерами в границы населенного пункта деревни Тутань не включены и отнесены к функциональной зоне сельскохозяйственного назначения (т. 1, л.д. 40, 51).

Принимая во внимание целевое назначение указанных земельных участков, которые до изменения их категории в связи с неправомерным включением в границы деревни Тутань относились к категории земель сельскохозяйственного назначения, такое определение их функционального назначения в принятом документе территориального планирования является правильным.

Указание в приложении 1.1 к данному документу вышеуказанных земельных участков в перечне земельных участков, исключаемых из границ населенного пункта, фактически направлено на исполнение ранее состоявшихся судебных постановлений и действующему законодательству также не противоречит (т. 1, л.д. 64).

Решение вопроса о целесообразности включения земельных участков в границы населенного пункта, на что по существу направлены административные исковые требования, не отнесено к компетенции судов общей юрисдикции. В соответствии с принципом разделения властей, закрепленным в статье10 Конституции Российской Федерации, суды общей юрисдикции не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность органов государственной власти, возлагать на них обязанность по принятию соответствующих правовых актов, внесению в них изменений и дополнений.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Жерихова Алексея Викторовича, Солодова Василия Юрьевича, Аветисяна Гарика Нерсесовича об оспаривании решения Совета депутатов Медновского сельского поселения Калининского района Тверской области от 13 марта 2018 года № 2 «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования «Медновское сельское поселение» Калининского района Тверской области» – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.В.Парфенова

Мотивированное решение составлено 13 июня 2018 года.

Председательствующий Т.В.Парфенова