ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-9/19 от 26.04.2019 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело №3а –9/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Якутск 26 апреля 2019 года

Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:

судьи Матвеевой М.К.

при секретаре Яковлевой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) о ликвидации местной религиозной организации Буддийская община «Намсал» город Мирный Республики Саха (Якутия) Буддийской традиционной Сангхи России и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (далее – Управление Минюста по РС(Я)) обратилось в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с административным иском о ликвидации местной религиозной организации Буддийская община «Намсал» город Мирный Республики Саха (Якутия) Буддийской традиционной Сангхи России (далее – Буддийская община) и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование требования административный истец указывает, что в нарушение пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ) Буддийская община использует в своём наименовании слово «Россия», не имея соответствующего разрешения на его использование в установленном Правительством Российской Федерации порядке. В связи с указанным обстоятельством в адрес Буддийской общины 24 мая 2015 года направлено предупреждение о недопустимости нарушений требований закона с установлением срока для его устранения. В установленный срок нарушения не были устранены, письменное уведомление возвращено с указанием об истечении срока хранения. Аналогичным образом Управлением в адрес Буддийской общины направлялись повторные письменные уведомления 26.10.2016 г., 30.06.2017 г., 27.10.2017 г., 27.06.2018 г., которые также возвращены с указанием об истечении срока хранения. Основываясь на положении пункта 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации административный истец полагает, что юридическое лицо несёт риск последствий не получения юридически значимых сообщений, в этой связи допущенное Буддийской общиной грубое нарушение требований закона в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ влечёт его ликвидацию. В заявлении Управление просит ликвидировать буддийскую общину и исключить её из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).

В судебном заседании представитель Управления Минюста по РС(Я) Баишева А.А. поддержала заявленные требования, настаивала на удовлетворении административного искового заявления.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о причине неявки не сообщил, извещен судом надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. В соответствии с требованиями части 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) учитывая, что у суда имеются сведения о надлежащем извещении административного ответчика, считаю возможным рассмотреть дело без его участия. До начала судебного заседания административным ответчиком представлены письменные возражения на административное исковое заявление, согласно которым Буддийская община не согласна с заявлением о ликвидации, с изменениями устава Буддийской традиционной Сангхи России не уведомлялись, обязуются переоформить и направить в Министерство юстиции РФ все необходимые документы.

Выслушав представителя административного истца Баишеву А.А., исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, суд находит заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Нарушение некоммерческими организациями и иными общественными и религиозными объединениями, в том числе не являющимися юридическими лицами, Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов, может повлечь применение мер публично-правовой ответственности.

Так, согласно статье 33 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ) некоммерческие организации в случае нарушения требований настоящего закона несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения касательно религиозных организаций предусмотрены в статье 26 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами).

Правила выдачи разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. № 753 (далее – Правила).

Согласно пункту 2 Правил разрешение выдается Министерством юстиции Российской Федерации.

Уполномоченный орган некоммерческой организации для получения разрешения представляет в Министерство юстиции Российской Федерации следующие документы: а) заявление о выдаче разрешения; б) копии учредительных документов некоммерческой организации с предъявлением оригиналов в случае отсутствия нотариально заверенных копий; в) решение высшего органа управления некоммерческой организации об обращении в Министерство юстиции Российской Федерации с заявлением о выдаче разрешения; г) пояснительная записка, содержащая информацию о соответствии деятельности некоммерческой организации требованиям, установленным пунктом 5 настоящих Правил, и документы, подтверждающие эту информацию (пункт 3 Правил).

Как следует представленных материалов, запись о местной религиозной организации Буддийская община «Намсал» город Мирный Республики Саха (Якутия) Буддийской традиционной Сангхи России была внесена в ЕГРЮЛ на основании решения Управления Минюста по РС(Я) от 29 апреля 2013 года с присвоением основного государственного регистрационного номера № ....

В 2015 году Управлением Минюста по РС(Я) проведен анализ учетного дела Буддийской общины, по результатам которого выявлено нарушение требования законодательства Российской Федерации.

Так, установлено, что в нарушение пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ и пункта 2 Правил в наименовании Буддийской общины используется слово «России», при этом по сведениям Управления Минюста по РС(Я) необходимый документ, разрешающей его использование у буддийской общины отсутствует.

Согласно части 4 статьи 24 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ при осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью религиозных организаций федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган и их должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях или совершения религиозной организацией действий, не соответствующих целям, предусмотренным ее уставом, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное религиозной организации, может быть обжаловано в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения относительно порядка уведомления органом государственной регистрации или его территориальным органом о выявленных нарушениях установлен в части 6 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

Исходя из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» следует, что предупреждение (представление) о нарушении закона, вынесенное уполномоченным органом или прокурором, направляется административному ответчику по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, включая адрес электронной почты.

Указанные предупреждения (представления) считаются доставленными объединению граждан, когда по обстоятельствам, зависящим от него, предупреждение (представление) не было ему вручено или объединение не ознакомилось с предупреждением (представлением) (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ, подпункты «в», «в.1» пункта 1 статьи 5, подпункт «и» пункта 7 статьи 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пункт 2 статьи 7 Закона о свободе совести).

Согласно представленной выписке из ЕГРЮЛ юридическим адресом буддийской общины является: Республика Саха (Якутия), Мирнинский район, г.Мирный, садоводческое товарищество ОНТ «Рудник» Общество «Пироп» проезд «0», дом 26.

Из заявления буддийской общины о государственной регистрации некоммерческой религиозной организации следует, что адресом места проживания её председателя Мархакова Жалсана Будаевича является: Республика Саха (Якутия), ...........

Зарегистрированный адрес электронной почты у Буддийской общины отсутствует.

В связи с выявлением вышеуказанного нарушения Управлением на юридический адрес буддийской общины 24.08.2015 г. направлено письменное предупреждение за исх. № 14/02-08/7984 об устранении нарушения с установлением срока для исполнения не позднее 30.11.2015 г.

Направленное письменное предупреждение 02.11.2015 г. возвращено почтовой службой Управлению Минюста по РС(Я) в связи с истечением срока его хранения (номер почтового идентификатора 67701889025805).

Между тем, данное письменное предупреждение буддийской общины нельзя признать в качестве надлежащего, поскольку юридический адрес в письме был указан не полный, а именно без указания номера дома 26.

Впоследствии 26.10.2016 г. за исх. № 14/02-08/9606 Управление повторно направило предупреждение на юридический адрес Буддийской общины, а также в адрес председателя общины, указанный в заявлении о регистрации общины.

Направленное повторное письменное предупреждение на юридический адрес Буддийской общины 21.11.2016 г. возвращено почтовой службой с указанием того, что адрес не входит в зону обслуживания службы (номер почтового идентификатора 67701893037634). Предупреждение, направленное в адрес Мархакова Ж.Б. (почтовый идентификатор 67701804030778) возвращено 19.12.2016 г. Управлению Минюста по РС(Я) в связи с истечением срока хранения.

Между тем, данное письменное предупреждение буддийской общины также нельзя признать в качестве надлежащего, поскольку юридический адрес в письме был указан также не полный, а именно без указания номера дома 26.

Впоследствии 30.06.2017 г. (исходя из штампа на конверте фактически направлено 13.10.2017 г.) за исх. № 14/02-08/5636 повторно направлено предупреждение только на юридический адрес Буддийской общины.

Направленное повторное письменное предупреждение на юридический адрес буддийской общины возвращено почтовой службой лишь 18.09.2018 г. в связи с истечением срока хранения (номер почтового идентификатора 67700016951680).

Между тем, данное письменное предупреждение буддийской общины также нельзя признать в качестве надлежащего, поскольку юридический адрес в письме указан также не правильный, а именно в адресе вместо номера дома № 26 указано квартира № 26.

Впоследствии 27.10.2017 г. (фактически направлено 01.11.2017) за исх. № 14/02-15/8858 Управление Минюста по РС(Я) повторно направило предупреждение на юридический адрес буддийской общины, также в адрес её председателя, указанный в заявлении о регистрации общины.

Направленное повторное письменное предупреждение на юридический адрес Буддийской общины 21.07.2018 г. возвращено почтовой службой в связи с истечением срока хранения (номер почтового идентификатора 67799916758895). Предупреждение, направленное в адрес Мархакова Ж.Б. (фактически направлено 07.02.2018 г., почтовый идентификатор 67700019685865) возвращено 07.06.2018 г. Управлению Минюста по РС(Я) в связи с истечением срока хранения.

Данное предупреждение судом оценивается как надлежащее письменное предупреждение, поскольку направлено по юридическому адресу буддийской общины, при этом, оно по обстоятельствам, зависящим от неё, не было вручено.

Впоследствии 27.06.2018 г. за исх. № 14/02-23/6368 Управление Минюста по РС(Я) повторно направило предупреждение на юридический адрес Буддийской общины, также в адрес её председателя, указанный в заявлении о регистрации общины.

Направленное повторное письменное предупреждение на юридический адрес Буддийской общины 17.11.2018 г. возвращено почтовой службой в связи с истечением срока хранения (номер почтового идентификатора 67700024818661). Предупреждение, направленное в адрес Мархакова Ж.Б. (почтовый идентификатор 67700024818678) возвращено 27.08.2018 г. Управлению в связи с истечением срока хранения.

Данное предупреждение судом оценивается также как надлежащее письменное предупреждение, поскольку оно было направлено по юридическому адресу буддийской общины, при этом, оно по обстоятельствам, зависящим от неё, не было вручено.

В силу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Исходя из требований приведенного законоположения, предупреждения, направленные Региональному отделению по адресу, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц, считаются доставленными адресату.

Предупреждения об устранении нарушений закона Управлением вынесены обоснованно, в судебном порядке оспорены не были, установленный срок являлся достаточным для устранения выявленных нарушений.

Причины, по которым религиозная организация не устранила выявленные нарушения законодательства своевременно, суду не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что порядок предупреждения Буддийской общины о нарушении законодательства о некоммерческих организациях, предусмотренный части 4 статьи 24 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ соблюден Управлением Минюста по РС(Я), поскольку на юридический адрес буддийской общины два раза было направлено предупреждение, однако оно по обстоятельствам, зависящим от неё, не было вручено.

Поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом (п.26 постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2016 № 64).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 27 постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2016 № 64 под неоднократным нарушением следует понимать совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.

При этом неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения.

До настоящего времени нарушение пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ, связанное с оформлением разрешения на указание в наименовании местной религиозной организации слова «Россия», не устранено.

Таким образом, неоднократное непредставление в установленный срок в федеральный уполномоченный орган подобных сведений, в силу абзаца второго части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ, является основанием для ликвидации буддийской общины.

При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению с учетом того, что требование о ликвидации буддийское общины предъявлено в суд уполномоченным органом.

Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (ст.21 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) о ликвидации местной религиозной организации Буддийская община «Намсал» город Мирный Республики Саха (Якутия) Буддийской традиционной Сангхи России и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Ликвидировать местную религиозную организацию Буддийская община «Намсал» город Мирный Республики Саха (Якутия) Буддийской традиционной Сангхи России и исключить её из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный номер № ...).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Саха (Якутия) М.К. Матвеева

Решение изготовлено в окончательной форме 26 апреля 2019 года.