ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Уфа 25 ноября 2021 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего - судьи Козловой Н.В.
с участием прокурора Сафина И.Р.
при секретаре судебного заседания Мухаметзянове Р.Р.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26 к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан о признании недействующим лесохозяйственного регламента Макаровского лесничества Республики Башкортостан, утвержденного приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 26 мая 2020 года № 603-ОД «О внесении изменений в лесохозяйственный регламент Макаровского лесничества Республики Башкортостан»,
установил:
приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 26 мая 2020 года № 603-ОД «О внесении изменений в лесохозяйственный регламент Макаровского лесничества Республики Башкортостан» внесены изменения в лесохозяйственный регламент Макаровского лесничества Республики Башкортостан.
Приказ с утвержденными изменениями лесохозяйственного регламента опубликован на официальном сайте Министерства лесного хозяйства РБ https://forest.bashkortostan.ru/documents/active/288784/.
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26 обратились с административным исковым заявлением к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан ( с учетом изменения предмета иска) о признании недействующим лесохозяйственного регламента Макаровского лесничества Республики Башкортостан, утвержденного приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 26 мая 2020 года № 603-ОД «О внесении изменений в лесохозяйственный регламент Макаровского лесничества Республики Башкортостан» в части перевода из категории «лесопарковая зона» лесов, располагающихся в кварталах
1,2,6,10 и 11 в категорию «запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов»,
кварталы 2 и 7 в категорию «леса, расположенные в защитных полосах лесов» (том 5 л.д.5).
Административные исковые требования мотивированы тем, что приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 26 мая 2020 года №603-ОД «О внесении изменений в лесохозяйственный регламент Макаровского лесничества Республики Башкортостан» были внесены изменения в лесохозяйственной регламент Макаровского лесничества Республики Башкортостан, согласно которым в отношении кварталов 1, 2, 6, и 11 изменена категория защитных лесов с лесопарковой зоны на запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов, а в отношении кварталов 2 и 7 изменена категория защитных лесов с лесов лесопарковой зоны на леса, расположенные в защитных полосах лесов.
Указанные кварталы составляют уникальный памятник природы - шихан Куштау.
Таким образом, в результате изменений, внесенных в регламент, территория памятника стала доступной для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых.
Правительством Республики Башкортостан принято постановление от дата№... «О создании особо охраняемой природной территории республиканского значения в муниципальных районах Ишимбайский и Стерлитамакский районы Республики Башкортостан».
Несмотря на присвоение шихану статуса особо охраняемой природной территории, статус лесов, располагающихся на горе Куштау, позволяет осуществлять разведку и добычу полезных ископаемых. Разработка и возможное уничтожение шихана Куштау затрагивает и нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду.
Полагают, что приказ Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 26 мая 2020 года №603-ОД в части, позволяющий разведку и добычу полезных ископаемых на территории особо охраняемой природной зоны горы Куштау, противоречит постановлению Правительства Республики Башкортостан №... от дата «О создании особо охраняемой природной территории республиканского значения в муниципальных районах Ишимбайский и Стерлитамакский районы Республики Башкортостан» и части 1 статьи 27 Федерального закона от дата№...-Фз «Об особо охраняемых природных территориях» - актам, имеющим большую юридическую силу. Кроме того, указано на нарушение процедуры принятия и опубликования нормативного правового акта.
На основании изложенного, граждане, обратившиеся с коллективным иском, просили признать недействующим приказ Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 26 мая 2020 года №603-ОД «О внесении изменений в лесохозяйственный регламент Макаровского лесничества Республики Башкортостан» в части перевода из категории «лесопарковая зона» лесов, располагающихся в следующих кварталах: кварталы 1, 2, 6, 10 и 11 в категорию «запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов»; кварталы 2 и 7 в категорию «леса, расположенные в защитных полосах лесов».
В ходе рассмотрения дела по существу дата гражданами, обратившимися с коллективным иском, административные исковые требования были уточнены, они просили суд признать недействующим лесохозяйственный регламент Макаровского лесничества Республики Башкортостан, утверждённый приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 26 мая 2020 года №603-ОД «О внесении изменений в лесохозяйственный регламент Макаровского лесничества Республики Башкортостан», с момента его принятия в части перевода из категории лесопарковая зона» лесов, располагающихся в следующих кварталах: кварталы 1, 2, 6, 10 и 11 в категорию «запретные полосы лесов, положенные вдоль водных объектов»; кварталы 2 и 7 в категорию «леса, расположенные в защитных полосах лесов».
В судебном заседании, лицо, ведущее административное дело в интересах группы лиц, ФИО11 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, уточнения к нему и с учетом письменных пояснений, и просил их удовлетворить, указывая на нарушение его прав и представляемых им граждан на благоприятную окружающую среду, возможное нарушение прав административных истцов в случае отмены охранного статуса и несоответствию оспариваемого регламента ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», нарушение процедуры регистрации и опубликования нормативного правового акта.
Представитель административного истца ФИО27 (ФИО19 - изменение фамилии связано с вступлением в брак)) адвокат ФИО28 (ордер №... от дата) просил удовлетворить заявленные требования в связи с нарушением порядка регистрации и опубликования оспариваемого нормативного правового акта по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, приобщенных по его ходатайству к материалам дела.
Представитель административного ответчика Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан ФИО29, действующая по доверенности №... от дата, просила в удовлетворении заявленных требований отказать, полагая, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка, формы его принятия, требований о публикации нормативного правового акта, оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат нормам права, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права административных истцов.
Изменение категории лесов в оспариваемой истцами части произведено на основании приказа Рослесхоза России №..., в компетенцию которого входит решение данного вопроса. Права истцов оспариваемая редакция регламента не нарушает, поскольку наличие статуса защитных лесов не ограничивает их права на благоприятную окружающую среду и не предусматривает рубку леса. Наличие охранного статуса территории в пределах оспариваемых кварталов запрещает разработку и добычу полезных ископаемых, рубку леса, нанесение ущерба флоре и фауне на охраняемой территории.
Представитель Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО30 (доверенность №... от дата) просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что согласно Порядка создания особо охраняемых природных территорий республиканского значения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан дата№..., проведено комплексное экологическое обследование территории, определены границы, площадь, конфигурация и местоположение территории памятника природы и подготовка научного обоснования особой природоохранной, эколого-познавательской и рекреационной ценности Уфимским Институтом биологии УФИЦ РАН. По результатам проведенных работ, с целью сохранения редких видов растений и животных, природных ландшафтов постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата№... шихану Куштау присвоен статус особо охраняемой природной территории - памятник природы республиканского значения «Гора Куштау», а также определены его границы. В Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о границе особо охраняемой природной территории - памятника природы республиканского значения «Гора Куштау» и об охранной зоне памятника природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков приняли на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы, которые официально оформлены в виде охранных свидетельств.
Представитель Государственного комитета Республики Башкортостан по делам юстиции ФИО31 просил отказать в удовлетворении требований в связи с соблюдением процедуры принятия и опубликования оспариваемых в настоящем деле изменений в Регламент по основаниям, изложенным в письменном возражении.
Прокурором Сафиным И.Р. дано заключение о наличии правовых оснований для удовлетворения административного иска.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями статьи 150, части 5 статьи 213 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, явка которых не признана судом обязательной.
Выслушав указанных лиц, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно положениям статьи 5 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Физические лица являются одними из участников отношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (часть 1 статьи 3 и часть 1 статьи 4 Лесного кодекса РФ).
Следовательно, административные истцы, проживающие на территории Республики Башкортостан, имеют право свободно и бесплатно использовать лес Макаровского лесничества для пребывания в нем, соответственно, являются участниками отношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в границах вышеуказанного лесничества и являются субъектами правоотношений, которые регулируются Лесохозяйственным регламентом Макаровского лесничества.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от дата№...-ОД «О внесении изменений в приказ Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от дата№...-ОД «Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств Республики Башкортостан» утвержден лесохозяйственный регламент Макаровского лесничества, разработанный на основании сведений, содержащихся в государственном лесном реестре и материалов лесоустройства Макаровского лесничества Республики Башкортостан, утвержденных приказами Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от дата№...-ОД, от дата№...-ОД (том 2 л.д.№...).
Приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 26 мая 2020 года № 603-ОД «О внесении изменений в лесохозяйственный регламент Макаровского лесничества Республики Башкортостан» внесены изменения в лесохозяйственный регламент Макаровского лесничества Республики Башкортостан (том 2 л.д№...).
В структуре регламента имеется таблица №... «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов», в которой приведено определение лесов в границах Макаровского лесничества по целевому значению и категориям на защитные и эксплуатационные леса.
Согласно таблице №... регламента, лесные участки, расположенные в кварталах №1-8, 10-13, 17-19, 24, 25, 29-31 имеют категорию защитных лесов «леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов», парковая зона.
На основании проектной документации по проектированию (изменению) границ лесопарковой и зеленой зоны в лесах Макаровского лесничества Республики Башкортостан, согласованной письмом Рослесхоза от дата №№..., а также распоряжения Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от дата№...-р «Об изменении и установлении границ лесопарковых и зеленых зон Макаровского лесничества Республики Башкортостан», Федеральным агентством лесного хозяйства издан приказ от дата№... «Об отнесении лесов на территории Макаровского лесничества Республики Башкортостан к защитным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ» (том 2 л.д. 172-181, 246).
Согласно приложению №1 к приказу, леса, расположенные на территории Макаровского лесничества отнесены к защитным лесам, эксплуатационным лесам, в том числе: части кварталов 2, 3, 6, 7, 11, 52, 53, 57 Урнякского участкового лесничества отнесены к лесам, расположенным в защитных полосах лесов; части <...>, 6, 7, 10-12, 18, 52, 57 Урнякского участкового лесничества отнесены к запретным полосам лесов, расположенных вдоль водных объектов.
На основании приказа Рослесхоза от дата№... внесены изменения в государственный реестр в части уточнения границ и площади выделов, в которых изменились границы лесопарковых и зеленых зон (Акт №... от дата).
Постановлением Правительства Республика Башкортостан от дата№... создана особо охраняемая природная территория республиканского значения в муниципальных районах Ишимбайский и Стерлитамакский районы Республики Башкортостан.
Приказом Министерства лесного хозяйства Республика Башкортостан №... утверждены изменения в лесохозяйственный регламент Макаровского лесничества, согласно которым на территории Урнякского участкового лесничества Макаровского лесничества, подпадающей под особо охраняемую природную территорию, запрещена деятельность по выполнению работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, а также заготовка древесины.
дата документ размещен на официальном сайте Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан адрес.
В соответствии с пунктом «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
При этом соответствующие нормативные акты субъектов Российской Федерации, согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 4 Постановления от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
Согласно абзацу третьему пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ также установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Часть 5 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации издавать нормативные правовые акты в области лесных отношений в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с частью 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве лесного хозяйства Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата№..., Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции реализацию государственной политики, федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) и пожарный надзор в лесах, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений на территории Республики Башкортостан.
К полномочиям Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан относится, в том числе, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов (пункт 4.3 Положения) (том 2 л.д№...).
Согласно пункту 34 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции от 24.04.2020 года, действовавшей на момент принятия оспариваемого регламента) установление состава, порядка разработки, сроков действия лесохозяйственных регламентов и порядка внесения в них изменений относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
Согласно части 7 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации, состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять нормотворческие полномочия в области лесных отношений. Эти полномочия реализуются также через принятие нормативных приказов, в частности, путем принятия приказа Минприроды РФ от дата№....
Приказ Минприроды РФ от дата№... является нормативным правовым актом органа государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений, зарегистрирован в Минюсте России дата№..., опубликован на официальный интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, дата.
Из материалов дела следует, что разработка и согласование приказа Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 26 мая 2020 года №603-ОД «О внесении изменений в лесохозяйственный регламент Макаровского лесничества Республики Башкортостан» осуществлена в соответствии с приказом Минприроды России от дата№....
В соответствии с пунктом 13 Порядка разработки лесохозяйственных регламентов и порядка внесения в них изменений, утвержденного приказом Минприроды РФ от дата№..., органы государственной власти и органы местного самоуправления организуют ознакомление заинтересованных лиц с проектом лесохозяйственного регламента, в том числе размещают его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) на срок не менее 30 дней со дня размещения на официальном сайте, указав информацию о сроках ознакомления, адресе электронной почты или почтовом адресе для направления замечаний и предложений, а также другие сопроводительные документы при наличии.
По истечении указанного срока с учетом поступивших предложений и замечаний в течение 30 дней орган государственной власти или орган местного самоуправления организует доработку проекта лесохозяйственного регламента и его утверждение.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 13 Порядка разработки регламентов был разработан проект лесохозяйственного регламента Макаровского лесничества Республики Башкортостан и размещен дата на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для ознакомления заинтересованных лиц с данным проектом.
По истечении срока для ознакомления с проектом и с учетом отсутствия предложений и замечаний, приказом Минлесхоза Республики Башкортостан от 26 мая 2020 года №№... внесены изменения в лесохозяйственный регламент Макаровского лесничества Республики Башкортостан (том 2 л.д.223-234).
дата Регламент опубликован на официальном сайте Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан №...
Материалами дела подтверждена последовательность действий по разработке проекта изменений в регламент в оспариваемой части и установлено, что отнесении лесов на территории Макаровского лесничества адрес к защитным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ произведено на основании приказа Рослесхоза №... и приложения №... к нему с соблюдением положений приказа Минприроды РФ от дата№....
Приказ №... Рослесхоза в настоящее время никем не оспорен и является действующим (том 3 л.д.1-26).
В соответствии с п.13.1 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от дата№... « Об утверждении Разъяснений о применению Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» не подлежат государственной регистрации акты, направленные на организацию исполнения актов законодательства, решений вышестоящих органов или собственных решений и не содержащих новых правовых норм.
Согласно пункту 2.5 Приказа Государственного комитета Республика Башкортостан по делам юстиции от дата№... «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и их государственной регистрации» не подлежит представлению на государственную регистрацию акты, направленные на организацию исполнения ранее установленного порядка и не содержащие новых правовых норм ( в том числе акты, содержание которых сводится к извещению об актах других органов).
В силу части 1 статьи 68.2 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 и 82 настоящего Кодекса, принимает решение об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, защитным лесам, резервным лесам, о выделении особо защитных участков лесов, а также об установлении или изменении границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов.
Согласно п.5.4.4 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от дата№..., Рослесхоз осуществляет полномочия по принятию решений об отнесении лесов к защитным лесам и установлению и изменению границ земель, на которых располагаются эксплуатационные и резервные леса.
Включенные в оспариваемый регламент положения установлены действующими приказами Рослесхоза и рассчитаны на их основании.
Возрасты рубок в зависимости от лесных районов установлены приказом Рослесхоза от дата№... (применяется при установлении расчетной лесосеки).
Ограничения в использовании лесов предусмотрены Лесным кодексом Российской Федерации, отражены в регламенте, но не установлены им.
Требования по охране и защите, а также воспроизводству лесов установлены Лесным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, в частности, Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от дата№..., Правилами санитарной безопасности в лесах, утверждеными постановлением Правительства Российской Федерации от дата№..., Правила лесовосстановления, состав проекта лесовосстановления, порядок разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений, утверждены приказом Миприроды России от дата№....
Лесохозяйственный регламент не устанавливает новых требований к охране, защите и воспроизводству лесов, отражая требования, установленные Правительством Российской Федерации и приказами Минприроды России.
В связи с вышеизложенным, оценив содержание внесенных изменений в регламент, не нарушающих права административных истцов на благоприятную окружающую среду, касающихся землепользователей, суд полагает, что он не подлежит государственной регистрации (п.13.1 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от дата№..., п. 2.5 приказа Госкомитета Республики Башкортостан по делам юстиции от дата№...), как не содержащий новых правовых норм.
В силу положений статей 72,73 Конституции Российской Федерации, части 7 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделены полномочиями по изменению порядка разработки лесохозяйственных регламентов и внесения в них изменений, в том числе и по принятию решений в части обязательного прохождения процедуры государственной регистрации регламентов и приказов по их утверждению. Следовательно, положения любых правовых актов Республики Башкортостан не могут регулировать порядок принятия, регистрации, опубликования лесохозяйственных регламентов и не могут быть применены к спорным правоотношениям.
Нормативного правового акта Российской Федерации, имеющего большую юридическую силу, который бы предусматривал обязательную государственную регистрацию и опубликование в средствах массовой информации данных нормативных правовых актов, не имеется.
В подтверждение этого следует отметить, что лесохозяйственные регламенты, утверждаемые Минприроды Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной частью 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации, государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от дата№..., также не проходят. Такие регламенты в соответствии с пунктом 15 Порядка размещаются только на официальном сайте Минприроды РФ (№...
Согласно абзацу 4 пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата№... «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что изменения в Лесохозяйственный регламент, утвержденные приказом Министерства лесного хозяйства Российской Федерации №... размещено дата на официальном сайте Министерства.
В соответствии с пунктом 9 Приказа №... лесохозяйственные регламенты разрабатываются для лесничеств и доводятся до сведения исполнителей путем направления лесохозяйственного регламента, являются обязательными для их исполнения.
Согласно пункту 3 вышеуказанного Приказа лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет.
Состав лесохозяйственного регламента приведен в пунктах 5-8 вышеуказанного приказа и должен содержать информацию об использовании, охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных в границах лесничеств.
Основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества, материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования.
Виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки и другие параметры использования лесов, ограничения использования лесов, требования к охране, защите и воспроизводству лесов устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.11 Приказа №...).
Положения Порядка разработки регламентов не предусматривают обязательную регистрацию и опубликование нормативного правового акта в средствах массовой информации, отсутствует и иное федеральное законодательство, обязывающее орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществлять регистрацию и опубликование в средствах массовой информации лесохозяйственных регламентов.
Тем самым, из положений указанных норм права не следует, что при принятии лесохозяйственных регламентов либо внесении изменений в них требуется государственная регистрация и опубликование в средствах массовой информации.
Оснований полагать, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат нормам права, имеющим большую юридическую силу, не имеется.
Нормативные правовые акты, действующие на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, применяются при выяснении вопросов о полномочиях органа на принятие нормативных правовых актов, форме и виде, в которых должен приниматься оспариваемый нормативный правовой акт, процедуре его принятия и правилах введения в действие, в том числе о порядке опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу (часть 1 статьи 210, пункт 2 части 8 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 215).
При таких данных, у суда отсутствуют основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим по основанию нарушения порядка его регистрации и опубликования, предусмотренного, постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от дата№... «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и их государственной регистрации», поскольку у лиц, права и свободы которых он затрагивает, имелась реальная возможность ознакомиться с его содержанием, что сделано и административными истцами до обращения в суд.
Представленные в качестве примеров судебные постановления судов различных уровней относятся к обжалованию лесохозяйственных регламентов, принятых до утверждения Приказа Минприроды РФ от дата№..., и относятся к эксплуатационным лесам. В приведенных судебных постановлениях указана иная последовательность событий – первоначально территории лесов имела охранный статус и последующее отнесение леса к категории эксплуатационных лесов не позволяло сохранить флору, фауну, лесные насаждения от уничтожения.
В рассматриваемом в настоящем деле случае все происходило наоборот. Первоначально был произведен перевод лесов в защитную (а не эксплуатационную) категорию лесов, а затем спорной территории был присвоен статус особо охраняемой природной территории республиканского значения в муниципальных районах Ишимбайский и Стерлитамакский районы Республики Башкортостан, предназначенный для сохранения уникальной флоры и фауны, лесов шихана Куштау, что и является предметом озабоченности группы граждан, обратившихся в суд. В связи с указанными обстоятельствами, представленные судебные решения, определения не могут быть учтены при принятии данного решения.
Проанализировав приведенные выше федеральные и региональные нормативные правовые акты, ознакомившись с особенностями рассмотрения данной категории споров, проверив порядок принятия и внесения изменений в регламент, сопоставив его структуру с требованиями Приказа Минприроды России №..., специально регулирующего рассматриваемые в настоящем деле правоотношения, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части региональный нормативный правовой акт принят уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с соблюдением порядка, формы принятия, требований об опубликовании.
Довод истцов о противоречии регламента постановлению Правительства Республика Башкортостан от дата№... «О создании особо охраняемой природной территории республиканского значения в муниципальных районах Ишимбайский и Стерлитамакский районы Республики Башкортостан» не может быть признан состоятельным в связи с тем, что на момент принятия оспариваемого регламента ( дата) указанное постановление Правительства Республики Башкортостан принято не было.
Наличие статуса особо охраняемой природной территории республиканского значения в силу положений Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ и Закона Республики Башкортостан от 31 июля 1995 года №5 «Об особо охраняемых природных территориях в Республике Башкортостан» запрещает осуществление хозяйственной деятельности, влекущей нарушение сохранности памятника природы, в том числе вырубку лесов, разведку и разработку полезных ископаемых.
Позиция представителя истцов о возможности прекращения охранного статуса в дальнейшем и возобновление деятельности по разведке и разработке полезных ископаемых, судом исследована и установлено, что наличие в лесохозяйственном регламенте категории лесов «запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов», «леса, расположенные в защитных полосах лесов» является недостаточным для осуществления деятельности по разведке и разработке полезных ископаемых.
Для этого необходимо наличие лицензии, договора аренды земельного участка, разработки проекта, Ранее выданные лицензии аннулированы, договор аренды земельного участка расторгнут. При наличии у территории зарегистрированного охранного статуса повторная выдача лицензии с правом разведки и разработки полезных ископаемых, заключение договора аренды невозможна и, соответственно, исключается в дальнейшем осуществление вышеприведенной деятельности.
Кроме того, в заявлении ставится вопрос об отнесении оспариваемых участков к категории лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях (л.д.83 т.3), то есть о внесении изменений в регламент.
Между тем, вышеупомянутый приказ Рослесхоза №... предусматривает возможность внесения изменений в регламент в случаях, предусмотренных пунктом 16, а именно, при изменения структуры и состояния лесов, выявленных в процессе проведения лесоустройства, специальных обследований, включающих в себя сведения о лесных пожарах и лесных насаждениях поврежденных вредными организмами, промышленными выбросами, ветровалами (буреломами) и другими негативными воздействиями, а также в результате лесопатологических обследований; осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий и мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов (по результатам их осуществления) с соблюдением установленной процедуры. Приведенные в настоящем деле основания не предусмотрены в качестве возможных для внесения изменений и путем принятия судебного решения по настоящему делу в рамках заявленных требований разрешение данного вопроса не представляется возможным.
Довод административных истцов о возможности дальнейшей вырубки леса не может быть признан судом состоятельным и в силу того, что приказом Министерства лесного хозяйства Республика Башкортостан №... утверждены изменения в лесохозяйственный регламент Макаровского лесничества, согласно которым на территории Урнякского участкового лесничества Макаровского лесничества, подпадающей под особо охраняемую природную территорию, запрещена деятельность по выполнению работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, а также заготовка древесины.
дата документ размещен на официальном сайте Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан https://forest.bashkortostan.ru/documents/active/322512/.
Не представляется возможным согласиться и с позицией представителя истцов относительно оставления категории ранее существовавшей до внесения оспариваемых изменений – «лесопарковая зона», поскольку произведено изменение категорий и границ по приказу Рослесхоза Российской Федерации и данные в установленном порядке внесены в материалы государственного лесного реестра в части уточнения границ и площади выделов, в которых проектируется изменение границ лесопарковых и зеленых зон.
Не приведены в административном исковом заявлении и не представлены суду основания, по которым истцы полагают, что изменения в лесохозяйственный регламент должны публиковаться в едином федеральном ресурсе нормативно-правовых актов, и при анализе содержания Закона Республики Башкортостан от 12 августа 1996 года №42-з «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан», приведенном истцами в качестве основания правовой позиции, судом такие основания не установлены.
Доводы представителя административных истцов об опубликовании в формате Word, что, по его мнению, не соответствует установленным требованиям, не могут быть признаны судом убедительными в связи с отсутствием в приведенном приказе №... специальных требований для опубликования.
В судебном заседании дата был допрошен специалист ФГБУ «Рослесинфорг» ФИО32, который пояснил, что приказ и регламент опубликованы на сайте Министерства лесного хозяйства Республика Башкортостан в порядке, предусмотренным приказом №..., территория населенных пунктов и садоводческих товариществ и их охранная зона не могут входить в природоохранную зону по 529 постановлению, они включены в природоохранную зону в 90-х годах (том 8 л.д.44).
Не представляется возможным согласиться с позицией административных истцов относительно несовпадения границ оспариваемой территории лесов в настоящем деле и территории, которой присвоен охранный статус, как по площади, так и по конфигурации.
С целью уточнения данного вопроса судом было привлечено к участию в деле Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан, являющееся разработчиком проекта постановления Правительства Республики Башкортостан №.... Представитель Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО30 в письменном возражении и в судебном заседании дата пояснил, что в соответствии с Порядком создания особо охраняемых природных территорий республиканского значения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан дата№..., проведено комплексное экологическое обследование территории, определены границы, площадь, конфигурация и местоположение территории памятника природы и подготовка научного обоснования особой природоохранной, эколого-познавательской и рекреационной ценности Уфимским Институтом биологии УФИЦ РАН и по результатам проведенных работ, с целью сохранения редких видов растений и животных, природных ландшафтов постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата№... шихану Куштау присвоен статус особо охраняемой природной территории - памятник природы республиканского значения «Гора Куштау», а также определены его границы. В судебном заседании дата суду и участникам процесса была предоставлена схема памятников природы и охраняемой зоны памятника природы в соответствие с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата№... и получены пояснения представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - главного специалиста Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан – ФИО33, который также пояснил, что часть территории действительно не охвачена охранным статусом в связи с тем, что оставшаяся территория представляет охранную зону, расположенную вокруг населенного пункта и садоводческого товарищества в радиусе одного километра.
Судом исследована позиция представителя административного истца ФИО27 адвоката ФИО28 о невозможности использования Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан при утверждении изменений в регламент Макаровского лесничества приказа Рослесхоза №... ввиду отсутствия его государственной регистрации и установлено, что в соответствии с пунктом 39 части 1 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, отнесение лесов к защитным лесам и установление их границ относится к полномочиям государственных органов Российской Федерации, то есть Федерального агентства лесного хозяйства. Согласно пункту 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от дата№..., Рослесхоз осуществляет отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации) и выделение особо защитных участков, установление и изменение их границ, отнесение лесов к эксплуатационным, резервным лесам, установление и изменение их границ, следовательно, приказ Рослесхоза №... принят по вопросу, отнесенному к его компетенции и принят к исполнению Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан ( п.10.14 Положения).
Таким образом, оспариваемые административными истцами изменения в Лесохозяйственный регламент не ограничивает прав и законных интересов истцов на благоприятную окружающую среду и не нарушает их прав на использование, охрану, защиту, воспроизводство защитных лесов в указанном им аспекте.
В силу изложенного оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26 к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан о признании недействующим лесохозяйственного регламента Макаровского лесничества Республики Башкортостан, утвержденного приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 26 мая 2020 года № 603-ОД «О внесении изменений в лесохозяйственный регламент Макаровского лесничества Республики Башкортостан» в части перевода из категории «лесопарковая зона» лесов, располагающихся в кварталах
1,2,6,10 и 11 в категорию « запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов»,
кварталы 2 и 7 в категорию «леса, расположенные в защитных полосах лесов», отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Н.В. Козлова