ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № 3га-16/2023
30 марта 2023 года г. Уфа
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Фархутдиновой Г.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нурмухаметовой И.А.,
при участии прокурора Сафина И.Ф.,
с участием представителя административного истца ООО «Заря» - Г.А.А., представителя административного ответчика Совета сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и заинтересованного лица Администрации сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - Ш.Г.Ф., представителя заинтересованного лица Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан С.М.Г., представителя заинтересованного лица Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан А.М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Заря» к Совету сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании недействующими нормативного правового акта в части,
у с т а н о в и л:
ООО «Заря» обратилось в суд с учетом уточнённого административного искового заявления к Совету сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании недействующим нормативного правового акта в части.
В обоснование требований административный истец указал, что ООО «Заря» принадлежали на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами №..., расположенные по адресу: адрес, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания жилой застройки. Указанные земельные участки были образованы в границах населенного пункта адрес в соответствии с действовавшим на тот момент Генеральным планом сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, утвержденным решением Совета сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан №... от дата.
В соответствии с действовавшими Правилами землепользования сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан №... от дата с учетом изменений, внесенных решением №... от дата (далее - ПЗЗ 2020 года), земельные участки образованы в границах территориальной зоны Ж-1.
В последующем из земельного участка с кадастровым номером №... были образованы земельные участки с кадастровыми номерами: №... (правообладатель С.Д.А.), №... (правообладатель Б.А.Б.), №... (правообладатель И.И.Б.). Из земельного участка с кадастровым номером №... были образованы земельные участки с кадастровыми номерами: №....
В соответствии с Генеральным планом 2014 года и ПЗЗ 2020 года вновь образованные земельные участки располагались в границах территориальной зоны Ж-1 (для индивидуальных жилых домов, малоэтажной застройки).
Решением Совета сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан №... от дата назначены публичные слушания по проекту «Внесение изменений в Генеральный план сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан».
В соответствии с п.4 указанного решения ООО «Заря» направило в Совет сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан письменные возражения по проекту, указав, что принадлежащие ему земли приведены в соответствие с действующим градостроительным регламентом, ведется работа по подготовке к освоению земель в соответствии с целевым назначением. Также указано на, что Обществом понесены значительные финансовые затраты, которые в случае принятия изменений в Генеральный план обратятся в убытки. На основании изложенного ООО «Заря» просило учесть их предложения относительно проекта по внесению изменений в Генеральный план, и сохранить земельные участки в границах населенного пункта адрес.
Несмотря на наличие замечаний ООО «Заря» и иных участников публичных слушаний, решением Совета сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан №... от дата утвержден документ территориального планирования «Внесение изменений в Генеральный план сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
При проведении публичных слушаний и при принятии решения о внесении изменений в Генеральный план сельского поселения Советом сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, по мнению административного истца, допущены нарушения порядка проведения слушаний и оформления их результатов, то есть, не соблюдена процедура принятия оспариваемого нормативного акта.
ООО «Заря» направило в Совет сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан письменные предложения по проекту Генерального плана, выразив несогласие с представленным проектом. Однако предложения Общества оставлены без рассмотрения.
В нарушение п. 23 ст.5.1 Градостроительного кодекса РФ, заключение о результатах публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план, состоявшихся дата, опубликовано не было. На официальном сайте администрации Булгаковский сельсовет опубликованы лишь протоколы публичных слушаний.
Таким образом, решение Совета сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан №... от дата, которое предусматривает исключение из границ населенного пункта принадлежащих ООО «Заря» на праве собственности земельных участков, нарушает имущественные права и законные интересы ООО «Заря», а также права в сфере градостроительной, предпринимательской и экономической деятельности.
На основании изложенного административный истец с учетом уточнённых административных исковых требований просит суд: признать недействующим решение Совета сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан №... от дата «Об утверждении документа территориального планирования «Внесение изменений в Генеральный план сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан» в части, предусматривающей исключение из границ населенного пункта адрес территории в границах земельных участков с кадастровыми номерами №...№...; возложить на Совет сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан обязанность внести в Генеральный план сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан изменения, предусматривающие восстановление границ населенного пункта адрес Республики Башкортостан и содержания генерального плана данной территории в соответствии с Генеральным планом сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, утвержденным решением Совета сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан №... от дата.
Представитель административного истца ООО «Заря» Г.А.А., действующий по доверенности от дата, требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в уточненном административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Совета сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и заинтересованного лица Администрации сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан Ш.Г.Ф., действующая по доверенностям от дата, административные исковые требования не признала, суду пояснила, что оспариваемое решение Совета сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от дата №№... принято компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов. Довод истца о нарушении порядка проведения слушаний и оформления их результатов не обоснован, Кроме того проект «Внесение изменений в генеральный план сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан» согласован с Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан, Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан а также Правительством Республики Башкортостан, нарушений прав ООО «Заря» при проведении проверки данного документа не установлены. Заключение о результатах публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план это документ, в котором содержатся рекомендации об утверждении проекта, обнародовании результатов публичных слушаний и т.д. Неопубликование данного Заключения не является безусловным основанием для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта. На основании изложенного представитель административного ответчика и заинтересованного лица просила в удовлетворении требований ООО «Заря» отказать.
Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан С.М.Г., действующая по доверенности от дата, суду пояснила, что публичные слушания являются процедурой выявления именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер. Процедура публичных слушаний не предполагает обязательную корректировку проекта документа в зависимости от мнения заинтересованных лиц. Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов и доведен до всеобщего сведения. На основании изложенного представитель заинтересованного лица просила суд в удовлетворении требований ООО «Заря» отказать.
Представители заинтересованного лица Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Б.А.З., А.М.А., в удовлетворении требований ООО «Заря» просили отказать по тем основаниям, что смена категории земельных участков на право собственности ООО «Заря» никаким образом не повлияла, попыток заключения договора комплексного развития территории предпринято не было, разрешения на строительство не запрашивались.
Из представленного заинтересованным лицом С.Д.А. отзыва следует, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером №..., административное исковое заявление ООО «Заря» поддержал, пояснил, что участниками публичных слушаний было выражено несогласие с исключением из Генерального плана территории, включенной в границы населенного пункта в 2014 году, в том числе предусматривающей размещение детского сада, школы и других социальных объектов. Однако эти замечания при вынесении оспариваемого решения по результатам публичных слушаний оставлены без учёта. Данное решение нарушает права жителей адрес на благоприятное условия проживания, права и законные интересы правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства на обеспечение комплексного и устойчивого развития территории. На основании изложенного заинтересованное лицо С.Д.А. просил суд требования ООО «Заря» удовлетворить (том 1 л.д.133, том 3 л.д.72).
Привлеченные к участию в деле заинтересованные лица Б.А.Б. и И.И.Б., являющиеся собственниками земельных участков с кадастровыми номерами №..., представили отзывы на административное исковое заявление, в которых просили также требования ООО «Заря» удовлетворить, указывая на нарушение их прав оспариваемым решением Совета сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан №... от дата (том 1 л.д.132, 134).
Согласно отзыву на административное исковое заявление представитель заинтересованного лица Совета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан просил в удовлетворении требований ООО «Заря» отказать и рассмотреть дело без их участия (том 2 л.д.153-163).
Представитель заинтересованного лица Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее – Минсельхоз РБ) в представленном отзыве на административный иск ООО «Заря» указал, что после устранения замечаний проект «Внесение изменений в генеральный план сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан» был согласован Министерством в редакции от 09 марта 2021 года. Основным видом деятельности ООО «Заря» является «Смешанное сельское хозяйство». В 2020 году Минсельхозом РБ ООО «Заря» была предоставлена субсидия «Оказание несвязанной поддержки в области растениеводства» по затратам, произведенным на земельных участках с кадастровыми номерами №....
Также из отзыва следует, что выведение земель сельскохозяйственного назначения организациями агропромышленного комплекса для обслуживания жилой застройки приведет к неуклонному сокращению площади земельного фонда в сфере сельского хозяйства республики. На основании вышеизложенного представитель заинтересованного лица просил в удовлетворении требований ООО «Заря» отказать и рассмотреть дело в их отсутствие (то 2 л.д.197-200).
Представители заинтересованных лиц Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан, Совета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, заинтересованные лица С.Д.А., Б.А.Б., И.И.Б. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили суд рассмотреть административное дело без их участия.
В соответствии с положениями статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, явка которых не признана судом обязательной.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление ООО «Заря» не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно частям 7, 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
В соответствии с положениями статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципах: обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; сбалансированности учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.
В силу пунктов 2, 3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
Задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.
Согласно частям 1, 3 статьи 9 и статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов.
В силу части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Процедура внесения изменений в генеральный план регламентирована положениями статей 9, 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением.
Установлено, что административному истцу ООО «Заря» на праве собственности принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами №..., расположенные по адресу: №..., категории земель: «Земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования: «Для возделывания сельскохозяйственных культур», что подтверждается материалами дела и не оспаривалось сторонами.
В последующем указанные земельные участки были образованы в границах населенного пункта д.адрес в соответствии с действовавшим на тот период Генеральным планом сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, утвержденным решением Совета сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан №... от дата (категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания жилой застройки).
Далее, из земельного участка с кадастровым номером №... были образованы земельные участки с кадастровыми номерами: №....
Из земельного участка с кадастровым номером №... ООО «Заря» были образованы земельные участки с кадастровыми номерами: №....
При этом земельный участок с кадастровым номером №... перешел в собственность С.Д.А. по договору купли-продажи земельного участка от дата.
Далее, земельный участок с кадастровым номером №... разделен на три земельных участка с кадастровыми номерами: №...
При этом земельный участок с кадастровым номером №... продан Б.А.Б. по договору купли-продажи от дата; земельный участок с кадастровым номером №... продан И.И.Б. по договору купли-продажи от дата.
В соответствии с Генеральным планом 2014 года и ПЗЗ 2020 года вновь образованные земельные участки располагались в границах территориальной зоны Ж-1 (для индивидуальных жилых домов, малоэтажной застройки).
Согласно положениям статьи 17 устава сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан представительным органом местного самоуправления сельского поселения Булгаковский сельсовет является Совет (том 2 л.д.91-129).
Решением Совета сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от дата№... был утверждён проект Генерального плана сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (том 2 л.д.53, 54).
В соответствии с Решением Совета сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан дата№... «О публичных слушаниях по проекту «Внесение изменений в генеральный план сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан дата проведены публичные слушания по рассмотрению вышеуказанного проекта.
Данное решение размещено на официальном сайте администрации и опубликовано в газете «Уфимские нивы» №... (11804) от дата (том 1 л.д.14-17).
Решением Совета сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от дата№... «Об утверждении документа территориального планирования «Внесение изменений в генеральный план сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан» принято решение о внесении изменений в Генеральный план сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан, в соответствии с которым, земельные участки с кадастровыми номерами 02:47:031101:88 и 02:47:000000:11828 исключены из функциональной зоны усадебной застройки (том 2 л.д.81-87).
Решение Совета от дата№... размещено на информационном стенде администрации и опубликовано в газете «Уфимские нивы» №... (11822) от дата (том 1 л.д.19-22, том 2 л.д.88, том 6 л.д.155-157).
В соответствии с вышеуказанным решением Совета земельные участки, находящиеся в собственности «ООО «Заря», переведены в категорию «Земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «Растениеводство» (том 6 л.д.108-123).
В силу пункта 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Принцип сохранения целевого использования земель сельскохозяйственного назначения регламентируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В соответствии с установленной государственной программой, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 02 февраля 2015 года №151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий до 2030 года» установлен механизм защиты земель сельскохозяйственного назначения из выбытия из сельскохозяйственного оборота.
Во исполнение вышеуказанного распоряжения Правительства Российской Федерации от 02 февраля 2015 года №151-р по техническому заданию и обоснованию Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан ... был изготовлен проект внесения изменений границ населенных пунктов муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
Согласно Положения о территориальном планировании проекта «Оказание услуг по корректировке генеральных планов сельских поселений Зубовский, Русско-Юрмашский, Булгаковский, Юматовский, Авдонский, Таптыковский сельсоветы. Подготовка карт (планов) для внесения в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов», при анализе реализации предыдущего генерального плана (глава III Проекта) были приняты решения с неоправданно высоким изъятием земель сельскохозяйственного назначения под индивидуальное жилищное строительство и недостаточное количество земель для инвестиционной деятельности. Проектом внесения изменений предлагалось (глава IV Проекта), в том числе корректировка границ населённых пунктов с учетом кадастрового деления территории и восстановление земель сельскохозяйственного назначения в населенных пунктах ... (том 3 л.д.88-250).
Установлено, что основным видом деятельности ООО «Заря», согласно выписке из ЕГРЮЛ, является «Смешанное сельское хозяйство». ООО «Заря» ежегодно в Минсельхоз РБ представлялись отчеты о производственной деятельности хозяйства. В период с 2012 по 2020 год Общество являлось получателем средств федерального и регионального бюджетов в сфере сельского хозяйства.
Так, дата между Минсельхозом РБ и ООО «Заря» заключено соглашение (договор) о представлении из бюджета Республики Башкортостан субсидии на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также повышение плодородия и качества почв.
В соответствии с соглашением, Минсельхозом РБ административному истцу ООО «Заря» была предоставлена субсидия в размере 337 320 руб. по затратам, произведенным, в том числе и на земельных участках с кадастровыми номерами №... (том 6 л.д 167-193).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, представленным ООО «Заря» с целью получения вышеуказанной субсидии в 2020 году, земельные участки с кадастровыми номерами №... по состоянию на февраль 2020 года относились к категории земель «Земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования «Для возделывания сельскохозяйственных культур» (том 6 л.д.190-193).
В соответствии с пунктом 23 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах.
Установлено, что заключение о результатах публичных слушаний по проекту «Внесение изменений в Генеральный план сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан», состоявшихся дата, не было опубликовано в установленном порядке, и размещено на официальном сайте и (или) в информационных системах.
Вместе с тем, данное обстоятельство не может служить безусловным и достаточным основанием для признания незаконным оспариваемого решения Совета сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан №... от дата, поскольку неопубликование заключения о результатах публичных слушаний не привело к существенному нарушению порядка принятия и утверждения указанного документа, повлиявшего на законность принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Не может быть принят судом во внимание довод представителя административного истца ООО «Заря» о том, что при внесении изменений в Генеральный план не были учтены предложения Общества, выраженные на публичных слушаниях в связи со следующим.
Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, предложений заинтересованных лиц.
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 данного кодекса (часть 11 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Обязательными приложениями к проекту генерального плана являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Публичные слушания являются процедурой выявления именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер. Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивает, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Установлено, что представитель административного истца ООО «Заря» Г.А.А. присутствовал на публичных слушаниях дата, представил свои возражения относительно проекта изменений в Генеральный план, что было отражено в протоколе публичных слушаний, по результатам которых было вынесено заключение о результатах публичных слушаний по проекту «Внесение изменений в Генеральный план сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан» (том 3 л.д.1-9).
Предложения ООО «Заря» по проекту внесения изменений в Генеральный план в соответствии с пунктом 11 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации были зарегистрированы в Журнале замечаний и предложений дата (том 3 л.д.12-14).
Информация о дате, времени и месте проведения публичных слушаний была обнародована в соответствии с действующим законодательством. По результатам публичных слушаний составлены протокол и заключение о результатах публичных слушаний, отражающие поступившие вопросы, предложения и замечания.
Таким образом, процедура публичных слушаний не предполагает обязательную корректировку проекта документа в зависимости от мнения заинтересованных лиц.
Указание представителя административного истца на имеющиеся в средствах массовой информации негативные публикации в отношении главного архитектора МР Уфимский район Республики Башкортостан Т.А.А., а также его заместителя Л.О.В., которые, по его мнению, вызывают сомнения в обоснованности и правомерности утверждённых в 2021 году изменений в Генеральный план, является не состоятельным и не влечет недействительности оспариваемого нормативного правого акта, поскольку не является доказанным.
Так, в ходе судебного разбирательства стороной административного ответчика суду были представлены документы об увольнении по собственному желанию начальника Управления архитектуры и градостроительной деятельности – главного архитектора Т.А.А. (распоряжение №...-Л от дата об увольнении по инициативе работника по п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ), и переводе на иное место работы начальника отдела технического сопровождения градостроительной деятельности Управления архитектуры и градостроительной деятельности Л.О.В. (распоряжение №...-Л от дата по п.5 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ) (том 6 л.д.228, 229).
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 57.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие создание государственных информационных ресурсов, создание и ведение государственных и муниципальных информационных систем, содержащих информацию, указанную в части 2 настоящей статьи, обязаны обеспечить доступ на официальном сайте к указанной информации с учетом законодательства Российской Федерации о государственной тайне в объеме и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Посредством информационной системы территориального планирования с использованием официального сайта в сети «Интернет» должен обеспечиваться доступ органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц к необходимой для подготовки документов территориального планирования информации в том числе: к проектам документов территориального планирования и материалам по обоснованию таких проектов; документам территориального планирования и т.д.
То обстоятельство, что на официальном сайте Федеральной государственной информационной системы территориального планирования до настоящего времени документ территориального планирования «Внесение изменений в Генеральный план сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан» отражен на сайте в статусе «Проект», не влечет за собой правовых последствий.
Как пояснила в судебном заседании представитель Администрации муниципального района Республики Башкортостан, оспариваемый нормативный правовой акт внесен в систему «Федеральная государственная информационная система территориального планирования» (ФГИС ТП) в раздел «проекты» в связи с судебными разбирательствами в рамках настоящего административного дела, после завершения судебных разбирательств документ будет размещен в соответствующем разделе.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов и доведен до всеобщего сведения. Процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюдена, оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральным законам или другим нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца.
На основании вышеизложенного требование ООО «Заря» о признании недействующим решения Совета сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан №... от дата «Об утверждении документа территориального планирования «Внесение изменений в Генеральный план сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан» в части, обязании внести в Генеральный план сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан соответствующие изменения, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления ООО «Заря» к Совету сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании недействующим в части решения Совета сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан №... от дата «Об утверждении документа территориального планирования «Внесение изменений в Генеральный план сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан», обязании внести в Генеральный план сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан изменения, предусматривающие восстановление границ населенного пункта адрес Республики Башкортостан и содержания генерального плана данной территории в соответствии с Генеральным планом сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, утвержденным решением Совета сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан №... от дата, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвёртый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Р. Фархутдинова