ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 410003-01-2022-000137-55 от 31.03.2022 Вилючинского городского суда (Камчатский край)

УИД № 41RS0003-01-2022-000137-55

Дело № 2а-165/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вилючинск Камчатского края

Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Горячуна Д.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственной инспекции труда в Камчатском крае к судебному приставу-исполнителю Вилючинского городского отделения судебных приставов УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу ФИО3, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу о признании незаконным постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства,

установил:

Административный истец Государственная инспекция труда в Камчатском крае (далее – ГИТ в Камчатском крае, административный истец, Инспекция) обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Вилючинского городского отделения судебных приставов УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу ФИО2 об отказе в возбуждении исполнительного производства от 23 декабря 2021 года, вынесенное на основании исполнительного документа Решения Государственной инспекции труда в Камчатском крае -И/20-1/6 от 1 ноября 2021 года о взыскании с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края «Вилючинская городская больница» в пользу ФИО11 недоплаченной заработной платы.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в соответствии с положениями ст. 360.1 ТК РФ и ст. 13 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» государственным инспектором труда был вынесен исполнительный документ в виде решения о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, которое в виду его неисполнения в добровольном порядке, было направлено для исполнения в службу судебных приставов. Судебный пристав-исполнитель, ссылаясь на нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе ст. 239 БК РФ, пришел к выводу, что исполнительный документ не подлежит исполнению, поскольку предусматривает обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения – должника. Вместе с тем ГБУЗ КК «Вилючинская городская больница» не является учреждением, финансируемым из федерального бюджета, и не является федеральным казенным учреждением. Вопрос по выплате работникам учреждения стимулирующих выплат по заработной плате был предметом рассмотрения трех решений судов различных инстанций: Решение Петропавловск-Камчатского городского суда от 12 ноября 2020 года (дело № 2а-4868/2020), Апелляционное определение Камчатского краевого суда от 18 февраля 2021 года (дело а-229/2021), Кассационное определение 9 кассационного суда от 28 августа 2021 года (дело № 8а-5853/2021, 88а-6564/2021). Какие-либо исполнительные судебные документы не выдавались, так как законодательством на этот случай предусмотрена выдача гострудинспектором решения и направление его в Службу судебных приставов, то есть это решение имеет силу судебного акта. Выплата заработной платы в рамках трудовых отношений и трудового законодательства не разделяется на источники финансирования. Каждый работодатель должен выплачивать предусмотренную законодательством, постановлениями Правительства Российской Федерации и субъектами Российской Федерации, локальными нормативными актами, коллективным договором, трудовым договором заработную плату и источники ее начисления трудовое законодательство не предусматривает, это могут быть любые средства, имеющиеся в организации. Полагал отказ судебного пристава-исполнителя в возбуждении исполнительного производства является незаконным, а соответствующее постановление судебного пристава-исполнителя подлежащим отмене.

Административный истец Государственная инспекция труда в Камчатском крае (далее - ГИТ в Камчатском крае) о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, для участия в рассмотрении дела своего представителя не направил, в письменном ходатайстве руководитель ФИО5 просил дело рассмотреть в отсутствие представителя административного истца, также просил восстановить процессуальный срок, установленный ст. 219 КАС РФ на подачу административного искового заявления, поскольку вынесенное судебным приставом-исполнителем постановление ранее было своевременно обжаловано в Петропавловск-Камчатский городской суд по месту нахождения ответчика - Управления ФССП по Камчатскому краю и Чукотскому АО, однако административное исковое заявление было возвращено в инспекцию в связи с неподсудностью. В Вилючинский городской суд Камчатского края с настоящим административным иском инспекция обратилась 2 февраля 2022 года. В части доводов административного ответчика об указании в решении Инспекции на срок его предъявления к исполнению с момента вступления в законную силу в течение 10 дней, указал, что данный 10-дневный срок установлен для добровольного исполнения работодателем решения Инспекции (ч. 4 ст. 360.1 ТК РФ), указание на этот срок в решении, выполненном в форме электронного документа, является требованиями заполнения документа в электронной форме. Кроме того, в соответствии с положениями ст. 21 Федерального такой от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», срок для предъявления исполнительного документа к исполнению Инспекцией не пропущен (л.д. 40-41).

Также в письменных пояснениях указал, что форма решения о принудительном исполнении разработана для государственных инспекций труда в субъектах РФ Федеральной службой по труду и занятости и содержится в Методических рекомендациях об организации работы по принятию решения о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, доведенных до государственных инспекций труда Поручением Роструда от 27 декабря 2019 года № 10711. В соответствии с требованиями ст. 360.1 ТК РФ решения о принудительном исполнении были направлены работодателю по почте заказным письмом с уведомлением, который имеет право в течение десяти дней со дня его получения обжаловать решение о принудительном исполнении в суд. Данные решения о принудительном исполнении не были обжалованы в судебном порядке в установленный законом срок, определениями Петропавловск-Камчатского городского суда, вступившими в законную силу, исковые заявления ГБУЗ КК ВГБ об оспаривании решений о принудительном исполнении были возвращены заявителю. Поскольку решения о принудительном исполнении не были исполнены работодателем и истек срок их обжалования, экземпляры данных решений в форме электронного документа, подписанного руководителем Государственной инспекции труда - главным государственным инспектором труда в Камчатском крае усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации были направлены на исполнение в органы принудительного исполнения. Направление решений о принудительном исполнении в ФССП осуществляется через специальное программное обеспечение, разработанное Рострудом совместно с ФССП России. Так, в процессе заполнения необходимых полей в специальном программном обеспечении инспектор, на тот момент уже имея в распоряжении информацию о получении решения работодателем и вступлении решения в силу, заносит эту информацию в соответствующие поля. Выгруженные из программного обеспечения файлы в формате MS Word не содержат электронной подписи, дат получения и вступления в законную силу решения, так как это не предусмотрено программным обеспечением. Также указал, что для целей реализации положений ст. 360 ТК РФ законодатель не установил каких-либо особенностей в зависимости от источника финансирования работодателя (бюджет/ не бюджет) (л.д. 42-43).

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Вилючинского отделения службы судебных приставов УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО ФИО3 о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, для участия в рассмотрении дела не явился. Согласно письменным ходатайствам просил провести судебное заседание без участия, считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, поскольку исполнительные документы инспектором ГИТ предъявлены в Вилючинское ГОСП по истечению срока предъявления, срок для обжалования постановлений судебного пристава административным истцом также пропущен. Кроме того нарушен порядок предъявления исполнительных документов в ФССП – в соответствии с нормами ФЗ № 83 исполнительные документы могут быть предъявлены в Вилючинское ГОСП только после их предъявления в орган, в котором открыты счета должника (бюджетного) (л.д. 74, 81).

Административный ответчик Управление ФССП по Камчатскому краю и Чукотскому АО о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, для участия в рассмотрении дела своего представителя не направил. Представитель административного ответчика ФИО6, действующая на основании доверенности, в письменных возражениях считала требования инспекции не подлежащими удовлетворению, просила в удовлетворении заявленных требований отказать. 23 декабря 2021 года судебный пристав-исполнитель ФИО3 вынес постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства и направил его в форме электронного документа этим же днем в инспекцию. С административным иском административный истец обратился в суд только 9 февраля 2022 года, то есть по истечении десяти дней со дня, когда заявителю стало известно о решении судебного пристава-исполнителя ФИО2 Доказательств наличия уважительных причин пропуска срока для обращения в суд заявителем не представлено. В связи с этим у суда имеются основания для отказа в удовлетворении административного искового заявления по причине пропуска срока на обращение в суд без уважительной причины. Относительно требования административного искового заявления считала действия пристава законными, ссылаясь на ч. 2 ст. 1 ФЗ «Об исполнительном производстве», ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального казначейства по вопросам организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений, указала, что должник по решению государственного инспектора - ГБУЗ КК «Вилючинская городская больница», по организационно-правовой форме является государственным бюджетным учреждением, финансирование которого осуществляется за счет средств краевого бюджета, в связи с чем отказ в возбуждении исполнительных производств на основании решения государственного инспектора в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве» является законным. Помимо этого решение государственного инспектора труда не могло быть принято судебным приставом к исполнению в связи с пропуском срока для предъявления исполнительного документа к исполнению. Согласно решению государственного инспектора срок его предъявления к исполнению с момента вступления в законную силу 22 ноября 2021 года составляет 10 дней. В свою очередь исполнительный документ поступил в Вилючинский ГОСП в форме электронного документа 21 декабря 2021 года, то есть за истечением срока предъявления исполнительного документа к исполнению, в связи с чем на момент его предъявления к исполнению исполнительный документ утратил юридическую силу. Кроме того, нарушение прав, свобод и законных интересов ФИО11 не повлекли, так как за ФИО11 право на судебную защиту сохраняется (л.д. 62-66).

Заинтересованное лицо ГБУЗ КК «Вилючинская городская больница» о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, согласно телефонограмме представить ФИО7 просила судебное заседание провести в отсутствие представителя. Кроме того представителем по доверенности ФИО8 представлены письменные возражения, согласно которым все предусмотренные федеральным законодательством выплаты стимулирующего характера медицинскому персоналу были выплачены в полном объеме в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 415 от 2 апреля 2020 года, никаких задолженностей по начисленной, но не выплаченной заработной плате, в том числе ФИО11, у учреждения не имеется, в связи с чем полагала решение ГИТ в Камчатском крае о принудительном исполнении является незаконным. Также указала, что ГБУЗ КК ВГБ является бюджетным учреждением и его финансирование производится только за счет бюджета Российской Федерации. Считала действия судебного пристава-исполнителя правомерными, в соответствии с правовыми нормами, изложенными в ст. 239 БК РФ. Кроме того, указала, что административным истцом пропущен десятидневный срок исковой давности по оспариванию постановления судебного пристава-исполнителя от 23 декабря 2021 года, что является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в административном иске (л.д. 59-61).

Заинтересованное лицо Министерство здравоохранения Камчатского края о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, в письменном отзыве просили отказать в удовлетворении заявленных требований в связи с необоснованностью по основаниям, приведенным в письменных отзывах административными ответчиками и заинтересованным лицом ГБУЗ КК «Вилючинская городская больница» (л.д. 82-86).

Заинтересованное лицо Управление Федерального казначейства РФ по Камчатскому краю о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, для участия в рассмотрении дела своего представителя не направил. Представитель ФИО9 в письменных возражениях указала, что правовые основания для принятия к исполнению органами Федерального казначейства решений государственного инспектора труда в Камчатском крае в порядке главы 24.1 БК РФ, части 20 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ отсутствуют. Принудительное исполнение решений государственных инспекторов труда органами Федеральной службы судебных приставов в случае обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средства бюджетных учреждений также не предусмотрено действующим законодательством. Более того, положения Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не применяются к правоотношениям по исполнению исполнительных документов (исполнительных листов, судебных приказов) по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средства бюджетных учреждений, организация исполнения которых осуществляется в порядке статей 242.3 - 242.5 БК РФ и части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ. Органы Федерального казначейства не уполномочены самостоятельно без поручения бюджетных учреждений проводить операции с их средствами, включая перечисление денежных средств на депозитный счет подразделения службы судебных приставов. Таким образом, в настоящее время имеет место пробел в нормативном правовом регулировании реализации решений государственных инспекторов труда. На основании изложенного, Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю полагает, что до внесения изменений в действующее законодательство решения государственных инспекторов труда могут исполняться в добровольном порядке либо на основании решения суда, поскольку механизм реализации принудительного исполнения указанных решений действующим законодательством не определен. Также просила дело рассмотреть без участия представителя (л.д. 87-90, 113-116).

Заинтересованное лицо ФИО11 о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, для участия в рассмотрении дела не явился.

На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), согласно которой неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, дело рассмотрено в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 18, 45, 46, 53, 55, 118 Конституции Российской Федерации гарантированная и являющаяся обязанностью государства защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе судебная защита, право на которую относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, не может быть признана действенной, если вынесенный в целях восстановления нарушенных прав судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч.ч. 1-3 ст. 92 КАС РФ процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные настоящим Кодексом.

В сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни, за исключением сроков совершения судом, лицами, участвующими в деле, и другими участниками судебного процесса процессуальных действий по административным делам, предусмотренным частью 2 статьи 213, главами 24, 28, 30, 31, 31.1 настоящего Кодекса.

Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.

В соответствии с ч.ч. 2, 4 и 5 ст. 93 КАС РФ в случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания процессуального срока считается следующий за ним рабочий день.

Процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным, за исключением процессуальных сроков, установленных статьей 240, частями 3 и 3.1 статьи 298, частью 2 статьи 314 настоящего Кодекса.

В случае, если процессуальное действие должно быть совершено непосредственно в суде или другой организации, процессуальный срок истекает в тот час, когда в этом суде или этой организации по установленным правилам заканчивается рабочий день или прекращаются соответствующие операции.

Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Согласно ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде (ч. 1).

В соответствии со ст. 122 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Административными ответчиками, также представителем заинтересованного лица ГБУЗ КК «Вилючинская городская больница» ФИО8, в письменных возражениях, указано на пропуск административным истцом десятидневного срока обращения с настоящим административным исковым заявлением в суд.

Вместе с тем административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу настоящего административного искового заявления, в обоснование которого указано, что ранее оспариваемое постановление было своевременно обжаловано в Петропавловск-Камчатский городской суд, по месту нахождения ответчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу, однако административное исковое заявление было возвращено в Инспекцию в связи с неподсудностью. В Вилючинский городской суд Камчатского края с настоящим административным исковым заявлением Инспекция обратилась 02 февраля 2022 года.

При рассмотрении дела установлено и не оспаривалось сторонами, что оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя вынесено 23 декабря 2021 года и получено административным истцом 24 декабря 2021 года (л.д. 14).

29 декабря 2021 года административный истец обратился с настоящим административным исковым заявлением в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края, которое определением суда от 11 января 2022 года возвращено административному истцу в связи с неподсудностью (л.д. 11-12, 28-29).

Копия определения Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 11 января 2022 года с административным исковым заявлением и приложенными к нему документами поступила в адрес Инспекции 31 января 2022 года (л.д. 27).

Настоящее административное исковое заявление направлено в Вилючинский городской суд Камчатского края 2 февраля 2022 года, согласно оттиску штампа на почтовом конверте (л.д. 30).

В силу ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

По смыслу приведенных положений закона пропущенный срок для подачи жалобы может быть восстановлен судом только в том случае, если этот срок пропущен по уважительным причинам, в качестве которых могут расцениваться обстоятельства, которые делают своевременную подачу жалобы невозможной или крайне затруднительной.

Учитывая, что ГИТ в Камчатском крае первоначально обратилось с административным исковым заявлением в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края, по месту нахождения административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу, в установленный десятидневный срок и, как следствие, рассчитывало, что его административное исковое заявление будет принято и рассмотрено по существу, суд полагает необходимым восстановить административному истцу пропущенный процессуальный срок на подачу настоящего административного искового заявления, поскольку указанные обстоятельства, объективно исключали возможность своевременного обращения в Вилючинский городской суд Камчатского края в связи с чем, признаются судом уважительными.

Рассматривая требования административного истца, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, законодателем установлено, что для удовлетворения требования о признании решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконным, необходимо установление его противоправности и одновременно факта нарушения права административного истца.

Положениями ст. 360.1 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неисполнения работодателем в срок предписания государственного инспектора труда об устранении выявленного нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, связанного с выплатой работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, государственный инспектор труда принимает решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений (далее - решение о принудительном исполнении).

Решение о принудительном исполнении от имени федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, установленном настоящим Кодексом, принимается государственным инспектором труда по истечении срока, установленного предписанием государственного инспектора труда, указанным в части первой настоящей статьи, при отсутствии сведений о его исполнении не позднее одного месяца после истечения указанного срока или не позднее одного месяца после вступления в законную силу решения суда о признании законным данного предписания в случае его обжалования в суд.

Решение о принудительном исполнении является исполнительным документом, оформляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, и в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения направляется государственным инспектором труда по почте заказным письмом с уведомлением или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, работодателю, который имеет право в течение десяти дней со дня получения обжаловать данное решение в суд.

В случае, если решение о принудительном исполнении не исполнено и истек срок его обжалования, экземпляр данного решения в форме электронного документа, подписанного государственным инспектором труда усиленной квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, направляется на исполнение в органы принудительного исполнения.

Согласно ст. 6.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" система принудительного исполнения Российской Федерации включает, в числе прочих: федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, и его подразделения; территориальные органы Федеральной службы судебных приставов и их подразделения.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель, в том числе принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Сотрудник органов принудительного исполнения обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации").

Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определены условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

В силу положений ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются решения государственных инспекторов труда о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений (п. 5.1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").

В соответствии с ч. 1 ст. 72.2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" решение государственного инспектора труда о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений (далее - решение о принудительном исполнении), исполняется по правилам, установленным настоящим Федеральным законом, с особенностями, предусмотренными настоящей статьей.

Согласно части 6.1 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.

В силу пункта 8 части 1 статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

Как установлено судом и следует из материалов дела, что 17 мая 2021 года по результатам проведенной ГИТ в Камчатском крае проверки ГБУЗ КК «Вилючинская городская больница» выдано предписание -ПР/12-2053-И/20-1 об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, оставленное без изменения решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 30 июня 2021 года, апелляционным определением Камчатского краевого суда от 07 октября 2021 года и судом кассационной инстанции, которым на ГБУЗ КК «Вилючинская городская больница» возложена обязанность по выплате, в том числе ФИО11, недоплаченной заработной платы за период июнь-июль 2020 года в размере 140 460 рублей 92 копейки в срок до 4 июня 2021 года.

1 ноября 2021 года руководителем Государственной инспекции труда в Камчатском крае ФИО5 вынесено решение -И/20-1/6 о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, согласно которому с ГБУЗ КК «Вилючинская городская больница» в пользу ФИО11 взыскана недоплаченная заработная плата за период июнь-июль 2020 года в размере 140 460 рублей 92 копейки (л.д. 13).

Указанное решение было направлено в адрес ГБУЗ КК «Вилючинская городская больница» почтовым видом связи 2 ноября 2021 года и получено адресатом 11 ноября 2021 года.

Не согласившись с вынесенным ГИТ в Камчатском крае решением, ГБУЗ КК «Вилючинская городская больница» 22 ноября 2021 года обратилось за его оспариванием в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края, однако определением суда от 25 ноября 2021 года, вступившим в законную силу 17 декабря 2021 года, заявление было возращено заявителю.

Как следует из распечатки сведений о движении дела с официального сайта Петропавловск-Камчатского городского суда, 2 февраля 2022 года ГБУЗ КК «Вилючинская городская больница» обратилось в вышеуказанный суд с соответствующим заявлением о восстановлении срока на подачу частной жалобы на определение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края о возврате административного искового заявления от 25 ноября 2021 года, в удовлетворении которого отказано, частная жалоба судом возвращена.

Поскольку решение ГИТ в Камчатском крае, вступившее в законную силу 22 ноября 2021 года, ГБУЗ КК «Вилючинская городская больница» исполнено не было, данных о том, что оно было в установленный срок обжаловано и отменено, либо восстановлен срок на его обжалование в материалы дела не представлено, указанное решение в форме электронного документа, в порядке ст. 360.1 ТК РФ, в указанный день было направлено на исполнение в органы принудительного исполнения.

23 декабря 2021 года судебным приставом-исполнителем Вилючинского городского отделения судебных приставов УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу ФИО2 вынесено постановление, которым в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" отказано в возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа – Решение государственного инспектора труда о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплатам, осуществляемым в рамках трудовых отношений -И/20-1/6 от 1 ноября 2021 года, выданное органом: ГИТ в Камчатском крае по делу -ПР/12-2052-И, вступившим в законную силу 22 ноября 2021 года, предмет исполнения: выплатить не дополученную заработную плату за период июнь-июль 2020 года в размере 140 460 рублей 92 копейки в срок до 4 июня 2021 года, в отношении должника ГБУЗ КК «Вилючинская городская больница» в пользу взыскателя ФИО11, то есть в связи с тем, что исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов. При этом разъяснено, что в соответствии с ч. 3 ст. 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" устранение обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 - 4, 7 и 12 части 1 настоящей статьи, не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (л.д. 14).

В обоснование отказа в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель сослался на ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), согласно которой иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 93.6, 142.2, 142.3, 166.1, 218, 242 и 242.6 настоящего Кодекса. Часть 1 ст. 242.3 БК РФ, согласно которой исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия в соответствии с настоящим Кодексом должнику как получателю средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) (далее в настоящей статье - лицевые счета должника).

Вместе с тем с такими выводами судебного пристава-исполнителя Вилючинского городского отделения судебных приставов УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу ФИО2 согласиться нельзя, по следующим основаниям.

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Камчатского края «Вилючинская городская больница» (должник) является юридическим лицом, зарегистрировано в установленном законом порядке в налоговом органе, его учредителем является Камчатский край, от имени которого выступает Министерство здравоохранения Камчатского края.

Согласно представленным административным истцом сведениям, источниками финансирования ГБУЗ КК «Вилючинская городская больница» являются: ОМС, региональный бюджет (краевой бюджет), внебюджетная деятельность. Иного суду не представлено.

В связи с изложенным, ссылка судебного пристава-исполнителя в обжалуемом постановлении на ч. 1 ст. 242.3 БК РФ, предусматривающую порядок направления исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) по денежным обязательствам федерального казенного учреждения – должника, которым ГБУЗ КК «Вилючинская городская больница» не является, не может быть признана обоснованной.

В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и в связи с возникающими в судебной практике вопросами об исполнении судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" даны разъяснения.

Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, указанных в пункте 1 статьи 239 Кодекса. При этом механизм принудительного исполнения, закрепленный Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», не используется, кроме случаев, установленных Кодексом. Отношения, связанные с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулируются положениями главы 24.1 БК РФ.

Из совокупного содержания ст. 239, главы 24.1 БК РФ следует, что названным кодексом предусмотрен порядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения, в рамках исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на средства участников казначейского сопровождения, и исполнительных документов, основанных на них, и решений налогового органа.

Аналогичная позиция отражена в Федеральном законе от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Так, согласно п. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" обращение взыскания на средства бюджетных учреждений осуществляется на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) и решения налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов (п. 1). Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 настоящей части, в соответствующий орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника. Решение налогового органа, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетного учреждения - должника, направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника (п. 5).

Положения вышеназванных законодательных актов не определяют организацию исполнения иных исполнительных документов, соответственно порядок, установленный указанными нормами, не может применяться в отношении решений государственного инспектора труда о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Исполнение решений государственного инспектора труда о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, производится судебным приставом-исполнителем в рамках Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

При таких обстоятельствах, суд полагает, что действиями судебного пристава-исполнителя Вилючинского городского отделения судебных приставов УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу ФИО2 по вынесению постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства от 23 декабря 2021 года на основании исполнительного документа – решения Государственной инспекции труда в Камчатском крае -И/20-1/6 от 1 ноября 2021 года о взыскании с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края «Вилючинская городская больница» в пользу ФИО11 недоплаченной заработной платы, нарушено законодательство об исполнительном производстве и вследствие этого права и законные интересы взыскателя на своевременное исполнение решения уполномоченного органа о взыскании в пользу работника причитающейся ему заработной платы или приравненных к ней выплат, в связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных административных исковых требований.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении судебным приставом-исполнителем Вилючинского городского отделения судебных приставов УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу ФИО2 обязанностей, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, что привело к нарушению прав административного истца и заинтересованного лица ФИО11, следовательно, оспариваемое постановление является незаконным.

Ссылка административных ответчиков в поданных возражениях на Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального казначейства по вопросам организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений, утвержденный Приказом ФССП России № 308, Казначейства России № 218 от 30 сентября 2013 года (далее Порядок), несостоятельна, в виду нижеследующего.

Согласно п. 1 Порядка, территориальный орган Федерального казначейства при поступлении исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетных или автономных учреждений, организовывает его исполнение в соответствии с порядком, предусмотренным частью 20 статьи 30 Федерального закона от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Вместе с тем, как указывалось ранее, Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" регулируется порядок обращения взыскания на средства бюджетных учреждений на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ), т.е. судебных актов, а также решений налогового органа.

Доводы административных ответчиков об истечении срока предъявления исполнительного документа - решения государственного инспектора труда, к исполнению в виду указания в Решении десятидневного срока его предъявления к исполнению, суд также находит несостоятельными.

Согласно письменным пояснениям административного ответчика указание в Решении, выполненном в форме электронного документа, на срок его предъявления к исполнению с момента вступления в законную силу в течение 10 дней, относится к десятидневному сроку, установленному для добровольного исполнения работодателем непосредственно самого решения Инспекции, в соответствии с ч. 4 ст. 360.1 ТК РФ и является требованиями заполнения документа в электронной форме.

Однако срок предъявления к исполнению актов органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств устанавливается Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", а не органом, выдавшим исполнительный документ, и в данном случае, предусмотрен ч. 6.1 ст. 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Таким образом, вопреки доводам административных ответчиков, срок предъявления решения ГИТ в Камчатском крае к исполнению на момент его поступления в Вилючинский ГОСП УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу, не истек.

Исходя из п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет административное исковое заявление об оспаривании постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, если установит, что оспариваемое постановление, действия (бездействие) не соответствуют нормативным правовым актам, нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, при этом, признавая их таковыми обязывает административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Признавая постановление судебного пристава-исполнителя Вилючинского городского отделения судебных приставов УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу ФИО2 от 23 декабря 2021 года об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа – Решение государственного инспектора труда о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплатам, осуществляемым в рамках трудовых отношений -И/20-1/6 от 1 ноября 2021 года по выплате ГБУЗ КК «Вилючинская городская больница» в пользу ФИО11 недоплаченной заработной платы за период июнь-июль 2020 года в размере 140 460 рублей 92 копейки незаконным и несоответствующим требованиям нормативных правовых актов, суд считает необходимым возложить на административного ответчика Управление Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов взыскателя по указанному исполнительному документу, установив для этого срок 3 дня со дня вступления решения суда в законную силу, который суд исходя из характера допущенных нарушений, признает разумным и соответствующим положениям Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", регламентирующим сроки принятия решения по поступившему исполнительному документу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Государственной инспекции труда в Камчатском крае к судебному приставу-исполнителю Вилючинского городского отделения судебных приставов УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу ФИО3, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу о признании незаконным постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства, удовлетворить.

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Вилючинского городского отделения судебных приставов УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу ФИО2 об отказе в возбуждении исполнительного производства от 23 декабря 2021 года, вынесенное в отношении исполнительного документа – решения Государственной инспекции труда в Камчатском крае -И/20-1/6 от 1 ноября 2021 года о взыскании с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края «Вилючинская городская больница» в пользу ФИО11 недоплаченной заработной платы.

Обязать Управление Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу в течение 3 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов взыскателя по исполнительному документу – решению Государственной инспекции труда в Камчатском крае -И/20-1/6 от 1 ноября 2021 года о взыскании с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края «Вилючинская городская больница» в пользу ФИО11 недоплаченной заработной платы.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 12 апреля 2022 года.

Судья

подпись

Д.В. Горячун

КОПИЯ ВЕРНА:

Судья

Д.В. Горячун