ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 410003-01-2023-000766-27 от 15.09.2023 Вилючинского городского суда (Камчатский край)

№ 2а-488/2023

УИД № 41RS0003-01-2023-000766-27

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вилючинск, Камчатский край 15 сентября 2023 года

Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Ястребовой Н.Н.,

при секретаре Козыревой Н.С.,

с участием: административного истца Новокрещенова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Новокрещенова Александра Андреевича к призывной комиссии г. Вилючинска Камчатского края о признании незаконным бездействия по не рассмотрению заявления о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, возложении обязанности рассмотреть заявление о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу,

установил:

Административный истец - Новокрещенов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии г. Вилючинска Камчатского края, в котором, с учётом уточнений и последующего частичного отказа от административных требований, просил признать незаконным бездействие по не рассмотрению его заявления о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, возложить на административного ответчика обязанность рассмотреть заявление о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 21 сентября 2022 года им в военный комиссариат г. Вилючинска были подано заявление о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, поскольку военная служба противоречит его убеждениям. На заседании призывной комиссии 21 июня 2023 года ему в устной форме было отказано в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу. С указанным решением он не согласен и считает его незаконным, поскольку нарушается его право на замену военной службы на альтернативную гражданскую службу, предусмотренное ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации, к тому же причины отказа в замене военной службы на альтернативную гражданскую, членами комиссии, озвучены не были. 26 июня 2023 года он вновь обратился к административному ответчику с заявлением о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, которое, до настоящего времени не рассмотрено. Ссылаясь на положения п. 4 ст. 12 ФЗ от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», согласно которому решение должно быть письменным и мотивированным, административный истец обратился с указанным административным иском в суд.

В поступивших возражениях на административное исковое заявление, представитель административного ответчика Меденков К.В. просил в удовлетворении административных требований Новокрещенова А.А., отказать (л.д. 51-53).

В судебном заседании административный истец Новокрещенов А.А. на требованиях, с учётом их уточнений, настаивал, по основаниям, изложенным в административном иске.

Административный ответчик - призывная комиссия Вилючинского городского округа, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, своего представителя в суд не направил, о рассмотрении дела в отсутствие представителя не просил.

Административный ответчик - ФКУ Военный комиссариат Камчатского края, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Выслушав административного истца, исследовав материалы настоящего административного дела, а также материалы личного дела призывника, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Статьей 59 Конституции Российской Федерации установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (часть 1); гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (часть 2); гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (часть 3).

В силу ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом.

Отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (далее Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ).

Статьей 2 указанного Федерального закона от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ установлено, что гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

На основании п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ, на альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией, создание которой регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"), принято соответствующее решение.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ, направление гражданина на альтернативную гражданскую службу включает: подачу им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой; рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене; явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу; явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.

Статьей 11 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ установлено, что граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки: до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

Данное регулирование основано на привязке к срокам призыва на военную службу, который в соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» осуществляется два раза в год с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации, то есть, до начала весеннего призыва может быть подано заявление о прохождении альтернативной гражданской службы в период, начиная с осеннего призыва, и, соответственно, до начала осеннего призыва - о прохождении альтернативной гражданской службы в период, начиная с весеннего призыва. Подобный порядок обусловлен необходимостью заблаговременного уведомления военных комиссариатов о соответствующем намерении призывника с целью своевременного планирования мероприятий призыва, которое осуществляется военным комиссаром.

Исключение из общего правила составляет порядок, предусмотренный в абзаце четвертом п. 1 ст. 11 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе», согласно которому граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки. Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях. Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.

В соответствии с п. 1 и п. 3 ст. 12 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии. По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене. Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, установленный пунктом 1 статьи 11 настоящего Федерального закона. Заключение (решение) выносится (принимается) простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения).

Гражданину, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, вручается повестка с указанием срока явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу (п. 6 ст. 12 ФЗ № 113-ФЗ).

Гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (п. 7 ст. 12 ФЗ № 113-ФЗ).

Из материалов личного дела призывника усматривается, что Новокрещенов А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете с 26 декабря 2019 года по настоящее время.

В связи с обучением в КГБОК СПО «Камчатский индустриальный техникум» по специальности «Компьютерные сети» Новокрещенову А.А. в период с 2019 по январь 2022 года, по основанию, предусмотренному подпунктом "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» была предоставлена отсрочка от военной службы. Решением педагогического совета, Новокрещенов А.А. с 24 января 2022 года отчислен из образовательного учреждения, в связи с неуспеваемостью.

Реализуя свое конституционное право, Новокрещенов А.А. 21 октября 2022 года обратился военный комиссариат города Вилючинск с заявлением о замене ему военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, обосновывая свою просьбу тем, что несение военной службы противоречит его убеждениям.

На заседании призывной комиссии 21 июня 2023 года ему в устной форме было отказано в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу.

26 июня 2023 года Новокрещенов А.А. обратился в военный комиссариат с заявлением о выдаче копии решения призывной комиссии, принятого по результатам рассмотрения его заявления о замене ему военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, одновременно подано повторное заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. В качестве причин и обстоятельств, побудивших истца ходатайствовать о замене военной службы, Новокрещенов А.А. указал, что несение военной службы противоречит его убеждениям, поскольку он выступает против насилия, применения оружия и силы как метода решения конфликтов.

Сведений о вручении Новокрещенову А.А. копии решения призывной комиссии от 21 июня 2023 года об отказе в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу с указанием причин, послуживших к отказу, административным ответчиком не представлено и в материалах дела не имеется, равно, как и не имеется сведений о рассмотрении заявления Новокрещенова А.А. от 26 июня 2023 года в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права.

В свою очередь в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, свидетельствующих о том, что при принятии оспариваемого решения были соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа (организации) на принятие оспариваемого решения; порядок принятия оспариваемого решения, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствие содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возложена на орган (организацию) принявший оспариваемые решения.

В силу предписаний абз. 6 п. 1 ст. 11 указанного Федерального закона от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ обязанность обосновать, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, возложена именно на гражданина, изъявившего желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой.

Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ установлено, что призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании: выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; анализа документов, представленных гражданином; анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.

В силу п. 4 ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ, порядок направления граждан на альтернативную гражданскую службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе» Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2004 года № 256 было утверждено Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

Согласно п. 15 Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2004 года № 256, граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.

В силу п. 24 Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2004 года № 256, призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает решение об отказе в такой замене (с указанием причин отказа) на основании: выступлений на заседании призывной комиссии гражданина и лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; анализа документов, представленных гражданином и военным комиссариатом, а также дополнительных материалов, запрашиваемых призывной комиссией от организаций и физических лиц.

Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, а при запросе дополнительных материалов - в 2-месячный срок. Заключение (решение) выносится (принимается) большинством голосов участвующих в заседании членов призывной комиссии, заносится в книгу протоколов заседаний призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения) (п. 25 Положения).

Исходя из совокупности указанных норм права, регламентирующих порядок разрешения призывной комиссией заявления призывника о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, гражданину, изъявившему желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, на заседании призывной комиссии, где разрешается его заявление, должна быть предоставлена возможность выступить с целью обоснования своих доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, а по результатам рассмотрения принято мотивированное решение с указанием причин, послуживших к отказу в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и выдачей его копии гражданину, обратившемуся с соответствующим заявлением.

Между тем, при рассмотрении административного дела судом установлено, что заявление Новокрещенова А.А. от 21 октября 2022 года о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в срок, установленный п. 25 Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2004 года № 256, рассмотрено не было, копия решения об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, с указанием причин такого отказа административному истцу до настоящего времени не вручена, сведений о принятии административным ответчиком какого-либо решения по аналогичному заявлению Новокрещенова А.А. от 26 июня 2023 года, в материалах дела не имеется.

Доказательств обратного, административным ответчиком суду не представлено и в административном деле таких доказательств не имеется.

Таким образом, поскольку оспариваемое решение призывной комиссии Вилючинского городского округа от 21 июня 2023 года было принято с нарушением, установленного п. 3 ст. 12 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ и п. 25 Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденного Постановления Правительства РФ от 28 мая 2004 года № 256, порядка его принятия, суд приходит к выводу, что требования Новокрещенова А.А. о признании незаконным бездействия призывной комиссии по не рассмотрению его заявлений о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу и возложении обязанности рассмотреть заявление о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В силу ч. 9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Установив, что административным ответчиком права административного истца Новокрещенова А.А., нарушены, так как до настоящего времени призывной комиссией в установленном порядке его заявления от 21 октября 2022 года и от 26 июня 2023 года о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, не рассмотрены, суд считает необходимым в целях восстановления прав административного истца возложить на призывную комиссию обязанность в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть в порядке, установленном действующим законодательством, вопрос о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу в отношении призывника Новокрещенова Александра Андреевича.

При этом в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу административный ответчик обязан письменно сообщить об исполнении решения суда по настоящему административному делу суду и административному истцу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Новокрещенова Александра Андреевича к призывной комиссии г. Вилючинска Камчатского края о признании незаконным бездействия по не рассмотрению заявления о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, возложении обязанности рассмотреть заявление о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, удовлетворить.

Признать бездействие призывной комиссии г. Вилючинска Камчатского края, выразившееся в не рассмотрении заявлений Новокрещенова Александра Андреевича о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, незаконным.

Возложить на призывную комиссию г. Вилючинска Камчатского края обязанность в течении 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, рассмотреть в установленном законом порядке, вопрос о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу в отношении призывника Новокрещенова Александра Андреевича.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 26 сентября 2023 года.

Судья Н.Н. Ястребова