Административное дело
№ 2а-1427/2022
УИД № 42RS0011-01-2022-001657-90
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ленинск-Кузнецкий 30 июня 2022 года
Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Бондарь Е.М.,
при секретаре Дубровиной А.В.
с участием:
представителя административного истца Бобриневой О.В.
представителя заинтересованного лица ООО «Сибгазсеть» Кичигина А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Белковой Ю. А. к администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Белкова Ю.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Требования (с учетом дополнений) мотивированы тем, что административный истец Белкова Ю.А. является собственником земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: площадью категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства торгово-развлекательного комплекса. Согласно сведениям, предоставленным управлением архитектуры и градостроительства администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от 28.02.2022 , земельный участок, принадлежащий административному истцу, расположен в территориальной зоне Ц-5.1 (зона обслуживания деловой и производственной деятельности); градостроительный регламент использования указанной территории предусматривает, в том числе, в качестве условно разрешенного вида использования размещение на земельном участке автозаправочных станций (код 4.9.1.1).
22.03.2022 в комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки административным истцом было подано заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования принадлежащего ей земельного участка - «Заправка транспортных средств».
Публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования состоялись 21.04.2022; на основании заключения о результатах публичных слушаний от 22.04.2022 административным ответчиком было принято постановление от 29.04.2022. об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка - «Заправка транспортных средств».
Административный истец считает постановление об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка незаконным, поскольку оно противоречит ст. 39 ГрК РФ и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности.
Пунктом 2.9. Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства», утвержденного постановлением Администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа от 11.08.2020 № 846 предусмотрено, что основаниями для отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства являются:
- отрицательное заключение о результатах публичных слушаний, выразившееся в нарушении права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение, правообладателей объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателей помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается разрешение; оказании негативного воздействия на окружающую среду при предоставлении разрешения.
Предусмотренный ГрК РФ порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка направлен на реализацию одного из общих принципов градостроительного законодательства, предполагающего участие граждан в осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение свободы такого участия (п. 5 ст. 2 ГрК РФ).
В заключении о результатах публичных слушаний от 22.04.2022 указано, что участвующими лицами внесены следующие замечания:
- при изменении вида разрешенного использования земельного участка будут нарушены противопожарные расстояния от резервуарных установок до объектов защиты (ФЗ от 22.07.2008 № 123 -ФЗ «Технический регламент о требовании пожарной безопасности»);
- нарушены требования СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требование пожарной безопасности» относительно раздельного въезда и выезда с территории;
- нарушены требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
- будет нарушен запрет проезда грузового транспорта по с целью перевозки опасных грузов.
Указанные в заключении о результатах публичных слушаний мнения частных лиц противоречат фактическим обстоятельствам размещения передвижного модуля СУГ типа «АГЗС-М БНГ» по адресу: , прилагаемым документам и установленным нормативным требованиям.
Так, расстояния от жилых зданий и иных сооружений до передвижного модуля СУГ типа «АГЗС-М БНГ» регламентировано проектной документацией, том 2 (лист 2 разбивочного плана), раздел 2, п. 11 «Схема планировочной организации земельного участка» 05-2021-ПЗУ, а также разделом 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» и соответствует установленным требованиям законодательства.
Согласно проектной документации, том 2 (лист 2 разбивочного плана), раздел 2, п. 9 «Схема планировочной организации ЗУ» 05-2021-ПЗУ передвижной модуль СУГ типа «АГЗС-М БНГ» содержит раздельный въезд и выезд.
Дорожное покрытие передвижного модуля СУГ типа «АГЗС-М БНГ» соответствует установленным требованиям СП 156.13130.2014, п. 6.28 «Покрытие проездов, заправочных островков и площадок для АЦ», и регламенту Проектной документации, том 2 раздел 2. «Схема планировочной организации ЗУ» 05-2021-ПЗУ, (лист 3 разбивочного плана), лист 16, СП 37.13330.2012 п.7.2.2 табл.7.1.
Специальное разрешение 70 №002417 на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, содержит описание маршрутов перевозки и адресов мест погрузки, разгрузки, стоянок и заправок топливом транспортных средств, в том числе и по .
Согласно страховому полису обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте , ООО «Сибгазсеть» является страхователем ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда потерпевшим.
Санитарная зона (размер охранной зоны при заправке) регламентированы и соответствуют Проектной документации, раздел 2, п.9 «Схема планировочной организации ЗУ» 05-2021-ПЗУ, том 2. лист 2, п. 11-13.
Согласно требованиям ФЗ. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995г. и ФЗ № 116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» заключен договор возмездного оказания услуг от 01.05.2021 с АО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» для локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При проведении публичных слушаний обсуждалось выявление возможного негативного воздействия от объекта деятельности на земельном участке. В силу чего ряд участников высказали частное мнение, не соответствующее обстоятельствам дела, но положенное в основу заключения, и как следствие - вынесение постановления об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Наличие или отсутствие согласия участников публичных слушаний на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не является обязательным, но учитывается при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения.
Физические лица, проживающие рядом со спорной территорией (Ч.П.Ж., К.М.Й., Ж.Э.Х.) возразили против размещения рядом с жилыми домами АГЗС. Однако при проведении опроса жителей прилегающей территории, мнения лиц разделились и не были однозначно возражающими, что подтверждается списком подписей и фамилий.
Учитывая вышеизложенное, административный истец считает, что основания отказа административным ответчиком в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не являются достаточными и объективными, так как не учтены сведения из приложенных к материалам дела документов.
Кроме того, в целях реализации правомочий собственника 01.07.2021 между административным истцом и ООО «Сибгазсеть» заключен предварительный договор купли-продажи земельного участка, в силу которого Белкова Ю.А. обязалась передать его в собственность на согласованных сторонами существенных условиях, указанных в п.п. 1.2.1., 1.2.2. и 1.2.3. Также Белковой Ю. А. получен задаток (п. 2.1.1.) и принято обязательство до момента исполнения условий договор предоставить земельный участок на праве аренды (п.1.4.).
С учетом того, что реализация земельного участка непосредственно связана с необходимостью изменения вида его использования с основного на условно-разрешенный вид, административный истец считает, что принятое с нарушением установленного порядка оспариваемое постановление нарушает её права как собственника объекта недвижимости, поскольку лишает возможности распорядиться по своему усмотрению земельным участком, чем причиняет материальный ущерб и ограничивает права собственника по распоряжению имуществом, установленные в том числе ст. 34, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, тем самым нарушаются права, свободы и законные интересы административного истца.
Также административный истец полагает, что административным ответчиком нарушен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, поскольку привлечены лица, не относящиеся к участникам публичных слушаний; не определен предмет проекта, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях; учтены предложения и замечания лиц, не прошедших в установленном законом порядке идентификацию; нарушены требования, предусмотренные ч.12 ст.5.1 ГрК РФ, об идентификации участников публичных слушаний; нарушен порядок оформления протокола, поскольку в нем отсутствуют разделения замечаний и предложений граждан, проживающих в пределах территории обсуждения, от замечаний и предложений иных участников; нарушен срок принятия решения в форме постановления, более того, в нарушение требований, установленных п. 3.8. Постановления № 654, не указаны причины принятия решения.
Административным истцом оспаривается отказ в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Поскольку само по себе признание такого отказа незаконным не повлечет восстановление нарушенного права, административным истцом предъявлено также требование о возложении на административного ответчика обязанности принять Постановление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования спорного земельного участка. Данное требование направлено на устранение допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, а также препятствий к их осуществлению, и не является спором о праве, вследствие чего подлежит разрешению в рамках административного судопроизводства.
Административный истец Белкова Ю.А. просит суд признать незаконным постановление администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от 29.04.2022 об отказе в предоставлении Белковой Ю.А. разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым по адресу: - «Заправка транспортных средств» в зоне обслуживания деловой и производственной деятельности (Ц-5.1); обязать административного ответчика предоставить административному истцу разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка кадастровым по адресу: - «Заправка транспортных средств» (код 4.9.1.1.).
Административный истец Белкова Ю.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административного истца Бобринева О.В., действующая на основании доверенности, имеющая высшее юридическое образование, в судебном заседании административные исковые требования Белковой Ю.А., изложенные в административном исковом заявлении и уточнениях к нему, поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа в суд не явился, извещены надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а также возражения на административное исковое заявление с дополнениями и на отзыв представителя заинтересованного лица ООО «Сибгазсеть» с дополнениями, из которых следует, что административный ответчик требования Белковой Ю.А. не признает в полном объеме, с доводами заинтересованного лица ООО «Сибгазсеть» не согласен, просит в удовлетворении административных исковых требований Белковой Ю.А. отказать в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ООО «Сибгазсеть» Кичигин А.С., действующий на основании доверенности, с высшим юридическим образованием, в судебном заседании административные исковые требования Белковой Ю.А. поддержал по доводам, изложенным в отзыве с дополнениями.
Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 36 Конституции РФ гарантируется, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируются законодательством о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса РФ).
Статьей 39 ГрК РФ определен специальный порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
В частности, вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обязательному обсуждению на публичных слушаниях, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ).
Исходя из указанных в части 8 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ рекомендаций, глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 9 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение свободы такого участия являются принципами законодательства о градостроительной деятельности (пункт 5 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ).
Частью 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ определено, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проводятся публичные слушания.
В соответствии с частью 3 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ, участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, являются граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, граждане, постоянно проживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены данные проекты, правообладатели таких земельных участков или расположенных на них объектов капитального строительства, правообладатели помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, в отношении которого подготовлены данные проекты, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 39 настоящего Кодекса, также правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия на окружающую среду в результате реализации данных проектов.
Согласно части 21 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ на основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.
В заключении о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний должны быть указаны аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений или публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний (пункт 5 части 22 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ).
Частью 12 статьи 39 ГрК РФ предусмотрено, что физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что административному истцу Белковой Ю.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: площадью категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства торгово-развлекательного комплекса.
Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Ленинск-Кузнецкого городского округа, утвержденных решением Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа от 25.10.2018 № 62, земельный участок с кадастровым , принадлежащий административному истцу, расположен в территориальной зоне Ц-5.1 - зона обслуживания деловой и производственной деятельности, один из условно разрешенных видов использования код 4.9.1.1 – заправка транспортных средств (письмо управления архитектуры и градостроительства администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от 28.02.2022 на л.д. 11-14 том 1).
Судом также установлено, что 01.07.2021 между административным истцом Белковой Ю.А. и ООО «Сибгазсеть» заключен предварительный договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка (том 2 л.д. 170).
В соответствии с п. 1.2.3. предварительного договора продавец (Белкова Ю.А.) лично либо путем привлечения третьих лиц в срок до 31 декабря 2022 года выполняет установленные законодательством РФ действия по внесению изменений основного вида разрешенного использования (для строительства торгово-развлекательного комплекса) на условно разрешенный вид использования (заправка транспортных средств, код. 4.9.1.1.). Белковой Ю. А. получен задаток (п. 2.1.1.) и принято обязательство до момента исполнения условий договор предоставить земельный участок на праве аренды (п.1.4.).
На основании договора аренды от 01.01.2021 Белкова Ю.А. передала принадлежащий ей земельный участок с кадастровым в аренду ООО «Рассвет», которое в свою очередь передало его в субаренду ООО «Сибгазсеть» на основании договора субаренды от 27.12.2021 (том 1 л.д. 28, 47).
Согласно п. 1.2 договора субаренды от 27.12.2021 земельный участок предоставлен субарендатору ООО «Сибгазсеть» для размещения автогазозаправочной станции (том 1 л.д. 47).
22.03.2022 Белкова Ю.А. в лице представителя Ш.К.Е. обратилась в комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Ленинск-Кузнецкого городского округа с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования принадлежащего ей земельного участка - заправка транспортных средств, код. 4.9.1.1. При этом проектная документация автогазозаправочной станции, принадлежащей ООО «Сибгазсеть», в полном объеме не была представлена.
Постановлением администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от 29.03.2022 по указанному заявлению Белковой Ю.А. назначены публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, определены форма, место, дата, время их проведения.
Публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка состоялись 21.04.2022.
Согласно протоколу от 21.04.2022 с приложением к нему, участие в публичных слушаниях приняли 19 человек, из них: 3 представителя заявителя Белковой Ю.А., 6 жителей города, 10 членов комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Ленинск-Кузнецкого городского округа.
Из заключения о результатах публичных слушаний от 22.04.2022 следует, что комиссией были учтены предложения и замечания участников публичных слушаний, постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся публичные слушания: А.Т.Ч., Г.И.Х., Управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, Ф.Ж.Д., а также замечания и предложения иных участников публичных слушаний: Управление жизнеобеспечения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, Управление ГО и ЧС администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа.
С учетом протокола публичных слушаний комиссия решила рекомендовать главе Ленинск-Кузнецкого городского округа отказать в предоставлении Белковой Ю.А. разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым по адресу: – «Заправка транспортных средств» в зоне обслуживания деловой и производственной деятельности (Ц-5.1).
В связи с чем, постановлением главы администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от 29.04.2022 Белковой Ю.А. отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Полагая указанный отказ незаконным и нарушающим права собственника земельного участка, Белкова Ю.А. обратилась в суд с настоящим административным иском.
Частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) установлено, что разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (часть 2.1 статьи 37 ГрК РФ).
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 ГрК РФ).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 ГрК РФ).
Согласно части 6 статьи 37 ГрК РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
Статья 39 ГрК РФ предполагает подачу заявления об изменении условно разрешенного вида использования земельного участка, проведение публичных слушаний на данную тему и принятие соответствующего решения.
На основании приведенных правовых положений земельного и градостроительного законодательства следует, что правообладателю земельного участка предоставлено право выбирать вид разрешенного использования из любого из основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков, как следствие, изменять вид разрешенного использования земельного участка, а также претендовать на изменение условно разрешенного вида использования, но только с учетом мнения населения и других заинтересованных лиц, сложившегося по результатам публичных слушаний.
Наличие или отсутствие согласия участников публичных слушаний на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является одним из решающих факторов при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения.
В связи с этим возражения заинтересованных лиц относительно предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не могут подвергаться проверке в ходе судебного разбирательства на предмет их соответствия требованиям закона, поскольку они являются средством реализации гражданами и юридическими лицами предоставленного им законом права на выражение своего мнения по поводу изменения разрешенного вида земельного участка, граничащего с их земельными участками.
Таким образом, в данном случае предметом судебного разбирательства может быть только сама установленная законом процедура проведения публичных слушаний по вопросу об изменении разрешенного вида использования земельного участка.
На территории Ленинск-Кузнецкого городского округа порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Уставом муниципального образования Ленинск-Кузнецкий городской округ, а также решением Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа от 21.06.2018 «Об организации и проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в Ленинск-Кузнецком городском округе».
Постановлением администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от 22.04.2021 N 654 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства».
Согласно пункту 1 статьи 14 Правил землепользования и застройки Ленинск-Кузнецкого городского округа, утвержденных решением Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа от 25.10.2018 № 62, в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам Правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства проводятся общественные обсуждения или публичные слушания.
Согласно пункту 1.4 решения Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа от 21.06.2018 № 40 «Об организации и проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в Ленинск-Кузнецком городском округе», участниками публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства являются граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, граждане, постоянно проживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены данные проекты, правообладатели таких земельных участков или расположенных на них объектов капитального строительства, правообладатели помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, в отношении которого подготовлены данные проекты, или правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия на окружающую среду в результате реализации данных проектов.
В соответствии с подпунктом 1.2.1 пункта 1 статьи 14 Правил землепользования и застройки Ленинск-Кузнецкого городского округа в случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.
В соответствии с пунктом 2.10 Административного регламента, основанием для отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства является отрицательное заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, выразившееся: в нарушении права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение, правообладателей объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателей помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается разрешение; в оказании негативного воздействия на окружающую среду при предоставлении разрешения.
В соответствии с ч. 10 ст. 5.1 ГрК РФ в период размещения проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему и проведения экспозиции такого проекта вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта, имеют право участники публичных слушаний, прошедшие в соответствии с ч. 12 данной статьи идентификацию.
Согласно ч. 12 ст. 5.1 ГрК РФ, участники публичных слушаний в целях идентификации представляют сведения о себе (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц) с приложением документов, подтверждающих такие сведения.
Участники публичных слушаний, являющиеся правообладателями соответствующих земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства и (или) помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, также представляют сведения соответственно о таких земельных участках, объектах капитального строительства, помещениях, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, из Единого государственного реестра недвижимости и иные документы, устанавливающие или удостоверяющие их права на такие земельные участки, объекты капитального строительства, помещения, являющиеся частью указанных объектов капитального строительства.
Заполнение указанных сведений предусмотрено и соответствующими формами, утвержденными подзаконными нормативными актами. Если же такие сведения об участнике слушаний являются недостоверными, его предложения и замечания - как поданные письменно или устно непосредственно в ходе проведения собрания участников, так и отраженные в книге учета посетителей экспозиции проекта - не подлежат рассмотрению (часть 15).
Согласно части 18 статьи 5.1 ГрК РФ, организатор публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол публичных слушаний, в котором указываются: 1) дата оформления протокола; 2) информация об организаторе публичных слушаний; 3) информация, содержащаяся в опубликованном оповещении о начале публичных слушаний, дата и источник его опубликования; 4) информация о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников публичных слушаний, о территории, в пределах которой проводятся публичные слушания; 5) все предложения и замечания участников публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся публичные слушания, и предложения и замечания иных участников публичных слушаний.
Согласно части 19 статьи 5.1 ГрК РФ, к протоколу общественных обсуждений или публичных слушаний прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений или публичных слушаний, включающий в себя сведения об участниках общественных обсуждений или публичных слушаний (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц).
На основании протокола публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний (часть 21).
В заключении о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний должны быть указаны, в том числе, содержание внесенных предложений и замечаний участников публичных слушаний; аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений или публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний (часть 22).
В соответствии с п.3.8 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства», утвержденного постановлением администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от 22.04.2021 N 654, на основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе Ленинск-Кузнецкого городского округа.
Из протокола публичных слушаний от 21.04.2022 с приложением к нему (список участников публичных слушаний) невозможно определить каким образом были идентифицированы участники публичных слушаний, указаны лишь фамилии, инициалы, и адреса (при этом не ясно - регистрации ли фактического места жительства) в нарушение части 19 статьи 5.1 ГрК РФ не указаны полные сведения об участниках публичных слушаний (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц.
Кроме того, не указаны сведения в отношении участников публичных слушаний, являющихся правообладателями соответствующих земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства и (или) помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, а именно: сведения из ЕГРН и иных документов, устанавливающих или удостоверяющих их права на такие земельные участки, объекты капитального строительства, помещения, являющиеся частью указанных объектов капитального строительства.
Согласно заключению о результатах публичных слушаний от 22.04.2022, комиссией учтены замечания и предложения, представленные в письменном виде А.Т.Ч., Г.И.Х., которые в соответствии с частью 12 статьи 5.1 ГрК РФ в целях реализации права на внесение предложений и замечаний участниками публичных слушаний идентификацию не проходили, документы, удостоверяющие личность, не предоставляли. Кроме того не указаны сведения, кем являются данные лица (правообладателями смежных земельных участков с указанием кадастрового номера земельного участка; лицами, постоянно проживающими на территории, в пределах которой проводятся публичные слушания, с указанием адреса их регистрации или другое).
В заключении указано, что Ф.Ж.Д. (которая также идентификацию не проходила, документы, удостоверяющие личность, не предоставляла, кем является не указано), предложений и замечаний не предоставила. Однако из письма Ф.Ж.Д. следует, что она не возражает против смены разрешенного использования на условно разрешенный вид использования земельного участка. При этом каким образом данные пояснения были учтены комиссией, определить невозможно.
По смыслу статей 37, 39 ГрК РФ, отказ в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования может быть обусловлен двумя факторами: нарушение права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов участников публичных слушаний, а также нарушение требований технических регламентов.
В заключении по результатам публичных слушаний и рекомендациях в нарушение норм Градостроительного кодекса Российской Федерации не указаны конкретные причины принятого комиссией решения об отказе в предоставлении Белковой Ю.А. разрешения на испрашиваемый условно разрешенный вид использования земельного участка.
На основании заключения о результатах публичных слушаний от 22.04.2022 административным ответчиком было принято обжалуемое постановление от 29.04.2022. об отказе в предоставлении Белковой Ю.А. разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка - «Заправка транспортных средств».
Вместе с тем оспариваемое постановление органа местного самоуправления об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка приведенным нормативным правовым актам не соответствует, поскольку при проведении публичных слушаний и оформлении их результатов были допущены нарушения.
В силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывать, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации допускает принятие судом решения об удовлетворении требований о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21, суд вправе отказать в удовлетворении требований о возложении на орган или лицо, наделенные публичными полномочиями, обязанности принять решение, совершить действия, если установлены обстоятельства, исключающие возможность удовлетворения таких требований.
Если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца (заявителя), суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос. При таком рассмотрении наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела (статья 16 КАС РФ, статья 16 АПК РФ).
Суд считает, что требование административного истца о возложении на администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа обязанности предоставить Белковой Ю.А. разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым по адресу: - «Заправка транспортных средств» (код 4.9.1.1.) удовлетворению не подлежит, поскольку предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято органом местного самоуправления только на основании результатов публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Обязательность учета мнения населения, выраженного в ходе проведения публичных слушаний, следует из положений Конституции РФ (статьи 2, 3, 32), Закона N 131-ФЗ, закрепляющего общие принципы и гарантии участия граждан в местном самоуправлении, в том числе путем проведения публичных слушаний по вопросам местного значения, исходя из интересов населения (статья 1, пункт 3 части 3 статьи 28). В противном случае нивелируются цели введения института публичных слушаний: реализация гарантий права на местное самоуправление по вопросам, затрагивающим условия проживания и жизнедеятельности населения, выявление и учет коллективного мнения населения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер.
С целью восстановления прав административного истца суд считает необходимым возложить на администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа обязанность в течение тридцати дней со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление Белковой Ю. А. о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым по адресу - «Заправка транспортных средств» в зоне обслуживания деловой и производственной деятельности (Ц-5.1).
Руководствуясь ст.ст.175, 218-228, 293, 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Белковой Ю. А. удовлетворить частично.
Признать постановление главы администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от 29 апреля 2022 года об отказе в предоставлении Белковой Ю. А. разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым по адресу: - «Заправка транспортных средств» в зоне обслуживания деловой и производственной деятельности (Ц-5.1), незаконным и отменить.
Обязать администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа в течение тридцати дней со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление Белковой Ю. А. о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым по адресу: - «Заправка транспортных средств» в зоне обслуживания деловой и производственной деятельности (Ц-5.1).
В удовлетворении административных исковых требований Белковой Ю. А. о возложении на администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа обязанности предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым по адресу: - «Заправка транспортных средств» (код 4.9.1.1.), отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Ленинск-Кузнецкий городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 12 июля 2022 года.
Председательствующий: подпись Е.М. Бондарь
Подлинник документа находится в материалах административного дела №2а-1427/2022 Ленинск-Кузнецкого городского суда города Ленинск-Кузнецкого Кемеровской области-Кузбасса