ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 420027-01-2021-000003-17 от 09.03.2021 Тяжинского районного суда (Кемеровская область)

Дело № 2-59/2021

УИД № 42RS0027-01-2021-000003-17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пгт. Тяжинский 09 марта 2021 года

Тяжинский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Герасимова С.Е.,

при секретаре Долгих Е.А.,

с использованием средств аудиопротоколирования,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тяжинского района в интересах Мелькера ФИО6 к Администрации Тяжинского муниципального округа о взыскании задолженности по заработной плате,

у с т а н о в и л:

Прокурор Тяжинского района Кемеровской области обратился в суд с иском в интересах Мелькера ФИО7 к Администрации Тяжинского муниципального округа, в котором просит:

признать незаконным бездействие ответчика по невыплате уволенному работнику Мелькеру ФИО8 из ликвидированного на основании постановления Администрации Тяжинского муниципального округа от 30.10.2019 №160-п МБУ «Тяжинский МФЦ» сохранённого среднемесячного заработка за третий месяц в размере 33 597 рублей 94 копейки;

взыскать с ответчика в пользу Мелькера ФИО9 сохранённый среднемесячный заработок за третий месяц в размере 33 597 рублей 94 копейки.

Требования обосновывает тем, что прокуратурой Тяжинского района в рамках рассмотрения обращения Мелькера ФИО10 выявлено нарушение по факту невыплаты среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения. В ходе рассмотрения обращения установлено, что между Мелькером ФИО11 и муниципальным бюджетным учреждением «Тяжинский многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - МБУ «Тяжинский МФЦ») 31.12.2019 прекращен трудовой договор от 01.09.2015 , в связи ликвидацией организации по основаниям, предусмотренным п.1. ч.1 ст. 81 Трудового договора Российской Федерации. Согласно положениям постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 19.04.2019 «Об отдельных вопросах организации предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, осуществляющих свою деятельность на территории Кемеровской области» установлено, что организация предоставления государственных и муниципальных услуг в Кемеровской области осуществляется в рамках централизованной системы организации многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Определено, что 2019 год является переходным от децентрализованной к централизованной системе организации МФЦ.

На основании постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 19.04.2019 администрацией Тяжинского муниципального округа принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ-п «О ликвидации муниципального бюджетного учреждения «Тяжинский многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с 30.03.2020 МБУ «Тяжинский МФЦ» ликвидирован как учреждение (орган).

В соответствии с положением статьи 178 Трудового кодекса РФ, при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (часть 2 статьи 178 Трудового кодекса РФ).

Из буквального смысла данной нормы следует, что каждому работнику, увольняемому по названным в ней основаниям, наряду с оплатой труда (расчетом при увольнении) гарантируется получение выходного пособия в размере среднего месячного заработка.

На основании пункта 12 Положения о порядке высвобождения, трудоустройства рабочих и служащих и предоставления им льгот и компенсаций, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.03.1988 , выходное пособие выплачивается предприятием при увольнении работника, выплата сохраняемого среднего заработка на период трудоустройства производится после увольнения работника по прежнему месту работы в дни выдачи на данном предприятии заработной платы по предъявлению паспорта и трудовой книжки, а за третий месяц со дня увольнения - и справки органа по трудоустройству (кроме лиц, уволенных в связи с реорганизацией или ликвидацией предприятия).

Орган, по решению которого произведена реорганизация или ликвидация предприятия, должен обеспечить выплату уволенным работникам сохраняемой заработной платы на период трудоустройства по месту нахождения ликвидированного (реорганизованного) предприятия, а в необходимых случаях определить правопреемника, на которого возлагается обязанность производить эти выплаты.

В соответствии с ч. 6 ст. 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Учитывая, что дата увольнения Мелькера ФИО12 из МБУ «Тяжинский МФЦ» 31.12.2019, то сохраненный средний месячный заработок за третий месяц (за март 2020 года), в силу требований ч. 6 ст. 136 Трудового кодекса РФ должен быть выплачен не позднее 15.04.2020.

В результате проверки установлено, что ГКУ «Центр занятости населения Тяжинского района» ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 178 Трудового кодекса РФ принято решение о сохранении среднего месячного заработка уволенному из МБУ «Тяжинский МФЦ» Мелькеру ФИО13

При этом при увольнении работодателем был начислено выходное пособие (средний месячный заработок) уволенному из МБУ «Тяжинский МФЦ» Мелькеру ФИО15. в размере 33 597,94 рублей, что подтверждается выданным работнику расчетным листком и карточкой-справкой № 8 за 2019 год.

Мелькер ФИО14. ДД.ММ.ГГГГ подавал заявление с приложением указанного решения ГКУ «Центр занятости населения Тяжинского района» от 01.04.2020 в Администрацию Тяжинского муниципального округа (орган, принявший решение о ликвидации работодателя) о выплате ему сохраненного среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения.

Однако администрацией Тяжинского муниципального округа был направлен ответ заявителю Мелькеру ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ 01/1096, которым фактически отказано в указанной выплате, то есть Администрация Тяжинского муниципального округа устранилась от исполнения своей обязанности.

Указанные нарушения привели к существенному ущемлению конституционных прав работника.

Согласно ст. 2 Трудового кодекса РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаётся обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Таким образом, отказ в выплате среднемесячного заработка за третий месяц Администрацией Тяжинского муниципального округа противоречит изложенным выше требованиям закона, нарушает конституционные права Мелькера ФИО17

Допущенные нарушения стали возможны в связи с несоблюдением требований федерального законодательства должностными лицами Администрации Тяжинского муниципального округа, обязанными в соответствии с федеральным законодательством соблюдать федеральные законы, иные нормативные акты и обеспечивать их исполнение, отсутствием должного контроля со стороны руководства за работой подчиненных работников администрации округа.

Обращение прокурора Тяжинского района в суд в интересах Мелькера ФИО18 обусловлено нарушением его законных интересов в сфере трудовых отношений. Перечисленные обстоятельства являются основанием для обращения прокурора в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ.

В судебном заседании прокурор ФИО3 настаивает на заявленных требованиях, подтвердила обстоятельства, указанные в исковом заявлении.

Истец Мелькер ФИО19 в судебном заседании поддержал исковые требования, просил их удовлетворить, подтвердил обстоятельства, указанные в иске. Пояснил, что 02.04.2020 он обратился к бывшему директору МБУ «Тяжинский МФЦ» Евсеевой с документами для выплаты ему сохраненного среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения, однако она пояснила, что данной организации уже не существует и документы у него не приняла.

Представитель ответчика Администрации Тяжинского муниципального округа в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте судебного заседания ответчик извещен, о причинах неявки своего представителя суду не сообщил. От представителя ответчика представлены письменные возражения на иск, из которых следует, что в удовлетворении исковых требований прокурора необходимо отказать по следующим основаниям.

Законом период трудоустройства был определён не свыше 2 месяцев. Выплата среднемесячного заработка за третий месяц не относится законодательством к периоду трудоустройства.

Прокурор в исковом заявлении ссылается на нормы Положения о порядке высвобождения, трудоустройства рабочих и служащих и предоставления им льгот и компенсаций, утверждённого Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.03.1988 N 113/6-64 (далее - Положение). Но в данном Положении речь идёт о предприятии, а не об учреждениях, организациях, органах местного самоуправления и их структурных подразделениях (МФЦ относился к учреждению).

Также в данном Положении указано, что орган, по решению которого произведена реорганизация или ликвидация предприятия, должен обеспечить выплату уволенным работникам сохраняемой заработной платы на период трудоустройства по месту нахождения ликвидированного (реорганизованного) предприятия, а в необходимых случаях - определить правопреемника, на которого возлагается обязанность производить эти выплаты. Таким образом в Постановлении также идёт речь о периоде трудоустройства.

Выплата заработной платы Мелькеру ФИО20 произведена в полном объёме за 2 месяца, то есть за период трудоустройства.

Кроме того, бюджетным законодательством, а именно классификацией расходов бюджетов не предусмотрены выплаты учредителями бюджетных учреждений не трудоустроенным работникам (служащим), в том числе и оплаты среднемесячного заработка работника за третий месяц со дня увольнения. Все эти доводы подтверждены Постановлением Конституционного суда от 19.12.2018 № 45-П «По делу о проверке конституционности ч.1 ст.178 Трудового кодекса РФ в связи с жалобой гражданки ФИО4» и изменениями внесёнными в ст. 178 Трудового кодекса РФ Федеральным законом от 13.07.2020 N 210-ФЗ, редакция которой в ступила в силу 13 августа 2020 года.

В настоящее время, в связи с внесёнными изменениями в статью 178 Трудового кодекса РФ, все организации, независимо от формы собственности, имеют право оплачивать средний месячный заработок сразу за три месяца, но закон обратной силы не имеет.

Статья 136 Трудового кодекса РФ, на которую ссылается прокурор, говорит о выплате заработной платы работнику в соответствии с трудовыми отношениями, но Мелькер ФИО21 не состоял в трудовых отношениях с администрацией Тяжинского муниципального округа.

Соответственно, исковое заявление прокурора фактически не содержит ссылки на нормы закона, которые были нарушены должностными лицами администрации Тяжинского муниципального округа.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав прокурора ФИО3, истца Мелькера ФИО22 изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.11 Трудового кодекса РФ трудовые отношения регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст.178 Трудового кодекса РФ (в редакции от 16.12.2019) при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Согласно постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от 19.04.2019 «Об отдельных вопросах организации предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, осуществляющих свою деятельность на территории Кемеровской области», плану мероприятий по переходу к централизованной системе организации многофункциональных центров (далее – МФЦ) предоставления государственных и муниципальных услуг, организация предоставления государственных и муниципальных услуг в Кемеровской области осуществляется в рамках централизованной системы организации МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг. В срок до 01.01.2020 постановлено завершить переход на централизованную систему организации МФЦ.

Из ответа ГАУ «Уполномоченный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Кузбасса» (далее – ГАУ «УМФЦ Кузбасса») на запрос суда от 11.02.2021 следует, что с 01.01.2020 все многофункциональные центры, расположенные на территории Кемеровской области-Кузбасса, прекратили свою деятельность и были введены в состав ГАУ «УМФЦ Кузбасса». ГАУ «УМФЦ Кузбасса» не является правопреемником МБУ «Тяжинский многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – МБУ «Тяжинский МФЦ»). ФИО1. не был трудоустроен из МБУ «Тяжинский МФЦ» в ГАУ «УМФЦ Кузбасса».

Согласно п.1.2 устава МБУ «Тяжинский многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» является некоммерческой организацией. Из п.1.5, 1.6 устава следует, что учредителем и собственником учреждения является Тяжинский муниципальный район, функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Тяжинского муниципального района Кемеровской области. Согласно п.1.9 Устава учреждение считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц и находится в ведомственном подчинении администрации Тяжинского муниципального района.

Юридическое лицо может быть ликвидировано, в том числе по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица (пункт 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ).

Согласно п.3 ч.5 ст.18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации бюджетного учреждения осуществляются в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципального бюджетного учреждения.

Вместе с тем по смыслу п.3 ч.2 ст.13, п.3 ч.2 ст.15, п.3 ч.5 ст.18 данного Федерального закона «О некоммерческих организациях» решение о ликвидации бюджетного учреждения – принимает его учредитель. Для муниципального бюджетного учреждения это муниципальное образование.

На основании постановления Главы Тяжинского муниципального района от 30.10.2019 -п в целях перехода к централизованной системе организации МФЦ принято решение ликвидировать МБУ «Тяжинский МФЦ»; ответственной за осуществление ликвидационных процедур установить Администрацию Тяжинского муниципального района; процедуру ликвидации учреждения осуществить в срок не превышающий 4 месяца со дня вступления в силу настоящего постановления, которое вступает в силу со дня его опубликования; утвердить состав ликвидационной комиссии; предупредить работников учреждения о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией и обеспечить проведение комплекса организационных мероприятий, связанных с ликвидацией учреждения, в отношении работников с соблюдением трудовых и социальных гарантий; произвести расчеты с кредиторами.

На основании приказа МБУ «Тяжинский МФЦ» от 31.12.2019 №10-л прекращено действие трудового договора от 01.09.2015 и ФИО1 уволен 31.12.2019 в связи с ликвидацией организации по п.1 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ.

Решением ГКУ Центр занятости населения Тяжинского района от 01.04.2020 №61 ФИО1 сохранена средняя заработная плата на период трудоустройства в течение 3-го месяца со дня увольнения. Решение принято на основании ст.178 Трудового кодекса РФ, так как он в двухнедельный срок со дня увольнения обратился в орган службы занятости и не был им трудоустроен в течение 3-го месяца со дня увольнения.

Поскольку полномочия учредителя ликвидируемого учреждения выполняла Администрация Тяжинского муниципального района, которая на основании решения Совета народных депутатов Тяжинского муниципального округа от 22.01.2020 №34 переименована в Администрацию Тяжинского муниципального округа, истец ФИО1 24.04.2020 и 20.05.2020 обратился к ответчику с письменным заявлением о выплате среднемесячной заработной платы на период трудоустройства в течение 3-го месяца со дня увольнения.

Согласно ответу Администрации Тяжинского муниципального округа от 06.05.2020 основания для выплаты ФИО1 указанного среднего месячного заработка отсутствуют. Учредителем МБУ «Тяжинский МФЦ» является Тяжинский муниципальный район, однако в силу п.1.13 Устава и Гражданского кодекса РФ учредитель бюджетного учреждения не несёт ответственность по обязательствам учреждения. Кроме того Администрация Тяжинского муниципального округа не является правопреемником данного ликвидированного учреждения.

Проверяя обоснованность данного отказа ответчика от 06.05.2020, суд учитывает следующее.

В соответствии с п.1.12 устава МБУ «Тяжинский МФЦ» учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества. Согласно п.1.13 учредитель не несет ответственности по обязательствам учреждения.

В соответствии с ч.1 ст.62 Гражданского кодекса РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

Согласно сведениям с официального сайта «Вестник государственной регистрации» сообщение о ликвидации МБУ «Тяжинский МФЦ» опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» №48 (764) от 04.12.2019.

В силу ч.2 ст.62 Гражданского кодекса РФ учредители (участники) юридического лица обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (ч.3 ст.62 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии с ч.1 ст.63 Гражданского кодекса РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией (ч.2 ст.63 Гражданского кодекса РФ).

Согласно ч.5 ст.63 Гражданского кодекса РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

Частью 7 ст.63 Гражданского кодекса РФ предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения по обязательствам этого учреждения, при недостаточности у ликвидируемых учреждения имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, в случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения по обязательствам этого учреждения.

В силу ч.5 ст.123.22 Гражданского кодекса РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

В соответствии с п.9 ст.63 Гражданского кодекса РФ и п.6 ст.22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении МБУ «Тяжинский МФЦ» внесена запись о ликвидации юридического лица 31.03.2020.

Из уведомления ИФНС России по г.Кемерово от 31.03.2020 следует, что МБУ «Тяжинский МФЦ» снято с учета в налоговом органе 31.03.2020 на основании сведений о прекращении деятельности юридического лица.

Право ФИО1. на получение среднего заработка на период трудоустройства в течение 3-го месяца со дня увольнения было признано решением Центра занятости населения 01.04.2020, то есть после ликвидации 31.03.2020 МБУ «Тяжинский МФЦ». В связи с чем, требование о выплате среднего заработка не могло быть предъявлено Мелькером ликвидационной комиссии в установленный срок.

Согласно ч.1 ст.61 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

В силу приведённых норм Гражданского кодекса РФ учредитель бюджетного учреждения отвечает по обязательствам данного учреждения, но только связанным с причинением вреда гражданам.

В данном случае бюджетным учреждением вред истцу не причинялся, право на получение среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения у истца возникло не в силу деликта, а в силу закона, которое вследствие ликвидации учреждения он не смог реализовать.

Вместе с тем суд учитывает следующее.

Из Постановления Конституционного Суда РФ от 19.12.2018 N 45-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки ФИО4» следует, что реализация гарантии, предусмотренной частью первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, на равных условиях - независимо от времени, прошедшего со дня увольнения до прекращения организации-работодателя, - всеми ее работниками, уволенными на основании пункта 1 части первой его статьи 81, действующим правовым регулированием не обеспечивается.

Отсутствие в Трудовом кодексе Российской Федерации соответствующего правового механизма, согласованного с положениями гражданского законодательства о ликвидации юридических лиц, свидетельствует о наличии в правовом регулировании трудовых отношений пробела, приводящего к нарушению права работников, уволенных в связи с ликвидацией организации, на получение гарантии в виде сохранения среднего заработка на период трудоустройства, но не более чем на два месяца (с зачетом выходного пособия), если на момент приобретения такого права в единый государственный реестр юридических лиц уже были внесены сведения о прекращении организации, с которой они состояли в трудовых отношениях. Такое правовое регулирование не согласуется с конституционным принципом равенства, соблюдение которого, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 5 апреля 2007 года N 5-П, от 24 октября 2012 года N 23-П, от 16 марта 2018 года N 11-П и др.).

Данным Постановлением часть первая статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 7 (части 1 и 2), 19 (часть 1) и 37 (части 1 и 3), в той мере, в какой содержащееся в ней положение - в силу отсутствия в действующем правовом регулировании механизма, обеспечивающего предоставление на равных условиях всем работникам, трудовой договор с которыми был расторгнут в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), предусмотренной этим законоположением гарантии в виде сохранения среднего заработка на период трудоустройства, но не более чем на два месяца (с зачетом выходного пособия), - лишает возможности воспользоваться данной гарантией тех из них, кто приобрел право на нее после прекращения организации-работодателя.

Постановлено, что впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего Постановления, предоставление гарантии, предусмотренной частью первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации и приобретшим право на сохранение среднего заработка на период трудоустройства после ее завершения, обеспечивается по выбору работодателя либо за счет увеличения увольняемому работнику размера выходного пособия в порядке, предусмотренном частью четвертой статьи 178 данного Кодекса, либо с использованием гражданско-правовых механизмов, не противоречащих законодательству.

В качестве такого гражданско-правового механизма, не противоречащего законодательству, суд считает возможным применить следующий.

В соответствии с п.12 Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.03.1988 N 113/6-64 (ред. от 10.10.1990) "Об утверждении Положения о порядке высвобождения, трудоустройства рабочих и служащих и предоставления им льгот и компенсаций" выплата сохраняемого среднего заработка на период трудоустройства производится после увольнения работника по прежнему месту работы в дни выдачи на данном предприятии заработной платы по предъявлению паспорта и трудовой книжки, а за третий месяц со дня увольнения - и справки органа по трудоустройству (кроме лиц, уволенных в связи с реорганизацией или ликвидацией предприятия).

Орган, по решению которого произведена реорганизация или ликвидация предприятия, должен обеспечить выплату уволенным работникам сохраняемой заработной платы на период трудоустройства по месту нахождения ликвидированного (реорганизованного) предприятия, а в необходимых случаях - определить правопреемника, на которого возлагается обязанность производить эти выплаты.

Из материалов дела следует, что при ликвидации МБУ «Тяжинский МФЦ» переход прав и обязанностей учреждения в порядке правопреемства к другим лицам не предусматривался. Правопреемник, на которого возлагалась бы обязанность производить эти выплаты за третий месяц со дня увольнения, органом принявшим решение о ликвидации - Главой Тяжинского муниципального района, не определён.

Поскольку данные требования указанного Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.03.1988 N 113/6-64 не выполнены, суд считает, что обязанность по выплате среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения должна быть возложена на муниципальное образование - Тяжинский муниципальный район за счёт казны муниципального образования (ст.124, ст.126 Гражданского кодекса РФ). При этом суд исходит из того, что Глава района, принимая постановление от 30.10.2019 №160-п о ликвидации МБУ «Тяжинский МФЦ», действовал как представитель муниципального образования, а не представитель органа местного самоуправления – Администрации района.

Возражения ответчика о том, что выплата среднемесячного заработка за третий месяц не относится законодательством к периоду трудоустройства, основан не неверном толковании закона, а потому не опровергает указанный вывод суда.

Согласно Закону Кемеровской области №68-03 от 05.08.2019 гола «О преобразовании муниципальных образований» муниципальные образования, входящие в состав Тяжинского муниципального района, преобразованы во вновь образованное муниципальное образование «Тяжинский муниципальный округ».

В связи с чем на основании решения Совета народных депутатов Тяжинского муниципального округа от 22.01.2020 №34 Администрация Тяжинского муниципального района переименована в Администрацию Тяжинского муниципального округа.

В соответствии с пунктом 7 решения совета народных депутатов Тяжинского муниципального округа № 13 от 26.12.2019 в случае выявления муниципального долга Тяжинского муниципального района Тяжинский муниципальный округ является правопреемником и обеспечивает управление указанным муниципальным долгом.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что задолженность по выплате истцу среднемесячного заработка за третий месяц относится к муниципальному долгу Тяжинского муниципального района и обязанность по его выплате должна быть возложена на Тяжинский муниципальный округ.

Вместе с тем в качестве ответчика по настоящему делу прокурор указал Администрацию Тяжинского муниципального округа.

В связи с чем суд считает, что в данном случае Администрация Тяжинского муниципального округа является по настоящему делу ненадлежащим ответчиком.

Оснований для замены ненадлежащего ответчика на ответчика - муниципальное образование Тяжинский муниципальный округ не имеется, поскольку в судебном заседании суд поставил на обсуждение вопрос о замене ответчика, прокурор Медведчикова, излагая свою правовую позицию в судебном заседании, не пожелала заменить ответчика, настаивала на взыскании сохранённого среднемесячного заработка за третий месяц именно с ответчика Администрации Тяжинского муниципального округа.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат.

Ответ ГАУ «УМФЦ Кузбасса» от 11.02.2021, копию устава МБУ «Тяжинский МФЦ», копию постановления Главы Тяжинского муниципального района от 30.10.2019 №160-п, копию приказа МБУ «Тяжинский МФЦ» от 31.12.2019 №10-л, копию решения ГКУ Центр занятости населения Тяжинского района от 01.04.2020 №61, копию решения Совета народных депутатов Тяжинского муниципального округа от 22.01.2020 №34, заявление истца о выплате среднемесячной заработной платы, копию ответу Администрации Тяжинского муниципального округа от 06.05.2020 №01/1096, выписку из ЕГРЮЛ, уведомление ИФНС России по г.Кемерово от 31.03.2020, сведения с официального сайта «Вестник государственной регистрации», суд признаёт относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами по делу, поскольку они имеют значение для дела, соответствуют пояснениям сторон, сомнений у суда не вызывают.

Оценив собранные доказательства с точки зрения достаточности для разрешения гражданского дела, а так же, оценив каждое из них с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд, исходя из их совокупности, приходит к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия Администрации Тяжинского муниципального округа по невыплате уволенному работнику ФИО1 из ликвидированного на основании постановления Администрации Тяжинского муниципального округа от 30.10.2019 №160-п МБУ «Тяжинский МФЦ» сохранённого среднемесячного заработка за третий месяц в размере 33 597 рублей 94 копейки, отказать.

В удовлетворении исковых требований о взыскании с Администрации Тяжинского муниципального округа в пользу ФИО1 сохранённого среднемесячного заработка за третий месяц в размере 33 597 рублей 94 копейки отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Тяжинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме

Судья С.Е. Герасимов

В окончательной форме решение суда изготовлено 15 марта 2021 года.