УИД № 42RS0040-01-2020-000828-38
Номер производства по делу (материалу) № 2а-690/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кемерово 20 октября 2020 года
Кемеровский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Анучкиной К.А.,
при секретаре Воропай Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО3 к администрации Кемеровского муниципального округа об оспаривании распоряжения администрации Кемеровского муниципального округа
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратилась в суд с административным иском к Администрации Кемеровского муниципального округа об оспаривании распоряжения администрации Кемеровского муниципального округа, требования мотивировала тем, что вступившим в законную силу 28.12.2018 г. решением Кемеровского районного суда от 23.11.2018 по делу № 2-1381/2018 прекращено право общей долевой собственности ФИО3. на 1/3 доли жилого дома с <адрес>, и признано за ФИО3 право собственности на квартиру площадью 35 кв.м, расположенного <адрес>, тип объекта учета - помещение, назначение объекта - жилое. Следует отметить, что в то время, когда жилой дом, <адрес> находился в общей долевой собственности по 1/3 доли в праве за каждым собственником, в индивидуальном пользовании каждого из собственников, находились самостоятельные земельные участки, в частности 1/3 доля в праве на жилой дом ФИО3 располагалась на земельном участке с №, а двух других сособственников на земельных участках с №, соответственно. Указанные земельные участки были поставлены на кадастровый учет в 1991 году и относятся к разряду ранее учтенных земельных участков, в связи чем правообладатели объектов недвижимости наделены правом регистрации права собственности на земельный участок в соответствии с требованиями пунктом 2 ст. 7 49 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». 07.08.20 1 9 ФИО3 обратилась в Росреестр с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок с №, однако, Росреестр приостановил регистрацию права, указав, что квартира не может являться надлежащим объектом недвижимости для оформления земельного участка в собственность. В связи с возникшими обстоятельствами в 2019 году ФИО3 обратилась в Кемеровский районный суд с исковым заявлением к Администрации Кемеровского муниципального района о признании квартиры частью жилого дома, прекращении права собственности на квартиру. Свои требования ФИО3 мотивировала тем, что жилой дом, в котором находится ее часть дома состоит из трех отдельных частей, которые имеют отдельные входы: часть жилого дома № принадлежит ФИО3, часть жилого дома № принадлежит ФИО4 и ФИО5, часть жилого дома № принадлежит ФИО6 и ФИО7 Дом имеет отдельные надворные постройки, части жилого дома имеют отдельные входы, водопровод, электроосвещение и отопление. Земельный участок, на котором расположен жилой дом разделен в натуре, у ФИО3, как и у соседей самостоятельные огороженные земельные участки. Также в данном доме отсутствуют помещения общего пользования, что является отличительным признаком частей жилого дома. Кроме того, согласно техническому паспорту, составленному ООО «КузбассГеоПроект» от 06.09.2019 жилое помещение ФИО3 квалифицировано как часть жилого дома с площадью 35 кв.м. Решением Кемеровского районного суда от 15.11.2019 исковые требования ФИО3 были удовлетворены. Право собственности ФИО3 на квартиру с <адрес> было прекращено и за ней было признано право собственности на часть дома, с №, площадью 35 кв.м, (тип объекта учета - здание, назначение - жилой дом, наименование - часть жилого дома), расположенную <адрес> 11.02.2020 ФИО3 вновь обратилась в ФГБУ «ФПК Росреестра» для регистрации права собственности на земельный участок и предоставила вступивший в законную силу судебный акт Кемеровского районного суда от 15.11.2019 г. ФГБУ «ФКП Росреестра» регистрация права собственности по заявлению ФИО3 была приостановлена с мотивацией, того что на основании Распоряжения Администрации Кемеровского муниципального округа № 90 от 05.10.2004 на кадастровый учет 10.05.2005 на кадастровый учет был поставлен земельный участок с № в период действия ФЗ от 02.01.2000 №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» в порядке исполнения положений ст. 19 этого Закона, после проведения межевания координаты данного земельного участка были внесены в ЕГРН. 12.02.2020 ФИО3 обратилась с письменным заявлением в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» с заявлением об удалении с №, однако из ответа от 05.03.2020 следует, что наложение одного земельного участка на другой получилось в результате ошибки кадастрового инженера. Данная ошибка на основании ее заявления исправлена быть не может, так как это не предусмотрено законом. 21 апреля 2020 года ФИО3 обратилась в Администрацию Кемеровского районного округа с заявлением о выдаче копии распоряжения № 90 от 05.10.2004 г. и на следующий день ей была выдана архивная выписка из указанного распоряжения. Так, из Распоряжения Представительства Администрации Кемеровского района по Ягуновской сельской территории № 90 от 05.10.2004 «Об утверждении материалов инвентаризации земель» следовало утвердить материалы инвентаризации земельного участка в количестве 1395 кв.м, <адрес> Из содержания распоряжения усматривается, что орган самоуправления, в нарушение прав собственников объекта недвижимости, находящегося в общей долевой собственности, <адрес>, расположенного на этом земельном участке, общей площадью 1395 кв.м., выступил заинтересованным лицом, оформил межевание земельного участка и произвел его инвентаризацию трех земельных участков принадлежащих физическим лицам и ранее поставленных на кадастровый учет, как одного целого участка, включив его в состав собственного имущества. ФИО3 полагает, что незаконным распоряжением № 90 от 05.10.2004 «Об утверждении материалов инвентаризации земель» нарушены ее права и законные интересы, так как созданы неустранимые препятствия по регистрации права собственности на земельный участок с № на котором расположен принадлежащий ей объект недвижимости в виде части жилого дома, т.е. не может реализовать свои права, гарантированные п. 2 ст. 49 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В соответствии со статьёй 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно положений ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска. Как было ранее отмечено ФИО3 была ознакомлена с оспариваемым распоряжением только 22.04.2020 года, в связи с чем процессуальный срок ею пропущен по уважительной причине. ФИО3 просит восстановить процессуальный срок для оспаривания распоряжения Представительства Администрации Кемеровского района по Ягуновской территории № 90 от 05.10.2004 «Об утверждении материалов инвентаризации земель». Признать незаконным Распоряжение Представительства Администрации Кемеровского района по Ягуновской территории № 90 от 05.10.2004 об утверждении материалов инвентаризации земельного участка в количестве 1395 кв.м, по <адрес>, снять с государственного кадастрового учета земельный участок с <адрес>
В ходе рассмотрения дела судом были привлечены заинтересованные лица ФИО8, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кемеровской области, Управление Росреестра по Кемеровской области – Кузбассу.
В суд от представителя Администрации Кемеровского муниципального района ФИО9, действующей на основании доверенности от 10.01.2020 № 1633 (срок до 31.12.2020), поступило ходатайство, согласно которому Администрация Кемеровского муниципального района возражает против удовлетворения требований в части признания незаконным Распоряжение Представительства Администрации Кемеровского района по Ягуновской территории № 90 от 05.10.2004, а в части снятия с государственного кадастрового учета земельный участок с <адрес> не возражала.
В суд от представителя заинтересованного лиц ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кемеровской области ФИО10, действующей на основании доверенности от 25.04.2019 № 42/2019-02 сроком на три года поступили возражения на административное исковое заявление, согласно которым просит отказать в удовлетворении административных исковых требований в связи со следующим по смыслу ст. 48 и ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве стороны по делам, рассматриваемым судами Российской Федерации, может выступать только юридическое лицо, то есть ФГБУ «ФКП Росреестра». Таким образом, правильное наименование лица, участвующего в деле - ФГБУ «ФКП Росреестра». В связи с тем, что с 01.01.2017 г. вступил в законную силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации- недвижимости» (далее - Закон №218-ФЗ) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами. На территории Кемеровской области таким органом является Управление Росреестра по Кемеровской области-Кузбассу (650991, <...> ЗГ). В соответствии с Приказом Росреестра от 18.10.2016 г. №П/0515 ФГБУ ФКП «Росреестра» наделено отдельными полномочиями органа регистрации прав, в том числе, полномочиями по загрузке содержащихся в документах, поступивших для осуществления государственного кадастрового учета или для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, а также в порядке межведомственного информационного взаимодействия, основных и дополнительных сведений об объекте недвижимости в федеральную государственную информационную систему ведения ЕГРН (ФГИС ЕГРН), предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН. Таким образом, в настоящее время ФГБУ «ФКП Росреестра» не является органом, осуществляющим государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав. Из административного искового заявления усматривается следующее. Решением Кемеровского районного суда Кемеровской области по делу № 2-1381/2018 было прекращено право общей долевой собственности ФИО3 на 1/3 доли в праве собственности на жилой дом с № Решением Кемеровского районного суда Кемеровской области по делу № 2-1512/2019 за ФИО3 признано право собственности на часть жилого дома площадью 35 кв.м., расположенного <адрес>. Ранее 1/3 доля в праве принадлежала Административному истцу в жилом доме, расположенном на земельном участке с № Административный истец утверждает, что не имеет возможности зарегистрировать право собственности на земельный участок с № в виду того, что на основании Распоряжения администрации Кемеровского муниципального округа № 90 от 05.10.2004г. на кадастровый учет был поставлен земельный участок с №. В результате усматривается наложение одного земельного участка на другой, что произошло в результате ошибки кадастрового инженера. Так Административный истец просит: «Восстановить процессуальный срок для оспаривания распоряжения Представительства администрации Кемеровского района по Ягуновской территории № 90 от 05.10.2004г. «Об утверждении материалов инвентаризации земель», признать данное распоряжение незаконным, снять с государственного кадастрового учета земельный участок с <адрес> По существу заявленных требований считаю возможным пояснить следующее. В ЕГРН имеются сведения об объекте капитального строительства с кадастровым № Данный объект недвижимости является учтенным, сведения о нем были внесены в ЕГРН 06.02.2020г. на основании заявления ФИО3 в лице представителя ФИО11 от 22.01.2020г. № 42-0-1-109/3002-2020-223 о государственном кадастровом учете недвижимого имущества. Вместе с указанным заявлением были представлены следующие документы: вступившее в законную силу решение Кемеровского районного суда Кемеровской области от 15.11.2019 по делу № 2-1512/2020; технический план здания от 22.01.2020г. По итогам рассмотрения указанных документов органом регистрации прав было принято решение о постановке данного объекта капитального строительства на кадастровый учет. По сведениям ЕГРН объект недвижимости с № имеет следующие характеристики: вид объекта «Здание»; назначение «Жилой дом»; наименование «Часть жилого дома»; площадь 35 кв.м.; <адрес> Согласно сведениям ЕГРН право собственности на указанный объект недвижимости зарегистрировано за ФИО3 (регистрационная запись от 06.02.2020 №). Также в кадастре недвижимости имеются сведения о связи объекта капитального строительства с № с земельным участком с №. Относительно земельного участка с № поясняю следующее. Данный земельный участок является ранее учтенным, был поставлен на кадастровый учет 10.05.2005г. Первичный учет данного земельного участка был осуществлен в программном комплексе «Единый государственный реестр земель» (ПК ЕГРЗ) и впоследствии данные сведения были интегрированы в базу данных автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости (БД АИС ГКН) при переходе на централизованную технологию ведения государственного кадастра недвижимости. В результате вышеуказанной интеграции данных в БД АИС ГКН были внесены следующие сведения о земельном участке с №: категория земель - «Земли населенных пунктов»; разрешенное использование - «Для ведения личного подсобного хозяйства»; адрес (местоположение): <адрес> уточненная площадь - 1395 кв.м., а также координаты характерных точек границ, определенные в системе МСК-42. Право собственности на данный земельный участок по сведениям ЕГРН не зарегистрировано. Так постановка данного земельного участка на кадастровый учет была осуществлена в период действия Федерального закона от 02.01.2000 г. №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» в соответствии со ст.19 которого для проведения государственного кадастрового учета земельных участков заинтересованные правообладатели земельных участков подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. Требования к оформлению документов о межевании были установлены Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 02.10.2002г. № П/327 «Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет» (далее - Приказ П/327). Согласно п.3 Приказа № П/327 документы о межевании, представляемые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, а также для внесения в государственный земельный кадастр уточненных сведений о ранее учтенных земельных участках и (или) сведений о сформированных частях земельных участков оформлялись в виде Описаний земельных участков. Кадастровое дело спорного земельного участка с № содержит Описание земельного участка от 2004г., подготовленное МУП «АТИЗ», в составе которого также представлено Распоряжение Представительства администрации Кемеровского района по Ягуновской сельской территории от 05.10.2004г. № 90 «Об утверждении материалов инвентаризации земель». Таким образом, сведения о местоположении границ земельного участка с № были внесены в кадастр недвижимости в соответствии с требованиями действовавшего законодательства. Следует обратить внимание, что в соответствии с п. 4 ст. 69 Закон №218-ФЗ ранее учтенными объектами недвижимости признаются, технический учет или государственный учет которых осуществлен в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в законную силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». При этом объекты недвижимости государственный учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права, на которые зарегистрированы в ЕГРН и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости. В ЕГРН имеются сведения земельном участке с №. Данный земельный участок является ранее учтенным, был поставлен на кадастровый учет 31.10.2005г. на основании Оценочной описи земельных участков от 30.10.2005г. №, подготовленной Омским филиалом ФКЦ «Земля» в соответствии с объемом содержащихся в ней сведений, согласно порядку ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Росземкадастра от 15.06.2001 № П/119. Указанный земельный участок имеет следующие характеристики: категория земель «Земли населенных пунктов»; вид разрешенного использования «Для ведения личного подсобного хозяйства»; декларированная площадь 700 кв.м., то есть границы данного земельного участка не были установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации; <адрес> ». В ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок не имеется. В кадастре недвижимости имеются сведения о земельном участке с №. Указанный земельный участок является ранее учтенным, сведения о нем были внесены в ГКН 31.10.2005г. на основании Оценочной описи земельных участков от 30.10.2005г. №, подготовленной Омским филиалом ФКЦ «Земля» в соответствии с объемом содержащихся в ней сведений, согласно порядку ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Росземкадастра от 15.06.2001 № П/119.Земельный участок с № имеет следующие характеристики: категория земель «Земли населенных пунктов»; вид разрешенного использования «Для ведения личного подсобного хозяйства»; декларированная площадь 400 кв.м., то есть границы данного земельного участка не были установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации; <адрес>». Сведений о каких-либо зарегистрированных правах на данный земельный участок в ЕГРН не имеется. Согласно сведениям кадастра недвижимости вышеуказанный земельный участок объектов недвижимости не имеет. В ЕГРН имеются сведения о земельном участке с №. Так, вышеуказанный земельный участок является ранее учтенным, был поставлен на кадастровый учет 21.08.2019 на основании заявления ФИО11 от 13.08.2019 № о государственном кадастровом учете недвижимого имущества как о ранее учтенном объекте недвижимости. Вместе с заявлением была представлена Выписка из похозяйственной книги о наличии гражданина права на земельный участок от 01.08.2019г. б/н. Согласно сведениям ЕГРН, дата постановки земельного участка с кадастровым № по документу 01.01.1991г. Данный земельный участок имеет следующие характеристики: категория земель «Земли населенных пунктов»; вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства»; декларированная площадь 465 кв.м., то есть границы данного земельного участка не были установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации; <адрес>. В ЕГРН сведения о правах на данный земельный участок отсутствуют. В соответствии с Распоряжением Представительства Администрации Кемеровского района по Ягуновской сельской территории от 05.10.2004г. № 90 земельный участок с площадью 465 кв.м, предоставленный ФИО8 в аренду представлял собой не самостоятельный объект, а являлся частью земельного участка с площадью 1395 кв.м., расположенного <адрес>, которому после постановки на кадастровый учет был присвоен №.При подготовке Технического плана в отношении здания площадью 35 кв.м., на которое признано право собственности за ФИО3 кадастровым инженером также было установлено его местоположение, определены координаты характерных точек границ контура здания, согласно которому указанный объект располагался в границах земельного участка с №, что отражено в соответствующем разделе Технического плана на здание от 28.01.2020г., подготовленного кадастровым инженером ФИО2 Связь объекта капитального строительства с № с земельным участком с кадастровым номером была осуществлена в соответствии с данными Технического плана от 28.01.2020 г. Законом №218-ФЗ (ч.З ст.61) также предусмотрено, что воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Реестровая ошибка может быть исправлена на основании заявления об учете изменений в связи с исправлением реестровой ошибки и технического плана, в состав которого включен раздел, содержащий данные для ее исправления в порядке, определенном Законом №218-ФЗ. При это, считаю возможным отметить, что земельный участок с площадью 465 кв.м, под зданием с № может быть образован путем раздела земельного участка с №, в состав которого входит площадь 465 кв.м., ранее предоставлявшаяся в аренду собственнику 1/3 жилого дома, расположенного на земельном участке площадью 1395 кв.м. ФИО12 необходимо решить вопрос о формировании земельного участка под принадлежащей ей частью жилого дома с органом местного самоуправления, для последующей его постановке на кадастровый учет и регистрации прав. Земельный участок с № подлежит снятию с кадастрового учета. Данные пояснения были представлены филиалом в рамках гражданского дела № 2-460/2020 по иску ФИО3 об обязании филиал удалить с кадастрового учета координаты (границы) земельного участка с № и осуществить связь части жилого дома с № и земельного участка с № (исх. № 2836/05-12 от 10.04.2020). Следует отметить, что координаты вышеуказанных земельных участков в соответствии с действующем законодательством не установлены. Помимо всего прочего, до настоящего времени в орган регистрации прав заявлений о государственном кадастровом учете вышеуказанных земельных участков в связи с уточнением площади каждого низ них не поступало. В этой связи не представляется возможным предоставить сведения о наличии пересечений границ вышеуказанных земельных участков. Относительно требований о снятии с кадастрового учета земельного участка сообщаем следующее. Исходя из норм Закона №218-ФЗ спорный земельный участок не подлежит снятию с государственного кадастрового учета, так как земельный участок не имеет статус «временный» или не является преобразуемым (п. 7 ст. 72 и п. 33 ст. 26). В этой связи в данном административном деле снятие земельного участка с кадастрового учета возможно только на основании вступившего в законную силу решения суда. Так вступившее в законную силу решение суда о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, будет являться основанием для обращения заинтересованного лица в многофункциональной центр для подачи заявления об осуществлении государственного кадастрового учета по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 №9 20, с приложением к нему необходимых для такого учета документов, в том числе надлежащим образом заверенной копии решения суда с отметкой о вступлении его в законную силу. В данном случае действиями ФГБУ «ФКП Росреестра» права и законные интересы Административного истца не нарушались, а ФГБУ «ФКП Росреестра» привлечено к участию в деле в качестве Административного ответчика только исходя из того, что ранее было наделено полномочиями по кадастровому учету. В этой связи в данном деле ФГБУ «ФКП Росреестра» является ненадлежащим Административным ответчиком.
В суд от представителя Управление Росреестра по Кемеровской области – Кузбассу ФИО13, действующей на основании доверенности от 11.12.2019 № 381-Д сроком до 31.12.2020 поступили возражения на административное исковое заявление, согласно которым возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащею рассматриваются в порядке, предусмотренном Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ). В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления. иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного липа, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Частью 9 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц. в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному липу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия. Исходя из совокупности изложенных норм права, для признания незаконным решений, действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления. иного органа. организации. наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями и. как следствие, возложения обязанности по устранению допущенных нарушений, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя. В данном случае со стороны Управления отсутствует нарушение прав и законных интересов административного истца, какие - либо решения, действия (бездействие) Управления не обжалуются, следовательно, орган регистрации прав является ненадлежащим административным ответчиком по заявленным требованиям, в связи с чем, заявленные к Управлению требования не могут быть удовлетворены. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок с № является ранее учтенным, поставлен на кадастровый учет 10.05.2005 и имеет следующие характеристики: категория земель - «Земли населенных пунктов»; разрешенное использование «Для ведения личного подсобного хозяйства»; уточненная площадь — «1395 кв.м.»: <адрес>». По сведениям ОГРН право собственности на указанный земельный участок не зарегистрировано. Постановка данного земельного участка была осуществлена в период действия Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (далее — Закон № 28-ФЗ). В соответствии со статьей 19 Закона № 28-ФЗ для проведения государственного кадастрового учета земельных участков заинтересованные правообладатели земельных участков подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. Межевание земельного участка - это мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности (стать 1 Закона № 28-ФЗ). Требования к оформлению документов о межевании были установлены Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 02.10.2002 № П/327 «Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет» (далее - Приказ N П/327). Так. согласно пункту 3 Приказа № П/327 документы о межевании, представляемые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, а также для внесения в государственный земельный кадастр уточненных сведений о ранее учтенных земельных участках и (или) сведений о сформированных частях земельных участков оформляются в виде описаний земельных участков. Кадастровое дело земельного участка с № содержит описание земельного участка от 2004 года, подготовленное МУП «АТИЗ». Так же в данном описании находится Распоряжение Представительства Администрации Кемеровского района по Ягуповекой сельской территории от 05.10.2004 № 90 об утверждении материалов инвентаризации земельного участка в количестве 1395 кв.м., <адрес> Таким образом, сведения о местоположении границ земельного участка с № были внесены в кадастр недвижимости в соответствии с требованиями законодательства. Также, в соответствии с Распоряжением Представительства Администрации Кемеровского района но Ягуновской сельской территории от 05.10.2004 № 90, земельный участок с площадью 465 кв.м, предоставлен ФИО8 в аренду, и представлял собой не самостоятельный объект, а являлся частью земельного участка с площадью 1395 кв.м., расположенного <адрес>, которому после постановки на кадастровый учет был присвоен кадастровый №. Отмечаем, что в соответствии с пунктом 4 статьи 69 Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» технический учет или государственный учел объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в ЕГРН и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости. В ЕГРН имеются сведения о связи объекта капитального строительства с № с земельным участком с №. Так, по сведениям ЕГРН объект недвижимого имущества с № является ранее учтенным, поставлен на кадастровый учет 06.02.2020, на основании заявления ФИО3, в лице представителя ФИО11 (от 22.01.2020 № 42-0-1-109/3002-2020-223) о государственном кадастровом учете недвижимого имущества. С заявлением были представлены следующие документы: вступившее в законную силу решение Кемеровского районною супа Кемеровской области от 15.11.2019 по делу № 2-1512 2019: технический план здания от 22.01.2020. от 28.01.2020. По итогам рассмотрения указанных документов было принято решение о постановке данного объекта капитальною строительства на кадастровый учет. Данный объект недвижимого имущества имеет следующие характеристики: вид объекта - «Здание»; назначение - «Жилой дом»: наименование - «Часть жилого дома»; площадь - «35 кв.м.»; <адрес> Правообладателем недвижимого имущества с № является ФИО3 (peг. № от 06.02.2020) на основании решения Кемеровского районного суда Кемеровской области от 15.11.2019 по делу № 2-1512/2019. При подготовке Технического плана в отношении здания с № площадью 35 кв.м., на которое признано право собственности ФИО3 кадастровым инженером было установлено его местоположение, определены координаты характерных точек границ контура здания, согласно которому указанный объект располагался в границах земельного участка с № что отражено в соответствующем разделе Технического плана на здание от 28.01.2020 подготовленного кадастровым инженером ФИО2 Таким образом, связь объекта капитального строительства с № с земельным участком с № была осуществлена в соответствии с данными Технического плана от 28.01.2020. Если административный истец считает, что связь объекта капитального строительства с № и земельного участка с № является реестровой ошибкой, то такая ошибка в сведениях об объекте недвижимости подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, на основании заявления об учете изменений в связи с исправлением реестровой ошибки и технического плана, в состав которого включен раздел содержащий данные для ее исправления. Реестровая ошибка согласно части 3 статьи 61 Закона о регистрации это воспроизведенная в ГГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Также реестровая ошибка может быть исправлена на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. В отношении земельного участка с № поясняем следующее. Данный земельным участок является ранее учтенным, поставлен на кадастровый учет 21.08.2019 па основании заявления ФИО11 (от 13.08.2019 № 42-01-109 3101/2019-461) о государственном кадастровом учете недвижимого имущества как о ранее учтенном объекте недвижимости. Вместе с заявлением была представлена Выписка из похозяйственней книги о наличии у гражданина права на земельный участок от 01.08.2019 б/н (ФИО1). Дата постановки данного земельного участка на кадастровой учет по документу 01.01.1991. Данный земельный участок имеет следующие характеристики: категория земель - «Земли населенных пунктов»; вид разрешенного использования - «для ведения личного подсобного хозяйства»: декларированная площадь — «465 кв.м.», т.е. границы земельного участка не были установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации; <адрес>». По сведениям ЕГРН право собственности на указанный земельный участок не зарегистрировано. Полагаем, что административному истцу необходимо решить вопрос о формировании земельного участка под принадлежащей ей частью жилого дома с органами местного самоуправления, для последующей его постановки на кадастровый учет и регистрации прав. Касаемо требования административного истца о снятии с кадастрового учета земельного участка с №, поясняем следующее. Согласно пункту 2 статьи 14 Закона о регистрации, одним из оснований для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты. В случае принятия судом решения о снятии объекта с государственного кадастрового учета, заинтересованная сторона вправе обратиться с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимого имущества в установленном законом порядке в орган регистрации прав, приложив документы необходимые для осуществления учетно-регистрационных действий.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в соответствии со ст. 150 КАС РФ дело может быть рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суде требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании п.п.1,2 ч.9 ст.220 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд. При отсутствии любого из названных выше условий действие должностного лица не может быть признано незаконным.
Согласно пп.2 п.1, п.3 ст.6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений является земельный участок; земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с п.1 ст.15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ч.1, ч.2, п.3 ч.4 ст.8 Закона РФ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков. В кадастр недвижимости вносится описание местоположения объекта недвижимости.
Согласно п.7 ч.2 ст.14 Закона РФ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Судом установлено следующее.
Распоряжением Представительства администрации Кемеровского района по Ягуновской сельской территории №90 от 05.10.2004 года утверждены материалы инвентаризации земельного участка в количестве 1395 кв.м. <адрес> (л.д.8).
Решением Кемеровского районного суда Кемеровской области от 15.11.2019 года (л.д.23-25) за ФИО3 признано право собственности на часть жилого дома площадью 35 кв.м., расположенную <адрес>
Согласно уведомления Управления Росреестра по Кемеровской области –Кузбассу) от 21.02.2020 года приостановлена регистрация прав заявителя ФИО3 на земельный участок с <адрес>
12.02.2020 года ФИО3 обратилась с заявлением к директору филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области с заявлением об удалении с кадастрового учета координат земельного участка с <адрес> и осуществить привязку части жилого дома к земельному участку с <адрес> (л.д.11).
Согласно ответа Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области от 05.03.2020 года №1747/09-12 на заявление ФИО3 от 12.02.2020 года следует, что земельный участок с № был поставлен на кадастровый учет 10.05.2005 года. В кадастровом деле содержится описание указанного земельного участка от 2004 года с распоряжением Представительства администрации Кемеровского района по Ягуновской сельской территории №90 от 05.10.2004 года об утверждении материалов инвентаризации земельного участка в количестве 1395 кв.м. <адрес> на основании чего координаты границ данного участка подлежали внесению в государственный земельный кадастр и в последствии в ЕГРН (л.д.12-13, 15,16).
Однако, как следует из материалов кадастрового дела на земельный участок с №, земельный участок поставлен на кадастровый учет по заявлению ФИО8. При этом в заявлении содержится просьба о постановке на кадастровый учет земельного участка по <адрес>. В том числе, в описании земельного участка содержится <адрес> В договоре купли-продажи 1\3 доли жилого дома, собственником которого являлся ФИО8 указан также <адрес> Согласно распоряжения №90 от 05.10.2004 года ФИО8 предоставлено в аренду земельный участок площадью 495 кв.м. в <адрес> Акт установления границ земельного участка выполнен также <адрес> (л.д.68-94).
Таким образом, кадастровое дело не содержит ни одного правоустанавливающего, либо землеотводного документа на земельный участок по <адрес> не содержит заявления о постановке на кадастровый учет земельного участка по адресу: <адрес>, а соответственно оснований для постановки на кадастровый учет земельного участка <адрес> не имелось. В связи с чем данный земельный участок подлежит снятию с государственного кадастрового учета.
Материалы инвентаризации – оценочная опись (л.д.90-91) не содержат земельного участка площадью 1395 кв.м, по <адрес> а содержат земельный участок площадью 1395 кв.м, по <адрес>
Оспариваемое Распоряжение Представительства Администрации Кемеровского района по Ягуновской территории № 90 от 05.10.2004 об утверждении материалов инвентаризации земельного участка в количестве 1395 кв.м, по <адрес> не являлось основанием для постановки на учет земельного участка по <адрес>, а соответственно и права истца не нарушает. Оснований для признания данного распоряжения незаконным по указанным истцом основаниям не имеется.
Кроме того, согласно заключения кадастрового инженера ООО «КузбассГеоПроект» №23-06/2020 от 18.06.2020 года следует, что в ходе выполнения кадастровых работ по уточнению местоположения границ и пощади ранее учтенных земельных участков с №, расположенных по адресам: <адрес> соответственно) <адрес>, выявлено: наложение границ уточняемых земельных участков на границы земельного участка №, расположенного по адресу: <адрес>; сумма площадей уточняемых земельных участков № полностью соответствует площади земельного участка кадастровым № расположенного <адрес> координаты уточняемых земельных участков полностью соответствуют координатам земельного участка с №, расположенного <адрес> Данный факт говорит о полной идентичности местоположения земельных участков с № с местоположением земельного участка с №. Для внесения изменений в сведения ЕГРН в связи с уточнением местоположения границы и площади земельных участков с № и проведении государственной регистрации прав на них за собственниками частей жилого дома необходимо снять с государственного кадастрового учета земельный участок с №, расположенный <адрес>
При таких обстоятельствах, требования ФИО3 в части снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с №, расположенного по <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО3 к администрации Кемеровского муниципального округа об оспаривании распоряжения администрации Кемеровского муниципального округа удовлетворить частично.
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с <адрес> в остальной части административных исковых требований отказать.
Копию решения направить лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения в окончательной форме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 26.10.2020 года.
Председательствующий: