ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 420040-01-2023-001101-43 от 24.07.2023 Кемеровского районного суда (Кемеровская область)

УИД № 42RS0040-01-2023-001101-43

Номер производства по делу № 2а-1083/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кемерово 24 июля 2023 года

Кемеровский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Тупицы А.А.,

с участием помощника судьи Черновой О.Г.,

при секретаре Климакиной Д.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Главе Кемеровского муниципального округа о признании незаконным постановление об отказе в предоставлении условно разрешенного вида использования земельного участка

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3 обратилась в суд с административным иском к Главе Кемеровского муниципального округа о признании незаконным постановление об отказе в предоставлении условно разрешенного вида использования земельного участка, требования мотивировала тем, что она является собственником земельного участка площадью 1 000 кв.м с <адрес> категория земли – земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование – для сенокошения; границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

24.01.2023 ФИО3 посредством Государственного автономного учреждения "Уполномоченный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Кузбасса" (МФЦ) обратилась в Управление архитектуры и градостроительства администрации Кемеровского муниципального округа с заявлением о предоставлении муниципальной услуги по получению разрешения на условно разрешенный вид использования данного земельного участка - "Ведение садоводства" (Код 13.2).

По результатам рассмотрения заявления Главой Кемеровского муниципального округа было издано постановление от 23.05.2023 № 1732-п об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования - "Ведение садоводства" земельному участку с

ФИО3 считает, что постановление от 23.05.2023 № 1732-п противоречит Градостроительному кодексу РФ, решению Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 29.09.2015 № 496 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Елыкаевское сельское поселение", решению Совета народных депутатов Кемеровского муниципального округа от 27.02.2020 № 75 "Об утверждение порядка организации и проведения публичных слушаний по проектам документов в сфере градостроительной деятельности Кемеровского муниципального округа", Постановлению Главы Кемеровского муниципального округа от 12.04.2022 № 919-п "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства" и нарушает её права на получение муниципальной услуги по следующим основаниям.

В постановлении от 23.05.2023 № 1732-п Глава Кемеровского городского округа ссылается на заключение о результатах публичных слушаний от 27.04.2023, которое размещено на официальном сайте Кемеровского муниципального округа.

В заключении по результатам публичных слушаний указывается на замечания, которые внесла ФИО1, которые были приняты комиссией в сфере градостроительной деятельности Кемеровского муниципального округа, и на основании которых был принят отказ в предоставлении условно разрешенного вида использования земельного участка.

ФИО1 является муниципальным служащим, занимающим должность начальник отдела арендных отношений Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа, и в соответствие с Постановлением Администрации Кемеровского муниципального округа от 04.05.2023 № 1508-п является членом комиссии в сфере градостроительной деятельности Кемеровского муниципального округа.

В соответствии с п. 1.6 Порядка проведения публичных слушаний, утвержденного Решением Совета народных депутатов Кемеровского муниципального округа от 27.02.2020 № 75, участниками публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка являются: граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты; правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства; граждане, постоянно проживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены данные проекты; правообладатели таких земельных участков или расположенных на них объектах капительного строительства; правообладатели помещений, являющиеся частью объекта капительного строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты; правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия на окружающую среду в результате реализации данных проектов, в случае, предусмотренном ч. 3. ст. 39 Градостроительного кодекса РФ.

Положение о проведении публичных слушаний не предусматривает в качестве участников публичных слушаний муниципальных служащих и членов комиссии в сфере градостроительной деятельности Кемеровского муниципального округа.

В соответствие с заключением по результатам публичных слушаний от 27.04.2023 количество участников публичных слушаний - 0 человек; количество предложений и замечаний - 0.

Комиссия в сфере градостроительной деятельности Кемеровского муниципального округа в соответствие с п. 2.5 Положения, утвержденного Постановлением администрации Кемеровского муниципального "Об утверждении Положения о комиссии в сфере градостроительной деятельности Кемеровскою муниципального округа" является только организатором публичных слушаний, внесение замечаний и предложений на публичных слушаниях членами комиссии не предусмотрено.

В соответствие с п. 2.6 указанного Положения комиссия только подготавливает заключение по результатам публичных слушаний.

В публичных слушаниях лица, имеющие права вносить предложения и замечания, участие не принимали, члены комиссии вносить свои предложения и замечания на публичных слушаниях права не имели.

В связи с этим внесение замечаний членом комиссии ФИО1 в заключение по результатам публичных слушаний является неправомерным, данные замечания не могут быть учтены в результатах публичных слушаний и внесены в заключение.

Также член комиссии ФИО1 не обладает должными образованием и профессиональными знаниями в сфере архитектуры и градостроительства, в связи с чем внесенные ею замечания не соответствуют законодательству в сфере градостроительства.

Кроме того, основанием для отказа в получении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка стало заключение по результатам публичных слушаний, в котором были учтены замечания члена комиссии ФИО1 о том, что земельный участок с относится к землям, для которых градостроительный регламент не установлен (сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения).

На основе данных замечаний комиссия пришла к выводу о том, что в соответствии с ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с ч. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

В настоящее время отсутствует федеральный закон, регулирующий порядок изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения, в состав которых входят сельскохозяйственные угодья.

Таким образом, по мнению административного ответчика, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.

По мнению ФИО3 данные выводы комиссии не соответствуют Градостроительному кодексу РФ, а также документам градостроительного планирования и зонирования, содержащихся в Правилах землепользования и застройки "Елыкаевского сельского поселения", которые утверждены Решением Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 29.09.2015 № 496, в связи со следующим.

В соответствие с п. 9 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ при территориальном зонировании в составе зон сельскохозяйственного использования выделяются два вида зон - зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими) и зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

В соответствие с п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ для зон сельскохозяйственных угодий градостроительные регламенты не устанавливаются.

В соответствие с п. 6 ст. 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.

Это означает, что зоны, указанные в п. 9 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, не могут быть включены друг в друга и являются отдельными видами зон, для которых в правилах землепользования и застройки должны быть установлены отдельные виды территориальных зон.

Земельный участок с в соответствии с картой градостроительного зонирования Елыкаевского сельского поселения (Приложение № 1 к Правилам землепользования и застройки "Елыкаевского сельского поселения") находится в зоне СХ1 - зона сельскохозяйственного назначения.

Статьей 41 Правил землепользования и застройки Елыкаевского сельского поселения для зоны СХ1 установлены градостроительные регламенты.

В соответствии с установленным градостроительным регламентом зона СХ1 - это зона сельскохозяйственного назначения - земли, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства и развития объектов сельскохозяйственного назначения, что означает, что зона СХ1 не относится к зоне сельскохозяйственных угодий, т.к. для неё установлены градостроительные регламенты в ПЗЗ, а также в них прямо указанно, что зона СХ 1 относится к типу зоны, предусмотренной п. 9 ч. 2 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ - зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

Для зоны СХ 1 градостроительным регламентом установлены виды разрешенного использования, а также виды условно разрешенного использования.

Так, одним из видов разрешенного использования является "Сенокошение", который и установлен для земельного участка с .

При этом в соответствии с картой градостроительного зонирования земельный участок находится в зоне СХ1, которая не относится зоне сельскохозяйственных угодий, а является в соответствие с ПЗЗ зоной сельскохозяйственного назначения, предназначенной для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

Из вышеизложенного следует, что комиссия ошибочно отнесла земельный участок с к землям сельскохозяйственных угодий, основываясь на виде разрешенного использования, установленного для земельного участка, т.к. отнесение земель к определенной зоне осуществляется на основе территориального зонирования, которое определяется ПЗЗ, и картами территориального зонирования, а уже для установленных территориальных зон в ПЗЗ устанавливаются градостроительные регламенты, в которых предусматриваются виды разрешенного использования.

Для зоны СХ 1 в ПЗЗ Елыкаевского сельского поселения градостроительные регламенты установлены в ст. 41, это еще раз говорит о том, что данная зона не относится к зоне сельскохозяйственных угодий, т.к. в соответствии с ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ для зон сельхозугодий градостроительные регламенты не устанавливаются.

ФИО3 просит признать действия Главы Кемеровского муниципального в части отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка незаконными; признать Постановление Главы Кемеровского муниципального округа от 23.05.2023 № 1732-п "Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования - "Ведение садоводства" земельному участку с <адрес> недействительным; обязать Главу Кемеровского муниципального округа устранить нарушение её права в получении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка "Ведение садоводства" (Код 13.2.) для земельного участка с

В суд от Главы Кемеровского муниципального округа поступили возражения на административный иск, согласно которым требования являются необоснованными по следующим основаниям.

Зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (ч. 1 и ч. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).

Ст. 39 Градостроительного кодекса РФ определен специальный порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.

Согласно ч. 1 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию в сфере градостроительной деятельности Кемеровского муниципального округа.

Постановлением Администрации Кемеровского муниципального округа от 23.12.2020 № 3957-п "Об утверждении Положения о комиссии в сфере градостроительной деятельности Кемеровского муниципального округа" утверждены состав и положение о комиссии.

В соответствии с п. 2.3 Положения о комиссии основной функцией является рассмотрение заявлений заинтересованных лиц о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, п. 1.3 Порядка и сроков проведения работ по подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки сельских поселений Кемеровского муниципального района, утвержденного Постановлением администрации Кемеровского муниципального округа от 23.12.2020 № 3957, проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений данной статьи.

На основании заявления ФИО3, поступившего в комиссию в сфере градостроительной деятельности Кемеровского муниципального округа, было издано Постановление администрации Кемеровского муниципального округа от 22.03.2023 № 992 "О проведении публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования - "Ведения садоводства" земельному участку с

В ходе проведения публичных слушаний членом комиссии было выявлено нарушение, на основании которого ФИО3 должно было быть отказано в рассмотрении заявления по следующим основаниям.

В соответствии с пп. 11. п. 2.9.2 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства", утвержденного Постановлением администрации Кемеровского муниципального округа от 12.04.2022 № 919-п, основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является расположение земельного участка в границах территории, на которую действие градостроительных регламентов не распространяется, либо градостроительные регламенты не устанавливаются.

В соответствии с п. 4.3 Положения комиссия вправе отказать в рассмотрении заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, если земельный участок расположен в границах территорий, на которые градостроительные регламенты не распространяются, либо расположен в землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости вид разрешенного использования земельного участка с - "для сенокоса", категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения".

В соответствии со ст. 79 Земельного кодекса РФ к сельскохозяйственным угодьям пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими)

Согласно ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с правилами землепользования и застройки Елыкаевского сельского поселения, утвержденными решением Совета народных депутатов Кемеровского муниципального округа от 29.09.2015 № 496, земельный участок расположен в территориальной зоне СХ 1 - зоне сельскохозяйственного назначения.

Вместе с тем, в ст. 41 данных Правил, устанавливающей градостроительные регламенты зоны сельскохозяйственного назначения, указано, что в соответствии с ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Таким образом градостроительные регламенты для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, в частности для земельного участка с не установлены, в связи с чем изменение вида разрешенного использования данного земельного участка действующим законодательством не предусмотрено.

В силу ч. 8 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, п.п. 2.6, 2.7 Положения о комиссии на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссией подготовлено предложение об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.

В силу ч. 9 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ и на основании рекомендаций Глава местной администрации подписал постановление от 23.05.2023 № 1732 -п "Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования - "Ведение садоводства" земельному участку с <адрес>

Заслушав объяснения административного истца ФИО3 и её представителя ФИО4, допущенного в качестве представителя судом, имеющего высшее юридическое образование, представителя Главы Кемеровского муниципального округа ФИО5, действующей на основании доверенности от 19.07.2023 (срок до 31.12.2023), имеющей высшее юридическое образование, в качестве специалиста начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации Кемеровского муниципального округа ФИО2, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

При рассмотрении дела обстоятельств, свидетельствующих о пропуске ФИО3 срока обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, не установлено.

В соответствии с ч. 8, ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из положений ст. 226 КАС РФ для признания незаконным Постановление администрации Кемеровского муниципального округа от 23.05.2023 № 1732-п требуется совокупность двух обстоятельств – несоответствие закону и нарушение прав административного истца.

Судом установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 12.07.2023 (л.д. 33-34), от 12.07.2023 <адрес>, расположен земельный участок площадью 1 000 кв.м с ; категория земли – земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование – для сенокошения; границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства; земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 12.12.2022; данные о расположении в границах данного земельного участка объекта капитального строительства отсутствуют; право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости за ФИО3 13.12.2022 на основании договора купли-продажи от 15.11.2013 с Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа (л.д. 53).

24.01.2023 ФИО3 посредством Государственного автономного учреждения "Уполномоченный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Кузбасса" (МФЦ) обратилась в Управление архитектуры и градостроительства администрации Кемеровского муниципального округа с заявлением о предоставлении муниципальной услуги по получению разрешения на условно разрешенный вид использования данного земельного участка - "Ведение садоводства" (Код 13.2) (л.д. 9).

По результатам рассмотрения заявлений Главой Кемеровского муниципального округа было издано постановление от 23.05.2023 № 1732-п об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования - "Ведение садоводства" земельному участку с (л.д. 31).

Полагая незаконным данное Постановление, ФИО3 ссылается, в том числе, на нарушение процедуры проведения публичных слушаний, а именно: согласно заключению о результатах публичных слушаний приняты замечания члена комиссии публичных слушаний – работника Администрации Кемеровского муниципального округа, не являющегося участником публичных слушаний.

Порядок организации и проведения публичных слушаний по проектам документов в сфере градостроительной деятельности регламентированы Градостроительным кодексом РФ и Порядком организации и проведения публичных слушаний по проектам документов в сфере градостроительной деятельности Кемеровского муниципального округа, утвержденным решением от 27.02.2020 № 75 Сессии № 6 Совета народных депутатов Кемеровского муниципального круга.

Согласно ч. 1, ч. 3, ч. 5, ч. 10, ч. 11, ч. 18, ч. 21, п. 5 ч. 22 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся публичные слушания (ч. 1).

Участниками публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка являются граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, граждане, постоянно проживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены данные проекты, правообладатели таких земельных участков или расположенных на них объектов капитального строительства, правообладатели помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, в отношении которого подготовлены данные проекты, а в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 39 настоящего Кодекса, также правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия на окружающую среду в результате реализации данных проектов (ч. 3).

Процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов: оповещение о начале публичных слушаний; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; проведение собрания или собраний участников публичных слушаний; подготовка и оформление протокола публичных слушаний; подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.

В период размещения в соответствии с п. 2 ч. 5 настоящей статьи проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта участники публичных слушаний, прошедшие в соответствии с ч. 12 настоящей статьи идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта: посредством официального сайта или информационных систем (в случае проведения общественных обсуждений); в письменной или устной форме в ходе проведения собрания или собраний участников публичных слушаний (в случае проведения публичных слушаний); в письменной форме или в форме электронного документа в адрес организатора публичных слушаний; посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях (ч. 10).

Предложения и замечания, внесенные в соответствии с ч. 10 настоящей статьи, подлежат регистрации, а также обязательному рассмотрению организатором публичных слушаний, за исключением случая, предусмотренного ч. 15 настоящей статьи (ч. 11).

Организатор публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол публичных слушаний, в котором указываются: дата оформления протокола публичных слушаний; информация об организаторе публичных слушаний; информация, содержащаяся в опубликованном оповещении о начале публичных слушаний, дата и источник его опубликования; информация о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников публичных слушаний, о территории, в пределах которой проводятся публичные слушания; все предложения и замечания участников публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся публичные слушания, и предложения и замечания иных участников публичных слушаний (ч. 18).

На основании протокола публичных слушаний организатор публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах публичных слушаний (ч. 21).

В заключении о результатах публичных слушаний должны быть указаны аргументированные рекомендации организатора публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам публичных слушаний.

В соответствии с п. 1.4, п. 1.6, п. 5.1, п. 5.2, п. 6.1, п. 6.2, п. 6.4 Порядка организации и проведения публичных слушаний по проектам документов в сфере градостроительной деятельности Кемеровского муниципального округа, утвержденным Решением от 27.02.2020 № 75 Сессии № 6 Совета народных депутатов Кемеровского муниципального круга организатором публичных слушаний является администрация Кемеровского муниципального округа (п. 1.4).

Участниками публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка являются граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты; правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства; граждане, постоянно проживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены данные проекты; правообладатели таких земельных участков или расположенных на них объектов капитального строительства; правообладатели помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, в отношении которого подготовлены данные проекты; правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия на окружающую среду в результате реализации данных проектов, в случае, предусмотренном частью 3 статьи 39 ГрК РФ.

Протокол публичных слушаний подготавливается в окончательном виде и оформляется организатором (п. 5.1).

В протоколе указываются: дата оформления протокола; информация об организаторе; информация, содержащаяся в опубликованном оповещении, дата и источник его опубликования; информация о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников публичных слушаний, о территории, в пределах которой проводятся публичные слушания; все предложения и замечания участников публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся публичные слушания, и предложения, и замечания иных участников публичных слушаний. К протоколу прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников публичных слушаний, включающий в себя сведения об участниках публичных слушаний (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц).Форма протокола приведена в приложении № 2 к настоящему Порядку (п. 5.2).

Заключение о результатах публичных слушаний подготавливается организатором на основании протокола (п. 6.1).

В заключении должны быть указаны: дата оформления заключения; наименование проекта, рассмотренного на публичных слушаниях, сведения о количестве участников публичных слушаний, которые приняли участие в публичных слушаниях; реквизиты протокола, на основании которого подготовлено заключение; содержание внесенных предложений и замечаний участников публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся публичные слушания, и предложения, и замечания иных участников публичных слушаний. В случае внесения несколькими участниками публичных слушаний одинаковых предложений и замечаний допускается обобщение таких предложений и замечаний; аргументированные рекомендации организатора о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам публичных слушаний. Форма заключения приведена в приложении № 3 к настоящему Порядку (п. 6.2).

Организатор направляет заключение главе Кемеровского муниципального округа (п. 6.4).

Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ физическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном ст. 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.

Постановлением администрации Кемеровского муниципального округа от 23.12.2020 № 3957-п "Об утверждении Положения о комиссии в сфере градостроительной деятельности Кемеровского муниципального округа" утверждены состав и положение о Комиссии.

Основными функциями комиссии являются рассмотрение заявлений заинтересованных лиц о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (п. 2.3); организация и проведение публичных слушаний по заявлениям о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (п. 2.5); подготовка заключений о результатах публичных слушаний, содержащих рекомендации главе Кемеровского муниципального округа о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка либо отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка; подготовка рекомендаций главе Кемеровского муниципального округа об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (п. 2.7).

Постановлением администрации Кемеровского муниципального округа от 04.05.2023 № 1508-п "О внесении изменений в состав комиссии в сфере градостроительной деятельности Кемеровского муниципального округа" в связи с кадровыми изменениями внесены изменения в состав комиссии в сфере градостроительной деятельности Кемеровского муниципального округа, утвержденный постановлением администрации Кемеровского муниципального округа от 23.12.2020 № 3957-п, при этом в состав комиссии включена ФИО6 - начальник отдела арендных отношений Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа.

Из представленных доказательств следует, что в связи с обращением ФИО3, поступившим 24.01.2023 по вопросу получения разрешения на условно разрешенный вид использования данного земельного участка - "Ведение садоводства", администрацией Кемеровского муниципального округа были организованы и проведены публичные слушания, в ходе которых заинтересованные лица участие по данному вопросу не приняли, о чем свидетельствует соответствующий протокол от 24.04.2023 № 28 (л.д. 25-28).

Для предоставления результатов публичных слушаний на утверждение Главе Кемеровского муниципального округа и реализуя полномочия, предоставленные п. 6.1, п. 6.2 Порядка организации и проведения публичных слушаний по проектам документов в сфере градостроительной деятельности Кемеровского муниципального округа, утвержденным Решением от 27.02.2020 № 75, организатор публичных слушаний – Администрация Кемеровского муниципального округа при составлении заключения учла замечания члена комиссии в сфере градостроительной деятельности Кемеровского муниципального округа ФИО6 о том, что испрашиваемый земельный участок с относится к землям, для которым градостроительный регламент не установлен (сельскохозяйствнные уголья в составе земель сельскохозяйственного назначения).

В рассматриваемом случае замечания члена комиссии в сфере градостроительной деятельности Кемеровского муниципального округа ФИО1 не являются замечаниями членов публичных слушаний, что явно следует из протокола публичных слушаний, где количество членов публичных слушаний указано как 0, а являются аргументированным выводом организатора – Администрации Кемеровского муниципального округа по результатам публичных слушаний в лице члена комиссии.

В любом случае, организатор публичных слушаний не может составить заключение о результатах публичных слушаний, не заслушав мнение членов комиссии относительно обоснованности заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

В связи с этим суд приходит к выводу о том, что процедура проведения публичных слушаний по поставленному ФИО3 вопросу не нарушена.

В соответствии с п. 4.3 Положения о комиссии в сфере градостроительной деятельности Кемеровского муниципального округа комиссия вправе отказать в рассмотрении заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка если земельный участок расположен на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются (п. 4.3 ).

В соответствии с пп. 11 п. 2.9.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства", утвержденного Постановлением Администрации Кемеровского муниципального округа от 12.04.2022 № 919-п, основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является то, что земельный участок расположен в границах территории, на которую действие градостроительных регламентов не распространяется либо градостроительные регламенты не устанавливаются.

То обстоятельство, что заявление ФИО3 о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования было рассмотрено на публичных слушаниях, и в его удовлетворении не было отказано сразу после подачи заявления, правового значения не имеет и о нарушении процедуры по поставленному ФИО3 вопросу не свидетельствует.

Также ФИО3 не согласна и с тем, что административный ответчик необоснованно отказал в получении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с по тем основаниям, что он относится к землям, для которых градостроительный регламент не установлен (сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения).

Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 2 и ч. 3 ст. 36).

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения.

Согласно ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в том числе, сельскохозяйственные угодья.

Согласно п. 1, п. 5, п. 6 ст. 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.

Таким образом статья 79 Земельного кодекса РФ определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий, относит их к землям, подлежащей особой охране.

Согласно п. 8, п. 7, п. 6 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п. 8).

Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7).

Градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Согласно ч. 1, ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно ч. 1, ч. 2, ч. 6 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.

Градостроительный кодекс РФ определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, ч. 1 и 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).

Вместе с тем, федеральный закон, регулирующий порядок изменения одного вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, на другой вид, не принят, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также исключает порядок принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ".

Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, что следует и из ч. 6 ст. 79 Земельного кодекса РФ; п. 24 ст. 54 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с правилами землепользования и застройки Елыкаевского сельского поселения, утвержденными решением Совета народных депутатов Кемеровского муниципального округа от 29.09.2015 № 496, картой градостроительного зонирования Елыкаевского сельского поселения, утвержденной этим же решением (л.д. 22), сведений Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельный участок с расположен в территориальной зоне СХ 1, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Вид разрешенного использования земельного участка – для сенокоса, свидетельствует о том, что данный земельный участок относится к землям сельскохозяйственных угодий.

Как указано выше, в силу ст. 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья подлежащей особой охране.

В силу ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, ст. 41 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Елыкаевское сельское поселение" (утв. решением Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 29.09.2015 № 496 (ред. от 31.05.2022) градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Зона сельскохозяйственного назначения выделена для обеспечения правовых условий сохранения сельскохозяйственных угодий, предотвращения их занятия другими видами деятельности при соблюдении нижеследующих видов и параметров разрешенного использования недвижимости.

При этом Правила землепользования и застройки муниципального образования "Елыкаевское сельское поселение" допускают садоводство в качестве вида разрешенного использования земельного участка при осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, лишь связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.

В рассматриваемом случае изменение вида разрешенного использования - "для сенокоса" принадлежащего ФИО3 земельного участка на вид разрешенного использования - "для ведения садоводства" приведет к тому, что земельный участок будет выведен из-под режима специального правового регулирования, установленного вышеназванными нормами в отношении оборота земель сельскохозяйственного назначения.

Поскольку принадлежащий ФИО3 земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии со ст. 7, ст. 77 Земельного кодекса РФ изменение вида разрешенного использования данного земельного участка возможно только после его перевода из земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию, так как правовой режим земель определяется исключительно исходя из его принадлежности к данной категории.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Поскольку в действиях административного ответчика нарушений нормативно-правовых актов не установлено, то в удовлетворении административного иска надлежит отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к Главе Кемеровского муниципального округа о признании незаконным Постановление от 23.05.2023 № 1732-п "Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования - "Ведение садоводства" земельному участку с <адрес>", обязании устранить допущенные нарушения отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровском областном суде в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский районный суд.

Председательствующий

Справка: в окончательной форме решение принято 31.07.2023.

Судья А.А. Тупица