Дело № 2а -597 / 2021г.
УИД №43 RS0010-01-2021-000972-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 апреля 2021 года г. Вятские Поляны
Вятскополянский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Колесниковой Л.И.,
при секретаре Рупасовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к администрации муниципального образования городского округа город Вятские Поляны Кировской области о признании незаконным отказ в согласовании проведения публичного мероприятия в форме автопробега,
УСТАНОВИЛ:
28.04.2021г. ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа город Вятские Поляны Кировской <адрес> о признании незаконным отказ в согласовании проведения публичного мероприятия в форме автопробега от 19.04.2021г.
В обоснование заявленных требований указала, что 19.04.2021г. в соответствии с ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004г. она направила ответчику уведомление о проведении публичного мероприятия в форме автопробега, посвященного 1 Мая, Дню Международной солидарности трудящихся «За социализм и справедливость!». В уведомлении указано как и каким способом будет осуществляться обеспечение общественного порядка и организация медицинской помощи гражданам, при необходимости, а также то, что участники мероприятия будут соблюдать санитарно-эпидемиологические требования.
19.04.2021г. административный ответчик письмом № отказал в согласовании проведения публичного мероприятия и предложил осуществить проведение запланированного мероприятия после отмены ограничительных мер. Отказ мотивирован ограничениями на проведение массовых мероприятий на территории Кировской <адрес>.
Отказ в согласовании проведения публичного мероприятия считает незаконным. Предусмотренные законом основания к отказу в согласовании проведения публичного мероприятия в форме автопробега 01.05.2021г. по указанным в письме администрации основаниям от 19.04.2021г. отсутствовали. В Указе Губернатора Кировской <адрес> не усматривается запрета мероприятия, планируемого КПРФ и указанного в уведомлении, так заявленное количество автомобилей – до 15, сбор участников автопробега будет осуществляться группами (не более 3 человек), все участники автопробега будут обеспечены средствами индивидуальной защиты и личной гигиены.
Просит признать незаконным отказ администрации города Вятские Поляны от 19.04.2021г. № в согласовании проведения публичного мероприятия в форме автопробега, планируемого на 01.05.2021г.; признать согласованной форму, место и время проведения публичного мероприятия в соответствии с уведомлением административного истца и обязать администрацию города Вятские Поляны не препятствовать проведению заявленного мероприятия.
В судебном заседании административный истец ФИО1, ее представители ФИО2, ФИО3 заявленные требования поддержали, по мотивам, указанным в административном иске. Считают, что администрация города по надуманным основаниям отказала в согласовании проведения публичного мероприятия, поскольку у ФИО1 как членом партии КПРФ, имеются разногласия с администрацией по некоторым вопросам.
Представитель административного ответчика – администрации города Вятские Поляны ФИО4 с административным иском не согласна. Суду пояснила, что 19.04.2021г. в 11.30ч. в адрес администрации города Вятские Поляны в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» поступило уведомление о проведении публичного мероприятия в форме автопробега. В связи с отсутствием в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ указанной формы публичного мероприятия, принимая во внимание заявленные политические требования и использование политической атрибутики, с учетом п. 4 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ мероприятие рассматривалось как демонстрация с использованием транспортных средств. Проведение публичных мероприятий с использованием транспортных средств регламентируется ч. 3.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ и Законом Кировской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗО «О порядке проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования в Кировской <адрес>». В соответствии с п.3 ч.1 ст. 6 Закона Кировской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗО в целях реализации требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения во время проведения публичных мероприятий не могут использоваться транспортные средства на дорогах с одной полосой движения в каждую сторону. Ширина проезжей части улиц Советская, Мира, ФИО5, ФИО5, ФИО6, Пароходная города Вятские Поляны, по которым планировался автопробег 01.05.2021г., не позволяет разместить на них более одной полосы движения в каждую сторону. Следовательно, на них не могут во время проведения публичных мероприятий использоваться транспортные средства.
Кроме того, в уведомлении не было указано количество предполагаемых участников автопробега, указано только количество машин, что также является нарушением закона.
Вопросы, связанные с наложением ограничений, которые введены на территории Кировской <адрес> в связи с распространением короновирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, находятся вне полномочий органов местного самоуправления. Режим повышенной готовности в связи с распространением короновирусной инфекции, вызанной 2019-nCoV, на территории Кировской <адрес> введен Указом Губернатора Кировской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№. Администрация города Вятские Поляны не вправе вносить изменения в ограничения, введенные п. 1.2.1.3 постановления Правительства Кировской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-П «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Кировской <адрес>», и приостанавливающие до отмены режима повышенной готовности проведение мероприятий (акций) с очным присутствием граждан.
В удовлетворении административного иска ФИО1 просила отказать.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В статье 31 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
В целях обеспечения реализации указанного права принят Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
Согласно п.п. 1 п.4 ст.5 Федеральный закон N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан в том числе подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона
Частью 5 статьи 5 Федеральный закон N 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Статьей 7 Федерального закона N 54-ФЗ предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются: цель публичного мероприятия; форма публичного мероприятия; место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств; дата, время начала и окончания публичного мероприятия; предполагаемое количество участников публичного мероприятия; формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи и санитарного обслуживания, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона; фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; реквизиты банковского счета организатора публичного мероприятия, используемого для сбора денежных средств на организацию и проведение публичного мероприятия, предполагаемое количество участников которого превышает 500 человек; дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия. (ч.3).
После получения уведомления о проведении публичного мероприятия уполномоченный орган в силу п. 2 ч.1 ст. 12 Федеральный закон N 54-ФЗ обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение 3 дней со дня получения указанного уведомления (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за 5 дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям данного Федерального закона.
Уполномоченный орган отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с названным федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с данным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (часть 3 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ).
Доведение до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения о невозможности его проведения или необходимости изменить место его проведения является одним из возможных вариантов действий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предусмотренных статьей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ.
На территории Кировской <адрес> порядок проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры регламентирован Законом Кировской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ЗО «О порядке проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования в Кировской <адрес>».
Согласно п.3 ч.1 ст.6 указанного выше закона предусмотрено, что во время публичных мероприятий не могут использоваться транспортные средства на дорогах с одной полосой движения в каждую сторону.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ первый секретарь <адрес> отделения КПРФ ФИО1 направила в администрацию города Вятские Поляны Кировской <адрес> уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ публичного мероприятия в форме автопробега на легковых автомобилях, в период с 10.30 до 12.00 часов, посвященного 1 Мая, Дню Международной солидарности трудящихся «За социализм и справедливость!». Планируемый маршрут движения: въезд в город с <адрес> до <адрес>, далее – <адрес> до <адрес> – ФИО5 – Ленина – ФИО7 – ФИО6 – Пароходная –Мира-Советская. В мероприятии буду использованы красные флаги Победы и парламентской партии КПРФ. В мероприятии планируется участие 10-12 автомашин.
По итогам рассмотрения данного обращения главой города Вятские Поляны ФИО8 19.04.2021г. был дан ответ N 02-31, в котором указывалось на то, что уведомление не содержит указания на количество участников мероприятия. Кроме того, предполагаемый маршрут движения не соответствует требованиям п.п.3 ч.1 ст.6 Закона Кировской <адрес> от 03.11.2011г. №-ЗО «О порядке проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования в Кировской <адрес>», поскольку все указанные улицы (кроме <адрес>) являются дорогами с одной полосой движения в каждую сторону. Также администрация указала, что планируемое мероприятие не может быть проведено до отмены ограничений, введенных в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, поскольку согласно п.1.2.1.3 постановления Правительства Кировской <адрес> от 25.03.2020г. №-П "О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Кировской <адрес>» до отмены режима повышенной готовности приостановлено проведение мероприятий (акций) с очным присутствием граждан.
Поскольку без согласования с органом местного самоуправления проведение публичного мероприятия невозможно, суд расценивает ответ администрации города Вятские Поляны Кировской <адрес>№ от 19.04.2021г. как отказ административного ответчика в согласовании проведения публичного мероприятия в форме автопробега, запланированного на 01.05.2021г.
Отказывая в согласовании проведения публичного мероприятия в форме автопробега по заявленному административный истцом маршруту, административный ответчик сослался на то, что предполагаемый маршрут движения не соответствует п.3 ч.1 ст.6 Закона Кировской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ЗО.
Вместе с тем, как неоднократно разъяснял Конституционный Суд Российской Федерации, орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П, Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 3-П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 484-О-П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 705-О-О).
Однако, письменное мотивированное предложение организатору испрашиваемого публичного мероприятия об изменении места проведения публичного мероприятия и предложений проведения альтернативных мест проведений мероприятия, административным ответчиком, в нарушении выше указанных норм, не направлялось и не предлагалось.
Кроме того, административный ответчик отказал в согласовании проведения публичного мероприятия, ссылаясь на п.1.2.1.3 постановления Правительства Кировской <адрес> от 25.03.2020г. №-П, которым приостановлено проведение досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных и иных мероприятий (акций) с очным присутствием граждан.
Однако, поскольку автопробег представляет собой демонстрационный проезд автомобилей по определенному маршруту. Как пояснила в судебном заседании административный истец ФИО1 запланированный автопробег не предусматривает остановок, выхода на митинги и пикеты. Следовательно, заявленное публичное мероприятие не попадает по действие п.1.2.1.3 постановления Правительства Кировской <адрес> от 25.03.2020г. №-П, как мероприятие с очным присутствие граждан.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о несоблюдении администрацией города Вятские Поляны вышеприведенных требований законодательства при рассмотрении уведомлений ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о проведении публичного мероприятия в форме автопробега, и удовлетворении требований административного истца о признании незаконным отказ администрации города Вятские Поляны от 19.04.2021г. в согласовании проведения публичного мероприятия в форме автопробега.
Требования ФИО1 признать согласованной форму, место и время проведения публичного мероприятия и возложении обязанности на административного ответчика не препятствовать проведению заявленного мероприятия, не подлежат удовлетворению, поскольку правом на согласование проведения публичного мероприятия обладают только органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ администрации муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской <адрес> в согласовании проведения публичного мероприятия в форме автопробега ДД.ММ.ГГГГ, изложенного в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать администрацию муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской <адрес> повторно рассмотреть уведомление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о проведении публичного мероприятия в форме автопробега ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке.
В соответствии с ч.8 ст.227 КАС РФ решение подлежат немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья- Л.И.Колесникова.
СПРАВКА:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГг. в 13.00ч.
Судья- Л.И.Колесникова.
Решение13.05.2021