Дело № 2а-3044/2022
(№44RS0001-01-2022-003524-13)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 сентября 2022 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе:
судьи Шуваловой И.В.,
при секретаре Ершовой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Администрации города Костромы, Управления опеки и попечительства Администрации города Костромы к Департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области о признании требований незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Костромы, Управление опеки и попечительства Администрации города Костромы обратились в суд с указанным иском, свои требования мотивировали тем, что административным ответчиком - Департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области письмом от <дата> года № № на муниципальные образования Костромской области, возложена обязанность по предоставлению с 01.01.2020 в Пенсионный Фонд Российской Федерации сведений о гражданах, заключивших гражданско-правовой договор о приемной семье, по формам СЗВ-М и СЗВ-Стаж. Данные действия Департамента являются незаконными и нарушающим права муниципального образования городской округ город Кострома по возложению обязанности, не предусмотренной нормативным правовым актом, которые повлекли неблагоприятные последствия для административного истца в виде финансовых санкций по следующим основаниям. На территории города Костромы государственные полномочия по опеке и попечительству возложены на Управление опеки и попечительства Администрации города Костромы в соответствии с Законом Костромской области от 19.02.2018 № 346-6-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству», решением Думы города Костромы от 21.03.2018 № 46 «Об учреждении Управления опеки и попечительства администрации города Костромы в качестве юридического лица и об утверждении Положения об Управлении». Управлением заключаются гражданско-правовые договоры о приемной семье с гражданами, проживающими на территории города Костромы. Частью 5 ст.2 Закона Костромской области от 05.11.2001 № 27-ЗКО «О размерах вознаграждения приемных родителей» установлено, что выплата вознаграждения, причитающегося приемным родителям, осуществляется в порядке, установленном постановлением администрации Костромской области. Пунктами 2, 3 Порядка выплаты вознаграждения, причитающегося приемным родителям в Костромской области, утв. Постановлением администрации Костромской области от 02.07.2018 №278-а «Об утверждении порядка выплаты вознаграждения, причитающегося приемным родителям в Костромской области», предусмотрено, что получателями вознаграждения являются приемные родители, имеющие место жительства в Костромской области, заключившие договор о приемной семье с органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Костромской области, наделенного отдельными государственными полномочиями Костромской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству. Выплата вознаграждения осуществляется областным государственным казенным учреждением «Центр социальных выплат», в размерах, установленных Законом Костромской области «О размерах вознаграждения приемных родителей». До 01.01.2020 предоставление сведений на приемных родителей для индивидуального (персонифицированного) учета в Пенсионный Фонд Российской Федерации по формам СЗВ-М, СЗВ-Стаж осуществлял ОГКУ «Центр социальных выплат». В ответ на вышеуказанное письмо административного ответчика Администрацией города Костромы <дата> направлено письмо (№ №) в Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области о том, что Управление выплаты приемным родителем не назначает и не выплачивает, в связи с чем направление сведений по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ в Пенсионный Фонд РФ в компетенцию Администрации города Костромы и Управления, исполняющего функции по опеке и попечительству на территории города Костромы, не входит. На данное письмо был получен ответ из Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области (письмо от <дата> № №), согласно которому Администрации города Костромы указано на необходимость организовать работу по предоставлению сведений о гражданах, заключивших договор о приемной семье, в Пенсионный Фонд РФ. <дата> года Администрацией города Костромы повторно направлено письмо (№ №) в Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, в котором указано на то, что анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что страхователями являются лица, которые производят уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Администрация города Костромы, Управление выплаты приемным родителям не производят, следовательно, не уполномочены предоставлять сведения для индивидуального (персонифицированного) учета по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ в органы Пенсионного фонда РФ. Полагают, что действия административного ответчика по возложению на Администрацию города Костромы, Управление обязанности по предоставлению в Пенсионный Фонд РФ сведений на приемных родителей по формам СЗВ-М, СЗВ-Стаж не соответствуют действующему законодательству. Управление, заключившее гражданско-правовые договоры с приемными родителями, не располагает сведениями о выплаченных денежных средствах по договорам об осуществлении опеки и попечительства на возмездной основе, а также о начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд РФ страховых взносах на обязательное пенсионное страхование.
В связи с изложенным административный истец просит признать незаконными действия Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области по возложению на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению в Пенсионный Фонд Российской Федерации сведений для индивидуального (персонифицированного) учета о гражданах, заключивших договор о приемной семье, по формам СЗВ-М, СЗВ-Стаж и обязать административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ГУ ОПФР по Костромской области, ОГКУ «Центр социальных выплат».
В судебном заседании представитель Администрации города Костромы на основании доверенности ФИО1, представители Управления опеки и попечительства Администрации города Костромы на основании доверенностей ФИО2, ФИО3 исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области на основании доверенности ФИО4 исковые требования полагала подлежащим отклонению.
Представитель ОГКУ «Центр социальных выплат» на основании доверенности ФИО5 исковые требования полагал подлежащими отклонению.
ГУ ОПФР по Костромской области своего представителя в судебное заседание не направило, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав участвовавших в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.3 Закона Костромской области от 28.12.2007 № 236-4-ЗКО «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Костромской области» органом опеки и попечительства является уполномоченный орган исполнительной власти Костромской области. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления муниципальных образований Костромской области в случае, если законом Костромской области они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
Законом Костромской области от 19.02.2018 № 346-6-ЗКО органы местного самоуправления на неограниченный срок наделяются отдельными государственными полномочиями Костромской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении лиц, ограниченных в дееспособности или признанных недееспособными, а также в отношении несовершеннолетних (ст.3).
В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).
В силу п. 1 ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 123 данного Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.
Положения ст. 123 СК РФ об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, определяют, что дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), который заключается с опекуном или попечителем в соответствии со ст. 16 данного Закона.
Приказом Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 27.04.2012 № 263 утвержден административный регламент предоставления органами опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов Костромской области, наделенными отдельными государственными полномочиями Костромской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, государственной услуги по заключению договора о приемной семье.
Согласно п.5 Регламента государственная услуга предоставляется органами опеки и попечительства.
С 01.04.2018 вступило в силу Решение Думы города Костромы от 21.03.2018 № 46 «Об учреждении Управления опеки и попечительства Администрации города Костромы в качестве юридического лица и об утверждении Положения об Управлении».
Согласно ст.8 вышеуказанного Положения Управление заключает договоры о приемной семье.
Частью 2 ст.16 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» предусмотрено, что орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Частью 5 статьи 2 Закона Костромской области от 05.11.2001г. № 27-ЗКО «О размерах вознаграждения приемных родителей» установлено, что выплата вознаграждения, причитающегося приемным родителям, осуществляется в порядке, установленном постановлением администрации Костромской области.
Пунктами 2, 3 Порядка выплаты вознаграждения, причитающегося приемным родителям в Костромской области, утверждённого Постановлением администрации Костромской области от 02.07.2018 г. №278-а «Об утверждении порядка выплаты вознаграждения, причитающегося приемным родителям в Костромской области», предусмотрено, что получателями вознаграждения являются приемные родители, имеющие место жительства в Костромской области, заключившие договор о приемной семье с органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Костромской области, наделенного отдельными государственными полномочиями Костромской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству. Выплата вознаграждения осуществляется областным государственным казенным учреждением «Центр социальных выплат», в размерах, установленных Законом Костромской области «О размерах вознаграждения приемных родителей».
Согласно пункту 5.1 Договора о приёмной семье (Приложение № 4 к Приказу департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от 27.04.2012 № 263) назначение и выплата вознаграждения, причитающегося приемному родителю, производится уполномоченным органом - ОГКУ «Центр социальных выплат».
Таким образом, передав полномочия по заключению договоров о приемной семье, законодатель не предоставил органам местного самоуправления полномочий по выплате вознаграждения приемным родителям, оставив данные полномочия за субъектом- Костромской областью.
В силу п.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее Закон № 27-ФЗ) страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 6) - 7) утратили силу с 1 января 2017 г.; 8) исключен; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости (форма СЗВ-Стаж).
Согласно п.2.2 ст.11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица) (форма СЗВ-М).
Согласно пояснений сторон до 01.04.2018 обязанность как по заключению договоров о приемной семье, так и по финансированию выплат приемным родителям законодательно была возложена на субъект Российской Федерации- Костромскую область. Выплаты осуществлялись ОГКУ «Центр социальных выплат» и это же учреждение в органы Пенсионного фонда предоставляло сведения, предусмотренные формами СЗВ-М и СЗВ-Стаж.
С 01.04.2018 полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству переданы органам местного самоуправления, в том числе полномочия по заключению договоров о приемной семье.
В силу ст.4 Закона Костромской области от 19.02.2018 № 346-6-ЗКО органы государственной власти Костромской области при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий вправе координировать деятельность органов местного самоуправления по вопросам осуществления переданных государственных полномочий.
В связи с этим 12.12.2019 Департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области в адрес Администрации города Костромы направлено письмо, согласно которому ответчик с 01.01.2020 обязан организовать своевременное направление сведений в отношении приемных родителей, предусмотренных п.2, 2.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ (СЗВ-М, СЗВ-Стаж) в территориальные органы ПФР Костромской области.
Письмом от 14.01.2020 Администрация города Костромы сообщила, что Управление опеки и попечительства выплаты приемным родителем не назначает и не выплачивает, в связи с чем направление сведений по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ в Пенсионный Фонд РФ в компетенцию Администрации города Костромы и Управления опеки, исполняющего функции по опеке и попечительству на территории города Костромы, не входит.
На данное письмо 06.02.2020 был получен ответ из департамента по труду и социальной защите населения Костромской области, согласно которому Администрации города Костромы указано на необходимость организовать работу по предоставлению сведений о гражданах, заключивших договор о приемной семье, в Пенсионный Фонд РФ.
10.03.2020 Администрацией города Костромы повторно направлено письмо в департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, в котором указано на то, что анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что страхователями являются лица, которые производят уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Между тем, Администрация города Костромы, Управление опеки выплаты приемным родителям не производят, следовательно, не уполномочены предоставлять сведения для индивидуального (персонифицированного) учета по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ в органы Пенсионного фонда РФ.
Как было указано выше передача детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемную семью осуществляется на основании соответствующего договора, заключаемого между приемными родителями и органами опеки. Такой договор является по своей сути договором возмездного оказания услуг.
В силу п.1 ст.779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» обязанность по предоставлению сведений СЗВ-М и СЗВ-Стаж возложена на страхователя.
В силу ст.1 этого же закона к страхователям отнесены юридические лица, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Согласно доводов истца Закон № 27-ФЗ не может применяться в отрыве от норм закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», согласно п.1 ст.6 которого страхователями являются организации, производящие выплаты физическим лицам. В связи с этим истец полагает, что страхователем и лицом, на которое должна быть возложена обязанность по предоставлению сведений в ОПФР, является ОГУ «ЦСВ», а требования Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области являются незаконными.
Согласно п.90 административного Регламента исполнения департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области государственной функции по осуществлению контроля за органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области, наделенными отдельными государственными полномочиями Костромской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, утв. Приказом Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от 08.06.2018 № 442 и действовавшего до 26.12.2020 органы местного самоуправления имеют право на обжалование действий (бездействия), решений, принятых департаментом либо его должностными лицами при исполнении государственной функции, в досудебном (внесудебном) и судебном порядке.
Аналогичная норма изложена в Регламенте, действующем на дату рассмотрения дела.
В силу ст.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Закон № 27-ФЗ действительно является составной частью законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Между тем, поскольку в данном случае имеет место несоответствие между стороной гражданско-правового договора (заказчик) и лицом, оплачивающем услуги исполнителя, а правовая основа организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования и учета сведений о трудовой деятельности урегулирована Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», суд полагает, что при рассмотрении настоящего спора следует применять нормы данного Закона № 27-ФЗ.
Таким образом, поскольку договоры о приемной семье заключаются с Управлением опеки и попечительства Администрации города Костромы, суд приходит к выводу о том, что требование ответчика о предоставлении Управлением опеки и попечительства в ОПФР сведений о застрахованных лицах, предусмотренных формами СЗВ-М и СЗВ-Стаж, является правомерным.
В связи с этим оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Довод истца об отсутствии у Управления опеки информации, предусмотренной вышеуказанными формами, в данном случае правового значения не имеет, поскольку в силу пп.5 п.1 ст.5 Закона Костромской области от 19.02.2018 № 346-6-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству» органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий вправе запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти Костромской области информацию и материалы по вопросам осуществления переданных государственных полномочий.
При этом суд учитывает, что истец с 2020 года предоставляет в ОПФР предусмотренные законодательством сведения индивидуального (персонифицированного) учета, путем заполнения форм СЗВ-М и СЗВ-Стаж, а обращение в суд с настоящим иском связано с привлечением истца к ответственности за нарушение срока сдачи формы СЗВ-Стаж.
Довод представителя ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд с данным исковым заявлением, является несостоятельным в силу следующего.
Согласно ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Между тем, поскольку правоотношения по предоставлению сведений СЗВ-М, СЗВ-Стаж носят длящийся характер, оснований считать пропущенным срок для обращения в суд не имеется.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений должностных лиц, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку в ходе рассмотрения дела факта нарушений требований закона, а равно и прав истцов судом не установлено, оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Администрации города Костромы, Управления опеки и попечительства Администрации города Костромы к Департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области о признании требований незаконными отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.В. Шувалова
Мотивированное решение изготовлено 12.09.2022.