ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 440011-01-2021-000209-03 от 15.09.2021 Нейского районного суда (Костромская область)

Дело № 2а -284/2021(№44RS0011-01-2021-000209-03)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 сентября 2021 года г. Нея

Нейский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Верховского А.В., при секретаре Озеровой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Масловой А.Б. к администрации городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области о признании незаконным бездействие администрации в не вынесении распоряжения о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, альтернативах предоставления жилого помещения и иных действий в срок не позднее 25 октября 2020 года, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, а также о возложении обязанности на администрацию устранить препятствия в обеспечении ее равноценным благоустроенным жилым помещением,

У С Т А Н О В И Л:

Маслова А.Б. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области о признании незаконным бездействия администрации в невынесении распоряжения о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, альтернативах предоставления жилого помещения и иных действиях в срок не позднее 25 октября 2020 года, возложении обязанности на административного ответчика устранить допущенное нарушение и препятствия на обеспечении равноценным благоустроенным жилым помещением.

В обосновании административного иска Маслова А.Б. указала, что она является собственником 3-х комнатной квартиры, по адресу: <адрес> Решением Нейского районного суда Костромской области от 14 августа 2020 года по делу № 2а-157 жилое помещение признано аварийным и подлежим сносу. 8.11.2020 года административный истец обратился в администрацию и признании неправомерными действия должностных лиц, указав в административном исковом заявлении, что городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области с заявлением о принятии постановления о сроках расселения, альтернативах предоставления нового жилого помещения, а также о предложении денежной компенсации взамен изымаемого жилья. 27.11.2020 года ей отказано в решении о дальнейшем использовании аварийного жилого помещения, сроках отселения физических лиц, альтернативах предоставления жилого помещения и иных действиях, в связи с тем, что указанное решение принимает департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ. 11.01.2021 года она, Маслова А.Б. обратилась с заявлением в департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ о принятии постановления о сроках расселения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> который в судебном порядке признан аварийным и подлежащим сносу, об альтернативе предоставления нового жилого помещения, а также о предложении денежной компенсации взамен изымаемого жилья. Минобороны России письмом от 01.02.2021 года №141/ДИ-00029/233 были даны разъяснения о том, что на основании приказа Министра обороны РФ от 14.09.2012 года №2844 и передаточного акта от 06.11.2012 года жилые помещения, расположенные в вышеуказанном многоквартирном доме переданы в собственность городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области. Минобороны России принимает решение и издает распорядительный акт с указанием о дальнейшем использовании помещений и сроках отселения жильцов только в отношении многоквартирного дома, находящегося в 100 % собственности. Минстроем России письмом от 29.06.2017 года №22971-ЧС/06 были даны разъяснения о том, что в случае если жилой дом, признанный в установленном порядке аварийным, находится в федеральной собственности (100 % собственности), решение о дальнейшем использовании такого дома и сроках отселения проживающих в нем граждан принимается федеральными органами исполнительной власти, в ведение которого находится данный дом. В случае если многоквартирный дом, признанный в установленном порядке аварийным, находится в общей долевой либо в муниципальной собственности, решение о дальнейшем использовании такого дома и сроках расселения принимается органом местного самоуправления на основании заключения межведомственной комиссии. Принимая во внимание позицию Минстроя России, а также нахождение в общей долевой собственности многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> распорядительный акт должна издать администрация городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области. Законодательно процедура расселения закреплена в рамках постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения - жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». На основании ст. 32 ЖК РФ, государство обязано предложить компенсацию или альтернативную квартиру, не уступающую по параметрам предыдущей. 27.12.2019 года президент РФ подписал ФЗ-№473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда». После принятия закона органы государственной власти субъектов или муниципальные органы должны выделять гражданам, проживающим в аварийных зданиях, временные жилые помещения на срок до 2 лет. До завершения данного срока местная администрация обеспечивает жильцов домов, непригодных для проживания, новыми квартирами или выделяет им денежную компенсацию взамен изымаемого жилья в аварийных объектах недвижимости. Финансирование Фонда может направляться на покупку для расселения жителей квартир в жилых жомах, включая в новостройках, возведение которых еще не окончено. Положение ст.89 ЖК РФ закрепляет право на получение новой квартиры взамен старого жилого помещения в доме не пригодном для проживания. На основании абзаца второго пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем 7 пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. На основании изложенного, решение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, альтернативах предоставления жилого помещения и иных действиях, принимает административный ответчик не позднее 25 октября 2020 года, чего он не сделал, чем существенно нарушил нормы действующего законодательства РФ и права административного истца, устранение которых невозможно без вынесения судебного постановления, так как дальнейшее проживание в данном аварийном доме, который подлежит сносу, предоставляет опасность для административного истца и граждан в нем проживающих. Считает, что за ней сохраняется право на проживание в благоустроенном жилом помещении, которое предусмотрено действующим законодательством РФ, но она не может его реализовать по независящим от нее обстоятельствам, в связи с чем, вынуждена защищать свои права в судебном порядке.

От административного ответчика администрации городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области поступили возражения на административный иск, в которых он просит в удовлетворении административных исковых требований отказать. В доводах возражений указано на то, что

-2-

администрация городского поселения город Нея считает требования Масловой А.Б. необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: в 2012 году предполагалась передача имущества Минобороны РФ в муниципальную собственность городского поселения город Нея, а именно; 14.09.2012 года Министром обороны Российской Федерации Сердюковым А.Э. был издан приказ от № 2844 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность городского поседения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области», согласно которого жилые помещения в количестве 333 квартир передаются в муниципальную собственность городского поселения город Нея. В администрацию городского поселения город Нея направлялся акт приема-передачи от 06.11.2012 года для подписания, был подписан главой городского поселения город Нея ФИО1 и отправлен в адрес Минобороны РФ (имеется конверт, подтверждающий передачу актов). Но в последствии, после издания и подписания указанных документов Минобороны РФ, никакой документации не было предоставлено в адрес администрации городского поселения город Нея (техническая документация на объекты жилфонда, кадастровые паспорта, карточки регистрации граждан, ключи от свободных квартир, сведения о заключенных договоров найма с гражданами, бухгалтерские документы - акты по форме ОС, подтверждающие постановку на соответствующий баланс объектов, а также передаточный акт от 06.11.2012 года). В настоящий момент жилые помещения, расположенные в жилых домах по адресу: Костромская <адрес>, в реестре муниципальной собственности не числятся, на балансе казны городского поселения город Нея не состоят, плата за наём с нанимателей жилых помещений, проживающих по <адрес>, городским поселением не взимается. В силу пункта 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации, наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение должна вноситься нанимателем в сроки, предусмотренные договором найма жилого помещения. Если договором сроки не предусмотрены, плата должна вноситься нанимателем ежемесячно в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации (часть 3 статьи 682 Гражданского кодекса Российской Федерации). Также, в соответствии с частью 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, включает в себя плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание жилого помещения; плату за коммунальные услуги. В силу части 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения. Как установлено, плата за наём жилых помещений по ул. Гагарина, взималась ООО «ГУЖФ», начиная с июля 2015 года, о чем свидетельствует договор управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами РФ (договор №2-УЖФ-02 от 27.07.2015 года), сроком на 5 лет, заключенного на основании протокола № 1 от 30.06.2015 года собрания собственников многоквартирных жилых домов со 100% долей собственности Министерства обороны РФ, расположенных в Западном военном округе, согласно которого общество принимает с жильцов жилых домов плату за коммунальные услуги, за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за наем жилым помещением. В последующем в 2018 году, оказанием услуг по содержанию жилых помещений, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающих по ул. Гагарина начало осуществлять ФГБУ «ЦЖКУ Минобороны России» (по ЗВО), производило начисление за коммунальные услуги, содержание жилья, плату за наем жилым помещением. В марте месяце 2018 года, в адрес администрации городского поселения город Нея поступило письмо Министерства обороны Российской Федерации № 141/557З от 01.03.2018 года «О рассмотрении возможности принятия в муниципальную собственность городского поселения город Нея части пустующих жилых помещений расположенных по адресам: <адрес> Аналогичное письмо о рассмотрении возможности принятия в муниципальную собственность городского поселения город Нея части пустующих жилых помещений расположенных по адресам: <адрес> было направлено в адрес администрации Костромской области от 21.03.2018 года № 141/7845. 20 сентября 2019 года состоялось судебное заседание Нейского районного суда Костромской области по делу № 2-227 по иску Министерства обороны РФ к ФИО5 о выселении и снятии с регистрационного учета по адресу: <адрес> согласно которого, гражданин ФИО5. и ФИО4. признали иск. Основанием для обращения в суд о выселении и снятии с регистрационного учета ФИО5, ФИО4 послужило то, что в период прохождения военной службы, ему было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> на основании договора найма служебного жилого помещения № 12З от 06.07.2006 года и в связи с решением ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ от 10.03.2017 г. была предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения. Указанное жилое помещение является собственностью Министерства обороны РФ и закреплено за на праве оперативного управления за Федеральным государственным казенным учреждением «Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ» на основании Приказа Министра обороны РФ №1871 от 17.12.2010 года и передаточного акта к данному приказу. Также 29.01.2020г. по делу №2-17/2020 Решением Нейского районного суда Костромской области исковые требования ФИО3 к ФГКУ Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ, Отделению (территориальное г. Кострома) федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма по адресу: <адрес> удовлетворены и в последующем были признаны законными апелляционным определением Костромского областного суда от 25.05.2020г. по делу № 33-911. Административный истец в исковом заявлении ссылается на письмо Минстроя России от 29.06.2017 года № 22971-ЧС о разъяснении о том, что в случае, если жилой дом, признанный в установленном порядке аварийным находится в общедолевой, либо в муниципальной собственности, решение о дальнейшем использовании такого дома и сроках отселения принимается органом местного самоуправления. С данными доводами истца, согласиться нельзя в связи с тем, что в соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 года № 1038, рассмотрение конкретных правовых ситуаций, спорных вопросов применения законодательства, возникающих между юридическими и (или) физическими лицами, их юридическая оценка не входят в компетенцию Минстроя России. В соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 года № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Мин строя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера. На основании абзаца второго пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со

-3-

дня получения заключения в установленном им порядке принимает, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Абзацем 7 пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 установлено, что решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, а если оцениваемое имущество принадлежит на соответствующем вещном праве федеральному органу исполнительной власти либо его подведомственному предприятию (учреждению), указанное решение принимается таким федеральным органом исполнительной власти. Согласно Приказу директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 19.06.2018 года № 1599 за учреждением прекращено право оперативного управления жилым домом № 7. На балансовом учете Учреждения состоят жилые помещения под № 1, № 2, № 3, № 4, № 7 в указанном многоквартирном доме. Квартиры под № 5, № 6, № 8 в доме № 7 по ул. Гагарина, находятся в собственности физических лиц. На основании пункта 1 Порядка принятия Министерством обороны Российской Федерации решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 11.01.2017 года № 11 «Об установлении», решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в отношении жилых помещений и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, управление и распоряжение которыми осуществляет Министерство обороны, осуществляется Министерством обороны РФ. На основании изложенного, решение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, альтернативах предоставления жилого помещения и иных действиях, принимает департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ.

Определением Нейского районного суда Костромской области от 24 августа 2021 года в качестве соответчиков были привлечены Министерство обороны РФ, Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ и Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Административный истец Маслова А.Б. в судебном заседании не присутствует, просила рассмотреть дела без ее участия. В письменном ходатайстве заявленные требования поддерживает в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области Селезнев А.В. (по доверенности) с иском не согласен и пояснил, что поддерживает свое ранее данное возражение. А также считает, что администрация городского поселения не является надлежащим ответчиком и дальнейшую судьбу дома должно решать Министерство обороны.

Представители административного ответчика Министерство обороны РФ, Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ и Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Выслушав представителя административного ответчика администрации городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области Селезнева А.В., исследовав материалы дела, и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 226 КАС РФ Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Частями 8, 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а

-4-

обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании установлено, что Маслова А.Б. является собственником трехкомнатной квартиры, кадастровый номер расположенной по адресу, <адрес>

Решением Нейского районного суда Костромской области от 14 августа 2020 года и заключением межведомственной комиссии № 14 от 25 сентября 2020 года дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

18 ноября 2020 года Маслова А.Б. обратилась с заявлением в администрацию городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области о предоставлении уведомления, что дом <адрес> подлежит сносу как аварийное строение, о вынесении постановления о сроках расселения дома <адрес> о выделении Масловой А.Б. временного жилого помещения с аналогичной площадью и уровнем благоустройства, о рассмотрении вопроса на получение новой квартиры в ином городе, взамен старого жилого помещения, о предложении компенсации взамен изымаемого жилья.

Главой городского поселения город Нея на заявление Масловой А.Б. был дан ответ, что решение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, альтернативах предоставления жилого помещения и иных действиях принимает департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ.

11 января 2021 Маслова А.Б. года обратилась с заявлением в департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ о принятии постановления о сроках расселения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, который в судебном порядке признан аварийным и подлежащим сносу, об альтернативе предоставления нового жилого помещения, а также о предложении денежной компенсации взамен изымаемого жилья.

На обращение Масловой А.Б. от 11 января. 2021 года Департаментом военного имущества был дан ответ, что на основании приказа Министра обороны РФ от 14.09.2012 года №2844 и передаточного акта от 06.11.2012 года жилые помещения, расположенные в многоквартирном доме переданы в собственность городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> находится в общей долевой собственности. Министерство обороны принимает решение и издает распорядительный акт с указанием о дальнейшем использовании помещений и сроках отселения жильцов только в отношении многоквартирного дома, находящегося в 100% собственности. В случае, если многоквартирный дом, признанный в установленном порядке аварийным, находится в общей долевой либо в муниципальной собственности, решение о дальнейшем использовании такого дома и сроках расселения принимается органом местного самоуправления на основании заключения межведомственной комиссии. Нахождение в общей долевой собственности многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> соответствующий распорядительный акт должна издать администрация городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области.

Судом также было установлено, что 14 сентября 2012 года Министерством обороны Российской Федерации был издан приказ № 2844, согласно которому в собственность городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области переданы объекты недвижимого имущества жилые помещения, расположенные в жилых домах по адресу: <адрес> указанные в приложении к приказу в количестве 333 квартир, в том числе и дом

06 ноября 2012 года был составлен передаточный акт о передаче объектов недвижимого имущества в собственность городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области, согласно которому ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в лице начальника ФИО2В. передаёт, а городское поселение город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области в лице главы администрации ФИО1 принимает в собственность объекты недвижимого имущества, указанные в приложении к акту. Однако, не смотря на изданный Министром обороны РФ приказ и составление передаточного акта, фактическая передача объектов жилого фонда Министерством обороны РФ не проводилась и в собственность администрации не принималась. Указанные обстоятельства установлены решением Нейского районного суда Костромской области от 29 января 2020 года, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 25 мая 2020 года по делу №2-17/2020, которым на ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ возложена обязанность заключить с Фесик И.Н. договор социального найма жилого помещения в доме по ул. Гагарина в г. Нея Костромской области. Довод административного истца о том, что в связи решением Нейского районного суда Костромской области от 14 августа 2020 года, в котором указано, что спорное жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу, ответчиком по делу являлась администрация городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего административного иска, судебный акт, вступивший в законную силу о том, что приказ Министра обороны РФ от 14.09.2012 года № 2844 и передаточный акт от 06.11.2012 года подлежат отмене не представлен, не свидетельствует об обратном.

Согласно ведомости казны администрации городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области жилые помещения, расположенные в жилых домах по адресу: <адрес> в реестре муниципальной собственности не числятся, на балансе казны городского поселения город Нея не состоят.

Плата за наём с нанимателей жилых помещений, проживающих по <адрес>, городским поселением не взимается.

В соответствии с договором № 2-УЖД-02 Управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации, от 27 июля 2015 года, заключенным между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» (Управляющая организация) заказчик передал управляющей организации в управление и эксплуатацию жилищный фонд, указанный в Перечне жилищного фонда, а Управляющая организация по заданию Заказчика принимает в управление жилищный фонд и обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда по адресам, упомянутым в Перечне, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам и иным законным пользователям помещений (п.2.2 договора).

Данный договор заключен на основании протокола общего собрания собственников № 1 от 30 июня 2015 года (п.1.1). Как следует из содержания приложенного Протокола собрания собственников многоквартирных домов, расположенных в Западном военном округе, 100% собственности в данных домах принадлежит Министерству обороны.

При таких обстоятельствах, жилое помещение, занимаемое Масловой А.Б., не относится к собственности администрации городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области, оно относится к государственной собственности и полномочия собственника в отношении данного имущества осуществляется Министерством обороны РФ.

В соответствии с положениями седьмого абзаца п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного

-5-

дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Учитывая, что жилой дом по адресу: Костромская область, Нейский район, г. Нея, ул. Гагарина. д. 7, как объект недвижимого имущества в собственность городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области из объектов жилого фонда Министерством обороны РФ не передавался, он не состоит в реестре казны администрации, суд полагает, что администрация муниципального района не наделена правом и на неё не может быть возложена обязанность по расселению граждан, проживающих в данном доме.

Согласно ст. 2 органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом ".

Согласно данному Положению признание помещения непригодным для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях.

В соответствии с пунктом 42 указанного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что жилой дом № 7 по улице Гагарина города Нея представляет собой многоквартирный дом. Вышеуказанный многоквартирный жилой дом входит в перечень имущества Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно приказу Министра обороны РФ № 2844 от 14.09.2021 года Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации обеспечивает передачу и приемку имущества.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации". Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Согласно п.п. 68 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, Минобороны России осуществляет управление и распоряжение жилищным Фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктуры в Вооруженных Силах.

Таким образом, в силу ст. ст. 2, 14 ЖК РФ ответственность за сохранность жилого фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации возлагается на административного ответчика, который создает условия для сохранности и содержания федерального имущества, принимает меры к отселению физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ в Порядке, утвержденном приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 января 2017 года № 11 "Об установлении порядка принятия Министерством обороны Российской Федерации решения о признании помещений жилым помещением, жилого помещения пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

Из изложенного следует, что административный ответчик несет ответственность за сохранность и ремонт многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: Костромская область, г. Нея, ул. Гагарина, дом 7, управление и распоряжение которым осуществляет.

На основании заключения экспертной комиссии ООО Центр судебной экспертизы «Импульс» и вступившего в законную силу решения Нейского районного суда Костромской области от 14 августа 2020 года, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> относится к аварийному и подлежащему сносу.

Судом установлено, что по вопросу расселения многоквартирного дома <адрес> и об альтернативах предоставления нового жилого помещения административный истец Маслова А.Б. неоднократно обращалась к административным ответчикам.

Так, 11 января 2021 года Маслова А.Б. обратилась с заявлением в департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ о принятии постановления о сроках расселения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> который в судебном порядке признан аварийным и подлежащим сносу, об альтернативе предоставления нового жилого помещения, а также о предложении денежной компенсации взамен изымаемого жилья, но поставленные в обращении вопросы по существу разрешены не были.

Между тем, ответчик, как государственный орган осуществляющий управление и распоряжение переданным ему государственным жилищным фондом, вышеуказанным многоквартирным домом в том числе, обязан инициировать обследование многоквартирного дома расположенного по адресу, Костромская область, г. Нея, ул. Гагарина, дом 7 на предмет

-6-

его аварийного состояния, поскольку проживание в нем представляет опасность для жизни и здоровья граждан, так как здание имеет большой фактический износ конструктивных элементов и бездействие ответчика по вопросу придания данному дома статуса аварийного является недопустимым, учитывая, что признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование, в связи с чем в соответствии с п.п. "г" п. 45 Положения в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции заявитель представляет в комиссию заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома.

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения о принятом комиссией решении, соответствующий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

На основании вышеизложенного, с учетом исследованных доказательств, суд считает, что административные исковые требования Масловой А.Б. подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Масловой А.Б. удовлетворить частично.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации и Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации вынести распоряжения о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, альтернативах предоставления жилого помещения.

Возложить обязанность на Министерство обороны Российской Федерации, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации и Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации устранить препятствия в обеспечение равноценным благоустроенным жилым помещением Маслову Алевтину Борисовну.

В остальной части в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Нейский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Верховский А.В.

Решение принято в окончательной форме 15 сентября 2021 года.

Судья: Верховский А.В.