ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 440028-01-2020-001172-77 от 27.11.2020 Костромского районного суда (Костромская область)

№ 2-989/2020

УИД № 44RS0028-01-2020-001172-77

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кострома

Костромской районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Гурьяновой О.В.,

при секретаре судебного заседания Метельковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения принять и утвердить предложение по внесению изменений в генеральный план в части включения земельного участка в границы населенного пункта (адрес),

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения внести изменения в генеральный план в части установления границы населенного пункта местечко Козловы горы и включении его в границы населенного пункта (адрес). Требования обосновал тем, что он является собственником жилого дома по адресу: (адрес). Дом принадлежит ему на основании договора купли-продажи от ДДММГГГГ, заключенного между истцом и В.С.Д. В данном договоре указано, что земельный участок, на котором расположен жилой дом, в собственность продавца не оформлялся и покупатель обязуется оформить права на земельный участок в соответствии с действующим законодательством. Земельный участок, на котором расположен жилой дом истца ДДММГГГГ года постройки, расположен на землях, предоставленных ранее существовавшей Костромской областной санаторно-лесной школе из земель ОПХ «Минское». Согласно заключению от ДДММГГГГ ОПХ «Минское», рассмотрев ходатайство Костромской санаторно-лесной школы об отводе земельного участка под строительство и для производственного обучения учащихся школе выделило для указанных целей 6,5 га пашни, в том числе для строительства 4 га и для производственного обучения 2,5 га. С целью приобретения прав собственности на земельный участок, на котором расположен жилой дом истца, в 2011 году были поведены кадастровые работы по установлению границ земельного участка площадью 2409 кв.м из земель Костромского района Костромской области (земли лесного фонда, для ведения лесного хозяйства общей площадью 656190000 кв.м, межевание которого не проводилось), кадастровый . В результате проведения межевания образован земельный участок с кадастровым номером площадью 2409 кв.м, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование для ведения лесного хозяйства, по адресу: (адрес) (часть земельного участка занята объектом недвижимости). На основании решений Совета депутатов Минского сельского поселения от 19.06.2015 № 17 «О внесении изменений в генеральный план Минского сельского поселения», от 19.06.2015 № 16 «Об утверждении перечня земельных участков, входящих в границы населенного пункта мест. Козловы горы Минского сельского поселения Костромского муниципального района», ведутся работы по внесению изменений в генеральный план муниципального образования Минское сельское поселение в части установление границы населенного пункта местечко Козловы горы, которые на сегодняшний день не закончены. В период с ДДММГГГГ ООО «Кадастровые инженеры» проводят земельно-кадастровые работы по установлению границы населенного пункта (адрес). В настоящее время граница населенного пункта м. Козловы горы не установлена. При согласовании проекта границ объекта землеустройства (неоднократного) получены отрицательные заключения, в том числе департамента лесного хозяйства, согласно которому в проектируемые границы м. Козловы горы входят земли лесного фонда ОГКУ «Костромское лесничество», а именно 84 квартал Караваевского лесничества, выдел 1-4. Согласно Постановлению администрации Костромской области от ДДММГГГГ-а, утвержден порядок деятельности комиссии по определению границ населенных пунктов, образуемых из лесных поселков или военных городков, а также по определению местоположения границ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, на которые возникли права граждан и юридических лиц, в целях перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов Костромской области. Частью 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Пунктом 1 части 1 статьи 84 ЗК РФ определено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования. Для получения истцом прав на земельный участок необходимо внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части сведений о категории земельного участка и вида разрешенного использования: для ИЖС с кадастровым номером , площадью 2409 кв.м, расположенного по адресу (адрес), указав категорию земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. Истец многократно обращался с подобными просьбами, заявлениями: в ФГБУ «ФКП Росреестра», администрацию Костромского муниципального района Костромской области, Департамент лесного хозяйства Костромской области; МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях; Управление Росреестра по Костромской области, прокуратуру Костромского района, администрацию Костромской области, но получал отказы. Согласно ответу на заявление из ФГБУ «ФКП Росреестра» от ДДММГГГГ истцу сообщили о том, что в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области дано поручение о вынесении вопроса об изменении категории земель и разрешенного использования земельного участка под домом истца на рассмотрение рабочей группы по взаимодействию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений. Согласно письму администрации Костромского муниципального района Костромской области от ДДММГГГГ «О рассмотрении обращения» постановлением администрации Минского сельского поселения от ДДММГГГГ создана комиссия по включению лесных участков в границы населенного пункта, заседание комиссии планируется на июнь 2019 года. Прокуратурой Костромского района главе администрации ответчика выдано предписание -а от ДДММГГГГ. Также по результатам проведенной проверки прокуратурой района в адрес главы Минского сельского поселения ДДММГГГГ внесено представление об устранении выявленных в ходе проверки нарушений. ДДММГГГГ истец обратился в Прокуратуру Костромского района Костромской области с жалобой о признании незаконным бездействие главы администрации Минского сельского поселения в виде неисполнения предписания администрации Костромской области -а от ДДММГГГГ, обязании главы администрации Минского сельского поселения исполнить предписание администрации Костромской области -а от ДДММГГГГ в срок до ДДММГГГГ. До настоящего времени предписание Прокуратуры Костромского района не исполнено, изменения в генеральный план муниципального образования Минское сельское поселение в части установления границы населенного пункта местечко Козловы горы не внесены. Начиная с 2013 года администрация ответчика бездействует в отношении внесения изменений в генеральный план муниципального образования Минское сельское поселение в части установления границы населенного пункта местечко Козловы горы, чем существенно нарушаются права истца, поскольку приобрести в собственность или в аренду земельный участок под жилым домом нет возможности, и, как следствие, истец не имеет законного права на реконструкцию жилого дома, его переустройство и др. По основаниям ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, ст. 27, п.п. 1, 2 ст. 83 ЗК РФ истец просил обязать администрацию Минского сельского поселения в течении трех месяцев со дня вступления решения в законную силу внести изменения в генеральный план муниципального образования Минское сельское поселение в части установления границы населенного пункта (адрес) и включения его в границы населенного пункта (адрес).

В ходе рассмотрения дела истец исковые требования изменил, просил обязать администрацию Минского сельского поселения в течении трех месяцев со дня вступления решения в законную силу принять и утвердить предложение по внесению изменений в генеральный план муниципального образования Минское сельское поселение в части включения земельного участка с кадастровым номером площадью 2409 кв.м, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование для ведения лесного хозяйства, по адресу: (адрес), в границы населенного пункта (адрес).

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что из-за бездействия администрации он не может произвести реконструкцию своего дома.

Его представитель по доверенности ФИО2 измененные исковые требования поддержала. Пояснила, что истец обращался в различные органы, чтобы осуществить перевод участка. Глава администрации ответчика обещает внести изменения, но меры к этому не предпринимает.

Представитель ответчика администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, извещенные надлежащим образом в судебное заседание не явились. Возражений по существу требований суд не представили, об отложении заседания или рассмотрении дела в их отсутствие не ходатайствовали.

Представитель третьего лица администрации Костромского муниципального района Костромской области в судебном заседании не присутствует, просили рассматривать дело без их участия. В ходе рассмотрения дела их представитель ФИО3 пояснила, что внесение изменений в генплан относится к полномочиям администрации Минского сельского поселения.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Департамента лесного хозяйства Костромской области в настоящем судебном заседании не присутствует, представили письменный отзыв, в котором вопрос об удовлетворении требований оставили на усмотрение суда. В ходе рассмотрения дела их представитель ФИО4 пояснил, что земельные участки были отнесены к лесному фонду, на них располагалась лесохозяйственная школа. В советское время расположение таких строений на лесных участках допускалось. Затем строения были переведены в жилой фонд и проведена приватизация помещений. Жилье осталось на землях лесного фонда. На территории Минского сельского поселения много таких участков, сельское поселение бездействует по разрешению сложившейся ситуации.

Третьи лица Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу, Управление Росреестра по Костромской области, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, письменное отношение к заявленным требованиям не представили.

МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях в заседание представителя не направили, просили рассматривать дело без их участия. Представили письменный отзыв в котором возражали против удовлетворения исковых требований, так как внесение изменений в генеральный план приведет к изменению границ и площади земельного участка, находящегося в собственности РФ.

Третье лицо Филиал «ФКП Росреестра» по Костромской области представителя в судебное заседание не направили, вопрос об удовлетворении исковых требований оставили на усмотрение суда.

С согласия стороны истца дело рассматривается в порядке заочного производства.

Выслушав истца ФИО1, его представителя ФИО2, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: (адрес), на основании договора купли-продажи от ДДММГГГГ.

Данный жилой дом находится на земельном участке кадастровый , площадью 2 409+/-6 кв.м, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства.

ФИО1 обращался в Департамент лесного хозяйства по Костромской области, администрацию Минского сельского поселения по вопросу предоставления ему в аренду / собственность данного земельного участка, однако ему было отказано в связи с тем, что данный участок является лесным участком с местоположением Костромское лесничество, Караваевское участковые лесничество, квартал 64, выдел 1, расположенный в границах государственного природного заказника «Сумароковский».

В связи с этим ДДММГГГГ истец обратился в Управление Росреестра по Костромской области с заявлением об изменении категории земельного участка и вида его разрешенного использования. На обращение получил ответ с рекомендацией обратиться с заявлением об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН.

На очередные обращения ФИО1 в Управление Росреестра по Костромской области ему даны ответы, что отсутствие описания местоположения границы населенного пункта м. Козловы горы, определение местоположения земельного участка с кадастровым номером относительно границ населенного пункта не предоставляется возможным. Установленные действующим законодательством основания для внесения в ЕГРН сведений об изменении категории земель и вида разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером отсутствуют.

ДДММГГГГ обращения ФИО1 об изменении категории земельного участка и вида его разрешенного использования рассмотрены на заседании межведомственной группы, созданной для решения вопросов связанных с приведением в соответствие сведений ЕГРН и государственного лесного реестра (далее - ГРЛ) о лесных участках. При рассмотрении обращений противоречий между сведениями ЕГРН и ГРЛ не выявлено. Изменение категории земельного участка возможно по результатам установления границ населенного пункта м. Козловы горы и внесение сведений о границе в ЕГРН в установленном законом порядке при условии включения земельного участка с кадастровым номером в границы населенного пункта. По состоянию на дату подготовки ответа в ЕГРН отсутствуют сведения о границах населенного пункта м. Козловы горы.

Из ответа прокуратуры от ДДММГГГГ следует, что администрацией Костромского муниципального района ведутся работы по внесению изменений в генеральный план Минского сельского поселения. Постановлением администрации Минского сельского поселения от ДДММГГГГ создана комиссия по включению лесных участков в границы населенных пунктов, заседание комиссии запланирована июнь 2019 года.

Статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план (ч. 16).

Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса (ч. 17).

В целях определения при подготовке проекта генерального плана поселения или городского округа границ населенных пунктов, образуемых из лесных поселков или военных городков, а также определения местоположения границ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, на которые возникли права граждан и юридических лиц, в целях их перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов по решению органа местного самоуправления поселения или городского округа создается комиссия (ч. 20).

Порядок деятельности комиссий, создаваемых в соответствии с частью 20 настоящей статьи, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 23).

Постановлением администрации Костромской области от 10.09.2018 N 381-а утвержден Порядка деятельности комиссии по определению границ населенных пунктов, образуемых из лесных поселков или военных городков, а также определению местоположения границ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, на которые возникли права граждан и юридических лиц, в целях их перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов Костромской области.

Согласно п. 5 названного Порядка комиссия создается по решению органа местного самоуправления поселения или городского округа Костромской области (далее - орган местного самоуправления) и формируется с учетом требований, установленных частью 20 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при участии представителей исполнительных органов государственной власти Костромской области в сфере имущественных и земельных отношений, лесных отношений.

Из ответа Комитета архитектуры и градостроительства Костромской области от ДДММГГГГ следует, что администрацией Минского сельского поселения утвержден состав комиссии и в случае принятия решения о внесении изменений в генеральный план глава администрации должен созвать ее для работы и принятия соответствующего решения.

Постановлением администрации Минского сельского поселения от ДДММГГГГ создана данная комиссия, однако заседание до настоящего времени не проводилось, что подтверждается ответом прокуратуры Костромского района от ДДММГГГГ, данным на основании проверки по обращению истца.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела подтвержден факт бездействия администрации Минского сельского поселения по разрешению вопроса о внесении изменений в генеральный план муниципального образования Минское сельское поселение в части установления границы населенного пункта (адрес) и включении его в границы населенного пункта (адрес).

В связи с чем, исковые требования заявлены ФИО1 обоснованно и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 198, 233, 235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения принять и утвердить предложение по внесению изменений в генеральный план в части включения земельного участка в границы населенного пункта (адрес) удовлетворить.

Возложить на администрацию Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения принять и утвердить предложение по внесению изменений в генеральный план муниципального образования Минское сельское поселение Костромского муниципального района Костромской области в части включения земельного участка с кадастровым номером площадью 2 409 кв.м., категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование для ведения лесного хозяйства, расположенного по адресу: (адрес), в границы населенного пункта (адрес).

Разъяснить ответчику, что он вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья

О.В.Гурьянова

Решение суда в окончательной форме

изготовлено 04 декабря 2020 г.