ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 450018-01-2022-000260-52 от 04.09.2023 Целинного районного суда (Курганская область)

УИД № 45RS0018-01-2022-000260-52

Дело № 2-117/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Целинное

04 сентября 2023 года

Целинный районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Родюковой М.В., при секретаре Ишниязовой С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Халикова Андрея Фатыховича к Администрации Целинного муниципального округа Курганской области о взыскании компенсационных выплат, взыскании удержанного налога на доходы физических лиц,

У С Т А Н О В И Л:

Халиков А.Ф. обратился в суд с иском к Администрации Целинного муниципального округа Курганской области о взыскании среднемесячного заработка на период трудоустройства, недоплаты среднемесячной заработной платы, незаконного удержанного налога на доходы физических лиц. В обоснование исковых требований указал, что работал в должности главы администрации Дулинского сельсовета Целинного района Курганской области с 03.04.2008 по 17.12.2021. Был уволен на основании решения Думы Целинного муниципального округа Курганской области № 18 от 09.11.2021. С 17.12.2021 прекратил трудовую деятельность в администрации Дулинского сельсовета Целинного района Курганской области. 22.12.2021 встал на учет в Центр занятости населения Целинного района в качестве лица, пытающегося трудоустроиться. 24.03.2022 истцом было подано заявление на имя главы Целинного муниципального округа с приложением решения службы занятости населения № 0820155/2220 от 23.03.2022 о взыскании среднемесячного заработка на период трудоустройства и незаконно удержанного налога на доходы физических лиц. 06.04.2022 истец получил отказ в удовлетворении заявления. Согласно расчету исковых требований, истцу, в декабре 2021 за период с 18.12.2021 по 17.01.2022 была начислена доплата в сумме 25184 руб. 53 коп. из которой был удержан НДФЛ в сумме 3273 руб. 98 коп. Средняя заработная плата истца составляет 26028 руб. 10 коп. Недоплата составила с учетом НДФЛ за 1 месяц – 4117 руб. 56 коп. За период с 18.01.2022 по 17.02.2022 не выплачено 26028 руб. 10 коп., за период с 18.02.2022 по 17.03.2022 – 26028 руб. 10 коп., всего – 56173 руб. 76 коп. Просит взыскать с Администрации Целинного муниципального округа Курганской области в пользу истца среднемесячный заработок за период трудоустройства с 18.01.2022 по 17.02.2022 в сумме 26028 руб. 10 коп., за период с 18.02.2022 по 17.03.2022 – 26028 руб. 10 коп., со дня увольнения 17.12.2021 на основании ч.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации из администрации Дулинского сельсовета Целинного района Курганской области; взыскать с Администрации Целинного муниципального округа Курганской области в пользу истца незаконно удержанный налог на доходы физических лиц в сумме 3273 руб. 98 коп., недоплату среднемесячного заработка в сумме 843 руб. 57 коп.

Истец Халиков А.Ф. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Согласно письменному заявлению исковые требования поддержал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика Администрации Целинного муниципального округа Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В судебном заседании 03.07.2023 представитель ответчика по доверенности Кудашева Т.В. пояснила, что Администрация Дулинского сельсовета была ликвидирована в связи с преобразованием в Администрацию Целинного муниципального округа. Полномочия главы Дулинского сельсовета согласно положениям Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прекратились в связи с преобразованием всех поселений, входящих в состав Целинного района в соответствии с Законом Курганской области №73 от 29.06.2021. Таким образом, муниципальное образование не является юридическим лицом и не может быть ликвидировано, его глава в случае преобразования не может быть уволен в связи с ликвидацией, его полномочия прекращаются. В соответствии с решением Думы Целинного муниципального округа №18 от 09.11.2021 «О ликвидации Администрации Дулинского сельсовета» утверждена ликвидационная комиссия, руководителем которой был назначен Халиков А.Ф. Решением Думы Целинного муниципального округа № 60 от 17.12.2021 рекомендовано заключить трудовые договоры с руководителями ликвидационных комиссий. Так как некоторые руководители ликвидационных комиссий, в том числе истец, отказались от заключения трудового договора, Думой Целинного муниципального округа принято решение № 64 от 24.12.2021 о смене руководителя ликвидационной комиссии Администрации Дулинского сельсовета Халикова А.Ф. Фактически истец 4 дня был руководителем ликвидационной комиссии с 20.12.2021 по 24.12.2021, трудовой договор с ним не заключался, оплата не производилась. Решение ГКУ «Центр занятости населения Куртамышского и Целинного районов Курганской области» Администрацией Целинного муниципального округа оспорено не было, было написано информационное письмо о порядке прекращения полномочий истца.

Согласно письменному отзыву представитель ответчика Кудашева Т.В. с исковыми требованиями не согласилась, указав, что решением Думы Целинного муниципального округа Курганской области от 09.11.2021 № 18 руководителем ликвидационной комиссии назначен Халиков А.Ф. Решением Думы Целинного муниципального округа Курганской области от 17.12.2021 № 60 рекомендовано заключить трудовой договор с руководителем ликвидационной комиссии Халиковым А.Ф. Решением Думы Целинного муниципального округа Курганской области от 24.12.2021 № 60 произведена смена руководителя ликвидационной комиссии Администрации Дулинского сельсовета на Воробьеву Н.М. С учетом фактического исполнения обязанностей руководителя ликвидационной комиссии Халиков А.Ф. после 17.12.2021 был трудоустроен и не обладал правом на сохранение за ним среднего месячного заработка на период трудоустройства в соответствии со ст.178 ТК РФ. В дополнительном отзыве указала, что в соответствии с решением Дулинской сельской думы от 18.12.2018 №17 Халиков А.Ф. избран главой Дулинского сельсовета. Уставом Дулинского сельсовета определено, что глава Дулинского сельсовета избирается сроком на 5 лет и одновременно является главой Администрации Дулинского сельсовета на основе единоначалия. Глава Целинного муниципального округа вступил в должность 17.12.2021. Следовательно, на момент преобразования муниципальных образований Целинного района Курганской области полномочия главы Дулинского сельсовета прекратились досрочно в соответствии с решением Думы Целинного муниципального округа № 48 от 17.12.2021 «О прекращении полномочий глав муниципальных образований Целинного района». Таким образом, полномочия главы Дулинского сельсовета были прекращены по причине упразднения муниципального образования, а не в связи с ликвидацией Администрации Дулинского сельсовета. В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования входит в структуру органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» не определяет статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами (далее - избирательные комиссии муниципальных образований), с правом решающего голоса, поскольку указанные лица (далее - лица, замещающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими. С учетом данных положений закона, глава муниципального образования является выборным должностным лицом местного самоуправления и не является муниципальным служащим. Трудовой договор (контракт) с Халиковым А.Ф. не заключался. По мнению представителя ответчика, на лиц, замещающих муниципальные должности и работающих на постоянной основе, в случае, если с ними не заключены трудовые договоры, действие Трудового кодекса не распространяется. Издание Халиковым А.Ф. приказа об прекращении (расторжении) с ним трудового договора от 17.12.2021 в связи с ликвидацией администрации Дулинского сельсовета по п.1 ст. 81 ТК РФ является безосновательным, а Халиков А.Ф. злоупотребил своими полномочиями, превысив их, так как полномочия главы Дулинского сельсовета возлагались и снимались на основании решений Дулинской сельской думы. Общие трудовые гарантии распространяются на главу муниципального образования в той части, которая предусмотрена положениями Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законов субъектов Российской Федерации, а также уставом муниципального образования. Устав Дулинского сельсовета не содержит норм, регламентирующих предоставлений гарантий главе Дулинского сельсовета в случае досрочного прекращения полномочий. Законом Курганской области от 27.06.2018 № 68 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Курганской области» выборным должностным лицам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, гарантируется оплата труда, ежегодный основной оплачиваемый отпуск, обязательное социальное страхование, возможность предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска, ежемесячной доплаты к страховой пенсии. Халикову А.Ф. своевременно и в полном объеме выплачивалась заработная плата, предоставлялся ежегодный основной оплачиваемый отпуск, обязательное социальное страхование. Халиков не является работником, освобожденным от работы вследствие избрания его на выборную должность.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, Финансового отдела Администрации Целинного муниципального округа Курганской области, ОСЗН Целинного района ГКУ ЦЗН Куртамышского и Целинного районов, МКУ «Территориальное управление Целинного муниципального округа» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Местное самоуправление в Российской Федерации – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч.1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 ч.10 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (ч. 11 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (ч. 11.1 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Правовой статус главы муниципального образования определен статьей 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Частью 4 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования.

Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункты 1 - 5 части 4 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (ч. 5 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 5.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Согласно части 10 статьи 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 данного закона.

Согласно п. 12 ч. 6 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно, в том числе, - в связи с преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 3.1-1, 3.2, 3.3, 4 - 6.2, 7 - 7.2 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования.

Организация и осуществление местного самоуправления на территории Дулинского сельсовета была регламентирована Уставом Дулинского сельсовета Целинного района Курганской области.

В соответствии со ст. 21 Устава органами и должностными лицами местного самоуправления являются: Дулинская сельская дума, Глава Дулинского сельсовета, Администрация Дулинского сельсовета.

Согласно ст. 29 Устава глава Дулинского сельсовета - высшее должностное лицо сельсовета, наделенное согласно Уставу собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава Дулинского сельсовета в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению и Дулинской сельской Думе. Глава Дулинского сельсовета избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.

В статье 31 Устава закреплены полномочия Главы Дулинского сельсовета: представляет Дулинский сельсовет в отношениях с органами местного самоуправления и других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени Дулинского сельсовета; подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом, решения, принятые Дулинской сельской думой; издает в пределах своих полномочий постановления и распоряжения; вправе требовать созыва внеочередного заседания Дулинской сельской Думы.

В соответствии со статьей 22 Устава Дулинская сельская Дума является представительным органом местного самоуправления Дулинского сельсовета. Дума состоит из 7 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.

Согласно положениям статьи 22 Устава к компетенции Думы относится: 1) принятие Устава сельсовета и внесения в него изменений и дополнений; 2) утверждение бюджета Дулинского сельсовета на очередной финансовый год и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; 4) принятие планов и программ развития Дулинского сельсовета, утверждение отчетов об их исполнении; 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Дулинского сельсовета; 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги указанных предприятий и учреждений; 7) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления Дулинского сельсовета; 8) определение порядка участия Дулинского сельсовета в организациях межмуниципального сотрудничества; 9) контроль за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления Дулинского сельсовета и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

В соответствии с положениями части 1 статьи 4 Закона Курганской области от 27.06.2018 № 68 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Курганской области» депутатам, членам выборных органов, выборным должностным лицам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, с учетом положений Трудового кодекса Российской Федерации гарантируется оплата труда, ежегодный основной оплачиваемый отпуск, обязательное социальное страхование. Размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов, выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, устанавливаются нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Депутатам, членам выборных органов, выборным должностным лицам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, может предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, порядок и условия его предоставления устанавливаются уставом муниципального образования и нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (часть 2).

Согласно статье 5 Закона Курганской области от 27.06.2018 № 68 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Курганской области» расходы, связанные с предоставлением гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица, установленных настоящим Законом и предусмотренных в уставе муниципального образования, финансируются за счет средств местного бюджета соответствующего муниципального образования.

Статьей 34 Устава Дулинского сельсовета определены гарантии осуществления полномочий главой Дулинского сельсовета, в частности, общие трудовые гарантии о компенсации, общие социальные гарантии, установленные федеральным законодательством и законодательством Курганской области, а также трудовые и социальные гарантии, установленные для муниципальных служащих. Гарантии осуществления полномочий главы Дулинского сельсовета устанавливаются уставом Дулинского сельсовета в соответствии с федеральными законами и законами Курганской области. Размер денежного содержания, подлежащего выплате главе Дулинского сельсовета, устанавливается Дулинской сельской Думой.

Согласно п. 5.1.1 Правил внутреннего трудового распорядка работников Администрации Дулинского сельсовета продолжительность рабочего времени в организации не может превышать 40 часов в неделю.

Федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование вопроса о расходных обязательствах муниципального образования, предусмотрел в п. 4 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации право органа местного самоуправления самостоятельно, с соблюдением требований, установленных названным кодексом, определять размеры и условия оплаты труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

Частью 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате, в том числе, принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам (п. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

В силу пункта 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что истец, 03.04.2008, был избран главой Дулинского сельсовета Целинного района Курганской области и 17.12.2021 его полномочия были прекращены.

Данные обстоятельства подтверждаются решением Дулинской сельской Думы от 03.04.2008 «О вступлении в должность главы Дулинского сельсовета», решением Думы Целинного муниципального округа Курганской области от 17.12.2021 № 48 «О прекращении полномочий глав муниципальных образований Целинного района».

В соответствии с постановлением Администрации Дулинского сельсовета Целинного района Курганской области от 03.04.2008 № 02 «О вступлении в должность Главы администрации Дулинского сельсовета» на основании результатов выборов, состоявшихся 02.03.2008 и в соответствии со ст. 32 п.1 Устава муниципального образования Дулинского сельсовета, зарегистрированного 24.11.2005, рег. номер 455183032005001, Халиков А.Ф. приступил к исполнению обязанностей Главы Дулинского сельсовета.

Решением Дулинской сельской Думы от 12.12.2012 № 16 «О денежном содержании главы Дулинского сельсовета» установлено денежное содержание главы Дулинского сельсовета, состоящее из: должностного оклада в размере 5381 руб. 04 коп., ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере 20% от должностного оклада – 1076 руб. 21 коп., ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе в размере 30% от должностного оклада – 1614 руб. 31 коп., денежного вознаграждения в виде премий по итогам работы за месяц в размере из расчета двух должностных окладов в год 25% - 1345 руб. 26 коп., материальной помощи в размере не более трех должностных окладов в год, 16,67% - 893 руб. 02 коп.

Истец, с 27.09.2013, вступил в должность главы Дулинского сельсовета (Решение Дулинской сельской Думы от 27.09.2013 №11 «О вступлении в должность главы Дулинского сельсовета Халикова А.Ф.»)

Решением Дулинской сельской Думы от 17.02.2014 №03 «Об установлении надбавки к денежному содержанию Главы Дулинского сельсовета Целинного района Курганской области» установлена на 2014 год ежемесячная денежная надбавка к денежному содержанию Главы Дулинского сельсовета в размере трех тысяч рублей.

Главой Дулинского сельсовета, 28.12.2015, издано распоряжение № 25 «О выплате единовременного денежного поощрения за 2015 год» о премировании сотрудников в соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 09.12.2014 № 463 «Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области на 2015 год» за счет экономии фонда оплаты труда.

Решением Дулинской сельской Думы от 25.01.2016 №01 утверждено Положение об определении размера и условий оплаты труда Главы Дулинского сельсовета Целинного района Курганской области, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе».

В соответствии с п. 2 указанного Положения оплата труда Главы производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада Главы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым относятся: ежемесячное денежное поощрение, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (при наличии допуска к сведениям, составляющим государственную тайну), единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. Размер должностного оклада устанавливается в соответствии со ст.4 Закона Курганской области от 30.05.2007 № 251 «О регулировании отдельных положений муниципальной службы в Курганской области», исходя из минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с применением соответствующего коэффициента, зависящего от численности населения муниципального образования (п.3 Положения). Решение об определении размера должностного оклада, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат принимается представительным органом Дулинского сельсовета (п.9 Положения).

В соответствии с Порядком определения размера и выплаты ежемесячного денежного поощрения главе Дулинского сельсовета Целинного района, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, являющимся приложением к вышеуказанному Положению, размер ежемесячного денежного поощрения Главы устанавливается в размере от 1 до 1,55 должностных окладов Главы.

Решением Дулинской сельской Думы от 25.01.2016 №16 «О денежном содержании главы Дулинского сельсовета» установлено денежное содержание главы Дулинского сельсовета, состоящее из: должностного оклада 6346 руб. 00 коп., ежемесячного денежного поощрения – 9836 руб. 30 коп., районного коэффициента – 2427 руб. 35 коп., материальной помощи – 1057 руб. 98 коп. Решение Дулинской сельской Думы от 16.01.2013 № 02 « О денежном содержании Главы Дулинского сельсовета» признать утратившим силу с 01.01.2016.

Решением Дулинской сельской Думы от 25.01.2017 № 02 «О денежном содержании главы Дулинского сельсовета» установлено денежное содержание главы Дулинского сельсовета, состоящее из: должностного оклада в размере 6666 руб. 00 коп., ежемесячного денежного поощрения – 10332 руб. 30 коп., районного коэффициента – 2549 руб. 70 коп., материально помощи – 1111 руб. 22 коп. Решение Дулинской сельской Думы от 25.01.2016 № 02 « О денежном содержании Главы Дулинского сельсовета» признать утратившим силу с 01.01.2017.

Решением Дулинской сельской Думы от 18.12.2018 № 17 «Об избрании Главы Дулинского сельсовета» истец Халиков А.Ф. вновь избран главой Дулинского сельсовета, в соответствии с решением Дулинской сельской Думы от 29.12.2018 № 19 Халиков А.Ф. вступил в должность Главы Дулинского сельсовета с 29.12.2018.

Главой Дулинского сельсовета Халиковым А.Ф., 17.12.2021, издано распоряжение № 30 «О выплате компенсации за неиспользованный отпуск Халикову А.Ф.», в соответствии с которым Главе Дулинского сельсовета Халикову А.Ф. подлежит выплата компенсации за неиспользованный отпуск за период с 17.10.2020 по 17.12.2021 в количестве 47 календарных дней.

Главой Дулинского сельсовета 17.12.2021 издано распоряжение № 38 «О выплате дополнительной компенсации в размере среднего заработка Халикову А.Ф.», в соответствии с которым Главе Дулинского сельсовета Халикову подлежит выплата дополнительной компенсации в размере среднего заработка с 17.12.2021 по 17.02.2022.

Решением Дулинской сельской Думы от 05.07.2021 № 08 Халиков А.Ф. был премирован по итогам года в размере 11494 руб. 00 коп.

Согласно книге приказов по личному составу Дулинского сельсовета Главе Дулинского сельсовета Халикову А.Ф. за период с 2009 года по 2012 год, в 2015 году, в 2017 году предоставлялся ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительность 45 календарных дней, в частности, распоряжением Главы от 15.10.2009 № 07, распоряжением Главы от 25.08.2010 №3, распоряжением Главы от 01.09.2011 №03, распоряжением Главы от 20.08.2012 № 03, распоряжением Главы от 25.08.2015 №06, распоряжением Главы от 22.08.2017 №07.

В соответствии с Законом Курганской области от 29.06.2021 № 73 «О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Целинного района Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование - Целинный муниципальный округ Курганской области и внесении изменений в некоторые законы Курганской области» вновь образованное муниципальное образование - Целинный муниципальный округ Курганской области образовано путем объединения поселений, входящих в состав Целинного района Курганской области, в том числе Дулинского сельского совета. Днем создания вновь образованного муниципального образования является день вступления в силу данного закона. Со дня создания вновь образованного муниципального образования преобразуемые муниципальные образования и муниципальное образование Целинный район Курганской области утрачивают статус муниципального образования.

Решением от 08.11.2021 № 06 «О правопреемстве органов местного самоуправления Целинного муниципального округа», изданным Думой Целинного муниципального округа, утверждено Положение о порядке правопреемства органов местного самоуправления Целинного муниципального округа Курганской области.

В соответствии с п.5 указанного Положения Глава Целинного муниципального округа Курганской области является правопреемником, в том числе Главы Дулинского сельсовета. Администрация Целинного муниципального округа является правопреемником, в том числе, Администрации Дулинского сельсовета (п.6).

На основании решения Думы Целинного муниципального округа Курганской области от 17.12.2021 № 47 Сытов А.В. вступил в должность Главы Целинного муниципального округа с 17.12.2021

В соответствии с решением от 17.12.2021 № 48 Думы Целинного муниципального округа «О прекращении полномочий Глав муниципальных образований Целинного района» с 17.12.2021 прекращены полномочия Халикова А.Ф. – Главы Дулинского сельсовета.

Согласно приказу (распоряжению) «О прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) № 34 от 17.12.2021, изданным самим истцом, Глава Дулинского сельсовета Халиков А.Ф. был уволен в связи с ликвидацией Администрации Дулинского сельсовета на основании п.1 ст.81 ТК РФ с 17.12.2021.

В материалах дела также имеется копия трудовой книжки АТ-VI истца и согласно записям, ДД.ММ.ГГГГ, он уволен в связи с ликвидацией администрации Дулинского сельсовета по п.1 ст. 81 ТК РФ, запись выполнена истцом.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 21.06.2023 № ЮЭ9965-23-86575469, Администрация Дулинского сельсовета прекратила свою деятельность в качестве юридического лица 07.12.2022 в связи с ликвидацией.

Решением Думы Целинного муниципального округа от 09.11.2021 № 18 «О ликвидации Администрации Дулинского сельского совета» ликвидирована Администрации Дулинского сельского совета; утверждена ликвидационная комиссия в составе руководителя Халикова А.Ф., бухгалтера Уразбековой Д.А., члена ликвидационной комиссии Душиной Л.В.; утвержден порядок и сроки ликвидации Администрации Дулинского сельского совета согласно приложению к данному решению.

Стороной ответчика предоставлена копия решения от 23.03.2022 № 0820155/2220 «О выплате работнику среднего месячного заработка или его части», изданного Отделом содействия занятости населения Целинного района ГКУ ЦЗН Куртамышского и Целинного районов, на которую ссылается истец в обоснование своих требований. В соответствии с указанным решением Халиков А.Ф. был уволен 17.12.2021 из Администрации Дулинского сельсовета в связи с ликвидацией, в течение 14 рабочих дней обратился в Отдел содействия занятости и не был трудоустроен в течение 2 месяцев со дня увольнения. На основании ст. 178 ТК РФ и с учетом исключительного случая, Отдел содействия занятости принял решение о выплате работодателем средней заработной платы на период трудоустройства в течение 3-го месяца со дня увольнения.

Согласно удостоверению от ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с ДД.ММ.ГГГГ.

24.03.2022 истец обратился к Главе Администрации Целинного муниципального округа с письменным заявлением о выплате среднемесячного заработка на период трудоустройства в течение 3 месяца со дня увольнения от 17.12.2021, а также о выплате незаконно удержанных компенсационных выплат за 1 и 2 месяцы после увольнения, компенсации за отпуск, налог на доходы физических лиц. Согласно письму от 29.03.2022 № 616 Администрации Целинного муниципального округа, направленному в Отдел содействия занятости населения Целинного района, сообщается, что в адрес ответчика поступило обращение Халикова А.Ф., в котором он ссылается на решение от 23.03.2022 № 0820155/2220 «О выплате работнику среднего месячного заработка или его части», изданного Отделом содействия занятости населения Целинного района ГКУ ЦЗН Куртамышского и Целинного районов. В письме даны пояснения о том, что Глава муниципального образования Дулинский сельсовет Халиков А.Ф., являлся выборным должностным лицом и его полномочия прекращены досрочно в соответствии с п.12 ч.6 ст.36 Федерального закона № 131 от 06.10.2003 « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по причине упразднения муниципального образования. Таким образом, Халиков не относится к той категории лиц, которым положены выплаты по ликвидации организации.

Решением от 09.11.2021 № 18 «О ликвидации Администрации Дулинского сельсовета» утверждена ликвидационная комиссия в составе руководителя Халикова А.Ф., бухгалтера Уразбековой Д.А., члена ликвидационной комиссии Душиной Л.В.

Согласно справке Администрации Дулинского сельсовета б/н от 06.05.2022, выданной ведущим специалистом Уразбековой Д.А., заработная плата, начисленная за период с 01.12.2021 по 17.12.2021 Халикову А.Ф., составила 67679 руб. 32 коп., в том числе: оклад – 4123 руб. 95 коп., доплата – 25184 руб. 53 коп.. районный коэффициент – 4369 руб. 27 коп., компенсация за неиспользованный отпуск – 32 811 руб. 17 коп., материальная помощь – 1163 руб. 40 коп., их них удержано: НДФЛ – 8798 руб. 00 коп., к выдаче – 58881 руб. 32 коп.

Истцом в материалы дела представлена справка Администрации Дулинского сельсовета б/н от 06.05.2022, выданная ведущим специалистом Уразбековой Д.А., о том, что среднемесячная заработная плата Халикова А.Ф. за 2021 год составила 26028 руб. 10 коп.

Вместе с тем, Финансовым отделом Администрации Целинного муниципального округа по запросу суда предоставлена справка от 07.06.2022 о том, что при увольнении Халикова А.Ф. ему произведены выплаты: заработная плата за декабрь 2021 года – 11527 руб. 18 коп., компенсация за неиспользованный отпуск – 28546 руб. 17 коп., выходное пособие при сокращении – 18807 руб. 97 коп.

Согласно справке Финансового отдела Администрации Целинного муниципального округа от 14.08.2023 Халикову А.Ф. начислено выходное пособие с 17.12.2021 по 17.01.2022 в размере 21 617 руб. 97 коп., из которых 18807 руб. 97 коп. – выплачено Халикову А.Ф., 2810 руб. 00 коп. – удержан налог на доходы физических лиц (13%).

В соответствии со статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (часть 1).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (часть 2).

Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения.

Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.

В связи с изданием Закона Курганской области от 29.06.2021 № 73 «О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Целинного района Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование – Целинный муниципальный округ Курганской области и внесении изменений в некоторые законы Курганской области» Дулинский сельский совет утратил статус муниципального образования, в результате объединения поселений, входящих в состав Целинного района Курганской области, было создано новое муниципальное образование - Целинный муниципальный округ Курганской области, в связи с чем, были прекращены полномочия Главы Дулинского сельского совета. В этой связи произведена ликвидация Администрации Дулинского сельсовета, как юридического лица на основании решения Думы Целинного муниципального округа Курганской области от 09.11.2021 № 18. Этим же решением Думы Целинного муниципального округа Курганской области Халиков А.Ф. назначен руководителем ликвидационной комиссии Администрации Дулинского сельсовета.

В соответствии с решением Думы Целинного муниципального округа Курганской области от 17.12.2021 № 60 главе Целинного муниципального округа рекомендовано заключить трудовые договоры с руководителями ликвидационных комиссии муниципальных образований Целинного района, в том числе с Халиковым А.Ф.

Согласно ответу Администрации Целинного муниципального округа от 15.08.2023 № 2330, с Халиковым А.Ф. трудовой договор не заключался, вознаграждение как руководителю ликвидационной комиссии за период с 20.12.2021 по 31.12.2021 не выплачивалось.

Решением Думы Целинного муниципального округа Курганской области от 24.12.2021 № 65 в связи с изменением кадрового состава Администрации Дулинского сельсовета произведена замена руководителя ликвидационной комиссии с Халикова А.Ф. на Воробьеву Н.М.

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с этим кодексом.

Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Частью первой статьи 64 Трудового кодекса Российской Федерации необоснованный отказ в заключении трудового договора запрещен.

Частью 1 ст. 68 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце втором п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (часть вторая статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации). При этом следует иметь в виду, что представителем работодателя в указанном случае является лицо, которое в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников, поскольку именно в этом случае при фактическом допущении работника к работе с ведома или по поручению такого лица возникают трудовые отношения (статья 16 Трудового кодекса Российской Федерации) и на работодателя может быть возложена обязанность оформить трудовой договор с этим работником надлежащим образом.

Из приведенных выше нормативных положений трудового законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что к характерным признакам трудовых отношений относятся: достижение сторонами соглашения о личном выполнении работником определенной, заранее обусловленной трудовой функции в интересах, под контролем и управлением работодателя; подчинение работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы (сменности); обеспечение работодателем условий труда; выполнение работником трудовой функции за плату. Само по себе отсутствие оформленного надлежащим образом, то есть в письменной форме, трудового договора не исключает возможности признания сложившихся между сторонами отношений трудовыми, а трудового договора - заключенным при наличии в этих отношениях признаков трудового правоотношения.

С учетом указанных обстоятельств и положений законодательства, факт отсутствия трудоустройства истца Халикова А.Ф. после 16.12.2021 не подтверждается, так как после прекращения его полномочий как главы Дулинского сельсовета Целинного района он продолжил трудовую деятельность в должности руководителя ликвидационной комиссии в период с 17.12.2021 по 23.12.2021 включительно.

Таким образом, право на компенсационные выплаты при ликвидации Администрации Дулинского сельсовета в связи с трудоустройством за второй и третий месяцы, предусмотренные ст. 178 ТК РФ, у истца не возникло.

Вместе с тем, в связи с ликвидацией Администрации Дулинского сельсовета на основании решения Думы Целинного муниципального округа Курганской области от 09.11.2021 № 18, и прекращением полномочий истца как главы администрации муниципального образования, имеющей статус юридического лица, на основании решения Думы Целинного муниципального округа Курганской области от 17.12.2021 № 48, у Халикова А.Ф. возникло право на получение выходного пособия в размере среднемесячного заработка за период в течение месяца после увольнения.

Из справки, предоставленной стороной ответчика, следует, что Халикову А.Ф. начислено выходное пособие 21617 руб. 97 коп., из которых в счет выходного пособия выплачено 18807 руб. 97 коп., 2810 руб. 00 коп. – удержан НДФЛ.

Согласно части 3 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.

Согласно данным Финансового отдела Администрации Целинного муниципального округа от 11.07.2023, предоставленными по запросу суда, среднемесячный заработок Халикова А.Ф. за период с декабря 2020 года по ноябрь 2021 года - 17642 руб. 44 коп., среднедневной заработок 1027 руб. 21 коп.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 3.1 Постановлении от 13.11.2019 № 34-П, применительно к выплате выходного пособия при увольнении по п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, при расчете среднего заработка следует учитывать рабочие и нерабочие праздничные дни, приходящиеся на соответствующий период оплаты.

Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, на количество фактически отработанных в этот период дней (абзац 5 пункта 9 Положения).

Согласно производственным календарям за 2021, 2022 гг. для пятидневной рабочей недели за период с 18 декабря 2021 по 17 января 2022 года, в декабре 2021 года 9 рабочих дней, в январе 2022 года – 5 рабочих дней, 8 нерабочих праздничных дней, всего 22 дня. Таким образом, сумма выходного пособия, подлежащая выплате Халикову А.Ф., с учетом среднедневного заработка истца, составила 22598 руб. 62 коп. (1027 руб. 21 коп. * 22 дня).

С учетом требований статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации, выходное пособие в размере 22598 руб. 62 коп. должно было быть выплачено истцу. Фактически истцу выплачена сумма, согласно представленным ответчиком данным, в размере 18807 руб. 97 коп., с учетом данных обстоятельств, суд находит подлежащими частичному удовлетворению требования истца в размере 3790 руб. 65 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Халикова Андрея Фатыховича к Администрации Целинного муниципального округа Курганской области о взыскании компенсационных выплат, взыскании удержанного налога на доходы физических лиц, удовлетворить частично.

Взыскать с Администрации Целинного муниципального округа Курганской области в пользу Халикова Андрея Фатыховича 3790 руб. 65 коп.

В остальной части исковых требований отказать.

Мотивированное решение составлено 11 сентября 2023 года.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд через Целинный районный суд Курганской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения по делу.

Судья Родюкова М.В.