ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 460024-01-2020-000142-31 от 10.06.2020 Тимского районного суда (Курская область)

Дело 46RS0024-01-2020-000142-31

№2а-59/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 июня 2020 года п. Тим

Судья Тимского районного суда Курской области Плотникова С.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тимского района Курской области в защиту Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц к администрации Тимского района Курской области о признании бездействия незаконным и понуждении произвести инвентаризацию бесхозяйных лесных участков, не относящихся к государственному лесному фонду,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Тимского района Курской области, действующего в защиту Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском с учетом уточнения к администрации Тимского района Курской области о признании бездействия незаконным и понуждении произвести инвентаризацию бесхозяйных лесных участков, не относящихся к государственному лесному фонду, расположенных на территории Тимского района, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Тимского района Курской области проведена проверка исполнения требований законодательства о лесопользовании и о пожарной безопасности в лесах, расположенных на территории Тимского района Курской области, в ходе которой установлено, что на территории Тимского района площадь земель населенных пунктов покрытых лесами составляет 165 га. Учет площади лесных насаждений администрацией района не велся в связи с отсутствием оформленного права собственности. В марте 2019 года в адрес администрации Тимского района было направлено представление об устранении выявленных нарушений законодательства РФ в сфере лесопользования. Вместе с тем, согласно представленной информации администрацией Тимского района от 31.03.2020 мероприятия по инвентаризации лесных участков, не входящих в лесной фонд, по постановке на кадастровый учет не проводились, то есть до настоящего времени лесные участки, расположенные в муниципальном районе остались бесхозяйными объектами. Таким образом, в результате бездействия администрации Тимского района по принятию на свой баланс бесхозяйных лесов, до настоящего времени не определен их собственник, ответственный за противопожарное состояние лесов. С учетом того, что большинство пожаров происходит в бесхозяйных лесах, зачастую примыкающих к населенным пунктам, либо расположенных в черте самих населенных пунктов, в первую очередь ставится под угрозу жизнь и здоровье населения, а также подвергается опасность государственный лесной фонд, граничащий с указанными лесами.

Суд на основании п. 1 ч.1 ст. 291 КАС РФ рассматривает дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.

Исследовав письменные доказательства, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со статьями 2 и 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Основными принципами в области лесных отношений, предусмотренных ст. 1 Лесного кодекса РФ, являются в том числе, устойчивой управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала, сохранение полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности.

Мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ. (ч.1 ст. 19 Лесного кодекса РФ)

В силу ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120 - 123 настоящего Кодекса.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. (ст. 8 Лесного кодекса РФ)

Согласно ст. 16 Земельного кодекса РФ Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Положениями статьи 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

В соответствии с п.29 ч. 1 и ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ (ред. 23.05.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится осуществление муниципального лесного контроля. Органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях.

На территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется муниципальный лесной контроль в соответствии со статьей 84 настоящего Кодекса и с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". (ст.98 Лесного кодекса РФ)

Кроме того, Лесным кодексом РФ на органы местного самоуправления в пределах их полномочий возложены обязанности по охране, защите, воспроизводству лесов (ч.3 ст. 50.7), охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия (ч.3 ст. 60.12), воспроизводству лесов (ст. 61).

В соответствии с ч.1 ст. 84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.

В силу ч.1 ст. 69 Земельного кодекса РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Согласно ст. 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесных участков, не относящимся к государственному лесному фонду, в силу ст. 15 вышеназванного Закона является орган местного самоуправления.

Судом установлено, что прокуратурой Тимского района Курской области проведена проверка исполнения требований законодательства о лесопользовании и о пожарной безопасности в лесах, расположенных на территории Тимского района Курской области.

Согласно отчета по форме №22-2 «Сведения о наличии и распределении земель по категориям и угодьям» по состоянию на 01.01.2020 на территории Тимского района площадь земель населенных пунктов, покрытых лесами составляет 165 га и 471 га занятых лесными насаждениями (покрыты лесной растительностью), расположенные на землях, государственная собственность на которые не разграничена, и которые не оформлены в муниципальную собственность.

Однако, Администрацией Тимского района Курской области инвентаризация земель, занятых лесными насаждениями не проводилась, с заявлением о государственном кадастровом учете указанных земель, в орган кадастрового учета не обращались.

Прокурором района на имя главы администрации Тимского района 18.03.2019 было внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства о лесопользовании. Однако, до настоящего времени нарушения требований законодательства, не устранены.

Согласно сообщению №02-55/1106 от 31.03.2020 администрации Тимского района Курской области мероприятия по инвентаризации лесных участков, не относящихся к лесному фонду, не проводились; мероприятия по постановке на кадастровый учет, инициированию процедуры разграничения права государственной собственности в отношении указанных выше земельных участков, на которых расположены леса - не проводились; проведение лесоустройства не организовано в отношении указанных выше лесных участков; лесоустроительные работы не проводились; средства из бюджетов бюджетной системы на мероприятия по лесоустройству не выделялись; закупки работ и услуг по лесоустройству не осуществлялись.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 32 Устава муниципального района «Тимский район» администрация Тимского района Курской области осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, в силу вышеприведенных норм закона органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на инвентаризацию земель, занятых лесами на территории Тимского района Курской области.

Вышеуказанные обстоятельства административным ответчиком не оспаривались и доказательств иного не представлено.

Требования законодательства свидетельствуют о необходимости строгого учета количества и площади как занятых лесами земельных участков, собственность на которые определена, так и земельных участков, находящихся на территории муниципального образования, государственная собственность на которые не разграничена.

В результате бездействия Администрации Тимского района Курской области по принятию на свой баланс бесхозяйных лесов, до настоящего времени не определен их собственник, ответственный за противопожарное состояние лесов. Отсутствие собственника, ответственного в том числе за противопожарное состояние лесов затрагивает интересы неопределенного круга лиц, ставит под угрозу их жизнь и здоровье, а также подвергает опасности государственный лесной фонд, граничащий с указанными лесами, поскольку большинство пожаров происходит в бесхозяйных лесах, зачастую примыкающих к населенным пунктам, либо расположенных в черте самих населенных пунктов.

При таких обстоятельствах судом установлено, что администрация муниципального образования «Тимский район» Курской области не исполняет установленную законом обязанность, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц, в связи с чем, суд находит обоснованными требования прокурора Тимского района Курской области и подлежащими удовлетворению.

Реализуя требования ст. 187 КАС РФ, суд, исходя из требований разумности, существа права, подлежащего защите, из объема тех мероприятий, которые необходимо выполнить муниципальным образованиям с соблюдением для этого установленной законом процедуры, считает возможным установить срок для исполнения обязанности по устранению выявленных нарушений в течение года со дня вступления решения в законную силу.

Разрешая в порядке ст. 114 КАС РФ вопрос о возмещении судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением административного дела, суд принимает во внимание, что согласно подп. 19 п.1 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-181, 226 - 228, 294 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Тимского района Курской области в защиту Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц к администрации Тимского района Курской области о признании бездействия незаконным и понуждении произвести инвентаризацию бесхозяйных лесных участков, не относящихся к государственному лесному фонду, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Тимского района Курской области, выразившееся в не проведении инвентаризации бесхозяйных лесных участков, не относящихся к государственному лесному фонду.

Возложить на администрацию Тимского района Курской области обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу произвести инвентаризацию земель, занятых лесами, не относящихся к государственному лесному фонду, расположенных на территории Тимского района Курской области.

Возложить на администрацию Тимского района Курской области обязанность сообщить об исполнении решения в Тимский районный суд Курской области и прокурору Тимского района Курской области в течение месяца со дня исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Тимский районный суд в течение 15 дней со дня со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.


Судья: