Дело № 2а-1028/2021
(№ 47RS0011-01-2020-001975-46)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ломоносов 6 июля 2021 года
Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Золотухиной А.В.,
при секретаре Федоренко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20 к главе муниципального образования Низинского сельского поселения Ломоносовского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным Постановления Главы муниципального образования Низинского сельского поселения от 19.12.2019 г. и признании результатов публичных слушаний от 14.01.2020 года недействительными,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20 обратились в Ломоносовский районный суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к главе муниципального образования Низинского сельского поселения Ломоносовского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным Постановления Главы муниципального образования Низинского сельского поселения от 19.12.2019 г. и признании результатов публичных слушаний от 14.01.2020 года недействительными.
В обоснование заявленных требований указывали, что 14 января 2020 года состоялись публичные слушания в муниципальном образовании Низинское сельское поселение по проекту нормативного правового акта «О внесении изменений в устав муниципального образования Низинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (2017г.)», что статьей 36 «Официальное опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов Устава поселения» принятого решением Совета депутатов муниципального образования Низинского сельского поселения 26 октября 2017 года № 45 установлена следующая норма: официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в муниципальном образовании. Отмечали, что для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться. Официальными средствами массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов являются газеты «Балтийский луч», «Приложение к газете «Балтийский луч» по Ленинградской области», «Ломоносовский районный вестник». Считали, что перечень перечисленных средств массовой информации является безальтернативным, т.е. муниципально-правовые акты (далее МПА) должны быть опубликованы в трех газетах. Утверждали, что 20 декабря 2019 года только в Приложении «Балтийский луч» в нарушение абзаца 3 ст.36 Устава Главой МО НСП МО ЛМР ЛО опубликовано от 19 декабря 2019 г. Постановление № 6 «О назначении публичных слушаний в муниципальном образовании Низинское сельское поселение 14 января 2020 г. по проекту нормативного правового акта «О внесении изменений в устав муниципального образования Низинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (2017г.)». В ст. 3. Постановления № 6 указано следующее: «Подготовку и проведение публичных слушаний осуществить согласно Положению «Порядок организации и проведения публичных слушаний (общественных обсуждений) по проектам МПА и других документов органов местного самоуправления МО Низинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области» (принято решением совета депутатов от 24.05.2018г. № 25, в редакции решения от 14.02.2019г. №1). Примечание: Решение № 25 обнародовано в сети Интернет «МО Низинское сельское поселение». В какой газете решение № 25 официально опубликовано неизвестно. В ст. 4 Постановления № 6 указана норма: Жители МО Низинское сельское поселение не позднее, чем за 10 дней до дня проведения публичных слушаний (общественных обсуждений), оповещаются о месте и времени их проведения через средства массовой информации Ломоносовского района, на официальном сайте поселения, через объявления в местной администрации, населенных пунктах или иным способом,, обеспечивающим информирование жителей поселения о проведении публичных слушаний (общественных обсуждений). Обращали внимание на то, что публичные слушания (общественные обсуждения), по проектам МПА (документам) органов местного самоуправления поселения проводятся не позднее, чем за 10 дней до дня их рассмотрения советом депутатов, с предшествующим рассмотрением перед публичными слушаниями на профильной комиссии Совета депутатов. Утверждают, что приложение к газете «Балтийский луч» не является периодическим печатным изданием, в розницу не продается, на него не оформляется подписка, его не распространяет распространитель, осуществляющий распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях (см. Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1). Учредитель Приложения к газете «Балтийский луч» является АНО редакция газеты «Балтийский луч» - не имеющей отношения к МО Низинскому сельскому поселению МО Ломоносовский муниципальный район ЛО и к МО Ломоносовскому муниципальному району ЛО. Утверждают, что никто из жителей не знал о проведении публичных слушаний. С 1 по 8 января были Новогодние праздники, 10 января в администрации неприемный день, 11,12 января выходные дни, 13 января неприемный день в администрации. Указывают, что 11 января 2020 года один из жителей увидел Приложение к газете «Балтийский луч» (не имеющего номера) в здании Дома культуры после чего о публичных слушаниях узнала незначительная часть населения д. Низино. Отмечали, что 14 января 2020 г. в начале публичных слушаний жители д. Низино буквально кричали, что не были извещены заблаговременно, но, несмотря на их возражения - публичные слушания были проведены, что жители д. Низино не были извещены заблаговременно об изменениях статей:
В Постановлении № 6 указывались:
- статьи 24 (.... о постоянной основе. Главы поселения.)
- статьи 29 (...о порядке проведения конкурса Главы администрации. )
Однако 14 января 2019 г. были проведены публичные слушания в результате которых вынесено заключение (опубликованное) об одобрении иных изменений
статьи 22 (... обеспечиваются условия...)
статьи 24 (...о постоянной основе Главы поселения)
Таким образом: при проведении публичные слушаний 14 января 2020 года были нарушены:
п.4 ст.28 ФЗ от 06 октября 2003 г. № 131-Ф3 « Об организации местного самоуправления в РФ».
Заявляли, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное, ознакомление с проектом МПА, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений (в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 361-ФЗ от 29.12.2017 N 455-ФЗ от 30.10.2018 № 387-Ф3).
- абзаца 3 ст.36 Устава поселения принятого решением Совета депутатов муниципального образования Низинского сельского поселения 26 октября 2017 года № 45:
Постановление 6 не было опубликовано в трех газетах «Балтийский луч», «Приложение к газете «Балтийский луч» по Ленинградской области», «Ломоносовский районный вестник».
заключение о публичных слушаниях было опубликовано только в «Ломоносовском районном вестнике», в газете «Балтийский луч» и Приложение к «Балтийскому лучу» не опубликовано в нарушение ст. 36 Устава Низинского сельского поселения.
нарушение установленного порядка проведения собрания граждан. Выносимые на повестку дня вопросы не соответствуют теме публичных слушаний. Повестка в газете была обозначена с перечислением статей 24 и 29 а фактически обозначили в заключении о публичных слушаниях что рассматривали статьи 22 и 24.
нарушения в протоколе проведения публичных слушаний, поскольку в протоколе не отражены возражения жителей о начале проведения публичных слушаний о том, что они не извещены заблаговременно.
Жителям д. Низино, в т.н. Рыбалка В.Н. было отказано в предоставлении протокола публичных слушаний.
Просят признать публичные слушания проведенные 14 января 2020 года недействительными поскольку проведены с нарушением: п.4 ст.28 ФЗ от 06 октября 2003 г. № 131-Ф3 « Об организации местного самоуправления в РФ», абзаца № ст. 36 Устава поселения принятого решением Совета депутатов муниципального образования Низинского сельского поселения 26 октября 2017 года № 45, п.4.5 Решения совета депутатов от 24.05.2018г. № 25, в редакции решения от 14.02.2019г. №1) установленного порядка проведения собрания граждан - выносимые на повестку дня вопросы не соответствуют теме публичных слушаний, нарушения в протоколе проведения публичных слушаний - в протоколе не отражены возражения жителей о начале проведения публичных слушаний.
Административные истцы в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, Рыбалка В.Н., ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Низинского сельского поселения Ломоносовского муниципального района Ленинградской области – ФИО21, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержал письменные возражения, утверждал, что административными истцами пропущен срок давности.
На основании положений ст. 152 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания, о чем в материалах дела имеются доказательства.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ст. 219 КАС РФ срок давности для обращения с соответствующими требованиями составляет три месяца со дня, когда стало известно о нарушении прав и свобод гражданина.
Как видно из материалов дела, 14 января 2020 года состоялись публичные слушания в муниципальном образовании Низинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области.
Постановление № 6 от 19.12.2019 г., которым проведение публичных слушаний было назначено на 14.01.2020 г., опубликовано в официальном печатном издании «Приложение к газете «Балтийский луч» от 20.12.2019 г., и на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет (в свободном доступе для граждан), а также размещено на всех информационных стендах в населенных пунктах МО Низинское сельское поселение. Указанное печатное издание бесплатно распространяется (может быть получено любым желающим) в помещении Местной администрации (в холле), а также доступно к ознакомлению в местной библиотеке.
Данные обстоятельства соответствуют п.1 ст. 36 Устава МО Низинское сельское поселение о том, что официальными средствами массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов являются газеты «Балтийский луч», приложение к газете «Балтийский луч» по Ленинградской области, «Ломоносовский районный вестник».
Административные истцы Рыбалка В.Н., ФИО3 принимали участие в проведении оспариваемых публичных слушаниях, что указывает на их своевременную осведомленность об их проведении. Остальные Административные истцы не представили суду доказательств об отсутствии у них информации о назначении, проведении и предмете публичных слушаний, нарушении их прав, которые могут быть оспорены в порядке, предусмотренном КАС РФ.
В административном иске Административные истцы не указывают и не подтверждают допустимыми и относимыми доказательствами, что информация о наличии ограничения их прав была получена в пределах срока исковой давности по данной категории дел, при этом ходатайств о восстановлении пропущенного срока на подачу административного иска не заявляют.
Вышеуказанное свидетельствует о безусловной информированности административных истцов о принятии оспариваемого нормативно-правового акта и проведении публичных слушаний 14.01.2020 г.
Административное исковое заявление направлено через организацию почтовой связи 25.08.2020 г., поступило в суд 31.08.2020 г., т.е. административный иск подан по прошествии около 8 месяцев после официального опубликования и обнародования оспариваемого нормативно-правового акта и около7 месяцев после наступления оспариваемого события (проведения публичных слушаний).
Таким образом, трехмесячный срок для обращения в порядке гл. 22 КАС РФ истцами пропущен. Ходатайства о его восстановлении административное исковое заявление не содержит.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что в ходе проведения публичных слушаний Главой МО были обосновано внесены изменения в проект выносимого на публичные слушания решения Совета депутатов, ранее опубликованный и обнародованный в установленном порядке. Возражений в отношении исключения ранее представленных изменений (а именно в ст. 29 Устава МО) от участников публичных слушаний не поступало. Публичные слушания признаны состоявшимися.
Таким образом, утверждение Административных истцов о нарушении процедуры проведения публичных слушаний в этой части не являются состоятельными.
Назначение и проведение публичных слушаний являются обязательными перед государственной регистрацией изменений в Устав, которая осуществляется Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области.
Указанная деятельность регламентирована Федеральным законом от 21.07.2005 № 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в порядке, установленном частями 1 и 3 настоящей статьи, в регистрирующий орган направляются:
1) муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования, решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии указанного акта в двух экземплярах, а также на магнитном носителе;
2) протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят указанный акт;
3) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта указанного акта и о результатах публичных слушаний по указанному проекту в случае, если проведение таких слушаний предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования, представленные для государственной регистрации, возвращаются главе муниципального образования в течение пяти рабочих дней со дня их поступления в регистрирующий орган с указанием причин возврата при наличии одного из следующих оснований:
1) не представлены документы, предусмотренные частью 2 или 4 настоящей статьи;
2) представленные документы не соответствуют требованиям, установленным частью 3 настоящей статьи;
3) устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования направлены в регистрирующий орган лицом, не предусмотренным частью 1 настоящей статьи.
Данный перечень является императивным и не подлежит расширительному толкованию.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается на основании проверки соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, а также на основании результата антикоррупционной экспертизы устава муниципального образования.
Данная норма права имеет свое распространение на государственную регистрацию изменений в устав муниципального образования.
Антикоррупционная экспертиза проводится в соответствии с положениями, утвержденными Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (вместе с "Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", "Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"), а также Приказа Минюста России от 01.04.2010 N 77 "Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.04.2010 N 16868).
В соответствии с п.п. «ж» п. 3 "Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", "Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" коррупциогенным фактором является отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.
Таким образом, соблюдение порядка проведения процедуры публичных слушаний, предшествующая принятию Решения СД о внесении изменений в Устав МО, на основании вышеперечисленных норм права было подвергнуто обязательной антикоррупционной экспертизе и нарушений выявлено не было.
На этом основании Решение СД МО Низинское сельское поселение № 13 от 02.03.2020 г. «О внесении изменений в Устав…..» было зарегистрировано в Управлении МЮ РФ по Ленинградской области за № RU478113092020001.
Кроме того, все проекты нормативно-правовых актов и непосредственно нормативно-правовые акты после их принятия в поселении в обязательном порядке направляются в надзорный орган – Прокуратуру Ломоносовского района Ленинградской области.
Вместе с тем, в отношении оспариваемого Постановления мер прокурорского реагирования не предпринималось, т.е. оно было признано законным и обоснованным.
На основании изложенного, административные исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20 не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении требований ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20 к главе муниципального образования Низинского сельского поселения Ломоносовского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным Постановления Главы муниципального образования Низинского сельского поселения от 19.12.2019 г. и признании результатов публичных слушаний от 14.01.2020 года недействительными.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 14 июля 2021 года.
Судья Золотухина А.В.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>