ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 470011-01-2021-003184-24 от 10.08.2022 Ломоносовского районного суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-1155/2022

№ 47RS0011-01-2021-003184-24

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Золотухиной А.В.,

при секретаре Морозове Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Довнара Игоря Вячеславовича к административным ответчикам - Межмуниципальному отделу по Ломоносовскому району и города Сосновый Бор Управления Росреестра по Ленинградской области, к Управлению Росреестра по Ленинградской области о признании незаконным уведомления Межмуниципального отдела по Ломоносовскому району и города Сосновый Бор Управления Росреестра по Ленинградской области о приостановлении регистрации от 22.09.2021 года, уведомления Межмуниципального отдела по Ломоносовскому району и города Сосновый Бор Управления Росреестра по Ленинградской области об отказе государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав от 22.12.2021 года и обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Довнар Игорь Вячеславович обратился в Ломоносовский районный суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области, Межмуниципальный отдел по Ломоносовскому району и города Сосновый Бор Управления Росреестра по Ленинградской области о признании незаконным уведомлений и обязании зарегистрировать дом на земельном участке в котором просил признать уведомление Росреестра Межмуниципальный отдел по Ломоносовскому району и г. Сосновый Бор Управления Росреестра по Ленинградской области о приостановлении регистрации от 22.09.2021 года, признать уведомление Росреестра Межмуниципальный отдел по Ломоносовскому району и г. Сосновый Бор Управления Росреестра по Ленинградской области об отказе государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав от 22.12.2021 года и обязать Росреестр Межмуниципальный отдел по Ломоносовскому району и г. Сосновый Бор Управления Росреестра по Ленинградской области поставить на государственный кадастровый учёт и осуществить государственную регистрацию прав в связи с созданием объекта недвижимости (жилой дом), расположенный на земельном участке , принадлежащий на праве собственности Довнару Игорю Вячеславовичу на основании заявления от 06.09.2021 года № КУВД -001/2021-36972665.

В судебном заседании представитель административного истца Довнар И.В. – Михайлова К.И. поддержала административные требования в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представители административных ответчиков Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области и Межмуниципального отдела по Ломоносовскому району и города Сосновый Бор Управления Росреестра по Ленинградской области в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, выслушав мнения участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) - это достоверный источник информации об объектах недвижимости на территории Российской Федерации. Кадастровый учет, возникновение и переход права на объекты недвижимости подтверждаются выпиской из ЕГРН. Выписка из реестра недвижимости - это документ, служащий для предоставления справочной информации об объекте недвижимости, в том числе о его собственнике. После введения в пользование свидетельства о праве владения выписка стала основополагающим документом, который является подтверждением права владельцев на их собственность.

Административный ответчик является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по проведению государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, навигационного обеспечения транспортного комплекса а также функции по государственной кадастровой оценке, федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Согласно ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.

Как видно из материалов дела, 06.09.2021 года административным истцом в соответствии со ст.ст. 14, 15, 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", порядком представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 года № 883, было подано заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав те имущество от 06.09.2021 года.

К заявлению было приложено сопроводительное письмо с просьбой зарегистрировать жилой дом на земельном участке, находящийся по адресу: , , технический отчёт от 06.09.2021 б/н, сопроводительное письмо от 06.09.2021, форма декларации об объекте недвижимости от 06.09.2021, договор поручения (документы по строительству) 37В договор поручения (документы по строительству) 37В/2, платёжное поручение.

22.09.2021 года межмуниципальным отделом по Ломоносовскому району и г. Сосновый Бор Управления Росреестра по ЛО (далее Росреестр) выдано уведомление о приостановлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав по причине непредставления технического плана.

22.12.2021 года межмуниципальным отделом по Ломоносовскому району и г. Сосновый Бор Управления Росреестра по ЛО выдано уведомление об отказе государственного учета и государственной регистрации прав по аналогичным причинам указанным в уведомлении о приостановлении.

Из материалов дела усматривается, что в уведомлении об отказе в регистрации ссылается на то, что технический план не был приложен, что противоречит описи принятых документов.

В соответствии с ч. 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Согласно пункту 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016 года, часть жилого дома может быть поставлена на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, если она является обособленной и изолированной и отвечает требованиям части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса, предъявляемым к блокам в жилых застройки.

В соответствии со ст. 3 Закона № 217-ФЗ садовый земельный участок предназначен для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.

Согласно СП 53.13330.2019 Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения) утвержден и введён в действие Приказом Минстра России от 14.10 № 618/пр. (далее Свод правил) глава 3 п.3.3 жилой дом (на садовом земельном участке): здание, предназначенное для круглогодичного проживания, которое состоит из жилых комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, с предельными параметрами.

В силу пункта 3.10 Свода правил садовый земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.

Согласно техническому плану от 06.09.2021 б/н инженером исследовано здание(что подпадает под понятие жилой дом), которое находится на отдельном земельном участке имеет 2 комнаты (кухня + комната), тамбур (прихожая) и санузел.

В соответствии с ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации под жилым домом блокированной застройки понимается жилой дом с количеством этажей не более чем три, состоящий из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

Если отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав признан судом незаконным (не соответствующим основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе) и в решении суда указано на необходимость осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, указанные действия осуществляются без подачи заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на основании соответствующего решения суда, вступившего в законную силу или подлежащего немедленному исполнению в соответствии с законом и поступившего в орган регистрации прав, и документов, ранее помещенных в реестровое дело (в том числе межевого плана, технического плана, акта обследования). В течение трех рабочих дней со дня поступления такого решения суда государственный регистратор прав обязан уведомить заявителя по указанному в данном заявлении адресу о поступлении такого решения суда и сроке окончания осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 2 ст. 2729 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

Принимая во внимание вышеуказанные положения закона, учитывая доказательства, представленные административным истцом и ответчиком, оценивая их по принципу относимости, достоверности и достаточности, суд приходит к выводу о наличии обоснованности требований административного истца.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО4 удовлетворить.

Признать уведомление Росреестра Межмуниципальный отдел по Ломоносовскому району и г. Сосновый Бор Управления Росреестра по Ленинградской области о приостановлении регистрации от 22.09.2021 года.

Признать уведомление Росреестра Межмуниципальный отдел по Ломоносовскому району и г. Сосновый Бор Управления Росреестра по Ленинградской области об отказе государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав от 22.12.2021 года.

Обязать Росреестр Межмуниципальный отдел по Ломоносовскому району и г. Сосновый Бор Управления Росреестра по Ленинградской области поставить на государственный кадастровый учёт и осуществить государственную регистрацию прав в связи с созданием объекта недвижимости (жилой дом), расположенный на земельном участке , принадлежащий на праве собственности Довнару Игорю Вячеславовичу на основании заявления от 06.09.2021 года № КУВД -001/2021-36972665.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 24 августа 2022 года.

Судья Золотухина А.В.