Дело № 2а-1247/2022
№ 47RS0011-01-2022-000046-45
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Золотухиной А.В.,
при секретаре Морозове Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к административному ответчику администрации МО Гостилицкое сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконным решений об отказе в присвоении адреса объектам адресации, о признании незаконным бездействия по невнесению сведений в ГАР, об обязании совершить определенные действия
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Ломоносовский районный суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к административному ответчику администрации МО Гостилицкое сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконным решений об отказе в присвоении адреса объектам адресации, о признании незаконным бездействия по невнесению сведений в ГАР, об обязании совершить определенные действия.
В обоснование требований указывала, что 27 мая 2021 года ФИО1 обратилась в Администрацию МО Гостилицкое сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (далее Администрация) с заявлением о присвоении объекту адресации адреса, а именно о присвоении адреса жилому дому с кадастровым номером № и земельному участку с кадастровым номером №. находящимся по адресу: . что 31 мая 2021 года администрация МО Гостилицкое сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области Решением № 846 отказала в присвоении адреса вышеуказанным объектам недвижимости по причине отсутствия проекта планировки территории. Отмечала, что 4 ноября 2021 гола ФИО1 направила в Администрацию повторно заявление о присвоении объекту адресации адреса, а именно о присвоении адреса вышеуказанному жилому дому и земельному участку, что в обращении административного истца содержалась информация о том, что в ФИАС отсутствует информация даже о фактическом адресе. Обращала внимание на то, что администрация вынесла решение № 33 от 30.11.2021 года об отказе в присвоении объекта адресации адреса, которое уведомлением от 01.12.2021 года № 2026 и уведомлений от 01.12.2021 год № 2027 было направлено в адрес истца по почте. ФИО1 с указанным решением Администрации не согласна, считает его вынесение незаконно и необоснованно, что влечет нарушение ее прав.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 -ФИО2 поддержала требования в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель администрации МО Гостилицкое сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
На основании положений ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания, о чем в материалах дела имеются доказательства.
Исследовав материалы дела, выслушав мнения участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра, осуществлением эксплуатации федеральной информационной адресной системы, а также отношения по использованию содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о федеральной информационной адресной системе).
Согласно пункту 1 статьи 2 названного выше Федерального закона, под адресом объекта понимается описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя, в том числе, наименование элемента улично-дорожной сети и (или) наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона о федеральной информационной адресной системе, объектом адресации является объект капитального строительства, земельный участок или другой объект, предусмотренный установленным Правительством Российской Федерации перечнем объектов адресации.
В силу статьи 5 Закона о федеральной информационной адресной системе, правила присвоения, изменения, аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса, устанавливает Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года N 1221 утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов (далее - Правила).
В силу пункта 5 Правил объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.
На основании пункта 7 Правил присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляется уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в п. 27 и п. 29 названных Правил.
Заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса подается собственником объекта адресации по собственной инициативе либо лицом, обладающим одним из следующих вещных прав на объект адресации: право хозяйственного ведения; право оперативного управления; право пожизненно наследуемого владения; право постоянного (бессрочного) пользования (пункт 27 Правил).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 40 Правил в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случае, если отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 этих же Правил.
Согласно пункту 8 Правил присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении земельных участков, в том числе, в следующих случаях: подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О кадастровой деятельности", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
В силу пунктов 14, 15 Правил аннулирование адреса объекта адресации осуществляется в случаях прекращения существования объекта адресации и (или) снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, являющегося объектом адресации; исключения из Единого государственного реестра недвижимости указанных в части 7 статьи 72 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" сведений об объекте недвижимости, являющемся объектом адресации; присвоения объекту адресации нового адреса.
Аннулирование адреса объекта адресации в случае прекращения существования объекта адресации осуществляется после снятия объекта недвижимости, являющегося этим объектом адресации, с государственного кадастрового учета.
Решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения пункта 40 настоящих Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения (пункт 41 Правил).
Порядок принятия решения при присвоении объекту адресации или аннулировании его адреса определен пунктом 19 Правил, в соответствии с которым уполномоченный орган обязан: определить возможность присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса; провести осмотр местонахождения объекта адресации (при необходимости); принять решение о присвоении объекту адресации адреса или его аннулировании в соответствии с требованиями к структуре адреса и порядком, которые установлены настоящими Правилами, или об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса.
Присвоение объекту адресации адреса или аннулирование его адреса подтверждается решением уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса (пункт 20 Правил).
В соответствии с пунктом 40 Правил в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если: с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 настоящих Правил; ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе; документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации; отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 1221 «Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.
В силу п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.
В соответствии с пунктами 3 и 7 Порядка ведения ГАР, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.03.2016 № 37н, сведения в реестре размещаются: органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов (федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов, а также организацией, признаваемой управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково".
В соответствии с частями 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 443-Ф3 "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ответственность за достоверность, полноту и актуальность содержащихся в реестре сведений об адресах несет уполномоченный орган, разместивший такие сведения. Оператор системы несет ответственность только за соответствие сведений, содержащихся в реестре, информации, представленной ему в соответствии с Федеральным законом органами государственной власти и (или) организациями для размещения в реестре.
В силу пункта 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 этого же Кодекса, к которым рассматриваемые по данному административному делу правоотношения не относятся.
Земельным кодексом Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (статья 1).
Согласно пунктам 7, 8 Правил, адрес объекту недвижимости может быть присвоен по заявлению правообладателя в случаях образования земельного участка или помещения.
При присвоении адресов зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства (пункт 9 Правил).
Как видно из материалов дела, решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 20 июня 2018 года исковое заявление ФИО1 удовлетворено.
Решением суда произведена государственная регистрация перехода права к ФИО1 от ООО «Альянс-Строй» на земельный участок, с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 273 кв.м., адрес объекта: , и расположенный на нем жилой дом, назначение жилое, общей площадью 40 кв.м., кадастровый номер № по договору купли-продажи от 31.10.2016 года.
В пользу ФИО1 с ООО «Альянс-Строй» взыскана неустойка в размере 420 750 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 3125 рублей и по оплате услуг представителя в размере 10000 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Указанное решение вступило в законную силу 31.07.2018 года.
С 16 октября 2018 года ФИО1 зарегистрирована по месту жительства по адресу: ,
27 мая 2021 года ФИО1 обратилась в Администрацию МО Гостилицкое сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (далее Администрация) с заявлением о присвоении объекту адресации адреса, а именно о присвоении адреса жилому дому с кадастровым номером № и земельному участку с кадастровым номером №. находящимся по адресу: .
31 мая 2021 года администрация МО Гостилицкое сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области Решением № 846 отказала в присвоении адреса вышеуказанным объектам недвижимости по причине отсутствия проекта планировки территории.
Из материалов дела так же усматривается, что на земельном участке с кадастровым номером № существует дом с кадастровым номером №, право собственности на которые зарегистрировано в ЕГРН.
Здание с кадастровым номером № имеет назначение «Жилой дом», земельный участок с кадастровым номером № имеет разрешенное использование «для дачного строительства».
Таким образом, оба объекта недвижимости являются объектами адресации и следовательно, должны иметь идентифицирующий, структурированный адрес.
Ссылка ответчика о том, что отсутствует проект планировки территории, в границах которой расположены вышеуказанные объекты адресации, является причиной отказа в присвоении адреса является необоснованной, поскольку в соответствии в положениями ст.ст. 42 и 45 ГрК РФ, утверждение проекта планировки территории возлагается на орган местного самоуправления.
Кроме того Правила не содержат основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги по присвоению адреса, как отсутствие проекта планировки территории, в границах которой расположены вышеуказанные объекты адресации.
Доводы административного ответчика о том, что объекты истца относятся к территории ДНП «Медовая Поляна», СНТ «Долина Уюта» опровергаются доказательствами, представленными в ходе рассмотрения дела по существу административным истцом.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание, представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований административного истца и удовлетворении их в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации МО Гостилицкое сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области № 33 от 30.11.2021 года об отказе в присвоении объекта адресации адреса
Признать незаконным решение администрации МО Гостилицкое сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области № 846 от 31.05.2021 года об отказе в присвоении объекта адресации адреса
Признать незаконным бездействие Администрации МО Гостилицкое сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области по невнесению сведений об адресе , в Государственный адресный реестр.
Обязать администрацию МО Гостилицкое сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области присвоить адрес жилому дому с кадастровым номером № и земельному участку с кадастровым номером №, расположенных по адресу: ,
Обязать администрацию МО Гостилицкое сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области внести в Государственный адресный реестр фактические сведения об адресе: ,
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено в полном объеме 30 августа 2022 года.
Судья Золотухина А.В.