ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 480004-01-2023-001074-39 от 11.08.2023 Левобережного районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Административное дело № 2а-869/2023

УИД № 48RS0004-01-2023-001074-39

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 августа 2023 года город Липецк

Левобережный районный суд г. Липецка в составе

судьи Старковой В.В.,

с участием прокурора Курицына Е.А.,

при секретаре Чуносовой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Левобережного района г.Липецка в интересах неопределенного круга лиц к МУ «Липецкий Дом музыки», департаменту культуры и туризма администрации г. Липецка о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства, направленного на обеспечение безопасности граждан и о противодействии терроризму,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Левобережного района г. Липецка в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным иском с учетом уточнений к МУ «Липецкий Дом музыки», департаменту культуры и туризма администрации г. Липецка о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства, направленного на обеспечение безопасности граждан и о противодействии терроризму. Указал в обосновании требований, что в рамках проверки соблюдения требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности граждан и о противодействии терроризму в МУ «Липецкий дом музыки», расположенном по адресу: <адрес>, установлено что зданию присвоен 1 категория опасности. Объект не соответствует предъявленным требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 № 176.

Просил возложить на МУ «Липецкий дом музыки» (ИНН 4823025891 ОГРН 1064823060059) обязанность устранить нарушения законодательства, направленного на обеспечение безопасности граждан и о противодействии терроризму, а именно по адресу: <адрес>:

- оборудовать здание МУ «Липецкий дом музыки» достаточным количеством видеокамер (не менее 6 штук), с выводом изображения на пост охраны с хранением информации сроком не менее 30 дней в соответствии с пп «а» п.27 постановления Правительства РФ от 11.02.2017 № 176 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

- заключить договор на квалифицированную физическую охрану в соответствии с п. 26 требований;

- оборудовать здание системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с п.п. «з» п. 25 требований.

Обязать департамент культуры и туризма администрации г. Липецка (ИНН 4826044947 ОГРН 1054800193128) организовать финансирование мероприятий, направленных на обеспечение безопасности граждан и о противодействии терроризму, в МУ «Липецкий дом музыки» в срок до 31.01.2024.

В судебном заседании прокурор Курицын Е.А. исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представители административных ответчиков по доверенности Хожаинова И.С., Беркун Г.А. против удовлетворения иска не возражали. Указали, что обязанность в части установления видеокамер в настоящий момент в учреждении выполнена. Не отрицали в суде,что в оставшейся части требования не исполнены в связи с недостаточностью финансирования.

Изучив материалы административного дела, выслушав участников процесса, заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Право на судебную защиту гарантировано статьей 46 Конституции Российской Федерации.

Согласно п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Как предусмотрено ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Федеральный закон от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

В силу ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

7) приоритет мер предупреждения терроризма;

8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;

11) недопустимость политических уступок террористам;

12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;

13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по финансовому обеспечению деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

На основании п. 1 "Положения о департаменте культуры и туризма администрации города Липецка" (утв. решением Липецкого городского Совета депутатов от 29.08.2017 N 485) департамент культуры и туризма администрации города Липецка (далее - Департамент) является отраслевым (функциональным) органом - структурным подразделением администрации города Липецка, обеспечивающим реализацию ее полномочий в сфере культуры, искусства и туризма на территории города Липецка.

Согласно п. 15 - п. 18 "Положения о департаменте культуры и туризма администрации города Липецка" в функции департамента входит участие в защите имущественных прав и интересов муниципальных учреждений; осуществление администрирования доходов бюджета города Липецка в части средств, определяемых бюджетом города Липецка на очередной финансовый год и плановый период; участие в формировании бюджета города Липецка в части определения объемов финансирования деятельности муниципальных учреждений; муниципальных, ведомственных целевых программ в сфере культуры, туризма и дополнительного образования; обеспечение содержания зданий и сооружений учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Кроме того, в силу пункта 7.1 части 1 статьи 16, пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа, органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений в целях решения вопросов местного значения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017№ 176 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)".

Согласно пункту 3 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).

В соответствии с п. 5, п. 7, п. 18 Требований в целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта осуществляется категорирование объектов (территорий).

Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории).

Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории).

Согласно п. 19 Требований в течение месяца со дня составления акта обследования и категорирования объекта (территории) составляется план необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом возможных последствий совершения террористических актов и определяется прогнозный размер расходов на выполнение указанных Мероприятий.

Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом объема планируемых работ и прогнозного размера расходов на выполнение соответствующих мероприятий не должен превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).

В силу п. 26 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 21 - 25.2 настоящих требований, охрана объектов (территорий) второй категории опасности обеспечивается сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях).

Из материалов дела следует, что МУ «Липецкий Дом музыки» является бюджетным муниципальным учреждением, некоммерческой организацией, что следует из Устава учреждения.

Учредителем МУ "Липецкий Дом музыки»" является администрация г. Липецка, от имени которой функции и полномочия учредителя осуществляет департамент культуры и туризма администрации г. Липецка (п. 1.5 Устава). Имущество учреждения является муниципальной собственностью муниципального образования г. Липецк. Учредитель выполняет функции и полномочия собственника (п. 4.1 Устава).

Источниками финансирования обеспечения деятельности учреждения являются (п. 4.8 Устава):

- субсидии, предоставляемые учреждению из бюджета г. Липецка на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием учреждением в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ);

- субсидии, предоставляемые учреждению из бюджета г. Липецка на иные цели;

- добровольные имущественные взносы и пожертвования;

- доходы учреждения, полученные им от осуществления приносящей доходы деятельности, предусмотренной настоящим уставом, и приобретенное за счет этих доходов имущество;

- доходы, полученные учреждением по договорам от использования имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения либо принадлежащего ему на праве собственности;

- иные, не запрещенные действующим законодательством РФ, поступления.

Учреждение осуществляет операции по расходованию денежных средств в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности (п. 4.10 Устава).

Учреждение вправе сверх установленного муниципального задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренные настоящим уставом, для граждан и юридических лиц за плату. Порядок определения указанной платы устанавливается учреждением (п. 4.12 Устава).

Учреждение вправе вести приносящую доход деятельность, предусмотренную настоящим уставом, постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям, а также самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от такой деятельности (п. 4.16 Устава).

Согласно ч.2 ст.6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Положением о департаменте культуры и туризма администрации г. Липецка( утвержден решением сессии Липецкого городского Совета депутатов от 29.08.2017 № 485), указанный орган является отраслевым (функциональным) органом – структурным подразделением администрации г. Липецка, осуществляющим полномочия в сфере культуры и туризма( п.4). Является распорядителем кредитов и иных бюджетных средств, подписывает финансовые документы, утверждает бюджетные сметы, планы финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений культуры и иных учреждений в пределах бюджетных ассигнований и собственных средств учреждений( п.17-18.

Таким образом, департамент культуры и туризма администрации г. Липецка, являясь главным распорядителем бюджетных средств в части расходов в сфере культуры, и уполномоченным органом местного самоуправления( п.17).

Прокуратурой Левобережного района г. Липецка проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры в деятельности МУ «Липецкий Дом музыки» г. Липецка, а именно: в здании, расположенном по адресу: <адрес>, установлено, что данный объект в соответствии с паспортом антитеррористической безопасности относится ко 1категории опасности. В нарушение п. п. 19, 26 Требований по истечении 2-х лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта( 02.08.2019) до настоящего времени не обеспечена охрана объекта (территории) сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации).

Установлено, что паспорт безопасности по указанному объекту утвержден 02.08.2019 г.

В акте обследования и категорирования, а также паспорте безопасности МУ «Липецкий Дом Музыки» г. Липецка в целях обеспечения его антитеррористической защищенности указано на отсутствие системы экстренного оповещения работников и посетителей объекта о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, что является нарушением п.25 «з» Требований; отсутствует квалифицированная физическая охрана; отсутствует достаточное количество наружных видеокамер для охвата трансформаторной будки и подходов к ней, с выводом изображения на пост охраны с хранением информации сроком 30 дней, что является нарушением п.27 «в» Требований.

Судом также установлено, что Департаментом культуры и туризма администрации г. Липецка подготовлено обоснование бюджетных ассигнований на 2024 и на плановый период 2025, 2026 г.г. и сделана соответствующая заявка на финансирование на указанные цели в том числе и для МУ «Липецкий дом музыки». Согласно объяснений административных ответчиков в суде - срок рассмотрения заявки –сентябрь 2023.

Судом установлено, что на день принятия решения в процессе рассмотрения дела судом административным ответчиком МУ «Липецкий дом музыки»выполнены требования в части установления достаточного количества видеокамер в здании.

С учетом всех представленных материалов дела, суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Уставом МУ «Липецкий Дом музыки», Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», Положением "О Департаменте культуры и туризма администрации города Липецка", утвержденного решением Липецкого городского Совета депутатов от 29.08.2017 N 485, приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных прокурором в интересах неопределенного круга лиц исковых требований, поскольку МУ " Липецкий Дом музыки» г. Липецка не в полном объеме исполнены требования законодательства об антитеррористической защищенности.

Несоблюдение требований действующего законодательства по выполнению обязательных мероприятий, направленных на повышение антитеррористической защищенности и обеспечению безопасного функционирования здания с массовым пребыванием людей, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Вопреки доводам административного ответчика, оборудование учреждения исключительно технической системой оповещения не является достаточной мерой для обеспечения антитеррористической защищенности МУ «Липецкий Дом Музыки» г. Липецка.

Поскольку выявленные нарушения законодательства, направленного на обеспечение безопасности граждан и о противодействии терроризму в МУ «Липецкий Дом Музыки» г. Липецка влекут за собой нарушение гарантированных государством прав граждан и требуют устранения, суд считает необходимым обязать МУ «Липецкий Дом Музыки» г. Липецка устранить нарушения законодательства, направленного на обеспечение безопасности граждан, и о противодействии терроризму, а именно в здании по адресу:<адрес>:

- оборудовать здание МУ «Липецкий дом музыки» достаточным количеством видеокамер (не менее 6 штук), с выводом изображения на пост охраны с хранением информации сроком не менее 30 дней в соответствии с пп «а» п.27 постановления Правительства РФ от 11.02.2017 № 176 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий). Поскольку требования прокурора в указанной части административным ответчиком МУ «Липецкий дом музыки»в процессе рассмотрения дела судом исполнены решение в указанной части в исполнение не приводить.

Обязать МУ «Липецкий дом музыки» устранить нарушения законодательства, направленного на обеспечение безопасности граждан и о противодействии терроризму, а именно по адресу: <адрес> в срок до 31.01.2024:

- заключить договор на квалифицированную физическую охрану в соответствии с п. 26 требований;

- оборудовать здание системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с п.п. «з» п. 25 требований.

Учитывая, что в соответствии с 1.9 Устава учредителем МУ «Липецкий дом музыки», п.4 Положения о департаменте культуры и туризма администрации г.Липецкаявляется департамент культуры и туризма администрации г. Липецка,который также осуществляет функции получателя и главного распорядителя средств бюджета г.Липецка( п.17), участвует в формировании бюджета г.Липецка в части определения объемов финансирования деятельности МУ в сфере культуры ( п.18), суд считает необходимым возложить на указанного административного ответчика обязанность организовать финансирование мероприятий, направленных на обеспечение безопасности граждан и о противодействии терроризму, в МУ «Липецкий дом музыки» в срок до 31.01.2024.

В силу положений ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ с административных ответчиков в доход бюджета г.Липецка подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб. с каждого.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Левобережного района г.Липецка в интересах неопределенного круга лиц к МУ «Липецкий дом музыки», департаменту культуры и туризма администрации г. Липецка о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства, направленного на обеспечение безопасности граждан и о противодействии терроризму, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МУ «Липецкий дом музыки», департамента культуры и туризма администрации г. Липецка, заключающееся в неустранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасности граждан и о противодействии терроризму.

Обязать МУ «Липецкий дом музыки» (ИНН 4823025891 ОГРН 1064823060059) устранить нарушения законодательства, направленного на обеспечение безопасности граждан и о противодействии терроризму, а именно по адресу: <адрес>:

- оборудовать здание МУ «Липецкий дом музыки» достаточным количеством видеокамер (не менее 6 штук), с выводом изображения на пост охраны с хранением информации сроком не менее 30 дней в соответствии с пп «а» п.27 постановления Правительства РФ от 11.02.2017 № 176 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Решение в указанной части в исполнение не приводить.

Обязать МУ «Липецкий дом музыки» (ИНН 4823025891 ОГРН 1064823060059) устранить нарушения законодательства, направленного на обеспечение безопасности граждан и о противодействии терроризму, а именно по адресу: <адрес> в срок до 31.01.2024:

- заключить договор на квалифицированную физическую охрану в соответствии с п. 26 требований;

- оборудовать здание системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с п.п. «з» п. 25 требований.

Обязать департамент культуры и туризма администрации г. Липецка (ИНН 4826044947 ОГРН 1054800193128) организовать финансирование мероприятий, направленных на обеспечение безопасности граждан и о противодействии терроризму, в МУ «Липецкий дом музыки» в срок до 31.01.2024.

Взыскать с МУ «Липецкий дом музыки», департамента культуры и туризма администрации г. Липецка государственную пошлину в доход бюджета г. Липецка в размере 300 руб. с каждого.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Левобережный районный суд г. Липецка в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме, то есть 25.08.2023 года.

Судья В.В. Старкова