ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 480004-01-2023-001402-25 от 28.08.2023 Левобережного районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Административное дело № 2а-1144/2023

УИД № 48RS0004-01-2023-001402-25

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 августа 2023 года город Липецк

Левобережный районный суд города Липецка в составе

председательствующего судьи Старковой В.В.,

с участием прокурора Моисеевой А.С.,

при секретаре Чуносовой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявлениеШемякина Валерия Владимировича к заместителю прокурораСоветского района города Липецка Оздоеву Р.И. об оспаривании решений,

УСТАНОВИЛ:

Шемякин В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к заместителю прокурора Советского района города Липецка Оздоеву Р.И. о признании незаконным и не мотивированным ответа на обращение, указывая, что 11.07.2023 года им из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Липецкой области в адрес прокуратуры Советского района города Липецка было направленообращение на действия старшего следователя СУ ОРП ОП№8 УМВД России по г. Липецку ФИО14 По указанным обращениям представлены ответ от 06.07.2023г. и от 17.07.2023г. Административный Истец считает, что ответ заместителяпрокурораСоветского района города Липецка Оздоева Р.И. незаконный и необоснованный, немотивированный.

Административный истец Шемякин В.В., участвовавший в судебном заседании посредством ВСК, поддержал заявленные требования.

Представитель административного ответчика прокуратуры Советского района города Липецка - помощник прокурора Моисеева А.С. в судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых требований возражала, ссылаясь на то, что ответы на обращения Шемякину В.В. от 06.07.2023г. и 17.07.2023г. соответствуют нормам действующего законодательства и установленным срокам их рассмотрения.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как указано в ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе: надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

В соответствии с ч. 6 ст. 15 УПК РФ органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.

Порядок направления и регистрации обращений граждан, сроки рассмотрения письменных обращений и иные особенности регулирования соответствующих правоотношений урегулированы Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 года N59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В силу п. 1 и п. 2 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 года N59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Как указано в ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ, письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.

В п. 1.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.2013 года N 45, указано, что данная Инструкция разработана в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 02.05.2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иным федеральным законодательством, и устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах прокуратуры Российской Федерации.

Согласно п. 3.1 Инструкции от 30.01.2013 года N 45 обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.

При этом в силу п. 3.4 указанной Инструкции от 30.01.2013 года N 45 обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя, сопроводительное письмо с переадресованием обращения подписывается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо исполнителем, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокурором нижестоящей прокуратуры или его заместителем, уведомление заявителю подписывается начальником отдела или исполнителем, при переадресовании вышестоящему прокурору к обращению прилагаются имеющиеся материалы, необходимые для его рассмотрения.

Судом установлено, что 03.07.2023 года из СУ СК России по Липецкой области в прокуратуру Липецкой области поступило заявление Шемякина В.В., находящегося в следственном изоляторе ФКУ СИЗО-1 г. Липецка, датированное заявителем 13.06.2023года и адресованное следственному комитету г.Липецка, которое 03.07.2023 года было зарегистрировано в прокуратуре Липецкой области № ВО-1044-23.

Как видно из материалов дела, 27.06.2023 года данное заявление было направлено руководителем отдела по приему граждан и документационному обеспечению СУ СК России по Липецкой области ФИО15 для рассмотрения в прокуратуру Советского района г. Липецка Данные обстоятельства усматриваются из информационной карточки обращения, представленной суду. 03.07.2023 данное обращение Шемякина В.В. поступило в прокуратуру Советского района г.Липецка,( вх.№ ВО-1044-23-29420005), 04.07.2023 распределено для ответа зам. прокурора района Оздоеву Р.И., который поручил подготовить ответ на обращение в срок до 13.07.2023 пом. прокурора района Плотниковой О.В. По запросу заместителя прокурора Советского района г.Липецка Р.И. Оздоева от 05.07.2023 из ОРП ОП № 8 УМВД России по г.Липецку в прокуратуру направлены материалы уголовного дела № в отношении Шемякина В.В. По результатам проверки обращения заявителя Шемякина В.В. последнему заместителем прокурора Советского района г.Липецка Р.И. Оздоевым дан ответ от 06.07.2023 № 2042005-1878ж-2019/Он677-23 об отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования, разъяснены права знакомиться с материалами уголовного дела в отношении него в связи с нахождением его в производстве.

Судом также установлено, что 06.07.2023 года по почте в прокуратуру Липецкой области поступило заявлениеШемякина В.В., находящегося в следственном изолятореФКУ СИЗО-1 г. Липецка, датированное заявителем 30.06.2023 года по осуществлению контроляуголовного дела №, которое 06.07.2023 года было зарегистрировано в прокуратуре Липецкой области № ВО-6416-23. 11.07.2023 указанное обращение Шемякина В.В. начальником управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности прокуратуры Липецкой области направленно для рассмотрения прокурору Советского района Савенкову С.Н., 11.07.2023 указанное обращение зарегистрировано в прокуратуре Советского района г.Липецка (вх.№ ВО-6416-23), распределено для рассмотрения зам. прокурору района Оздоеву Р.И., последним назначен исполнитель пом. прокурора района Лаевченко А.В., срок для исполнения 21.07.2023, 17.07.2023 заместителем прокурора района Оздоевым Р.И. заявление Шемякина В.В. направлено для рассмотрения по существу начальнику ОРП ОП № 8 СУ УМВД России по г.Липецку в части рассмотрения вопрооса о применении мер безопасности(№ И сорг-20420005-555-23/6416-2042005).17.07.2023 заявителю заместителем прокурора Советского района г.Липецка Оздоевым Р.И. дан ответ на обращение № Отв-2042005-590-23/6416 с разъяснением осуществления прокуратурой контроля за расследованием уголовного дела № в отношении заявителя.

Данные обстоятельства усматриваются из информационной карточки обращения, представленной по запросу суда.

В силу п. 1, п. 2 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.

В соответствии с п. 1 ч. 9 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд с административным иском об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов.

Таким образом, административный истец в рамках рассмотрения настоящего дела обязан доказывать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих требований, между тем, административным истцом в ходе рассмотрения дела суду не представлены доказательства в подтверждение того, что заместителем прокурораСоветского района города Липецка Оздоевым Р.И.предоставлены незаконные и немотивированные ответы на его обращения от 06.07.2023г., 17.07.2023г.

В силу п. 1 приказа Генеральной прокуратуры РФ от 07.05.2008 года N 84«О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» на прокуроров субъектов Российской Федерации возложены следующие полномочия: надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе контролирующими органами, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов главными следственными управлениями и следственными управлениями Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделениями по административным округам); надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в указанных органах и учреждениях; участие в правотворческой деятельности представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации; надзор за исполнением законов территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также соответствующими подразделениями Следственного комитета Российской Федерации, в том числе за исполнением требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, при исполнении уголовных наказаний и применении назначенных судом принудительных мер медицинского характера; рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушении законов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, Следственного комитета Российской Федерации, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций соответствующего уровня, а также жалоб на решения и действия (бездействия) подчиненных прокуроров; организация и осуществление уголовного преследования в судебных стадиях уголовного судопроизводства; участие в пределах установленной компетенции в рассмотрении судами гражданских, административных дел и дел, подведомственных арбитражному суду, в соответствии с нормами федерального законодательства и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью на территории субъектов Российской Федерации; анализ и обобщение данных о состоянии законности и правопорядка на территории субъектов Российской Федерации, участие в формировании государственной и ведомственной статистической отчетности о состоянии законности, работе органов прокуратуры и др.; руководство деятельностью прокуратур городов, районов и иных территориальных прокуратур; взаимодействие со средствами массовой информации, общественными организациями в порядке, установленном организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.

П. 2 приказа Генеральной прокуратуры РФ от 07.05.2008 года N 84 также устанавливает обязанность прокуроров субъектов Российской Федерации принимать необходимые меры по руководству и обеспечению деятельности подчиненных прокуроров специализированных прокуратур (на правах районных): по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах (за исключением прокуратуры комплекса «Байконур»), по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, природоохранных прокуратур.

При этом между прокуратурами одного звена субъектов Российской Федерации (неспециализированных прокуратур), в том числе, Липецкой области, компетенция при осуществлении деятельности по надзору за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе, при рассмотрении поступивших в прокуратуру обращений граждан, разграничивается по территориальному принципу.

Как было указано выше, в силу п. 3.4 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.2013 года N 45, обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя, сопроводительное письмо с переадресованием обращения подписывается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо исполнителем, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокурором нижестоящей прокуратуры или его заместителем, уведомление заявителю подписывается начальником отдела или исполнителем, при переадресовании вышестоящему прокурору к обращению прилагаются имеющиеся материалы, необходимые для его рассмотрения.

Таким образом, административным истцом в ходе рассмотрения настоящего дела в нарушение положений п. 1, п. 2 ст. 62 КАС РФ не представлено суду относимых, допустимых и достоверных доказательств в подтверждение того, что действиями административного ответчика при направлении обращения (заявления) Шемякина В.В. от 06.07.2023 и от 17.07.2023 года нарушены или могут быть нарушены какие-либо права, свободы и законные интересы административного истца. Обращения Шемякина В.В. рассмотрены компетентными должностными лицами в установленный законом срок, направлены ответы на обращения.

При этом само по себе несогласие административного истца с направленными ему ответами на его обращения бесспорно не свидетельствует о незаконности принятого решения и нарушении прав, свобод и законных интересовадминистративного истца.

Поскольку доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца суду не представлено, препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов не созданы, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, в связи с чем отказывает в полном объеме в удовлетворении административного иска о признании незаконными ответов от 17.07.2023г., а также от 06.07.2023 незаконным и немотивированным, признании бездействия в период с 15.06.2023 по 17.07.2023 при рассмотрении его обращений заместителю прокурора Советского района города Липецка Оздоеву Р.И.

Также суд не соглашается с доводом административного истца Шемякина В.В. о том, что ответы на его обращения не содержат какой-либо информации по существу его обращения с жалобой на незаконные действия ст.следователя СУ ОРП ОП № 8 СУ УМВД России по г. Липецку ФИО16., неисполнении заместителем прокурора Советского района г.Липецка Оздоевым Р.И. по осуществлению надзора за соблюдением законности в ходе досудебного производства по уголовному делу,норм УПК РФ в ходе производства по уголовному делу №, а также надзора на соблюдением прав и свобод человека, гражданина,

В силу положений ст.126 КАС РФ, ст.333.19 НК РФ с административного истца подлежит взысканию в доход бюджета г.Липецка государственная пошлина в размере 300 руб., уплата которой была административному истцу отсрочена по его ходатайству со ссылкой на сложное материальное положение.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 218, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Шемякина Владимира Владимировича к заместителю прокурора Советского района города Липецка Оздоеву Р.И, о признании ответов от 17.07.2023г., а также от 06.07.2023 незаконным и немотивированным, признании бездействия в период с 15.06.2023 по 17.07.2023 при рассмотрении обращений отказать.

Взыскать с Шемякина Валерия Владимировича в доход бюджета г. Липецка государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Левобережный районный суд города Липецка в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть 11.09.2023.

Судья В.В. Старкова