ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 480017-01-2022-000025-56 от 28.02.2022 Тербунского районного суда (Липецкая область)

Дело № 2а-42/2022

УИД №48RS0017-01-2022-000025-56

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2022 года с. Тербуны

Тербунский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Богомаз М.В.,

при секретаре Лапшиной В.П.,

с участием прокурора Моргачева А. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тербунского района Липецкой области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации сельского поселения Березовский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тербунского района Липецкой области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации сельского поселения Березовский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области о признании бездействия незаконным. Заявление мотивировано тем, что прокуратурой Тербунского района в соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» проведена проверка исполнения бюджетного законодательства в деятельности администрации сельского поселения Березовский сельсовет Тербунского муниципального района. Проведенным мониторингом муниципальных нормативных правовых актов установлено, что до настоящего времени порядок привлечения остатков средств на единый счет местного бюджета и возврата привлеченных средств муниципальным актом не регламентирован. Кроме того, местной администрацией не разработан и не утвержден порядок ведения долговой книги муниципального образования; порядок ведения реестра источников доходов местного бюджета, порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи местного бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств местного бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета) в администрации сельского поселения отсутствует. Просил суд признать бездействие администрации сельского поселения Березовский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению муниципальных правовых актов, регламентирующих Порядок привлечения остатков средств на единый счет местного бюджета и возврата привлеченных средств, Порядок ведения долговой книги, Порядок ведения реестра источников доходов местного бюджета, Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи местного бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств местного бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета) незаконным; обязать администрацию сельского поселения Березовский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на разработку и утверждение муниципальных правовых актов, регламентирующих Порядок привлечения остатков средств на единый счет местного бюджета и возврата привлеченных средств, Порядок ведения долговой книги, Порядок ведения реестра источников доходов местного бюджета, Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи местного бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств местного бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета).

Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на основания, изложенные в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации сельского поселения Березовский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области – Глава администрации Юрьев В.Г. в судебное заседание не явился о рассмотрении дела извещался надлежащим образом, представил в суд с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. Исковые требования признал в полном объеме.

Выслушав прокурора, исследовав и оценив письменные доказательства по делу в совокупности и каждое в отдельности, суд находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан.

Из содержания ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.

На основании части 5 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 236.1 Бюджетного кодекса РФ, введенной в действие Федеральным законом от 27.12.2019 № 479-ФЗ (ред. от 15.10.2020) «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей» с 01.01.2021, операции по управлению остатками средств на едином счете бюджета заключаются в размещении временно свободных средств единого счета бюджета и в привлечении средств для обеспечения остатка средств на едином счете бюджета.

В состав операций по управлению остатками средств на едином счете местного бюджета включаются привлечение на единый счет местного бюджета и возврат привлеченных средств в соответствии с пунктами 10, 11 и 13 настоящей статьи.

Финансовый орган муниципального образования в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, с учетом общих требований, установленных Правительством Российской Федерации, привлекает остатки средств на казначейских счетах для осуществления и отражения операций с денежными средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств местного бюджета, казначейских счетах для осуществления и отражения операций с денежными средствами бюджетных и автономных учреждений, открытых финансовому органу муниципального образования, казначейских счетах для осуществления и отражения операций с денежными средствами получателей средств из бюджета и казначейских счетах для осуществления и отражения операций с денежными средствами участников казначейского сопровождения, открытых финансовому органу муниципального образования (п. 10).

Финансовые органы муниципальных образований осуществляют возврат привлеченных средств на казначейские счета, с которых они были ранее перечислены, в том числе в целях проведения операций за счет привлеченных средств, не позднее второго рабочего дня, следующего за днем приема к исполнению распоряжений получателей указанных средств, а также при завершении текущего финансового года, но не позднее последнего рабочего дня текущего финансового года (п. 11).

Возврат привлеченных средств с единого счета местного бюджета на казначейские счета, с которых они были ранее перечислены, осуществляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, с учетом общих требований, установленных Правительством Российской Федерации.

Общие требования к порядку привлечения остатков средств на единый счет бюджета местного бюджета и возврата привлеченных средств утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.03.2020 № 368 «Об утверждении Правил привлечения Федеральным казначейством остатков средств на единый счет федерального бюджета и возврата привлеченных средств и общих требований к порядку привлечения остатков средств на единый счет бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и возврата привлеченных средств», вступившим в силу с 01.01.2021.

Согласно общим требованиям правовой акт, устанавливающий порядок привлечения остатков средств на единый счет, содержит:

а) общие положения о привлечении остатков средств на единый счет местного бюджета и их возврате;

б) условия и порядок привлечения остатков средств на единый счет местного бюджета;

в) условия и порядок возврата средств, привлеченных на единый счет местного бюджета;

г) иные положения, устанавливающие особенности привлечения остатков средств на единый счет местного бюджета и их возврата (при необходимости).

В целях установления общих положений о привлечении остатков средств на единый счет местного бюджета правовой акт содержит:

а) указание казначейских счетов, с которых привлекаются остатки средств на единый счет местного бюджета;

б) указание средств, остатки которых не могут привлекаться на единый счет местного бюджета (при необходимости).

В целях установления условий и порядка привлечения остатков средств на единый счет местного бюджета правовой акт содержит:

а) порядок определения объема привлекаемых средств, обеспечивающего достаточность средств на соответствующем казначейском счете для осуществления в рабочий день, следующий за днем привлечения средств на единый счет местного бюджета, выплат с указанного счета на основании распоряжений о совершении казначейских платежей;

б) предельные сроки представления финансовым органом муниципального образования распоряжения о совершении казначейских платежей, которые не могут быть представлены позднее 16 часов местного времени (в дни, непосредственно предшествующие выходным и нерабочим праздничным дням, - до 15 часов местного времени) текущего дня.

В целях установления условий и порядка возврата средств, привлеченных на единый счет местного бюджета, на соответствующий казначейский счет правовой акт содержит:

а) сроки осуществления финансовым органом муниципального образования возврата с единого счета местного бюджета привлеченных средств, соответствующие требованиям пунктов 11 и 12 статьи 2361 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

б) порядок определения объема средств, подлежащих возврату на соответствующие казначейские счета;

в) положение о перечислении средств с единого счета местного бюджета на соответствующий казначейский счет в пределах суммы, не превышающей разницу между объемом средств, поступивших с казначейского счета на единый счет местного бюджета, и объемом средств, перечисленных с единого местного бюджета на казначейский счет в течение текущего финансового года.

Однако, проведенным прокуратурой района мониторингом муниципальных нормативных правовых актов установлено, что до настоящего времени порядок привлечения остатков средств на единый счет местного бюджета и возврата привлеченных средств муниципальным актом не регламентирован.

В соответствии с частью 3 статьи 120 Бюджетного кодекса Российской Федерации учет и регистрация муниципальных долговых обязательств муниципального образования осуществляются в муниципальной долговой книге муниципального образования.

Согласно статьи 121 Бюджетного кодекса РФ ведение муниципальной долговой книги осуществляется финансовым органом муниципального образования.

Информация о долговых обязательствах вносится в муниципальную долговую книгу в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента возникновения соответствующего обязательства.

В муниципальную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств муниципального образования по видам этих обязательств, о дате их возникновения и исполнения (прекращения по иным основаниям) полностью или частично, формах обеспечения обязательств, а также иная информация, состав которой, порядок и срок ее внесения в муниципальную долговую книгу устанавливаются местной администрацией.

В муниципальной долговой книге муниципального образования в том числе учитывается информация о просроченной задолженности по исполнению муниципальных долговых обязательств.

По результатам проведенного прокуратурой района мониторинга муниципальных нормативных правовых актов установлено, что местной администрацией порядок ведения долговой книги не разработан и не утвержден.

Согласно статье 47.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований обязаны вести реестры источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ч.1).

Под перечнем источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации понимается свод (перечень) федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с указанием правовых оснований их возникновения, порядка расчета (размеры, ставки, льготы) и иных характеристик источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, определяемых порядком формирования и ведения перечня источников доходов Российской Федерации (ч.2).

Под реестром источников доходов бюджета понимается свод информации о доходах бюджета по источникам доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, формируемой в процессе составления, утверждения и исполнения бюджета, на основании перечня источников доходов Российской Федерации (ч.З).

Реестры источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, реестры источников доходов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и реестры источников доходов местных бюджетов формируются и ведутся в порядке, установленном соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрацией (ч.7).

Вместе с тем, по результатам проведенного мониторинга муниципальных нормативных правовых актов установлено, что порядок ведения реестра источников доходов местного бюджета в администрации сельского поселения отсутствует.

Кроме того, в силу статьи 6 Бюджетного кодекса РФ текущий финансовый год - год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

очередной финансовый год - год, следующий за текущим финансовым годом;

плановый период - два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом;

сводная бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется финансовым органом (в соответствии с настоящим Кодексом в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.

Согласно части 1 статьи 217 Бюджетного кодекса РФ порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом.

В силу норм части 1 статьи 219.1 Бюджетного кодекса РФ порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них, устанавливается соответствующим финансовым органом.

Бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и утвержденными финансовым органом лимитами бюджетных обязательств.

Бюджетные росписи распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями и доведенными им лимитами бюджетных обязательств.

Согласно части 2 статьи 219.1 Бюджетного кодекса РФ утверждение бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляются главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств.

Показатели бюджетной росписи по расходам и лимитов бюджетных обязательств доводятся до подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года, за исключением случаев, предусмотренных статьями 190 и 191 настоящего Кодекса.

Таким образом, в целях организации исполнения бюджета сельского поселения орган местного самоуправления обязан определить правила составления и ведения сводной бюджетной росписи и бюджетных росписей главных распорядителей (главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета сельского поселения) средств бюджета.

Вместе с тем, по результатам проведенного мониторинга муниципальных нормативных правовых актов установлено, что порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи местного бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств местного бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета) в администрации сельского поселения отсутствует.

Отсутствие вышеперечисленных муниципальных правовых актов подтверждается информацией главы администрации сельского поселения Березовский сельсовет от 24.01.2022 г.

Отсутствие правовой регламентации Порядка привлечения остатков средств на единый счет местного бюджета и возврата привлеченных средств, Порядка ведения долговой книги, Порядка ведения реестра источников доходов местного бюджета, Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи местного бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств местного бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета) может способствовать коррупционным проявлениям, связанным с незаконным использованием бюджетных средств.

Согласно ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Частью 2 ст. 157 КАС РФ установлено, что если по данной категории административных дел не допускаются принятие отказа от административного иска, признание административного иска и утверждение соглашения о примирении сторон, суд поясняет это административному истцу и (или) административному ответчику, их представителям. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска, признания административного иска или утверждения соглашения о примирении сторон.

Суд полагает принять признание иска по делу, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы иных лиц.

При изложенных обстоятельствах требования прокурора Тербунского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности разработать и принять муниципальный нормативный правовой акт подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ч. 2 ст. 178, ч. 3 ст. 227 КАС Российской Федерации, принимая во внимание объем и характер действий, которые необходимо совершить административному ответчику для исполнения решения суда, временные затраты на них, существо прав неопределенного круга лиц, подлежащего защите, требования разумности сроков исполнения судебного решения, считает возможным установить срок, в течение которого административным ответчиком должно быть исполнено решение суда, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие администрации сельского поселения Березовский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению муниципальных правовых актов, регламентирующих Порядок привлечения остатков средств на единый счет местного бюджета и возврата привлеченных средств, Порядок ведения долговой книги, Порядок ведения реестра источников доходов местного бюджета, Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи местного бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств местного бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета) незаконным.

Обязать администрацию сельского поселения Березвский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на разработку и утверждение муниципальных правовых актов, регламентирующих Порядок привлечения остатков средств на единый счет местного бюджета и возврата привлеченных средств, Порядок ведения долговой книги, Порядок ведения реестра источников доходов местного бюджета, Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи местного бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств местного бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета).

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Липецкого областного суда через Тербунский районный суд Липецкой области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий(подпись) М.В. Богомаз

Мотивированное решение составлено 28 февраля 2022 года.