ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-264/20 от 28.07.2020 Новгородского районного суда (Новгородская область)

Новгородский районный суд Новгородской области

173002, гор. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д.15.

__________________________________________________________________________

Мировой судья судебного участка № 29 Новгородского судебного района Новгородской области Трифонова Ю.Б.

Дело № 5-264/2020 (12-799/2020)

РЕШЕНИЕ

28 июля 2020 года гор. Великий Новгород

Судья Новгородского районного суда Новгородской области Рыцарева А.И., рассмотрев жалобу ООО «<данные изъяты>» на постановление мирового судьи судебного участка № 29 Новгородского судебного района Новгородской области от 29 мая 2020 года в отношении ООО «<данные изъяты>», привлеченного к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.13.34 КоАП РФ,

установил:

11 марта 2020 года начальником отдела Управления Роскомнадзора по Новгородской области Кругловым В.С. в отношении ООО «<данные изъяты>» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.34 КоАП РФ, за неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязанности по ограничению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 29 Новгородского судебного района от 29 мая 2020 года Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.13.34 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 50 000 руб. Названное постановление получено юридическим лицом 11 июня 2020 года.

В поданной 18 июня 2020 года в Новгородский районный суд жалобе, генеральный директор ООО «<данные изъяты>» Чернышев В.Е., не соглашаясь с постановлением, просит его отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.

Изучив материалы дела, судья считает, что срок на обжалование указанного выше постановления генеральным директором Общества не пропущен.

Законный представитель ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем имеются основания для рассмотрения дела в его отсутствие.

В судебном заседании защитник Егоров А.А. доводы, изложенные в жалобе поддержал.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 13.34 КоАП РФ неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязанности по ограничению или возобновлению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» оператор связи обязан оказывать пользователям услуг связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

В силу части 5 указанной статьи оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи, собственником или иным владельцем технологических сетей связи требований настоящего Федерального закона и Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", предусматривающих ограничение доступа к информации.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с частями 1, 3 и 10 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ

в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет", содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет", за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 5.1 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи".

В соответствии с пунктом 13 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101, перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети "Интернет", доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет" (далее - оператор связи), обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут по московскому времени.

В течение суток с момента такого обновления оператор связи обязан ограничить доступ к таким сайтам в сети "Интернет" и возобновить доступ к сайтам в сети "Интернет" в случае исключения сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет", из единого реестра.

Таким образом, исходя из вышеприведенных правовых норм, оператор связи обязан осуществлять ограничение доступа к сайтам в сети «Интернет» в течение суток с момента включения их в Реестр запрещенной информации.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, ООО «<данные изъяты>» осуществляет лицензируемый вид деятельности - оказание телематических услуг связи на основании лицензии , выданной 10 апреля 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В ходе проведения проверки посредством использования технического средства контроля Агент АС «<данные изъяты>», а именно мониторинга соблюдения оператором связи требований по ограничению доступа сайта в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено, в период времени с 2 час. 14 мин. 2 марта 2020 года по 12 час. 20 мин. 2 марта 2020 года было выявлено, что оператор связи ООО «<данные изъяты>» не исполняет обязанность по ограничению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен на основании сведений, полученных от федерального органа информационных технологий и массовых коммуникаций, что привело к нарушения вышеперечисленных норм законодательства.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом Управления Роскомнадзора по Новгородской области в отношении ООО «<данные изъяты>» протокола об административном правонарушении от 11 марта 2020 года и вынесения мировым судьей обжалуемого постановления о привлечении к административной ответственности указанного юридического лица по статье 13.34 КоАП РФ.

Факт неисполнения оператором связи обязанности по ограничению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен, подтверждается собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 11 марта 2020 года; актом мониторинга от 2 марта 2020 года; протоколом мониторинга № 53/6 от 2 марта 2020 года; копией лицензии от 10 апреля 2019 года, выданной ООО «<данные изъяты>», а также иными материалами дела.

Все доказательства, приобщенные к материалам дела об административном правонарушении, оценены мировым судьей в совокупности согласно требованиям статьи 26.11 КоАП РФ и в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ относятся к числу допустимых.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Совокупность установленных мировым судьей фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ уполномоченным должностным лицом, существенных нарушений требований закона при его составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в том числе событие административного правонарушения, лицо, в отношении которого он составлен, в протоколе отражены правильно.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

Согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 09.06.2017 N 100, операторам связи предоставляется доступ круглосуточно в автоматическом режиме к информации, содержащейся в Едином реестре, об информационных ресурсах, в отношении которых требуется принятие мер в соответствии с частью 10 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в соответствии с Порядком получения доступа к содержащейся в единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 21 февраля 2013 г. N 169.

В соответствии Порядком получения доступа к содержавшейся в единой информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 21.02.2013 N 169, оператору связи обеспечивается в круглосуточном автоматическом режиме выгрузка следующей информации из реестра:

а) доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию;

б) сетевой адрес, позволяющий идентифицировать конкретный сайт в сети "Интернет";

в) реквизиты решения уполномоченного органа о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр или реквизиты вступившего в законную силу решения суда о признании информации, размещенной на сайте в сети "Интернет", запрещенной информацией.

Получение доступа к информации из реестра осуществляется посредством обращения к веб-сервису, описание которого размещено на сайтах в сети "Интернет" <данные изъяты>

Авторизация для использования указанного веб-сервиса осуществляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной удостоверяющим центром, аккредитованным Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети Интернет, доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет", обновляется ежедневно не менее двух раз в сутки.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО «<данные изъяты>» приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Таким образом, ООО «<данные изъяты>» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 13.34 КоАП РФ.

Ссылка в жалобе на меры, предпринимаемым ООО «Евроконтакт» в части исполнения законодательства по блокировке запрещенных сайтов и ограничения доступа к запрещенной информации путем установления специализированного комплекса «Эко-фильтр», не опровергает наличие в действиях (бездействии) указанного юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.34 КоАП РФ, поскольку оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан ограничить доступ к сайту в сети «Интернет», содержащему информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Доказательств, свидетельствующих о том, что ООО «<данные изъяты>» приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется и с жалобой не представлено.

Доводы жалобы о том, что юридическое лицо не подлежит ответственности со ссылкой на ч.5.1 ст.46 Федерального закона «О связи», суд признает несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно ст.65.1 названного Закона в целях выявления угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сети связи общего пользования федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, проводит мониторинг функционирования указанных сетей.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, предоставляет на безвозмездной основе операторам связи технические средства противодействия угрозам. Указанный федеральный орган исполнительной власти устанавливает технические условия установки технических средств противодействия угрозам, а также требования к сетям связи при использовании технических средств противодействия угрозам.

Централизованное управление сетью связи общего пользования осуществляется путем управления техническими средствами противодействия угрозам и (или) путем передачи обязательных к выполнению указаний операторам связи, собственникам или иным владельцам технологических сетей связи, собственникам или иным владельцам точек обмена трафиком, собственникам или иным владельцам линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, иным лицам, если такие лица имеют номер автономной системы (далее также - лица, участвующие в централизованном управлении).

Порядок централизованного управления сетью связи общего пользования утверждается Правительством РФ. При этом централизованное управление осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. К лицам, участвующим в централизованном управлении, относятся операторы связи, собственники или иные владельцы технологических сетей связи, собственники или иные владельцы точек обмена трафиком, собственники или иные владельцы линий связи, пересекающих государственную границу Российской Федерации, организаторы распространения информации в сети "Интернет", имеющие уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в сети "Интернет" (далее - номер автономной системы), иные лица, если такие лица имеют номер автономной системы.

В силу ч.5.1 ст.46 Федерального закона «О связи» оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан обеспечивать установку в своей сети связи технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сети связи общего пользования (далее - технические средства противодействия угрозам), представлять информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о фактическом месте установки технических средств противодействия угрозам в течение трех дней со дня установки и соблюдать предусмотренные пунктом 3 статьи 65.1 настоящего Федерального закона технические условия установки технических средств противодействия угрозам, а также требования к сетям связи.

Порядок установки, эксплуатации и модернизации в сети связи оператора связи технических средств противодействия угрозам утверждается Правительством Российской Федерации.

Оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не обязан ограничивать доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", доступ к которой должен быть ограничен в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", если доступ к такой информации в сети связи оператора связи ограничивается с помощью технических средств противодействия угрозам в порядке централизованного управления сетью связи общего пользования.

Оператор связи не может быть привлечен к ответственности и к нему не могут быть применены меры реагирования за нарушения лицензионных условий, если нарушения вызваны сбоями в сетях связи в результате функционирования технических средств противодействия угрозам.

Из Постановления Правительства РФ от 12 февраля 2020 года № 126 следует, что установка, эксплуатация и модернизация технических средств противодействия угрозам в сети связи оператора связи осуществляются в соответствии с разработанным радиочастотной службой планом мероприятий по установке, эксплуатации и модернизации технических средств противодействия угрозам (далее - план мероприятий).

План мероприятий предусматривает следующие мероприятия и сроки их осуществления:

а) представление и согласование перечня лиц, допущенных к установке технических средств противодействия угрозам;

б) представление и согласование перечня лиц, допущенных к обслуживанию технических средств противодействия угрозам;

в) оценка пропускной способности канала передачи данных, к которому подключается техническое средство противодействия угрозам, осуществляемая Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций совместно с уполномоченным представителем оператора связи;

г) проведение пусконаладочных работ;

д) проведение приемо-сдаточных испытаний;

е) опытная эксплуатация технических средств противодействия угрозам, в том числе устранение недостатков, выявленных при их опытной эксплуатации;

ж) сдача в эксплуатацию технических средств противодействия угрозам;

з) подключение оператором связи технических средств противодействия угрозам к своей сети связи;

и) выполнение работ по организации технологического канала связи, на который осуществляется установка оборудования для управления техническими средствами противодействия угрозам;

к) разработка проектной документации на установку и функционирование технических средств противодействия угрозам;

л) порядок возврата технических средств противодействия угрозам;

м) утверждение радиочастотной службой инструкции по взаимодействию уполномоченных лиц оператора связи с радиочастотной службой.

План мероприятий разрабатывается на основании информации, представленной оператором связи, в сети которого предусматривается установка технических средств противодействия угрозам, в течение 10 рабочих дней со дня представления оператором связи информации по запросу в радиочастотную службу. План мероприятий подписывается уполномоченными представителями радиочастотной службы и оператора связи и утверждается руководителем радиочастотной службы.

Установка, эксплуатация и модернизация технических средств противодействия угрозам в сети связи оператора связи осуществляются радиочастотной службой совместно с уполномоченным представителем оператора связи в соответствии с планом мероприятий.

Эксплуатация технических средств противодействия угрозам обеспечивается радиочастотной службой в части управления техническими средствами противодействия угрозам, их технического обслуживания в соответствии с эксплуатационными характеристиками, установленными производителем технических средств противодействия угрозам.

Передача оператору связи, ввод в эксплуатацию и возврат технических средств противодействия угрозам оформляются двусторонними актами, подписываемыми уполномоченными представителями радиочастотной службы и оператора связи, в сети связи которого установлены технические средства противодействия угрозам.

Соответствующих документов, подтверждающих установку ООО «<данные изъяты>» в соответствии с принятым порядком технических средств противодействия угрозам, материалы дела не содержат. При этом, как следует из справки Управления Роскомнадзора по Новгородской области от 22 июля 2020 года, технические средства противодействия угрозам на сети оператора связи ООО «<данные изъяты> не установлены, устанавливаться не планируются.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, совершенного Обществом, оснований для признания его малозначительным и освобождения Общества от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии существенного нарушения охраняемых общественных отношений, в материалах дела нет и заявителем не представлено.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что мировым судьей допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Постановление о привлечении ООО «<данные изъяты>» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.34 КоАП РФ, вынесено мировым судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.

Административное наказание Обществу назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах, установленных санкцией статьи 13.34 КоАП РФ. Кроме того, необходимо учесть, что Обществу назначен минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией указанной статьи КоАП РФ, в связи с чем, оснований для изменения постановления и назначения названному выше юридическому лицу иного размера административного штрафа не имеется.

При таких обстоятельствах, состоявшееся по делу постановление сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается, следовательно, жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка № 29 Новгородского судебного района Новгородской области от 29 мая 2020 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.34 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО <данные изъяты>» Чернышева В.Е. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.

Постановление и решение вступают в законную силу с момента вынесения настоящего решения и могут быть обжалованы в соответствии со ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья А.И.Рыцарева