ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-355/2023 от 18.08.2023 Магаданского областного суда (Магаданская область)

Судья Черкасова И.В. УИД 0

Дело № 5-355/2023

№ 12-40/2023

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

18 августа 2023 года город Магадан

Судья Магаданского областного суда Морозова Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда жалобу Юрздицкого А.А. на постановление судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 9 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица –

руководителя департамента образования мэрии города Магадана Юрздицкого А.А., <.......>

УСТАНОВИЛА:

постановлением судьи Магаданского городского суда от 9 июня 2023 года должностное лицо – руководитель департамента образования мэрии города Магадана (далее – департамент) Юрздицкий А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 руб.

В поданной в Магаданский областной суд жалобе Юрздицкий А.А. просит вышеуказанное постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Указывает, что судом не дана оценка доводам, изложенным в возражениях на протокол об административном правонарушении (в протоколе об административном правонарушении неверно указано время и место совершения административного правонарушения).

Отмечает, что судья, не согласившись с доводами, изложенными в пункте 2 возражений, обосновал свой вывод ссылками на пункты 5.4.8 и 5.4.10 Положения о департаменте образования мэрии города Магадана, утвержденного решением Магаданской городской Думы от 14 июня 2016 года № 37-Д (далее – Положение о департаменте), указав, что руководитель департамента является распорядителем выделенных департаменту бюджетных средств; пользуется, распоряжается имуществом и средствами, закрепленными за департаментом, открывает и закрывает лицевые и иные счета, совершает по ним операции, подписывает финансовые документы. Руководитель департамента несет персональную ответственность за выполнение возложенных на департамент задач.

При этом в Положении о департаменте отсутствуют указанные пункты и описанные полномочия. Напротив, согласно пункту 4.5 данного Положения ведение бухгалтерского учета, планирования и экономического анализа, а также финансово-хозяйственной деятельности в департаменте осуществляется управлением экономики и финансов, которое является структурным подразделением департамента. Управление осуществляет материально-бухгалтерское сопровождение образовательных учреждений, подведомственных департаменту, на основании заключенных договоров.

В соответствии с должностной инструкцией начальника отдела финансовой деятельности управления экономики и финансов департамента на него возлагаются обязанности главного бухгалтера департамента, который находится в непосредственном подчинении руководителя управления экономики и финансов департамента. К его обязанностям, в том числе относится проведение финансового анализа, бюджетирование и управление денежными потоками.

Считает, что он не является субъектом вмененного административного правонарушения.

Инспектор Контрольной палаты муниципального образования «Город Магадан» Б. в судебном заседании 17 августа 2023 года с доводами жалобы не согласилась, просила постановление судьи оставить без изменения, жалобу Юрздицкого А.А. – без удовлетворения.

Пояснила, что к административной ответственности по статье 15.14 КоАПРФ привлечен руководитель департамента, поскольку в соответствии подпунктом 2 части 8 статьи 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» руководитель экономического субъекта единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

Кроме того, согласно пунктам 2.3.15, 4.2.1 Положения о департаменте одной из основных задач департамента является осуществление внутриведомственного финансового контроля в пределах своих полномочий. Руководитель несет персональную ответственность за выполнение возложенных на департамент задач. Из пункта 3.5.1 должностной инструкции руководителя департамента следует, что он контролирует финансово-экономическое состояние системы образования города.

Представитель административного органа - аудитор Контрольной палаты Д. в судебном заседании 17августа 2023 года пояснила, что операция по нецелевому использованию бюджетных средств в размере 1703, 13 руб. – расходование фонда оплаты труда работников структурных подразделений по КБК 8130709БС10000002121 на оплату труда технического персонала, которая должна осуществляться по КБК8130709АА40000001121, совершена 28 декабря 2021 года, что отражено в протоколе об административном правонарушении от 11 мая 2023 года № 11 и акте проверки департамента от 6 февраля 2023 года.

Операции по нецелевому использованию бюджетных средств в размере 10543,89 руб. – уплата НДФЛ за счет средств налогового агента (средства местного бюджета КБК 8130709АА40000001121) вместо удержаний из полученных работниками доходов совершены 2 декабря 2021 года и 30 декабря 2021 года, что зафиксировано в акте проверки департамента от 6 февраля 2023года, но не указано в протоколе об административном правонарушении от 11 мая 2023 года № 11.

В акте проверки департамента от 6февраля 2023 года и в протоколе об административном правонарушении от 11мая 2023 года № 11 отсутствуют сведения о времени совершения операций по нецелевому использованию бюджетных средств в размере 109529, 13 руб. – уплата НДФЛ за счет средств налогового агента (средства местного бюджета КБК 8130709БС1000000) вместо удержаний из полученных работниками доходов.

Операции по нецелевому использованию бюджетных средств в размере 5600,00 руб. – расходование средств, предоставленных на прочие несоциальные выплаты персоналу по дополнительному коду бюджетной классификации расходов 2101.00156.214 (прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме – компенсация стоимости проезда в отпуск и обратно, переезда и пр.), на оплату расходов, связанных со служебными командировками (суточные), совершены 10 июня 2021 года и 24 декабря 2021 года, что зафиксировано в акте проверки департамента от 6 февраля 2023 года, но не указано в протоколе об административном правонарушении от 11 мая 2023 года № 11.

Все заявки на кассовый расход осуществляются за подписью руководителя департамента.

Выслушав должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении, представителя административного органа, изучив материалы настоящего дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ)принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Из материалов дела следует, что при проведении контрольного мероприятия в соответствии с утвержденным планом работы Контрольной палаты муниципального образования «Город Магадан» на 2022 год, на основании решения и.о. председателя Контрольной палаты от 29 сентября 2022 года № 470, решения председателя Контрольной палаты от 6 декабря 2022 года № 612, в департаменте образования мэрии города Магадана по вопросам финансово - хозяйственной деятельности учреждения, включая законность и обоснованность предоставления субсидий на муниципальное задание и субсидий на иные цели подведомственным учреждениям, за период 2021 года и аудита в сфере закупок за 2021 год, установлено:

1. В декабре 2021 года департаментом работнику Б., осуществляющей трудовую деятельность по должности технического персонала «заведующий канцелярией» и выполняющей совмещение должности «оператор копировальных и множительных машин» структурного подразделения - отдела хозяйственного обеспечения централизованной бухгалтерии, неправомерно выплачена заработная плата по должности «заведующий канцелярией» (технический персонал, КБК 8130709АА40000001121) в размере 1 703,13 руб. за счет средств, предусмотренных решением о бюджете № 101-Д на оплату труда работников структурных подразделений (КБК 8130709БС10000002121).

Таким образом, в нарушение требований статей 38 и 162 БК РФ, приказа №28/1 департаментом допущено нецелевое использование бюджетных средств в размере 1 703,13 руб. - расходование фонда оплаты труда работников структурных подразделений по КБК 8130709БС10000002121 на оплату труда технического персонала, которая должна осуществляться по КБК8130709АА40000001121.

2. Департамент осуществил необоснованную (излишнюю) оплату в отсутствие соответствующих удержаний из доходов работников за счет средств налогового агента на общую сумму 155 375,91 руб., в том числе: 10 543,89 руб. по КБК 8130709АА40000001121 (фонд оплаты труда технического персонала, средства местного бюджета); 109 529,13 руб. по КБК 8130709БС10000002121 (фонд оплаты труда работников структурных подразделений, средства местного бюджета); 35 302,89 руб. по КБК 8130709ПП10074090121 (фонд оплаты труда работников отдела опеки и попечительства, средства областного бюджета).

Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом - департаментом (форма 6-НДФЛ) за 2021 год, отражен в выписке операций по расчету с бюджетом за период с 1 января 2022года по 7 декабря 2022 года (код по КНД 1166107) и учтен в акте сверки по налогам, сборам, пеням и штрафам № 2022-94585 от 5 декабря 2022 года, по данным которого за департаментом числится переплата по НДФЛ в размере 165181,41 руб. (нарастающим итогом за предыдущие годы).

В нарушение требований статей 38, 162 БК РФ департаментом допущено нецелевое использование бюджетных средств в размере 120 073,02 руб. - уплата НДФЛ за счет средств налогового агента (средства местного бюджета, КБК8130709АА40000001121 и КБК 8130709БС10000002121) вместо удержаний из полученных работниками доходов.

3. В нарушение требований статей 38 и 162 БК РФ, Приложения № 3 к Порядку формирования и применения дополнительных кодов бюджетной классификации расходов местного бюджета № 21 департаментом допущено нецелевое использование бюджетных средств в размере 5 600,00 руб. - расходование средств, предоставленных на прочие несоциальные выплаты персоналу по дополнительному коду бюджетной классификации расходов 2101.001560.214 (прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме - компенсация стоимости проезда в отпуск и обратно, переезда и пр.), на оплату расходов, связанных со служебными командировками(суточные).

По выявленным нарушениям 11 мая 2023 года в отношении руководителя департамента Юрздицкого А.А. составлен протокол об административном правонарушении № 11 по статье 15.14 КоАП РФ.

Рассматривая дело об административном правонарушении, судья Магаданского городского суда пришел к верному выводу о том, что руководителем департамента Юрздицким А.А. допущено нарушение требований статей 38, 162 БК РФ - нецелевое использование бюджетных средств в размере 1703,13руб.- расходование фонда оплаты труда работников структурных подразделений по КБК 8130709БС10000002121 на оплату труда технического персонала, которая должна осуществляться по КБК 8130709АА40000001121, совершенное 28декабря 2021 года, и его действия правильно квалифицированы по статье 15.14 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 11 мая 2023 года № 11; актом проверки департамента от 6 февраля 2023 года № 1 и Приложениями к нему; отчетом о результатах контрольного мероприятия от 2 марта 2023 года; платежными поручениями от 17 декабря 2021 года, от 29 декабря 2021 года, от 28 декабря 2021 года и иными доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы в протоколе об административном правонарушении от 11 мая 2023 года верно указано место совершения административного правонарушения: г. Магадан, ул. Наровчатова, д.6.

Согласно абзацу 2 подпункта «з» пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий.

Руководитель департамента Юрздицкий А.А. исполняет возложенные на него обязанности по месту нахождения департамента образования мэрии города Магадана по адресу: г. Магадан, ул. Наровчатова, д.6.

Следовательно, местом совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, является место работы этого должностного лица.

Доводы жалобы о том, что Юрздицкий А.А. не является субъектом вмененного административного правонарушения, так как финансово-хозяйственную деятельность в департаменте осуществляет управление экономики и финансов и на начальника отдела финансовой деятельности возложены обязанности главного бухгалтера департамента, являются несостоятельными.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Юрздицкий А.А. в период с 1 октября 2021 года по 31 мая 2022 года замещал должность и.о. руководителя департамента образования мэрии города Магадана (распоряжение мэрии города Магадана от 23 сентября 2021 года № 579-л/с), с 1 июня 2022 года по настоящее время замещает должность руководителя департамента образования мэрии города Магадана (распоряжение мэрии города Магадана от 1 июня 2022 года № 237-л/с).

В соответствии подпунктом 2 части 8 статьи 7 Федерального закона от 6декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» руководитель экономического субъекта единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

Согласно пунктам 2.3.15, 4.2.1 Положения о департаменте основной задачей департамента является, в том числе осуществление внутриведомственного финансового контроля в пределах своих полномочий. Руководитель несет персональную ответственность за выполнение возложенных на департамент задач.

Руководитель департамента контролирует финансово-экономическое состояние системы образования города (пункт 3.5.1 должностной инструкции руководителя департамента образования мэрии города Магадана).

Из Приложения № 15 к приказу Казначейства России от 14 мая 2020 года № 21н «О порядке казначейского обслуживания» следует, что заявка на кассовый расход подписывается не только главным бухгалтером, но и руководителем.

Таким образом, должностное лицо – руководитель департамента образования Юрздицкий А.А., осуществляя возложенные на него обязанности, допустил нецелевое использование бюджетных средств, в связи с чем обоснованно привлечен к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), а также влекущих применение статьи 2.9 КоАП РФ, не установлено.

Принцип презумпции невиновности, закрепленный в статье 1.5 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушен.

Нарушений норм материального и процессуального права, безусловно влекущих отмену состоявшихся по делу актов, при рассмотрении дела не допущено.

Вместе с тем с выводами суда, что Юрздицким А.А. совершены правонарушения - нецелевое использование бюджетных средств в размере 120073,02 руб. и в размере 5 600,00 руб., согласиться нельзя в силу следующего.

На основании статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе наличие события административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе время совершения и событие административного правонарушения.

Между с тем в протоколе об административном правонарушении от 11 мая 2023 года № 11 не указано время совершения каждой конкретной платежно-расчетной операции по нецелевому расходованию бюджетных средств, в частности

операций по нецелевому использованию бюджетных средств в размере 10543,89 руб. – уплата НДФЛ за счет средств налогового агента (средства местного бюджета КБК 8130709АА40000001121 вместо удержаний из полученных работниками доходов),

операций по нецелевому использованию бюджетных средств в размере 109529, 13 руб. – уплата НДФЛ за счет средств налогового агента (средства местного бюджета КБК 8130709БС1000000 вместо удержаний из полученных работниками доходов);

операций по нецелевому использованию бюджетных средств в размере 5600,00 руб. – расходование средств, предоставленных на прочие несоциальные выплаты персоналу по дополнительному коду бюджетной классификации расходов 2101.00156.214 (прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме – компенсация стоимости проезда в отпуск и обратно, переезда и пр.), на оплату расходов, связанных со служебными командировками (суточные).

Время совершения каждой конкретной платежно-расчетной операции по нецелевому расходованию бюджетных средств относится к числу признаков объективной стороны правонарушения, подлежит доказыванию и имеет существенное правовое значение для настоящего дела, поскольку влияет на правильность исчисления срока давности привлечения к административной ответственности.

Указанный недостаток протокола об административном правонарушении не может быть восполнен судьей при рассмотрении дела.

Из содержания пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах вменяемые руководителю департамента Юрздицкому А.А. правонарушения - нецелевое использование бюджетных средств в размере 120 073,02 руб. и в размере 5 600,00 руб. нельзя признать доказанными, в связи с чем постановление Магаданского городского суда от 9июня 2023 года подлежит изменению путем исключения из него указания на нарушение руководителем департамента образования Юрздицким А.А.

требований статей 38, 162 БК РФ - нецелевое использование бюджетных средств в размере 120 073,02 руб. - уплата НДФЛ за счет средств налогового агента (средства местного бюджета, КБК 8130709АА40000001121 и КБК 8130709БС10000002121) вместо удержаний из полученных работниками доходов;

требований статей 38, 162 БК РФ, Приложения № 3 к Порядку формирования и применения дополнительных кодов бюджетной классификации расходов местного бюджета № 21 - нецелевое использование бюджетных средств в размере 5 600,00 руб. - расходование средств, предоставленных на прочие несоциальные выплаты персоналу по дополнительному коду бюджетной классификации расходов 2101.001560.214 (прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме - компенсация стоимости проезда в отпуск и обратно, переезда и пр.), на оплату расходов, связанных со служебными командировками (суточные).

Поскольку административное наказание назначено Юрздицкому А.А. с соблюдением требований статей 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ в минимальном размере, то оснований для его изменения в связи с уменьшением объема обвинения не имеется.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Магаданского областного суда

РЕШИЛА:

постановление судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 9 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Юрздицкого А.А. изменить, исключив из него указание на нарушение руководителем департамента образования мэрии города Магадана ЮрздицкимА.А.:

требований статей 38, 162 БК РФ - нецелевое использование бюджетных средств в размере 120 073,02 руб. - уплата НДФЛ за счет средств налогового агента (средства местного бюджета, КБК 8130709АА40000001121 и КБК 8130709БС10000002121) вместо удержаний из полученных работниками доходов;

требований статей 38, 162 БК РФ, Приложения № 3 к Порядку формирования и применения дополнительных кодов бюджетной классификации расходов местного бюджета № 21 - нецелевое использование бюджетных средств в размере 5 600,00 руб. - расходование средств, предоставленных на прочие несоциальные выплаты персоналу по дополнительному коду бюджетной классификации расходов 2101.001560.214 (прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме - компенсация стоимости проезда в отпуск и обратно, переезда и пр.), на оплату расходов, связанных со служебными командировками (суточные).

В остальной части указанное постановление оставить без изменения, жалобу руководителя департамента образования мэрии города Магадана Юрздицкого А.А. - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статей 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Девятый кассационный суд общей юрисдикции лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 данного Кодекса, должностным лицом, направившим это дело на рассмотрение судье, либо опротестовано прокурором.

Судья Л.С. Морозова