ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-407/2021 от 28.07.2021 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Таскаева М.Н. Дело № 12-412/2021

(Дело № 5-407/2021)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Машкина И.М.,

При секретаре Тырышкиной Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании 28 июля 2021 года в городе Сыктывкаре Республики Коми жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Жешартский ЛПК» Елфимова А.А. на постановление судьи Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 10 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Жешартский ЛПК»,

установил:

постановлением судьи Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 10 июня 2021 года общество с ограниченной ответственностью «Жешартский ЛПК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

В жалобе, поданной защитником общества с ограниченной ответственностью «Жешартский ЛПК» Елфимовым А.А. в Верховный Суд Республики Коми, ставится вопрос об отмене постановления судьи, с прекращением производства по делу за отсутствием в действиях общества состава вменяемого правонарушения.

Общество с ограниченной ответственностью «Жешартский ЛПК», надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание в Верховный Суд Республики Коми представителя не направили, ходатайство об отложении слушания дела не направило.

Должностное лицо административного органа, составившее протокол об административном нарушении Киршин Е.В. с доводами жалобы не согласился.

На основании статьи 30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 10.3 КоАП РФ нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Частями 1 и 4 статьи 15 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 206-ФЗ «О карантине растений» установлено, что процессы производства (в том числе переработки), хранения, перевозки, реализации, уничтожения подкарантинной продукции должны осуществляться с соблюдением карантинных фитосанитарных требований.

Собственник подкарантинной продукции, а также лицо, осуществляющее хранение подкарантинной продукции, ее перевозку, переработку или реализацию, в случае обнаружения признаков заражения и (или) засорения подкарантинной продукции карантинными объектами обязаны разместить подкарантинную продукцию, зараженную и (или) засоренную карантинными объектами, изолированно от подкарантинной продукции, свободной от карантинных объектов, незамедлительно уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений.

По смыслу пункта 5 части 3 статьи 18, пунктов 1, 9, 10 части 1 статьи 32 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 206-ФЗ «О карантине растений» на период действия карантинного фитосанитарного режима могут устанавливаться запреты и (или) ограничения в отношении вывоза без карантинного сертификата из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим. Граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны выполнять карантинные фитосанитарные требования, осуществлять перевозку подкарантинной продукции с применением мер, исключающих возможность ее потерь и возможность заражения и (или) засорения территории Российской Федерации карантинными объектами, выполнять другие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений, правилами и нормами обеспечения карантина растений.

Из материалов дела следует, что приказами Управления Россельхознадзора по Республике Коми №№ 118, 119 и 120 от 24 ноября 2020 года установлены карантинные фитосанитарные зоны в границах территории Республики Коми по малому черному еловому усачу Monochamus sutor Linnaeus», большому черному еловому сосновому усачу Monochamus urussovii (Fischer v. Waldheim)» и черному сосновому усачу Monochamus galloprovincialis (Olivier)», на которых введен карантинный фитосанитарный режим, вывоз лесоматериалов за пределы Республики Коми разрешен при наличии карантинного сертификата.

Общество с ограниченной ответственностью «Жешартский ЛПК» на основании договора аренды лесного участка <Номер обезличен> осуществляет заготовку древесины на территории Республики Коми ГУ «Сысольское лесничество» Заозерское лесничество.

В соответствии с договором поставки <Номер обезличен> общество с ограниченной ответственностью «Жешартский ЛПК» (поставщик) поставляет лесопродукцию ... (покупатель), по условиям которого поставщик обязуется поставить (передать в собственность), а покупатель принять и оплатить лесопродукцию. В соответствии с пунктом 2.7. договора поставщик обязан оформить транспортные накладные и сопроводительные документы на транспортировку товара в соответствии с требованиями, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 года № 571 «О сопроводительном документе на транспортировку древесины».

17 марта 2021 года, точное время не установлено, ООО «Жешартский ЛПК» на территории Республики Коми, ГУ «Сысольское лесничество», Заозерское лесничество в <Адрес обезличен>, произвело реализацию подкарантинной продукции (бревен еловых для распиловки и строгания древесины) ... в объеме ... куб.м, вывезенной 17 марта 2021 года с территории Республики Коми для перевозки в Кировскую область на автомашине марки «Мерседес», государственный регистрационный знак <Номер обезличен>, с прицепом, под управлением водителя ФИО в сопровождении формы сопроводительного документа на транспортировку древесины <Номер обезличен> от 17 марта 2021 года, транспортной накладной <Номер обезличен> от 16 марта 2021 года, без карантинного сертификата, свидетельствующего об установлении карантинного фитосанитарного состояния данной подкарантинной продукции. Подкарантинная продукция вывезена из карантинной фитосанитарной зоны, установленной приказами Управления Россельхознадзора по Республике Коми от 24.11.2020 № 118 «О введении карантинного фитосанитарного режима и об установлении карантинной фитосанитарной зоны по малому черному еловому усачу Monochamus sutor Linnaeus», № 119 «О введении карантинного фитосанитарного режима и об установлении карантинной фитосанитарной зоны по большому черному еловому сосновому усачу Monochamus urussovii (Fischer v. Waldheim)» и № 120 «О введении карантинного фитосанитарного режима и об установлении карантинной фитосанитарной зоны по черному сосновому усачу Monochamus galloprovincialis (Olivier)».

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом <Номер обезличен> об административном правонарушении от 12 мая 2021 года; распоряжением ... от 24 марта 2021 года <Номер обезличен> о проведении внеплановой документарной проверки в отношении юридического лица ООО «Жешартскпий ЛПК»; представлением ... от 18 марта 2021 года об организации внеплановой документарной проверки; рапортом ... от 18 марта 2021 года <Номер обезличен>, из которого следует, что 18 марта 2021 года в Отдел надзора в области карантина растений, качества и безопасности зерна и продуктов его переработки (Прилузский район) Россельхознадзора из ОМВД России по Прилузскому району поступило сообщение (исх. <Номер обезличен> от 18 февраля 2021 года) о том, что <Дата обезличена> на <Адрес обезличен> остановлена автомашина «Мерседес», государственный регистрационный знак <Номер обезличен>, с прицепом, которая перевозила лесопродукцию хвойных пород (бревна еловые для распиловки и строгания) объемом ... куб.м. с территории Республики Коми, ГУ «Сысольское лесничество», Заозерское участковое лесничество, <Адрес обезличен>, в Кировскую область по адресу: <Адрес обезличен>, без карантинного сертификата; рапортом ... от 17 марта 2021 года, согласно которому <Дата обезличена> от ... поступило сообщение о том, что <Адрес обезличен> остановлена автомашина «Мерседес», государственный регистрационный знак <Номер обезличен>, в составе прицепа, государственный регистрационный знак <Номер обезличен>, под управлением ФИО, <Дата обезличена>, перевозящего бревна еловые, ..., без карантинного сертификата; письменными объяснениями самого водителя ФИО от 17 марта 2021 года, из которых следует, что 16 марта 2021 года в ГУ «Сысольское лесничество», Заозерское уч. лесничество, <Адрес обезличен>, в автомашину «МАЗ» государственный регистрационный знак <Номер обезличен> с прицепом был загружен пиловочник хвойных пород в объеме ... куб.м. для дальнейшей перевозки в Кировскую область по адресу: <Адрес обезличен>. <Дата обезличена> на автодороге «Вятка» <Адрес обезличен> автомашина под его управлением была остановлена сотрудником ДПС ОГИБДД ОМВД России по Прилузскому району для проверки документов на перевозимый груз, на сопровождение груза у него имелись: сопроводительный документ на транспортировку древесины <Номер обезличен> от 17 марта 2021 года, транспортная накладная <Номер обезличен> от 16 марта 2021 года и путевой лист <Номер обезличен> от 16 марта 2021 года, карантинный сертификат грузоотправителем после погрузки груза на сопровождение лесопродукции хвойных пород ему не выдавался. О том, что он нужен при перевозке лесопродукции хвойных пород за пределами территории Республики Коми он не знал, при этом грузоотправителем являлось ООО «Жешартский ЛПК», находящееся по адресу: 169045, Республика Коми, п.Жешарт, Усть-Вымский район, ул.Гагарина, д.1 (ИНН1121022681), перевозчиком - ..., находящееся по адресу: <Адрес обезличен>, собственником и грузополучателем - ..., находящееся по адресу: <Адрес обезличен>; копией транспортной накладной от 16 марта 2021 года; копией сопроводительного документа на транспортировку древесины от 17 марта 2021 года; фотоматериалами автомашины; копией свидетельства о регистрации транспортного средства <Номер обезличен>; копией свидетельства о регистрации транспортного средства <Номер обезличен>; копией водительского удостоверения, выданного 4 июля 2014 года на имя ФИО; копией путевого листа <Номер обезличен> от 16 марта 2021 года; актом <Номер обезличен> проверки отдела надзора в области карантина растений, качества и безопасности зерна и продуктов его переработки Управления по Республике Коми Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) от 21 апреля 2021 года, согласно которому доставка лесопродукции была осуществлена <Дата обезличена> по адресу: <Адрес обезличен>, то есть за пределами карантинной фитосанитарной зоны, которая установлена на территории Республики Коми, без карантинного сертификата, карантинное фитосанитарное состояние подкарантинной продукции установлено не было, в связи с чем могла возникнуть потенциальная опасность распространения карантинных объектов, согласно базе данных ФГИС «Аргус-ФИТО» по выдаче и учету фитосанитарной документации ООО «Жешартский ЛПК» карантинные сертификаты для перевозки вышеуказанной подкарантиной продукции не выдавались; договором на поставку лесопродукции <Номер обезличен> от 17 декабря 2020 года, приложением <Номер обезличен> и <Номер обезличен> к данному договору, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, установленные статьей 26.1 названного Кодекса.

Деяние общества с ограниченной ответственностью «Жешартский ЛПК» образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.3 КоАП РФ.

В силу статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество с ограниченной ответственностью «Жешартский ЛПК», не проявив должной степени заботливости и осмотрительности, необходимой для строгого соблюдения действующих норм и правил, не допустить их нарушения, нарушило требования Федерального закона от 21 июля 2014 года № 206-ФЗ «О карантине растений», в связи с чем судья районного суда пришел к обоснованному выводу о правомерном привлечении общества к административной ответственности, установленной статьей 10.3 КоАП РФ.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях общества состава вменяемого правонарушения, поскольку оно не является собственником подкарантинной продукции, следовательно, субъектом правонарушения были предметом проверки судьей районного суда и обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в обжалуемом постановлении и не ставят под сомнение наличие в действиях общества с ограниченной ответственностью «Жешартский ЛПК» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.3 КоАП РФ.

Следует отметить, что в силу частей 1, 6 статьи 21 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 206-ФЗ «О карантине растений» в случае введения карантинного фитосанитарного режима и установления временных ограничений, предусмотренных пунктом 5 части 3 статьи 18 настоящего Федерального закона, вывоз из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим, осуществляется на основании карантинного сертификата в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Перевозка подкарантинной продукции допускается при условии указания в документах, сопровождающих груз, уникального идентификационного номера карантинного сертификата.

Согласно рекомендациям по профилактике правонарушений в сфере производства и вывоза лесопродукции, изложенным в соответствующем информационном письме, опубликованном на официальном сайте Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору http://www.fsvps.ru, вывоз лесопродукции из карантинной фитосанитарной зоны должен осуществляться на основании карантинного сертификата в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Карантинный сертификат должен оформляться на каждую партию подкарантинной продукции при вывозе из карантинной фитосанитарной зоны. Для получения карантинного сертификата отправитель может подать заявку в электронном виде. Для этого необходимо на главной странице официального сайта Россельхознадзора во вкладке Аргус-Фито/Подсистема «Электронный карантинный сертификат»/Заявление на выдачу КС заполнить заявку, предварительно осуществив регистрацию.

Перевозка лесопродукции допускается при условии указания в документах, сопровождающих ее, уникального идентификационного номера карантинного сертификата (пункт 6 статьи 21 Федерального закона № 206-ФЗ от 21 июля 2014 года «О карантине растений»).

Следовательно, действующим законом прямо предусмотрена обязанность, в том числе отправителя подкарантинной продукции, ее перевозчика, в данном случае общества с ограниченной ответственностью «Жешартский ЛПК», осуществляющего вывоз лесопродукции, только при наличии карантинного сертификата. Оснований для освобождения общества от данной ответственности не имеется.

Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.

Административное наказание назначено обществу с учетом требований статей 3.1, 3.2, 3.5, 4.1 названного Кодекса при отсутствии обстоятельств, перечисленных в статьях 4.2 и 4.3 КоАП РФ, в минимальном размере санкции статьи 10.3 КоАП РФ.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 части 1 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления судьи при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья Верховного Суда Республики Коми

решил:

постановление судьи Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 10 июня 2021 года оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Жешартский ЛПК» Елфимова А.А. - без удовлетворения.

Судья И.М. Машкина