Мировой судья Ким Ю.В. Дело № 12-162/2023
(первая инстанция №5-429/2023)
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
<...> 18 декабря 2023 года
Судья Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края Тарасенко О.Г., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №6 Октябрьского района г. Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым директор ООО «Бревенград Барнаул»
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец пгт. <адрес>, зарегистрированный и проживающий по адресу: <адрес>
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 300 рублей в доход государства,
У С Т А Н О В И Л:
согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№, составленному заместителем начальника отдела взаимодействия со страхователями Отделения СФР по Алтайскому краю ФИО3, при проведении проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» установлено, что страхователем ООО «Бревенград Барнаул» отчетность по форме СВЗ-М «дополняющая» за отчетный период ноябрь 2022 года представлена 18 апреля 2023 года, то есть с нарушением установленного законодательством срока (ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается положительным унифицированным протоколом проверки приема отчетности по форме СВЗ-М от ДД.ММ.ГГГГ со статусом «Документ принят». Директор ООО «Бревенград Барнаул» ФИО1 не исполнил обязанность, предусмотренную пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» по своевременному предоставлению отчетности по форме СЗВ-М за ноябрь 2022 года. Бездействие директора ООО «Бревенград Барнаул» ФИО1 квалифицировано по части 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По делу мировым судьей судебного участка №6 Октябрьского района г. Барнаула ДД.ММ.ГГГГ вынесено оспариваемое постановление.
В жалобе, поступившей мировому судье, ФИО1 просит отменить названное постановление, производство по делу прекратить, мотивируя отсутствием его вины в совершении административного правонарушения, поскольку согласно приказу ООО «Бревенград Барнаул» от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении лица, ответственного за сдачу финансовой, налоговой отчетности, сведений во внебюджетные фонды» лицом, ответственным за сдачу отчетности по форме СЗВ была назначена менеджер коммерческого отдела ФИО6 на которую была возложена обязанность по своевременному предоставлению финансовой, налоговой отчетности, а также сведений и отчетности во внебюджетные фонды по назначению в установленные законодательством сроки непосредственно ответственным лицом по телекоммуникационным каналам связи. Поданная отчетность по форме СЗВ за ноябрь 2022 года маркирована как «дополняющая», а не как первичная СЗВ, тем самым представитель ООО «Бревенград Барнаул» обнаружил ошибку в отчетности и исправил ее. Согласно пункту 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21 декабря 2016 года №766н, в случае предоставления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются. При вынесении оспариваемого постановления мировым судьей не учтено, что согласно статье 15 Закона №27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации, представление корректирующих сведений в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом ПФР предусмотрено пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21 декабря 2016 года №766н. Для предоставления корректирующих сведений установлен срок в пять рабочих дней, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа ПФР об устранении имеющихся расхождений, при этом, положения Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» и Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах не содержат ограничений по количеству подаваемых корректировок в ПФР и не устанавливают ответственность за нарушение пятидневного срока предоставления скорректированных данных о застрахованных лицах. Таким образом, страхователь, подав отчетность по форме СЗВ «дополняющая» за отчетный период, реализовал свое право на дополнение и уточнение переданных сведений, предусмотренное статьей 15 Закона №27-ФЗ. Кроме того, при вынесении постановления мировым судьей не приняты во внимание смягчающие ответственность обстоятельства: совершение правонарушения впервые, подача первичной отчетности в установленный законом срок.
В судебное заседание ФИО1, его защитник Скопенко М.Н. не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.
Полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсуствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нахожу оснований для отмены постановления мирового судьи.
В соответствии с частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (здесь и далее в редакции, действующей на дату совершения административного правонарушения), непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ) (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) установлено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 указанной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 данной статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу пункта 2 статьи 8 указанного закона сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, в том числе информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица
Таким образом, доводы ФИО1 об отсутствии состава правонарушения в связи с самостоятельным устранением ошибки не могут быть приняты во внимание, поскольку, исходя из положений статей 15, 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ реализация страхователем права дополнять и уточнять переданные им ранее сведения о застрахованных лицах может иметь правовое значение при решении вопроса о наличии или отсутствии оснований для привлечения к финансовой ответственности, установленной частью 3 статьи 17 названного Закона.
Самостоятельное устранение страхователем ошибки и/или неполноты в ранее представленных сведениях по истечении срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ, не исключает установленную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административную ответственность должностного лица, не выполнившего надлежащим образом предусмотренную указанной нормой обязанность по представлению сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в установленный срок.
Материалами дела установлено, что ООО «Бревенград Барнаул», являясь страхователем, обязано в соответствии с положениями Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» предоставлять сведения о каждом работающем у него застрахованном лице в срок установленный пунктом 2.2. статьи 11 указанного Закона по форма СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 апреля 2021 года №103п.
В форме электронного документа сведения по форме СЗВ-М предоставляются в соответствии с форматом, утвержденным Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 7 декабря 2016 года №1077п «Об утверждении формата сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-М)», при поступлении сведений в формате электронного документа осуществляются проверки, предусмотренные указанным Постановлением, по результатам которых формируется в автоматизированном режиме унифицированный протокол проверки, который представляет собой xml-документ, установленной унифицированной структуры и передается страхователю. При наличии в протоколе проверки формы СЗВ-М критических ошибок формируется отрицательный унифицированный протокол проверки со статусом «Документ не принят», при наличии не критических ошибок либо при отсутствии ошибок формируется положительный унифицированный протокол проверки со статусом «Документ принят». Обязанность предоставления сведений по форме СЗВ-М считается исполненной при предоставлении страхователем таких сведений в срок, установленный пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» и в соответствии с утвержденным Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 7 декабря 2016 года №1077п «Об утверждении формата сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-М)» форматом данных сведений о застрахованных лицах, при наличии положительного протокола проверки со статусом «Документ принят».
Материалами дела установлено и не оспаривается стороной заявителя, факт направления посредством телекоммуникационной связи ДД.ММ.ГГГГ ООО «Бревенград Барнаул» в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах в формате СЗВ-М с указанием «дополняющая» за отчетный период – ноябрь 2022 года ТКС, т.е. направление за пределами срока, установленного положениями пункта 2.2. статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ. Отчетность формы СЗВ-М подписана усиленной квалифицированной электронной подписью директора ООО «Бревенград Барнаул» ФИО1
По результатам проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного учета) ДД.ММ.ГГГГ составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальной (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, в котором указано на наличие оснований к привлечению ООО «Бревенград Барнаул» к ответственности предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования».
Решением от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования ООО «Бревенград Барнаул» привлечено к ответственности за не предоставление сведений в срок установленный пунктом 2.2. статьи 11 Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ и подвергнуто штрафу в размере 1 000 рублей.
Доводы ФИО1 о том, что он не является субъектом указанного правонарушения, основаны на неверном толковании закона, поскольку законодательством Российской Федерации обязанность по предоставлению необходимой информации возложена на страхователя, то есть на соответствующего руководителя юридического лица.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Материалами дела достоверно установлено, что ФИО1 на дату совершения правонарушения являлся директором ООО «Бревенград Барнаул», и соответственно, будучи руководителем Общества, являющегося в силу Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», страхователем, осуществляя организационно-распорядительные функции, зная о возложенных на страхователя обязанностях по соблюдению требований пенсионного законодательства ФИО1 исчерпывающие меры по их соблюдению не предпринял, чем не обеспечил исполнение названным страхователем возложенных на него обязанностей.
Данные обстоятельства и виновность ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении; актом о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальной (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования от ДД.ММ.ГГГГ; решением от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования; протоколом проверки отчетности; выпиской из ЕГРЮЛ; сведениями о застрахованных лицах от ДД.ММ.ГГГГ, оцененными мировым судьей по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности (статья 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, ФИО1 обоснованно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, изложенные ФИО1 в жалобе, основаны на неверном толковании закона, были предметом проверки в ходе рассмотрения дела мировым судьей, обоснованно отвергнуты мировым судьей по основаниям, изложенным в постановлении, и не опровергают обоснованность выводов мирового судьи о виновности ФИО1 в совершении вмененного ему деяния.
Таким образом, вопреки доводам жалобы из материалов дела не усматривается, что ФИО1 приняты исчерпывающие меры, направленные на исполнение обязанности по своевременному предоставлению сведений о застрахованных лицах в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
В целом доводы настоящей жалобы о неправильном применении норм материального права сводятся к субъективной оценке норм закона, направлены на переоценку исследованных доказательств и установленных мировым судьей обстоятельств, и не могут быть признаны обоснованными.
Какие-либо противоречия, которые могли бы поставить под сомнение выводы мирового судьи о виновности ФИО1 в совершении вмененного ему правонарушения, в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Вывод мирового судьи о наличии в деянии ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Действия ФИО1 квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, не допущено, нормы материального права применены правильно.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 15.33.2 названного кодекса.
При этом тот факт, что мировым судьёй не учтено в качестве смягчающего административную ответственность обстоятельства совершение административного правонарушения впервые, сдача первичной отчетности в срок, не свидетельствует о незаконности вынесенного постановления.
Возможность признания обстоятельств, не указанных в части 1 ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, является правом, а не обязанностью мирового судьи, о чем указано в части 2 названной статьи. Кроме того, наказание назначено ФИО1 в минимальных пределах санкции части 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для признания в качестве смягчающего административную ответственность обстоятельства сам факт совершения правонарушения (хоть и впервые), а также факт представления в установленный законом срок отчетности, не отвечающей критерию полноты, а, как следствие и достоверности, у мирового судьи не имелось.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление мирового судьи судебного участка №6 Октябрьского района г. Барнаула Алтайского края от 9 октября 2023 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения, но может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с учетом положений ст.30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья О.Г. Тарасенко