ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-516/19 от 19.11.2019 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Фурманов И.В. 7-154/2019

Дело № 5-516/2019

Р Е Ш Е Н И Е

19 ноября 2019 г. г. Элиста

Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Панасенко Г.В.,

при секретаре Багаевой И.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 октября 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ФИО1,

установил:

постановлением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 октября 2019 г. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде обязательных работ на срок 25 часов.

В жалобе на указанное постановление судьи ФИО1 ставит вопрос об его отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Считает, что вывод судьи о том, что он являлся организатором публичного мероприятия, состоявшегося 29 сентября 2019 г. на территории площади (данные изъяты), не соответствует действительности и ничем не подтвержден. Один факт публикации в его аккаунте в социальной сети «Facebook» приглашения на названное мероприятие не свидетельствует об этом, поскольку им не проводилась какая-либо предварительная агитация, как то: изготовление и распространение листовок, публикация тематических статей и иных материалов в печати, изготовление наглядной агитации в иной форме. Ссылка на его аккаунт в социальной сети «Facebook» в группе «Элиста политическая» социальной сети «Вконтакте» им не публиковалась, аккаунт в социальной сети «Вконтакте» у него отсутствует, что свидетельствует о размещении в названной социальной сети приглашения на митинг иным лицом. Кроме этого, указывает, что количество участников мероприятия, проведенного 29 сентября 2019 г., составило менее 100 человек, в связи с чем у его организаторов в силу статьи 3 Закона Республики Калмыкия от 19 ноября 2012 г. № 385-IV-З «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Республики Калмыкия» отсутствовала обязанность уведомления местного органа власти. Каких-либо резолюций о недопущении Т. на должность и.о. главы города - Главы администрации г. Элисты вопреки доводам должностного лица административного органа на названном публичном мероприятии его участниками не принималось.

В судебном заседании ФИО1 и его защитник Убушиев С.В. поддержали доводы жалобы, дополнительно указав на несоответствие выводов судьи городского суда в обжалуемом решении разъяснениям, содержащимся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2012 г. № 12-П.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения ФИО1 и его защитника Убушиева С.В., прихожу к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Порядок реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 2 названого Федерального закона, публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. В том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (пункт 3 статьи 2).

Согласно статье 3 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.

В силу части 4 статьи 5 данного Федерального закона обязанность подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена на организатора публичного мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия осуществляется в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ.

В силу части 2 названной статьи порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

Порядок подачи в органы местного самоуправления и орган исполнительной власти Республики Калмыкия уведомлений о проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, проводимых на территории Республики Калмыкия, урегулирован законом Республики Калмыкия от 19 ноября 2012 г. № 385-IV-3 «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Республики Калмыкия».

В соответствии со статьёй 2 данного закона уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в местную администрацию муниципального образования, на территории которого планируется проведение публичного мероприятия, в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ.

Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ установлено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок, либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Процедура предварительного уведомления организатором публичного мероприятия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия преследует цель заблаговременно довести до соответствующих органов публичной власти необходимую информацию о форме, месте (маршруте движения), времени начала и окончания публичного мероприятия, предполагаемом количестве его участников, способах (методах) обеспечения общественного порядка и организации медицинской помощи, а также об организаторах и лицах, уполномоченных выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; в противном случае органы публичной власти, не имея достоверного представления о планируемом публичном мероприятии, его характере и масштабах, лишаются реальной возможности исполнить возложенную на них статьей 2 Конституции Российской Федерации обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина и принять необходимые меры, в том числе профилактические и организационные, направленные на обеспечение безопасных как для самих участников публичного мероприятия, так и для иных лиц условий проведения публичного мероприятия.

Предъявление к организаторам публичных мероприятий требований об уведомлении органа публичной власти, обусловлено в том числе и интересами значительного числа граждан и возможностью возникновения потенциальной угрозы нарушения общественного порядка и общественной безопасности.

Как усматривается из материалов дела, 29 сентября 2019 г. в период времени с 11 часов до 12 часов 40 минут на территории площади (данные изъяты) по улице Ленина г. Элисты. ФИО1 путем размещения через личный профиль «(данные изъяты)» поста в социальной сети «Facebook» в нарушение части 4 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ без согласования и подачи в установленном порядке в орган местного самоуправления уведомления организовал и провел публичное мероприятие по поводу отстранения от должности Главы администрации г. Элисты Т. с участием 180 человек.

По данному факту инспектором ОИАЗ УМВД России по г. Элисте ФИО2 30 сентября 2019 г. в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ.

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств.

Так, согласно рапорту инспектора ОИАЗ УМВД по г. Элисте ФИО2 от 29 сентября 2019 г. в период времени с 11 часов до 12 часов 40 минут на территории площади (данные изъяты) по улице Ленина г. Элисты было проведено публичное мероприятие, в котором приняло участие примерно 180 человек. Организатором данного мероприятия является председатель Калмыцкого регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» ФИО1 Повесткой публичного мероприятия было принятие резолюции по недопущению Т. на должность и.о. главы города - Главы администрации г. Элисты (л.д. 2).

Из протокола осмотра места происшествия от 29 сентября 2019 г., составленного участковым уполномоченным полиции УМВД по г. Элисте ФИО3, и приложенных к нему фототаблиц следует, что в период времени с 11 часов до 12 часов на территории площади (данные изъяты) г. Элисты проходило публичное мероприятие в форме митинга, который не был согласован в установленном порядке с администрацией г. Элисты, в нем принимало участие 180 человек. Организатором митинга являлся ФИО1, цель - протест против назначения на пост врио Главы администрации г. Элисты Т. (л.д.3-6).

Видеозаписью, содержащейся на 4 компакт-дисках, зафиксировано выполнение ФИО1 на указанном публичном мероприятии организационно-распорядительных функций (л.д. 25-26).

Из объяснений начальника юридического отдела администрации г. Элисты ФИО4 от 29 сентября 2019 г. следует, что в этот день на площади (данные изъяты) г. Элисты проходило публичное мероприятие против назначения пост и.о. Главы администрации г. Элисты Т., численность его участников составила 180 человек. В нарушение требований Закона Республики Калмыкия от 19 ноября 2012 г. № 385-IV-3 «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Республики Калмыкия» администрация г. Элисты не была проинформирована в письменной форме о проведении данного публичного мероприятия. В этой связи организатору мероприятия - ФИО1 было вручено уведомление о прекращении несогласованного публичного мероприятия, которое он принял под роспись (л.д. 7).

Согласно письменным объяснениям ФИО1 от 30 сентября 2019 г., он действительно присутствовал в указанное время на территории площади (данные изъяты) г. Элисты. 29 сентября 2019 г. им было принято решение о призыве граждан собраться на митинг по поводу отстранения от должности и.о. Главы администрации г. Элисты Т. посредством социальной сети «Facebook», о чем он 29 сентября 2019 г. в 4 часа 45 минут опубликовал соответствующее сообщение. Полагая, что если публичное мероприятие проводится в специально отведенном месте, то подавать уведомление в местные органы власти не требуется, он не стал уведомлять администрацию г. Элисты о проведении данного публичного мероприятия. Общим решением участников данное мероприятие признано народным сходом. Мероприятие началось в 11 час. 10 мин этого же дня и было закрыто им в 12 час. 50 мин. Он взял на себя функцию координатора и по своей инициативе следил за порядком (л.д. 20).

В соответствии с протоколом осмотра сайтов в открытой телекоммуникационной сети «Интернет» от 29 сентября 2019 г., составленным инспектором ОИАЗ УМВД по г. Элисте ФИО2, и приложенным к нему скриншотам в социальной сети «Вконтакте» имеется группа «Элиста политическая» с количеством 708 подписчиков, на странице которой опубликована ссылка на личный профиль «(данные изъяты)» социальной сети «Facebook». В ходе осмотра страницы интернет-сайта «Facebook» под названием «(данные изъяты)/Республика Калмыкия (текущее состояние и развитие)» установлено, что она содержит публикацию о приглашении 29 сентября 2019 г. в 11 час. на территорию площади (данные изъяты) г. Элисты на митинг осуждения решения Элистинского городского собрания о назначении на должность и.о. главы города - Главы администрации г. Элисты Т. (л.д. 9-15).

Согласно сообщению заместителя Главы администрации г. Элисты от 30 сентября 2019 № БЭ-3119/01-23, в адрес органа местного самоуправления г. Элисты уведомлений о проведении 29 сентября 2019 г. на площади Победы в парке «Дружба» публичного мероприятия в форме митинга не поступало (л.д. 17).

Все представленные доказательства получили оценку судьи первой инстанции на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения дела судьей в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию.

Вывод о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, признанным судьей достаточными для разрешения настоящего дела.

Довод ФИО1 о том, что он не являлся организатором публичного мероприятия, несостоятелен, поскольку противоречит совокупности приведенных выше доказательств, собранных по делу.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», под организатором публичного мероприятия для целей статьи 20.2 КоАП РФ следует понимать физическое или юридическое лицо, взявшее на себя обязательство по организации и (или) проведению публичного мероприятия, а также лицо, уполномоченное организатором (часть 1, пункт 3 части 3 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ).

Организация публичного мероприятия - осуществление одного из предусмотренных Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ действий либо их совокупности: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган публичной власти, проведение предварительной агитации, изготовление и распространение средств наглядной агитации, а также другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия (статья 4 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ) (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. № 28).

Из положений статьи 10 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ следует, что предварительной агитацией является информирование граждан о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и распространение иной информации, связанной с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывы граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.

Согласно полученным объяснениям ФИО1, последний не отрицал, что заблаговременно опубликовал в социальной сети «Facebook» пост о времени и месте митинга по поводу отстранения от должности и.о. Главы администрации г.Элисты Т. Тем самым, ФИО1 оповестил возможных участников публичного мероприятия о его проведении, проинформировал неопределенный круг лиц о месте, времени, целях проведения публичного мероприятия.

Факт призыва граждан принять участие в готовящемся публичном мероприятии подтверждается скриншотом публикации ФИО1 в социальной сети «Facebook», в тексте которой последний указал: «…Приходите сами и приводите с собой людей, близких вам по взглядам и ценностям…» (л.д. 14).

Названные выше объяснения ФИО1 о том, что во время указанного публичного мероприятия он по своей инициативе взял на себя функцию координатора и следил за порядком, соотносится с содержанием имеющейся в деле видеозаписи.

Из данной видеозаписи, исследованной в судебном заседании, усматривается, что ФИО1 29 сентября 2019 г. совместно с другими лицами вел публичное мероприятие, выполнял активные организаторские действия, неоднократно выступал перед собравшимися людьми, объяснял им, что целью публичного мероприятия является выражение народного недовольства и недоверия назначенному на должность и.о. Главы г. Элисты ФИО5, разъяснял последующие действия, в частности, необходимость проведения неоднократных аналогичных публичных мероприятий, им же предложено собравшимся разойтись во избежание составления административных протоколов. При этом присутствующие на митинге лица подчинялись его распоряжениям как организатору публичного мероприятия и лицу, его проводящего.

Таким образом, при имеющихся в деле доказательствах судья городского суда обоснованно пришел к выводу, что ФИО1 не только неправомерно организовал, но и провел указанное публичное мероприятие.

Ссылка в жалобе на отсутствие у ФИО1 аккаунта в социальной сети «Вконтакте» не имеет правового значения, поскольку приглашение на митинг 29 сентября 2019 г. было размещено ФИО1 путем публикации поста в социальной сети «Facebook», что последним при рассмотрении дела не отрицалось.

Утверждение в жалобе о том, что количество участников мероприятия составило менее 100 человек, в связи с чем у его организаторов в силу статьи 3 Закона Республики Калмыкия от 19 ноября 2012 г. № 385-IV-З «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Республики Калмыкия» отсутствовала обязанность уведомления о его проведении уполномоченного органа, является несостоятельным.

Согласно приведенной норме закона организатор публичного мероприятия при намерении использовать специально отведенное место для проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется, с предельной численностью участников до 100 человек включительно в сроки, установленные частью 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ, в письменной форме информирует об этом местную администрацию муниципального образования, на территории которого планируется проведение публичного мероприятия.

В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. № 28 обращено внимание судов на то, что согласно части 1.1 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ при проведении публичного мероприятия в определенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации месте, специально отведенном или приспособленном для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, уведомление о проведении публичного мероприятия не требуется при условии, что количество предполагаемых его участников не превышает установленную законом субъекта Российской Федерации предельную численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется; при этом указанная предельная численность не может быть менее 100 человек.

Размещая приглашение на названное публичное мероприятие в открытом доступе в сети Интернет, ФИО1 мог и должен был предвидеть, что количество изъявивших желание принять в нем участие может превысить 100 человек.

Как следует из протокола осмотра места происшествия от 29 сентября 2019 г., составленного участковым уполномоченным полиции УВМД России по г. Элисте ФИО3, и приложенных к нему фототаблиц следует, что в период времени с 11 часов до 12 часов на территории площади (данные изъяты) г. Элисты установлено нахождение людей в количестве 180 человек.

Оснований сомневаться в достоверности данного документа, составленного должностным лицом, находившимся при исполнении служебных обязанностей по обеспечению общественной безопасности, у судьи при рассмотрении дела не имелось. Обстоятельств, свидетельствующих о заинтересованности названного должностного лица в исходе дела, по делу не установлено. О наличии у последней оснований для оговора ФИО1 материалы дела не свидетельствуют, не указано на них и в жалобе.

Таким образом, вопреки доводу жалобы на ФИО1, как на организаторе публичного мероприятия лежала обязанность предварительного уведомления о его проведении органа местного самоуправления, что им выполнено не было.

Разъяснения, содержащиеся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2012 г. № 12-П, на которое сослался в судебном заседании защитник ФИО1 - Убушиев С.В., не влияют на указанные выше выводы. Предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации являлись взаимосвязанные положения части 2 статьи 20.2 КоАП РФ, пункта 3 части 4 статьи 5 и пункта 5 части 3 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ, как служащие правовым основанием для привлечения к административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения публичных мероприятий организатора публичного мероприятия, в котором приняло участие большее количество граждан, чем им было указано в уведомлении о проведении этого публичного мероприятия.

Согласно правовой позиции, изложенной в указанном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, процедура предварительного уведомления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия имеет целью реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на мирное проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований в условиях, обеспечивающих соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности, достижение баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и иных лиц - с другой, а также позволяющих органам публичной власти принять адекватные меры по предупреждению и предотвращению нарушений общественного порядка и безопасности, обеспечению защиты прав и свобод как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них не участвующих.

Довод жалобы о том, что по итогам публичного мероприятия его участниками не принималась резолюция о недопущении Т. на должность и.о. главы города - Главы администрации г. Элисты, на квалификацию действий ФИО1, образующих состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, не влияет, поскольку данное обстоятельство не имеет правового значения по делу.

По существу доводы жалобы сводятся к несогласию ФИО1 и его защитника с оценкой установленных нижестоящей судебной инстанцией обстоятельств, что само по себе не является правовым основанием к отмене принятого судебного решения.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.

Административное наказание назначено ФИО1 с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ.

Обстоятельств, которые в силу статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.7-30.9 КоАП РФ, судья Верховного суда Республики Калмыкия

р е ш и л :

постановление судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 октября 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья Г.В. Панасенко