Дело № 12-83/2022 (в суде первой инстанции дело № 5-607/2022)
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
08 сентября 2022 года г. Горно-Алтайск
Судья Верховного Суда Республики Алтай Чертков С.Н., рассмотрев в судебном заседании жалобу и.о. главы Администрации Муниципального образования «Улаганский район» ФИО1 на постановление судьи Улаганского районного суда Республики Алтай от 03 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Муниципального образования «Улаганский район»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Улаганского районного суда Республики Алтай от 03 августа 2022 года Администрация МО «Улаганский район» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, и.о. главы Администрации МО «Улаганский район» ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Алтай с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить, указывая, что решение суда обязывает администрацию МО «Улаганский район» ликвидировать свалку на территории Чибитского сельского поселения по иску прокурора Улаганского района. Указанный иск является иском о возмещении вреда окружающей среде. Неисполнение решения суда о ликвидации свалки не входит в диспозицию ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, поскольку не относится к неисполнению требований неимущественного характера, связанных с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Учитывая отсутствие доказательств, указывающих на негативное воздействие факторов среды обитания на человека, вина администрации не может считаться доказанной.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав защитника Белееву А.А., проанализировав доводы жалобы, проверив законность и обоснованность вынесенного судьей постановления с учетом требований ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.
Частью 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, вступившим в законную силу решением Улаганского районного суда Республики Алтай от <дата> по гражданскому делу № удовлетворен иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц о праве на благоприятную окружающую среду к администрации МО «Улаганский район», в срок до 30 ноября 2020 года ответчик обязан ликвидировать свалку площадью 28451 кв.м на земельном участке с кадастровым номером № на территории МО «Чибилинское сельское поселение».
<дата> в Улаганском РОСП УФССП России по Республике Алтай возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного документа (листа) №, выданного <дата> Улаганским районным судом Республики Алтай о ликвидации свалки на земельном участке с кадастровым номером № на территории МО «Чибилинское сельское поселение».
<дата> определением Улаганского районного суда Республики Алтай должнику - администрации МО «Улаганский район» отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
<дата> постановлением судебного пристава-исполнителя Улаганского РОСП УФССП России по Республике Алтай ФИО3 с администрации МО «Улаганский район» взыскан исполнительский сбор, должнику установлен срок для исполнения требований исполнительного документа до 23 апреля 2021 года.
<дата> определением того же суда должнику предоставлена отсрочка исполнения решения суда в связи с тем, что должником начаты работы по ликвидации свалки, которая истекла <дата>.
<дата> судебным приставом-исполнителем Улаганского РОСП УФССП России по Республике Алтай ФИО4 администрации МО «Улаганский район» вручено требование об исполнении в пятидневный срок, до 23 ноября 2021 года исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, которое не было исполнено должником.
В указанный срок решение суда не было исполнено, свалка не ликвидирована.
<дата> начальником отделения – старшим судебным приставом Улаганского РОСП УФССП России по Республике Алтай ФИО6 администрация МО «Улаганский район» привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 30000 руб. Постановление не обжаловано и вступило в законную силу.
<дата> постановлением судьи Улаганского районного суда Республики Алтай по делу № администрация МО «Улаганский район» привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ. Указанное постановление вступило в законную силу.
<дата> судебным приставом-исполнителем Улаганского РОСП УФССП России по Республике Алтай ФИО5 администрации МО «Улаганский район» вынесено новое требование об исполнении в срок до 24:00 час. 08 июля 2022 года исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, которое было получено должником 21 июня 2022 года (вх. №) и вновь не было исполнено должником.
Согласно выводам судебного пристава-исполнителя, в установленный срок должником исполнительный документ не выполнен в полном объеме, реальных мер к исполнению не предпринималось.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и составления <дата> протокола об административном правонарушении №.
Рассматривая дело, судья районного суда пришел к выводу о том, что вина Администрации МО «Улаганский район» подтверждается представленными доказательствами, Администрацией не приняты все необходимые меры к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, в связи с чем Администрация привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500000 рублей.
С данным выводом судьи районного суда соглашается и судья суда второй инстанции.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Администрации подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении; исполнительным документом (листом) Улаганского районного суда Республики Алтай № от <дата>, содержащего требования неимущественного характера, связанного с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения; постановлением о возбуждении исполнительного производства; постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава Улаганского РОСП УФССП России по Республике Алтай ФИО6 от <дата> о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ; требованием судебного пристава-исполнителя от <дата> об исполнении в срок до 24:00 час. 08 июля 2022 года исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера; актом Улаганского РОСП УФССП России по Республике Алтай об обнаружении признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, и иными материалами дела.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
При этом, вопреки доводам жалобы ненадлежащее исполнение Администрацией содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера о ликвидации несанкционированной свалки ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 11 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Содержание подлежащего исполнению судебного акта позволяет с определенностью отнести выданный в соответствии с ним исполнительный лист к исполнительным документам, перечисленным в ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, поскольку обязанность по уборке несанкционированной свалки мотивирована судом, в том числе ссылками на ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Изложенные в жалобе доводы сводятся к переоценке исследованных доказательств и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного решения.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела подтверждено, что у должника – Администрации МО «Улаганский район» при должной степени заботливости, направленной на исполнение судебного акта имелась возможность совершить все необходимые для данной цели действия. Вместе с тем, юридическое лицо допустило бездействие и, несмотря на длительность периода времени, истекшего с момента вступления судебного решения в законную силу, пренебрегло обязанностью его исполнить.
Оснований для применения положений ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ не имеется.
Согласно Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2018 года № 2478-О положения ч. 4 ст. 24.5 Кодекса, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины только лишь на основании факта невыделения указанных бюджетных ассигнований.
В данном случае с момента выдачи исполнительного документа прошло более полутора лет, до настоящего времени свалка не ликвидирована, что указывает на то, что принятые Администрацией МО «Улаганский район» меры для выделения бюджетных ассигнований на ликвидацию свалки явно являлись недостаточными.
Доказательств наличия каких-либо уважительных причин, препятствующих исполнению требований исполнительного документа, в материалах дела не имеется.
Оснований для признания деяния малозначительным, принимая во внимание существенную длительность неисполнения судебного решения, не усматриваю.
При этом, доводы заявителя жалобы об отсутствии существенной угрозы санитарному благополучию населения, либо окружающей среде, правового значения не имеют, поскольку объектом противоправного посягательства в данном случае является такой институт государственной власти, как судебная власть. Противоправное бездействие администрации городского округа посягает на такие принципы судебной власти, как обязательность судебных постановлений.
В данном деле установлено длительное пренебрежение Администрацией исполнением возложенных на нее судом обязанностей.
Постановление судьи о привлечении Администрации МО «Улаганский район» к административной ответственности соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Назначенное в отношении администрации МО «Улаганский район» административное наказание соответствует санкции ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, правилам назначения административного наказания, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, и совершенному деянию соразмерно.
Поскольку существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено, постановление судьи, основанное на правильном применении норм материального и процессуального права, подлежит оставлению без изменения, жалоба привлекаемого лица - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ч.1 п.1 ст.30.7, ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Улаганского районного суда Республики Алтай от 03 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Муниципального образования «Улаганский район» оставить без изменения, жалобу и.о. главы Администрации Муниципального образования «Улаганский район» ФИО1 – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, оно может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ.
Судья С.Н. Чертков