ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-609/20 от 13.01.2021 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД: 11RS0001-01-2020-011771-24 Дело № 2а-281/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Юшковой И.С.,

при секретаре Малоземовой О.А., с участием:

административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 13 января 2021 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невнесении обязательной информации в отношении ТСН «ФИО3, 3» в государственную информационную систему ЖКХ в июне 2019 года и о признании незаконным бездействия, выразившегося в неосуществлении контроля за исполнением требований законодательства в части обязанности ТСН «ФИО3, 3» размещения в установленный законом срок обязательной информации в государственную информационную систему ЖКХ,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невнесении обязательной информации в отношении ТСН «ФИО3, 3» в государственную информационную систему ЖКХ в июне 2019 года и о признании незаконным бездействия, выразившегося в неосуществлении контроля за исполнением требований законодательства в части обязанности ТСН «ФИО3, 3» размещения в установленный законом срок обязательной информации в государственную информационную систему ЖКХ.

Административный истец требования административного иска поддержал по доводам, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика с требованиями не согласился по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск. Указал на пропуск административным истцом срока для обращения в суд.

Заинтересованное лицо ТСН«ФИО3, 3» своего представителя для участия в деле не направило, о месте и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы дела № 5-609/2020, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8).

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11).

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником <...>.

Обслуживающей организацией многоквартирного дома, в котором расположена квартира истца, является ТСН «ФИО3, 3».

Информация о создании Товарищества собственников недвижимости «ФИО3, 3» внесена в ЕГРЮЛ 27.05.2019. Единый государственный реестр юридических лиц размещён в сети "Интернет" и является общедоступным источником сведений.

Согласно Уставу ТСН «ФИО3, 3», утверждённому решением учредительного собрания собственников объектов недвижимости в МКД от 14.05.2019, предметом деятельности товарищества является совместное использование имущества (вещей), в силу закона находящегося в общей собственности и (или) в общем пользовании, и управление им в установленных законодательством пределах, распоряжение общим имуществом. Для достижения целей, предусмотренных Уставом, товарищество осуществляет, в числе прочих, деятельность по обеспечению совместного использования общего имущества; содержанию, обслуживанию, эксплуатации, благоустройству и ремонту общего имущества.

В соответствии с решением Арбитражного Суда Республики Коми № А29-17005/2018 от 21.06.2019 ТСЖ «Крепость», ранее осуществлявшее управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: ул. ФИО3, 3, г. Сыктывкар, признано несостоятельным (банкротом).

Согласно положений ст. 126 п. 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).

Следовательно, с 21.06.2019 ТСН «ФИО3, 3» приступило к осуществлению деятельности по управлению многоквартирным домом.

Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" урегулированы отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для её включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении.

Согласно п. 4 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, с 1 июля 2017 года поставщики информации обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную настоящим Федеральным закон законом.

Исходя из п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" ТСН «ФИО3, 3», осуществляя деятельность по содержанию, обслуживанию, эксплуатации, благоустройству и ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: ФИО3, 3, при отсутствии договора управления со сторонней организацией, является поставщиком информации.

Согласно Приказа Минкомсвязи России N 504, Минстроя России N 934/пр от 30.12.2014 "Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определён адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.dom.gosuslugi.ru.

Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства утверждены приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 74/114/пр от 29.02.2016.

Исходя из пунктов 1- 1.4 раздела 10 указанного приказа N 74/114пр подлежит размещению следующая информация: об управляющей организации, товариществе, кооперативе; о многоквартирных домах, управление которыми осуществляют управляющая организация, товарищество, кооператив; об адресе МКД, о дате начала осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом товариществом, кооперативом; фамилия, имя, отчество (отчество указывается при наличии) руководителя управляющей организации; наименование должности руководителя управляющей организации (для юридических лиц).

При этом информация подлежит размещению не позднее 15 дней со дня начала осуществления обязанности по управлению многоквартирным домом либо со дня произошедших изменений.

Таким образом, к 08.07.2019 ТСН «ФИО3, 3» было обязано разместить на указанном выше сайте сведения, предусмотренные пунктами 1- 1.4 раздела 10 приказа N 74/114пр от 29.02.2016.

Приведённые выше положения законодательства о порядке размещения необходимой информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства не возлагают на Службу Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) обязанность самостоятельно размещать предусмотренную разделом 10 приказа N 74/114пр от 29.02.2016 информацию.

Постановлением Правительства Республики Коми от 22 декабря 2015 г. N 541 утверждено Положение о Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля), в соответствии с которым Служба является уполномоченным органом на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Коми.

Согласно части 1 статьи 20 Жилищного Кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в ч. 2 ст. 10 Федеральный закон N 294-ФЗ, являются обращения граждан, выявление органом государственного жилищного надзора нарушений требований к порядку размещения информации в системе ГИС ЖКХ.

В отсутствие обращений о фактах нарушения ТСН «ФИО3, 3» требований к порядку размещения информации в ГИС ЖКХ проведение внеплановой проверки органом государственного жилищного надзора невозможно.

Основанием для включения органом государственного жилищного надзора плановой проверки в ежегодный план является истечение одного года со дня начала осуществления юридическим лицом деятельности по управлению многоквартирными домами и деятельности по оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с представленным в орган государственного надзора уведомления о начале такой деятельности.

31.05.2019 в Службу Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) представлен протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № 3 по ул. ФИО3 г. Сыктывкар, содержащий решение о выборе способа управления домом и создании ТСН «ФИО3, 3».

Поскольку ТСН «ФИО3, 3» приступило к осуществлению деятельности по управлению многоквартирным домом с 21.06.2019, то до 21.06.2020 у Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) отсутствовало право для проведения плановой проверки деятельности ТСН.

В ведении жилищной инспекции находится осуществление регионального государственного жилищного надзора, лицензионного контроля, в т.ч. за соблюдением порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (п. 2.1 Положения). В рамках закреплённых предметов ведения жилищная инспекция осуществляет следующие полномочия, в т.ч.: осуществление деятельности по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований посредством организации и проведения проверок, мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществление деятельности по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (п. 2.3).

Жилищная инспекция по результатам осуществления регионального государственного жилищного надзора, лицензионного контроля в случае выявления нарушений обязательных требований в соответствии с действующим законодательством: выдает предписания; составляет протоколы об административных правонарушениях; вносит представления и т.т. (п. 2.4).

19.05.2020 ФИО1 обратился в Службу Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) с заявлением о привлечении председателя ТСН «ФИО3, 3» к административной ответственности в связи с не исполнением ТСН обязанности по размещению актуальных сведений об управляющей организации на официальном сайте в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Данное обращение по подведомственности для проведения проверки направлено в Государственную жилищную инспекцию по г. Сыктывкару. В рамках мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическом лицом при изучении информации, размещённой на официальном сайте ГИС ЖКХ, установлено, что по состоянию на 16.06.2020 ТСН «ФИО3, 3» не раскрыта (не размещена) информация, предусмотренная разделом 10 приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 74/114/пр от 29.02.2016.

Сведения о фактах возможных нарушений со стороны ТСН «ФИО3, 3» требований жилищного законодательства направлены в Службу Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля). В отношении должностного лица ТСН «ФИО3, 3» ФИО4 06.07.2020 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ.

Вступившим в законную силу постановлением мирового судьи Краснозатонского судебного участка г. Сыктывкара от 24.07.2020 по делу № 5-609/2020 председатель ТСН «ФИО3, 3» ФИО4 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде предупреждения.

При рассмотрении дела об административном правонарушении № 5-609/2020, суду не было представлено как доказательств, подтверждающих принятие должностным лицом ТСН всех, зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, так и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению должностным лицом установленных законодательством обязанностей.

Кроме того, 17.06.2020 Службой Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) в адрес ТСН «ФИО3, 3» направлено предостережение № 257 о недопустимости нарушения обязательных требований (л.д. 24-27).Указанным предостережением ТСН «ФИО3, 3» предложено принять меры по обеспечению размещения в ГИС ЖКХ информации, подлежащей размещению, и направить в срок до 01.09.2020 в адрес ГЖИ по г. Сыктывкару и Корткеросскому району уведомление об исполнении предостережения.

10.08.2020 в Службу Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) поступило обращение председателя ТСН «ФИО3, 3» ФИО4 о невозможности размещения требуемой информации в связи с тем, что на сайте размещена информация о ТСЖ «Крепрсть».

После полученного обращения от председателя ТСН «ФИО3, 3» специалисты службы технической поддержки сайта (www.dom.gosuslugi.ru) произвели необходимые действия по удалению информации в отношении ТСЖ «Крепрсть». Вследствие чего стало возможно разместить информацию о ТСН «ФИО3, 3». Требуемая информация размещена 17.08.2020.

При изложенных обстоятельствах оснований полагать, что административным ответчиком не был осуществлён контроль за исполнением требований законодательства в части обязанности ТСН «ФИО3, 3» размещения обязательной информации в государственную информационную систему ЖКХ, не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Частью 7 статьи 219 КАС РФ определено, что пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Как следует из материалов административного дела, о нарушении своих прав административному истцу стало известно 19.05.2020, поскольку в указанный день ФИО1 обратился в Службу Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) с заявлением о привлечении председателя ТСН «ФИО3, 3» к административной ответственности в связи с не исполнением ТСН обязанности по размещению актуальных сведений об управляющей организации на официальном сайте в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Следовательно, административному истцу стало известно о предполагаемом бездействии надзорного органа 19.05.2020. Административный истец обратился с иском в суд 14.09.2020, т.е. с пропуском установленного КАС РФ срока.

При этом каких-либо обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд и невозможности обжалования действий должностных лиц в установленный процессуальным законом срок, ФИО1 не указано, что в силу части 8 статьи 219 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Утверждение административного истца в том, что установленный законом срок, им не пропущен, поскольку ответ на его обращение от 19.05.2020 им получен 14.06.2020, основан на неверном толкование положений закона.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невнесении обязательной информации в отношении ТСН «ФИО3, 3» в государственную информационную систему ЖКХ в июне 2019 года и о признании незаконным бездействия, выразившегося в неосуществлении контроля за исполнением требований законодательства в части обязанности ТСН «ФИО3, 3» размещения в установленный законом срок обязательной информации в государственную информационную систему ЖКХ-– отказать.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 18 января 2021 года.

Судья И.С. Юшкова