Судья Ефремов О.Б. Дело № 5-762/2017
№ 12-109/2017
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Магаданского областного суда Бобылев С.В.,
при секретаре Родионовой Е.И.
с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении муниципального бюджетного учреждения г. Магадана «Ритуал» - ФИО1
помощника Магаданского межрайонного природоохранного прокурора Андрющенко И.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника муниципального бюджетного учреждения г. Магадана «Ритуал» - ФИО1 на постановление судьи Магаданского городского суда от 23 октября 2017 года, вынесенное в отношении муниципального бюджетного учреждения г. Магадана «Ритуал» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением судьи Магаданского городского суда от 23 октября 2017 года муниципальное бюджетное учреждение г. Магадана «Ритуал» (далее - МБУ г. Магадана «Ритуал», Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Магаданский областной суд, защитник МБУ г. Магадана «Ритуал» - ФИО1 просит обжалуемое судебное постановление отменить, считая его незаконным, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Настаивает на том, что вина МБУ г. Магадана «Ритуал» в инкриминируемом административном правонарушении отсутствует.
Указывает, что на момент прокурорской проверки МБУ г. Магадана «Ритуал» являлось специализированной службой по вопросам похоронного дела и ответственность за содержание мест захоронений не несло, поскольку на основании предупреждения УФАС по Магаданской области от 16.11.2016 этот вид деятельности исключен из Устава Учреждения.
Данная деятельность относится к конкурентным видам, составляет муниципальную нужду и не может быть императивно возложена на бюджетную организацию.
Согласно пункту 2.4 Устава МБУ г. Магадана «Ритуал», на дату проведения проверки, осуществления деятельности по содержанию мест захоронений являлось правом, а не обязанностью Учреждения, и могло осуществляться в целях получения самостоятельного дохода.
Полагает, что при проведении проверки и внесения представления природоохранный прокурор вышел за пределы своих полномочий, предоставленных ему федеральным законом и иными нормативно-правовыми актами, а требования представления об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического, трудового, пожарного законодательства, законодательства о защите прав потребителей являются незаконными и не порождают у Учреждения обязанности по их исполнению.
Требование представления в части обеспечения использования для хозяйственно-бытовых нужд питьевой воды, соответствующей требованиям санитарных правил, не основано на материалах проверки. В рамках проводимой проверки у Учреждения по данному факту документы не истребовались, инструментальные методы проверки и анализа не проводились, выводы о несоответствии воды требованиям законодательства ничем не подкреплены.
Указывает, что согласно Уставу Учреждения орган его управления является единоличным, в связи с чем отсутствуют предусмотренные законом основания для извещения прокурора о дате и времени рассмотрения представления.
Ссылается, что материалы дела об административном правонарушении не содержат никаких документов, свидетельствующих о том, что представление не было безотлагательно рассмотрено должностным лицом Учреждения.
Приводит довод о том, что согласно письму Учреждения, представление рассмотрено в установленный законом срок и по результатам рассмотрения сочтено незаконным.
В возражениях на жалобу и.о. Магаданского межрайонного природоохранного прокурора Васильев Д.А. полагает вынесенное судьей постановление законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе и представленные на нее возражения, заслушав защитника МБУ г. Магадана «Ритуал» ФИО1, поддержавшую доводы жалобы, выступление помощника Магаданского межрайонного природоохранного прокурора Андрющенко И.И., возражавшего против удовлетворения жалобы, оснований к отмене обжалуемого судебного постановления не нахожу.
Согласно статье 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 предусмотрено, что прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1, прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
В силу пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Статьей 17.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что на основании заявления гражданина Н. Магаданским межрайонным природоохранным прокурором 08 июня 2017 года принято решение о проведении в отношении МБУ г. Магадана «Ритуал» проверки соблюдения требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения.
Согласно акту от 26 июня 2017 года в ходе проверки деятельности МБУ г. Магадана «Ритуал» выявлены многочисленные нарушения действующего законодательства.
Результаты проверки явились основанием для внесения Магаданским межрайонным природоохранным прокурором директору МБУ г. Магадана «Ритуал» представления от 27.06.2017 № 14-05в-2017.
Указанное представление получено МБУ г. Магадана «Ритуал» 29.06.2017, о чем свидетельствует подпись должностного лица.
Магаданский межрайонный природоохранный прокурор указал директору МБУ г. Магадан «Ритуал» на необходимость безотлагательно рассмотреть представление и в течение месяца принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений, в частности:
- обустроить площадки для мусорных контейнеров, расположенных на Марчеканском кладбище в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»;
- обеспечить своевременное прохождение периодических медицинских осмотров и вакцинацию персонала Учреждения, разработать и направить в Управление Роспотребнадзора по Магаданской области список контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра;
- обеспечить использование для хозяйственно-бытовых нужд Учреждения воды, соответствующей требованиям санитарных правил для питьевой воды;
- обеспечить выполнение мероприятий по дератизации и дезинфекции административного помещения, расположенного на Марчеканском кладбище;
- обеспечить размещение на Марчеканском кладбище информации о месте нахождения (адреса) и режиме работы Учреждения, а также, необходимой и достоверной информации об услугах, оказываемых Учреждением;
- обеспечить очистку прилегающей к лесу территории кладбища, расположенного в районе Объездного шоссе в г. Магадане, от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, либо путем отделения территории кладбища от леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Кроме этого в представлении было указано на необходимость уведомления природоохранного прокурора о дне и месте его рассмотрения, а также в течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений, сообщить о результатах рассмотрения и принятых мерах в письменном виде.
Однако, в установленный срок требование прокурора исполнено не было, с информацией о невозможности исполнения требования прокурора в установленный срок либо ходатайством о продлении срока исполнения требования прокурора, МБУ г. Магадан «Ритуал» в прокуратуру не обращалось.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 29.09.2017; представлением об устранении нарушений законодательства от 27.06.2017; копией жалобы Н. от 25.05.2017; решением о проведении проверки от 08.06.2017;актом проверки от 26.06.2017; и иными материалами дела.
Оценив все доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, установив, что МБУ г. Магадана «Ритуал» не обеспечило соблюдение требований Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1, судья Магаданского городского суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ.
Постановление о привлечении МБУ г. Магадана «Ритуал» к административной ответственности по статье 17.7 КоАП РФ вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для соответствующей категории дел.
Административное наказание назначено МБУ г. Магадана «Ритуал» в пределах санкции статьи 17.7 КоАП РФ и с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что Учреждение не несет ответственность за содержание мест захоронений, не могут быть приняты о внимание, поскольку согласно муниципальному контракту от 26.06.2017 МБУ г. Магадана «Ритуал» (подрядчик) приняло на себя обязательства выполнить в полном объеме работы по содержанию мест захоронений на территории муниципального образования «Город Магадан». Муниципальный контракт заключен до вынесения представления от 27.06.2017 № 14-05в-2017.
Доводы жалобы о незаконности требований прокурора о сообщении даты и времени рассмотрения представления не могут быть признаны состоятельными.
В силу пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений коммерческими и некоммерческими организациями.
То обстоятельство, что часть 2 статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 предусматривает обязательное извещение прокурора о дне заседания при рассмотрении представления коллегиальным органом, не свидетельствует о том, что у прокурора отсутствует право знать о дате и времени рассмотрения представления должностным лицом единолично.
Для организации питьевых и хозяйственных нужд, вода на Марчеканское кладбище доставляется в бидонах и канистрах. Документы, подтверждающие качество воды требованиям санитарных правил, договор на оказание услуг по водоснабжению МБУ г. Магадана «Ритуал» не представило. При таком положении природоохранный прокурор в представлении правомерно указал на данное нарушение.
Доводы защитника, что природоохранный прокурор вышел за пределы своих полномочий, так как подменил иные органы государственной власти, несостоятельны, поскольку противоречат материалам дела и установленным фактическим обстоятельствам. Кроме того статьей 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 не запрещено привлекать к участию в проведении проверки представителей иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций.
Другие доводы жалобы были предметом проверки судьей Магаданского городского суда и обоснованно им отвергнуты по мотивам, приведенным в оспариваемом постановлении.
Фактически жалоба не содержит каких-либо новых данных и обстоятельств, не учтенных при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении судьей Магаданского городского суда.
При привлечении МБУ г. Магадана «Ритуал» к административной ответственности каких-либо существенных нарушений закона, которые бы в силу пунктов 2-5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ явились основанием к отмене постановления, не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Магаданского областного суда,
Р Е Ш И Л:
постановление судьи Магаданского городского суда от 23 октября 2017 года, вынесенное в отношении муниципального бюджетного учреждения г. Магадана «Ритуал» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу защитника муниципального бюджетного учреждения г. Магадана «Ритуал» ФИО1 - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 КоАП РФ лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 указанного Кодекса, должностным лицом, направившим это дело на рассмотрение судье, либо опротестовано прокурором.
Судья С.В. Бобылев