№ 12-1051/2023 | |
(в районном суде № 5-893/2023) | Судья Бродский А.А. |
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Санкт-Петербургского городского суда Охотская Н.В., при секретаре Рыжовой А.М., рассмотрев 11 октября 2023 года в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу на постановление судьи Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 10 августа 2023 года по делу об административном правонарушении в отношении
Акционерного общества «Футбольный клуб «Зенит», ИНН <***>, ОГРН<***>, адрес места нахождения: Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, д. 37, лит.Щ, офис 831,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 10 августа 2023 года Акционерное общество «Футбольный клуб «Зенит» (далее – АО «ФК «Зенит», Общество, Клуб) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 (трехсот тысяч) рублей.
Защитник общества Е. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления судьи Петроградского районного суда Санкт-Петербурга, прекращении производства по делу. В обосновании доводов жалобы указал, что проведение мероприятия надлежащим образом согласовано футбольным клубом. Приказ губернатора Санкт-Петербурга от 02 апреля 1999 года №28-п «О рассмотрении уведомлений о проведении в Санкт-Петербурге культурно-массовых и спортивных мероприятий вне предназначенных для этого мест» не устанавливает запрета на рассмотрение уведомлений о проведении мероприятий, которые поступили за пределами установленного срока. Статьей 20.2.2 КоАП РФ не установлена ответственность за нарушение сроков согласования мероприятия. 9 мая 2023 года АО «ФК «Зенит» подало уведомление о проведении мероприятия, которое согласовано Губернатором Санкт-Петербурга; 11 мая 2023 года Комитет по физической культуре и спорту Правительства Санкт-Петербурга уведомил Клуб о согласовании мероприятия и одновременно осуществил рассылки в профильные комитеты и органы власти, включая ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. При этом 12 мая 2023 года Клуб в порядке, установленном п. 12 Положения, направил в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области уведомление о проведении мероприятия, которое зарегистрировано ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 15 мая 2023 года. 12 мая 2023 года АО «ФК «Зенит» направило обращение о содействии в организации правопорядка на электронную почту начальника 4 отдела УОООП и ВОИВ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области полковника полиции М.<...> и общую почту 2 отдела УОООП и ВОИВ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и <адрес><...>. Исходя из материалов дела и показаний допрошенного в ходе рассмотрения дела свидетеля Е., Клуб получил необходимые согласования органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, а ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области фактически знало о дате, времени и месте проведения мероприятия. 12 мая 2023 года Центром по противодействию экстремизму ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области направлено письмо в адрес заместителя начальника полиции (по охране общественного порядка) ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области полковника полиции С., в котором в порядке взаимодействия и принятия мер упреждающего характера сообщается о возможных местах сбора болельщиков для чествования команды. Кроме того, 12 мая 2023 года запланировано проведение рабочего совещания в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по организации безопасности мероприятия, которое по независящим от Клуба причинам отменено. 13 мая 2023 года сотрудникам ОСБ ДПС ГИБДД выдано служебное задание на охрану общественного порядка в рамках мероприятия ФК «Зенит». Между тем, указание в постановлении на отсутствие согласия ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области противоречит правовым позициям, сформулированным Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от <дата>№...-П, определениях от <дата>№...-О-П и от <дата>№..., согласно которым понятие «согласование проведения мероприятия с органом публичной власти» - по своему конституционно-правовому смыслу - не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение мероприятия или изменить его цели, место, время или форму. Более того, само Положение не наделяет ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области дискреционными полномочиями отказать в проведении мероприятия. По своему смыслу согласование мероприятия с органами внутренних дел необходимо в целях недопущения нарушения прав третьих лиц при проведении мероприятия. ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области уведомлено о проведении мероприятия и не подало в уполномоченные комитеты Правительства Санкт-Петербурга возражения о проведении мероприятия, в том числе в связи с нарушением сроков. Указанное свидетельствует о том, что мероприятие проведено с получением всех необходимых согласований.
Кроме того, защитник указывает на отсутствие в действиях Клуба состава и события вменяемого административного правонарушения, в том числе ввиду отсутствия необходимых для квалификации действий по ч.1 ст. 20.2.2 КоАП РФ последствий в виде нарушения общественного порядка, санитарных норм и правил, функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи, причинения вреда зеленым насаждения, создания помех движению пешеходов или транспортных средств, доступу граждан к жилым помещениям, объектам транспортной или социальной инфраструктуры. В случае установления в действиях АО «ФК «Зенит» состава вменяемого административного правонарушения, просит применить положения ст. 2.9 КоАП РФ и признать совершенное административное правонарушение малозначительным.
Законный представитель АО «ФК «Зенит» - генеральный директор А. извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в Санкт-Петербургский городской суд не явился, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы в суд не направил, при таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие законного представителя общества, с участием защитников К., В., Р.
Защитники К., В., Р. в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе поддержали в полном объеме, указали, что несмотря на несоблюдение срока уведомления, мероприятие являлось согласованным с исполнительными органами власти. Охрана общественного порядка обеспечена, негативных последствий не наступило.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе, за организацию не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, если массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах повлекли нарушение общественного порядка, причинение вреда зеленым насаждениям, создали помехи движению пешеходов или транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
В целях обеспечения прав и свобод граждан, соблюдения общественного порядка, бесперебойного функционирования всех служб обеспечения жизнедеятельности населения Санкт-Петербурга при проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий вне предназначенных для этого мест (далее - массовые мероприятия), а также установления порядка рассмотрения уведомлений о проведении в Санкт-Петербурге массовых мероприятий, руководствуясь требованиями п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации Приказом губернатора Санкт-Петербурга от 02 апреля 1999 года № 28-п «О рассмотрении уведомлений о проведении в Санкт-Петербурге культурно-массовых и спортивных мероприятий вне предназначенных для этого мест» утверждено Положение о рассмотрении уведомлений о проведении в Санкт-Петербурге культурно-массовых и спортивных мероприятий вне предназначенных для этого мест исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга (далее -Положение).
В соответствии с п.2 Положения, уведомление о проведении культурно-массового или спортивного мероприятия подается его организатором в исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга по принадлежности вопроса (в соответствии с пунктами 4.1 и 4.2 Приказа губернатора Санкт-Петербурга от 02 апреля 1999 года № 28-п) письменно не ранее 30 и не позднее 15 дней до намечаемой даты его проведения.
Рассмотрение уведомлений о проведении в Санкт-Петербурге спортивных мероприятий производится Комитетом по физической культуре и спорту (п. 4.2.1 Приказа губернатора Санкт-Петербурга от 02 апреля 1999 года № 28-п).
В силу п. 12 Положения, организатор после получения согласования Комитета по физической культуре и спорту на проведение массового мероприятия дополнительно согласовывает его проведение, в том числе, с Управлением организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области; Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения АО «ФК «Зенит» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и обжалуемом судебном акте выводы о нарушении Клубом указанных выше требований действующего законодательства при следующих обстоятельствах: 13 мая 2023 года в период времени с 21 час. 15 мин. до 22 час. 30 мин. АО «ФК «Зенит» по адресу: Санкт-Петербург, стрелка Заячьего острова, Петропавловская крепость, у д. 3, не предпринял необходимых мер, направленных на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, при согласовании и проведении не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и передвижения граждан, числом не менее 1000 человек в общественном месте, повлекшего нарушение общественного порядка, причинение вреда зеленым насаждениям, создание помех движению пешеходов и транспортных средств в общественном месте, при этом указанные действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Так, 9 мая 2023 года генеральным директором АО «ФК «Зенит» на имя Губернатора Санкт-Петербурга А. направлено письмо о рассмотрении просьбы согласовать проведение праздничных мероприятий, посвященных победе футбольного клуба «Зенит» в Чемпионате России по футболу спортивного сезона 2022-2023, в рамках которых запланированы установка пяти арт-объектов; проведение парада чемпионов с передвижением футболистов и тренеров футбольного клуба «Зенит» на автобусе в сопровождении сотрудников ГИБДД.
11 мая 2023 года из Комитета по физической культуре и спорту и Комитета по вопросам законности и правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга в адрес исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, государственных органов, ведомств, организаций, а также АО «ФК «Зенит» направлены письма об оказании содействия в проведении мероприятия в пределах компетенции.
В письме заместителя председателя Комитета по вопросам законности и правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга организатору мероприятия – АО «ФК «Зенит» для решения вопросов безопасности рекомендовано получить согласование территориальных органов ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Соответствующее письмо генерального директора АО «ФК «Зенит» А. с просьбой оказать содействие в проезде команды и сопровождающих лиц зарегистрировано в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 15 мая 2023 года, то есть после проведенного 13 мая 2023 года праздничного мероприятия, таким образом, вопросы организации и обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, безопасности дорожного движения во время проведения праздничного мероприятия, организованного АО «ФК «Зенит», не согласованы с ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (УОООП и ВОИВ, УГИБДД), что впоследствии привело к наступлению негативных последствий при проведении массового мероприятия, нарушению общественного порядка и общественной безопасности.
Таким образом, АО «ФК «Зенит» 13 мая 2023 года в период времени с 21 час.15 мин. до 22 час. 30 мин., не приняв во внимание рекомендации Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга, в нарушение требований п. 2, п.12 Положения о рассмотрении уведомления о проведении в Санкт-Петербурге культурно-массовых и спортивных мероприятий вне предназначенных для этого мест исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, не предприняв всех возможных и зависящих от юридического лица мер по обеспечению безопасности организованных АО «ФК «Зенит» мероприятий, на территории музейного комплекса «Петропавловская крепость», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, стрелка Заячьего острова, Петропавловская крепость у д. 3, допустил организацию праздничного мероприятия, не являющегося публичным мероприятием, посвященного победе команды футбольного клуба «Зенит» в чемпионате России по футболу сезона 2022-2023, то есть массовое одновременное пребывание и передвижение граждан, общим количеством участников не менее 1000 человек в общественном месте, собравшихся с целью чествования футбольного клуба Зенит, не согласовав вопросы организации и обеспечения безопасности с ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Указанное мероприятие повлекло за собой нарушение общественного порядка и общественной безопасности (выявлены факты массового использования гражданами, участниками праздничного мероприятия, пиротехнических устройств в непосредственной близости от объекта культурного наследия федерального значения: памятника - Равелин Алексеевский с двумя воротами, а также использование пиротехнических средств в скоплении граждан, что подвергало опасности их жизнь и здоровье), причинение вреда зеленым насаждениям (массовое передвижение по газонам и использование пиротехнических средств на газонах), создание помех движению пешеходов и транспортных средств (помехи для движения служебного автомобиля пожарной службы наряда пожарной охраны 1 ПСЧ, прибывшего в связи с поступившим сообщением об использовании пиротехнических средств).
Многочисленные нарушения общественного порядка участниками массового одновременного пребывания и передвижения граждан, причинение вреда зеленым насаждениям, создание помех для движения пешеходов и транспортных средств в общественном месте явились следствием отсутствия согласования организации и обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, безопасности дорожного движения со стороны АО «ФК «Зенит» с ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, то есть нарушений, допущенных организатором АО «ФК «Зенит» при организации и проведении праздничного мероприятия.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «ФК «Зенит» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ.
Факт совершения АО «ФК «Зенит» административного правонарушения подтвержден собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении №... от <дата>; рапортами сотрудников ОИАЗ УМВД России по <адрес> Санкт-Петербурга; заявлениями о происшествии, зарегистрированными <дата>; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов №... от <дата>; письмом генерального директора АО «ФК «Зенит» №... от <дата> с приложением; письмом Комитета по физической культуре и спорту от <дата>№...; письмом Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности от <дата>№...; письмом Вице-губернатора Санкт-Петербурга №... от <дата>; письмом генерального директора АО «ФК «Зенит» от №... от <дата>, сведениями о направлении указанного письма 12 мая 2023 года в 18 час. 06 мин.; письменными объяснениями начальника 4 отдела УОООП и ВОИВ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и <адрес>М.; информационной и регистрационной карточками входящего документа, согласно которым письмо АО «ФК «Зенит» о содействии №... от <дата> зарегистрировано УОООП и ВОИВ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и <адрес><дата>; письменными объяснениями сотрудников УМВД России по <адрес> Санкт-Петербурга Н., И., командиров взводов СПП ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и <адрес>А.Н., А.А., сотрудников СПП ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и <адрес>А.Н., С., С.В., сотрудников ОСБ ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и <адрес>Н., сотрудников 1 (ПСЧ) 5 ПСО Управления по <адрес> Санкт-Петербурга И., А.Ю., А.Х.; копией книги службы части №... (том №...); копиями постановлений судьи Петроградского районного суда Санкт-Петербурга о привлечении к административной ответственности лиц за совершение административных правонарушений 13 мая 2023 года по адресу: Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, у д. 3; видеоматериалами и иными материалами дела, которым дана оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения требований действующего законодательства, за нарушение6 которого ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вывод судьи Петроградского районного суда Санкт-Петербурга о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.2.2 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Деяние общества квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащего применению законодательства.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 названного кодекса.
Вопреки утверждению защитников футбольного клуба в ходе производства по делу на основании совокупности представленных в материалы дела доказательств установлено, что юридическим лицом не приняты меры к своевременной, надлежащей организации не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и передвижения граждан, что повлекло нарушение общественного порядка, причинение вреда зеленым насаждениям, создание помехи движению пешеходов и транспортных средств.
Из материалов дела следует, что в нарушение требований п.2, п. 12 Положения о рассмотрении уведомлений о проведении в Санкт-Петербурге культурно-массовых и спортивных мероприятий вне предназначенных для этого мест исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга футбольным клубом не выполнена обязанность после получения согласования Комитета по физической культуре и спорту на проведение массового мероприятия дополнительно согласовать его проведение, в том числе, с Управлением организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области; Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской.
Так, письмо генерального директора АО «ФК «Зенит» А.№... от <дата> с просьбой оказать содействие в проезде команды и сопровождающих лиц, направлено клубом 12 мая 2023 года в 18 час. 06 мин. и зарегистрировано в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 15 мая 2023 года, то есть после проведенного 13 мая 2023 года праздничного мероприятия.
Ссылка защитников клуба, при рассмотрении настоящей жалобы в Санкт-Петербургском городском суде, на письмо заместителя начальника полиции (по охране общественного порядка) С., подтверждает изложенные в обжалуемом постановлении выводы, поскольку из данного письма прямо следует, что мероприятия согласованы с Правительством Санкт-Петербурга, вместе с тем в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области какие-либо документы на согласование указанного мероприятия не поступали. Для обеспечения безопасности граждан и общественного порядка, при проведении указанного мероприятия, задействовался наряд в количестве 405 человек, из числа ранее задействованного на обеспечении безопасности при проведении матча 27 тура мир российской Премьер-Лиги по футболу между командами ФК «Зенит» (Санкт-Петербург) – ФК «Краснодар» (Краснодар). В ходе проведения мероприятия зафиксированы единичные случаи выхода участников на проезжую часть. На территории Петропавловской крепости в ходе проведения данных мероприятий ФК «Зенит» совместно с болельщиками массово использовались пиротехнические изделия. За совершение административных правонарушений задержано 17 человек.
При этом, согласование массового мероприятия необходимо в целях обеспечения прав и свобод граждан, соблюдения общественного порядка, бесперебойного функционирования всех служб обеспечения жизнедеятельности населения Санкт-Петербурга, а также в целях безопасности проведения таких мероприятий их участников и зрителей.
В данном случае АО «ФК «Зенит» не предприняты необходимые меры, направленные на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, при организации не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и передвижения граждан, что привело к наступлению последствий в виде нарушений общественного порядка, причинение вреда зеленым насаждениям, создание помех движению транспортных средств. Данные факты в полной мере подтверждаются, представленными в материалы дела доказательствами и сомнений не вызывают.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.
По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения АО «ФК «Зенит» от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Нарушений норм процессуального закона не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст.20.2.2 названного кодекса.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление судьи Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 10 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Футбольный клуб «Зенит» оставить без изменения, жалобу защитника Е. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке статей 30.12-30-19 КоАП РФ в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Н.В. Охотская