ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 500003-01-2021-003991-86 от 01.09.2021 Воскресенского городского суда (Московская область)

УИД № 50RS0003-01-2021-003991-86

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 сентября 2021 года г. Воскресенск

Воскресенский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Родиной Л.В.,

при секретаре судебного заседания Егоровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2727/2021 по административному исковому заявлению Четверикова Р.М. к администрации городского округа Воскресенск Московской области о признании незаконным решения № Р001-8433499334-44506110 от 28.04.2021 года и обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории,

УСТАНОВИЛ:

Четвериков Р.М. обратился в суд с административным иском к администрации городского округа Воскресенск Московской области, в котором просит признать незаконным решение администрации городского округа Воскресенск Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги «Образование земельного участка в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности» от 28.04.2021 г. № Р001-8433499334-44506110; обязать администрацию городского округа Воскресенск Московской области утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях заключения соглашения о перераспределении согласно Заявлению № Р001-8433499334-44506110, площадь образуемого земельного участка путем перераспределения составляет 1643 кв.м.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:29:0020303:133, расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.

Четвериковым Р.М. в адрес администрации подано заявление на получение услуги «Образование земельного участка в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности», зарегистрированное за № Р001-8433499334-44506110, площадь образуемого участка составит 1643 кв.м. На указанное заявление администрация направила решение об отказе в предоставлении государственной услуги от 28.04.2021 г. В качестве основания и разъяснения причин в предоставлении испрашиваемой услуги административный ответчик указал, что образование земельного участка предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный участок без нарушения требований, предусмотренных земельным законодательством РФ.

С указанным решением администрации Четвериков Р.М. не согласен, поскольку площадь исходного земельного участка составляет 1364 кв.м., а площадь образуемого земельного участка - 1643 кв.м., то есть перераспределяемая площадь составляет 279 кв.м., в связи с чем из него невозможно образовать самостоятельный земельный участок. Также административный истец полагает, что невозможно образовать самостоятельный земельный участок за счет смежного земельного участка, кадастровый площадью 600 кв.м., находящегося в частной собственности, не имеющего границ на местности, с находящимся на нем после пожара строением.

В судебное заседание административный истец Четвериков Р.М. явился, просил удовлетворить административные исковые требования в полном объеме. Пояснил, что между его участком и участком иных лиц находится свободный земельный участок. С отказом администрации не согласен, считает, что образование самостоятельного земельного участка невозможно, так как его площадь будет составлять менее 500 кв.м.; образовать участок за счет третьих лиц также не возможно. По процедуре перераспределения административный ответчик утверждает схему, в заключении об ограничении оборотоспособности не содержатся сведения о том, что невозможно перераспределить испрашиваемый земельный участок. Испрашиваемый земельный участок административному истцу необходим для размещения гаража.

Представитель административного ответчика – администрации городского округа Воскресенск Московской области Брагина А.В., действующая на основании доверенности, представившей диплом, представившая ранее возражения на административное исковое заявление (л.д. 23-26), письменные пояснения (л.д. 72-75), в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме, пояснив, что поскольку согласно сведениям кадастровой карты, а также сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Московской области границы смежного земельного участка с кадастровым номером на местности не установлены, администрация при принятии оспариваемого решения исходила из того, что в соответствии с предельно минимальными размерами земельных участков 500 кв.м., установленными Правилами землепользования и застройки территории городского округа Воскресенск Московской области, утвержденными решением Совета депутатов городского округа Воскресенск Московской области от 20.12.2019 года, возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, установленных земельным законодательством РФ.

Представитель заинтересованного лица – Министерства имущественных отношений по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, совещаясь на месте, определил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица, также и учитывая, что его явка не была признана судом обязательной в силу положений КАС РФ.

Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований в силу следующего.

Согласно п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено.

Четвериков Р.М. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> а с К, площадью 1364 +/- 13 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов (л.д. 39-40). Также на данном земельном участке расположен жилой дом с К,, принадлежащий Четверикову Р.М. (л.д. 41).

Согласно выписке из ЕГРН, земельный участок с К, площадью 600 кв.м. принадлежит на праве общей долевой собственности (по ? доле в праве) ГАМ, ДАТ, КАИ, ГАМ Границы земельного участка в соответствие с требованиями земельного законодательства не установлены (л.д. 61-66). Вышеуказанными собственниками дано согласие на перераспределение земельного участка, принадлежащего Четверикову Р.М., являющегося смежным с принадлежащим им земельным участком (л.д. 38). Однако, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что собственники земельного участка с К ознакомлены со Схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 31).

Как следует из документов, представленных администрацией городского округа Воскресенск Московской области (л.д. 27-51), Четвериков Р.М. подал в электронном виде через портал Государственных услуг заявление № Р001-8433499334-44506110 о предоставлении Государственной услуги «Образование земельного участка в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности», с приложением соответствующих документов.

Администрацией городского округа Воскресенск Московской области на рассмотрение межведомственной комиссией по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области 20.04.2021 года, в соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 19.01.2017 г. № 13 ВР-44 «Об утверждении временного порядка направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, об установлении или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, и переводу земель из одной категории в другую, и признании утратившими силу отдельных правовых актов», был направлен проект решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, кадастровый квартал , местоположение: <адрес> площадь которого составляет 1 643 кв.м., с приложениями (заявитель Четвериков Р.М.).

Согласно сводному заключению Министерства имущественных отношений Московской области № 59-3 от 26.04.2021 г. (п.205), в согласовании проекта отказано (основание - п. 13.1.11 Административного регламента: образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных земельных законодательством Российской Федерации).

Решением администрации городского округа Воскресенск Московской области от 28.04.2021 г. № Р001-8433499334-44506110 в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности», Четверикову Р.М. отказано. Причина отказа – образование земельного участка предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных земельным законодательством РФ.

Суд соглашается с вынесенным администрацией решением в силу следующего.

Согласно ст. 2 закона Московской области № 107/2014-03 от 10.07.2014 г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Постановлением Правительства Московской области от 08.04.2015 года №229/13 утверждены Порядок и условия размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (далее – Порядок).

В соответствии с п. 2 Порядка размещение объектов на территории Московской области осуществляется на основании разрешения на размещение объектов, выдаваемого органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Земельным кодексом РФ распоряжение данными участками осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

На основании ст. 3 указанного закона Московской области № 107/2014-03 от 10.07.2014 г. реализация полномочий, предусмотренных ст. 2 данного закона, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области.

Государственная услуга «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности», за которой обращался Истец, регламентируется Административным регламентом, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 28.12.2018 № 15ВР-1816.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые определены главой V.4 Земельного кодекса РФ.

В частности, законодателем в статье 39.28 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности (пункты 2-4 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ).

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган, представляют схему расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков (пункты 1 и 3 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ).

Основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков предусмотрены в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ; согласно подпункту 9, уполномоченный орган отказывает в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставления государственной услуги установлен в разделе 13 Административного регламента предоставления государственной услуги "Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности", утвержденном Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 28.12.2018 № 15ВР-1816. Согласно п. 13.1.11 Административного регламента, основанием для отказа в предоставлении услуги является образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных земельных законодательством Российской Федерации (л.д. 44 оборот).

Исходя из изложенного, суд полагает, что Четверикову Р.М. администрацией правомерно отказано в предоставлении испрашиваемой государственной услуги, поскольку судом бесспорно установлено, что границы смежного земельного участка с К, площадью 600 кв.м. в соответствие с требованиями земельного законодательства не установлены, в связи с чем возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных земельным законодательством Российской Федерации. При этом, Четверикову Р.М. рекомендовано обратиться с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», подуслуга «Предварительное согласование предоставления в соответствие со ст. 39.18 ЗК РФ».

Оспариваемое решение административного ответчика соответствует закону, прав административного истца не нарушает, принято администрацией в пределах предоставленной компетенции, самовольное занятие Четвериковым Р.М. земельного участка площадью 279 кв.м., государственная собственность на который не разграничена (л.д. 35), в соответствии с действующим законодательством основанием для приобретения прав на него, изменения ранее установленных границ земельного участка в порядке перераспределения земельного участка не является; напротив, в соответствии со статьей 60 Земельного кодекса РФ является нарушением, в том числе прав и законных интересов третьих лиц; образование земельных участков, в основе которых лежит нарушение, противоречит требованиям земельного законодательства.

Кроме того, Четвериков Р.М. не лишен права на повторное обращение с аналогичным заявлением при установлении собственниками земельного участка с К его границ.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с ч 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия).

Таким образом, судом в ходе судебного разбирательства не выявлено нарушений прав административного истца вынесенным администрацией решением № Р001-8433499334-44506110 от 28.04.2021 г.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления Четверикова Романа Михайловича к администрации городского округа Воскресенск Московской области о признании незаконным решения № Р001-8433499334-44506110 от 28.04.2021 года и обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Четверикова Р.М. к администрации городского округа Воскресенск Московской области о признании незаконным решения № Р001-8433499334-44506110 от 28.04.2021 года и обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Воскресенский городской суд Московской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Л.В. Родина

Решение в окончательной форме принято 13 сентября 2021 года.