ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 500003-01-2023-002229-69 от 20.07.2023 Воскресенского городского суда (Московская область)

УИД № 50RS0003-01-2023-002229-69

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июля 2023 года город Воскресенск Воскресенский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Родиной Л.В.,

при секретаре судебного заседания Кремневе Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2098/2023 по исковому заявлению Воскресенского городского прокурора Московской области, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Тарасовой О.Н., Качкарову М. о признании недействительной постановку на миграционный учет по месту пребывания и снятии с учета по месту пребывания,

УСТАНОВИЛ:

Воскресенский городской прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Тарасовой О.Н., Качкарову М., в котором просит признать недействительной постановку на миграционный учет по месту пребывания: <адрес> иностранного гражданина Качкарова М., <дата> г.р. и снять с учета по месту пребывания по адресу: <адрес>, иностранного гражданина Качкарова М., <дата> года рождения.

В обоснование заявленных исковых требований прокурор ссылается на проведенную Воскресенской городской прокуратурой проверку исполнения миграционного законодательства при постановке иностранных граждан на миграционный учет по месту временного пребывания, в ходе которой установлено, что Тарасова О.Н. неоднократно осуществляла незаконную постановку иностранных граждан на миграционный учет в принадлежащем ей жилом помещении по адресу: <адрес>, за что получала денежные средства и была привлечена к уголовной ответственности по ст. 322.3 УК РФ - за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации. Так, Тарасова О.Н. признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных ст.322.3 УК РФ вступившими в законную силу: приговором мирового судьи судебного участка № 13 Воскресенского судебного района Московской области от 23.08.2022 года по уголовному делу , приговором мирового судьи судебного участка № 13 Воскресенского судебного района Московской области от 23.03.2023 года по уголовному делу .

В судебное заседание ответчики Тарасова О.Н., Качкаров М. не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены судом по месту регистрации, в адрес суда вернулись конверты с отметкой «истек срок хранения» (л.д. 59-60).

Представитель третьего лица Отдела по вопросам миграции УМВД России по городскому округу Воскресенск Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен (л.д. 54).

Представитель третьего лица Муниципального казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственные и муниципальных услуг городского круга Воскресенск Московской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен, в поданном суду заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражает (л.д. 51-52, 56).

Суд, руководствуясь положениями ст. 165.1 ГК РФ, ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие ответчиков и представителей третьих лиц.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, дав оценку установленным обстоятельствам и доказательствам в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации.

В соответствии с пп. 21, 22 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (утв. приказом МВД России от 10.12.2020 № 856), государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации. В предоставлении государственной услуги принимают участие организации федеральной почтовой связи, а также многофункциональные центры при наличии соответствующего соглашения о взаимодействии.

Согласно преамбуле Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее Закон о миграционном учете) миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

В соответствии с п.п. 4, 6, 11 ст. 2 Закона о миграционном учете:

-место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;

-учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания (далее - учет по месту пребывания) - фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания;

-фиктивная постановка на учет по месту пребывания - постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом или ином помещении без их намерения фактически проживать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.

В соответствии с п 4. ст. 4 Закона о миграции миграционный учет включает в себя:

1) регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) обработку, анализ, хранение, защиту и использование информации о количественных и качественных социально-экономических и иных характеристиках миграционных процессов;

3) ведение государственной информационной системы миграционного учета, содержащей сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 10 Закона о миграции органы миграционного учета на основе получаемых сведений об иностранном гражданине, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона, формируют государственную информационную систему миграционного учета.

В соответствии со ст. 11. Закона о миграции миграционный учет осуществляется органами миграционного учета в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации. Иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять отдельные полномочия в области миграционного учета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 12 Закона о миграции установлено, что территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел осуществляет полномочия по регистрации иностранных граждан по месту жительства и учет иностранных граждан по месту пребывания; внесению в государственную информационную систему миграционного учета сведений о регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также о постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания; контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правил миграционного учета.

Обязательный учет иностранных граждан по месту пребывания предусмотрен статьей 20 Закона о миграции.

В соответствии с пп.1,6 п.1 ст. 4 Закона о миграции целями миграционного учета являются: создание необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей; защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.

В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной миграционной политики является противодействие незаконной миграции, которая представляет реальную угрозу безопасности личности, российскому обществу и государству. Незаконная миграция способствует росту преступности, стимулирует развитие межнациональных конфликтов, ведет к расширению теневого рынка труда. Установлена взаимосвязь незаконной миграции и терроризма, организованной преступности, коррупции.

В «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года», утвержденной Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753, в качестве основных направлений государственной политики по противодействию экстремизму указаны: пресечение криминальных и коррупционных механизмов в процессе реализации миграционной политики и оперативное реагирование на выявленные факты нарушений в этой области; совершенствование мер по противодействию организаций незаконной миграции и незаконному осуществлению, трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Судом установлено, что вступившим в законную силу приговором мирового судьи судебного участка № 13 Воскресенского судебного района Московской области от 23.08.2022 года по уголовному делу (л.д. 35-39), Тарасова О.Н. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ, а именно:

31.03.2022 Тарасова О.Н., являясь принимающей стороной иностранных граждан, осуществила фиктивную (без намерения предоставить помещение для фактического проживания) постановку на учет по месту пребывания в принадлежащее ей жилое помещении по адресу: <адрес>, иностранных граждан: ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, получив от вышеуказанных иностранных граждан денежные средства на общую сумму 4 000 рублей.

15.04.2022 Тарасова О.Н., являясь принимающей стороной иностранных граждан, осуществила фиктивную (без намерения предоставить помещение для фактического проживания) постановку на учет по месту пребывания в принадлежащее ей жилое помещении по адресу: <адрес>, иностранных граждан: ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО37, ФИО22, получив от вышеуказанных иностранных граждан денежные средства на общую сумму 6 000 рублей.

12.05.2022 Тарасова О.Н., являясь принимающей стороной иностранных граждан, осуществила фиктивную (без намерения предоставить помещение для фактического проживания) постановку на учет по месту пребывания в принадлежащее ей жилое помещении по адресу: <адрес>, иностранных граждан: ФИО23ФИО36, ФИО24ФИО36, ФИО25, получив от вышеуказанных иностранных граждан денежные средства на общую сумму 3 000 рублей.

13.05.2022 Тарасова О.Н., являясь принимающей стороной иностранных граждан, осуществила фиктивную (без намерения предоставить помещение для фактического проживания) постановку на учет по месту пребывания в принадлежащее ей жилое помещении по адресу: <адрес>, иностранных граждан: ФИО26, ФИО27, ФИО28ФИО36, ФИО29, ФИО30, получив от вышеуказанных иностранных граждан денежные средства на общую сумму 5 000 рублей.

25.05.2022 Тарасова О.Н., являясь принимающей стороной иностранных граждан, осуществила фиктивную (без намерения предоставить помещение для фактического проживания) постановку на учет по месту пребывания в принадлежащее ей жилое помещении по адресу: <адрес>, иностранных граждан: ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35ФИО36, получив от вышеуказанных иностранных граждан денежные средства на общую сумму 5 000 рублей.

Вступившим в законную силу приговором мирового судьи судебного участка № 13 Воскресенского судебного района Московской области от 23.03.2023 года по уголовному делу (л.д. 20-34), Тарасова О.Н. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ, а именно:

25.10.2022 года Тарасова О.Н., являясь принимающей стороной иностранных граждан, осуществила фиктивную (без намерения предоставить помещение для фактического проживания) постановку на учет по месту пребывания в принадлежащее ей жилое помещении по адресу: <адрес>, иностранных граждан республики Таджикистан: ФИО38, <дата> года рождения, ФИО1, <дата> года рождения, получив от вышеуказанных иностранных граждан денежные средства на общую сумму 2 000 рублей.

31.10.2022 года Тарасова О.Н., являясь принимающей стороной иностранных граждан, осуществила фиктивную (без намерения предоставить помещение для фактического проживания) постановку на учет по месту пребывания в принадлежащее ей жилое помещении по адресу: <адрес>, иностранных граждан республики Узбекистан: ФИО39, <дата> года рождения, ФИО40, <дата> года рождения, получив от вышеуказанных иностранных граждан денежные средства на общую сумму 2 000 рублей.

11.11.2022 года Тарасова О.Н., являясь принимающей стороной иностранных граждан, осуществила фиктивную (без намерения предоставить помещение для фактического проживания) постановку на учет по месту пребывания в принадлежащее ей жилое помещении по адресу: <адрес>, иностранных граждан республики Узбекистан, республики Таджикистан: ФИО2, <дата> года рождения, ФИО41, <дата> года рождения, получив от вышеуказанных иностранных граждан денежные средства на общую сумму 2 000 рублей.

12.11.2022 года Тарасова О.Н., являясь принимающей стороной иностранного гражданина, осуществила фиктивную (без намерения предоставить помещение для фактического проживания) постановку на учет по месту пребывания в принадлежащее ей жилое помещении по адресу: <адрес>, иностранного гражданина республики Узбекистан ФИО3, <дата> года рождения, получив от последнего денежные средства на общую сумму 1 000 рублей.

17.11.2022 года Тарасова О.Н., являясь принимающей стороной иностранного гражданина, осуществила фиктивную (без намерения предоставить помещение для фактического проживания) постановку на учет по месту пребывания в принадлежащее ей жилое помещении по адресу: <адрес>, иностранного гражданина республики Узбекистан ФИО42, <дата> года рождения, получив от последнего денежные средства на общую сумму 1 000 рублей.

21.11.2022 года Тарасова О.Н., являясь принимающей стороной иностранного гражданина, осуществила фиктивную (без намерения предоставить помещение для фактического проживания) постановку на учет по месту пребывания в принадлежащее ей жилое помещении по адресу: <адрес>, иностранного гражданина республики ФИО4, <дата> года рождения, получив от последнего денежные средства на общую сумму 1 000 рублей.

28.11.2022 года Тарасова О.Н., являясь принимающей стороной иностранных граждан, осуществила фиктивную (без намерения предоставить помещение для фактического проживания) постановку на учет по месту пребывания в принадлежащее ей жилое помещении по адресу: <адрес>, иностранных граждан республики Узбекистан: ФИО5, <дата> года рождения, ФИО43, <дата> года рождения, получив от вышеуказанных иностранных граждан денежные средства на общую сумму 2 000 рублей.

29.11.2022 года Тарасова О.Н., являясь принимающей стороной иностранных граждан, осуществила фиктивную (без намерения предоставить помещение для фактического проживания) постановку на учет по месту пребывания в принадлежащее ей жилое помещении по адресу: <адрес>, иностранных граждан республики Таджикистан, республики Азербайджан: ФИО44, <дата> года рождения, ФИО6, <дата> года рождения, получив от вышеуказанных иностранных граждан денежные средства на общую сумму 2 000 рублей.

07.12.2022 года Тарасова О.Н., являясь принимающей стороной иностранного гражданина, осуществила фиктивную (без намерения предоставить помещение для фактического проживания) постановку на учет по месту пребывания в принадлежащее ей жилое помещении по адресу: <адрес>, иностранного гражданина республики Киргизия: ФИО7, <дата> года рождения, получив от последнего денежные средства на общую сумму 1 000 рублей.

15.12.2022 года Тарасова О.Н., являясь принимающей стороной иностранного гражданина, осуществила фиктивную (без намерения предоставить помещение для фактического проживания) постановку на учет по месту пребывания в принадлежащее ей жилое помещении по адресу: <адрес>, иностранного гражданина республики Узбекистан ФИО8, <дата> года рождения, получив от последнего денежные средства на общую сумму 1 000 рублей.

17.12.2022 года Тарасова О.Н., являясь принимающей стороной иностранного гражданина, осуществила фиктивную (без намерения предоставить помещение для фактического проживания) постановку на учет по месту пребывания в принадлежащее ей жилое помещении по адресу: <адрес>, иностранного гражданина республики Узбекистан ФИО45, <дата> года рождения, получив от последнего денежные средства на общую сумму 1 000 рублей.

19.12.2022 года Тарасова О.Н., являясь принимающей стороной иностранного гражданина, осуществила фиктивную (без намерения предоставить помещение для фактического проживания) постановку на учет по месту пребывания в принадлежащее ей жилое помещении по адресу: <адрес>, иностранного гражданина республики Киргизия ФИО9, <дата> года рождения, получив от последнего денежные средства на общую сумму 1 000 рублей.

24.12.2022 года Тарасова О.Н., являясь принимающей стороной иностранного гражданина, осуществила фиктивную (без намерения предоставить помещение для фактического проживания) постановку на учет по месту пребывания в принадлежащее ей жилое помещении по адресу: <адрес>, иностранного гражданина республики Киргизия ФИО10, <дата> года рождения, получив от последнего денежные средства на общую сумму 1 000 рублей.

27.12.2022 года Тарасова О.Н., являясь принимающей стороной иностранных граждан, осуществила фиктивную (без намерения предоставить помещение для фактического проживания) постановку на учет по месту пребывания в принадлежащее ей жилое помещении по адресу: <адрес>, иностранных граждан республики Киргизия и республики Узбекистан: ФИО46, <дата> года рождения, ФИО11, <дата> года рождения, получив от вышеуказанных иностранных граждан денежные средства на общую сумму 2 000 рублей.

29.12.2022 года Тарасова О.Н., являясь принимающей стороной иностранного гражданина, осуществила фиктивную (без намерения предоставить помещение для фактического проживания) постановку на учет по месту пребывания в принадлежащее ей жилое помещении по адресу: <адрес>, иностранного гражданина республики Киргизия ФИО12, <дата> года рождения, получив от последнего денежные средства на общую сумму 1 000 рублей.

По информации ОВМ УМВД России по г.о. Воскресенск Московской области (л.д. 14-19) в период с 01.01.2023 года по 07.06.2023 года Тарасова О.Н. осуществила фиктивную постановку на учет по месту пребывания в принадлежащее ей жилое помещение еще 10 иностранных граждан, в том числе Качкарова М. Постановку иностранных граждан на миграционный учет Тарасова О.Н. производит через отдел по вопросам миграции УМВД России по городскому округу Воскресенск Московской области (многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг).

Согласно рапорту участкового уполномоченного полиции, Качкаров М. по адресу: <адрес>, не проживает (л.д. 13).

На основании вышеизложенного, суд, установив, что Тарасова О.Н., являясь приминающей стороной иностранных граждан, неоднократно умышленно ставила на миграционный учет по месту пребывания иностранных граждан без намерения предоставить им помещение по адресу: <адрес>, то есть осуществляла фиктивную постановку на учет иностранных граждан, за что получала от вышеуказанных иностранных граждан денежные средства; за совершение вышеуказанных преступлений ответчик Тарасова О.Н. была привлечена к уголовной ответственности по ст. 322.3 УК РФ; в квартире по адресу: <адрес> ответчик Качкаров М. не проживает, что также подтверждается неполучением им судебных извещений и их возвратом в суд в связи с истечением срока хранения, а доказательств обратному суду в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено, приходит к выводу о том, что постановка Качкарова Маматкодира на миграционный учет по месту пребывания по вышеуказанному адресу была осуществлена не с целью его дальнейшего проживания в указанной квартире, в связи с чем суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193-198, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Воскресенского городского прокурора Московской области, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Тарасовой О.Н., Качкарову М. о признании недействительной постановку на миграционный учет по месту пребывания и снятии с учета по месту пребывания - удовлетворить.

Признать недействительной постановку на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес>, иностранного гражданина Качкарова М., <дата> года рождения.

Обязать отдел по вопросам миграции УМВД России по городскому округу Воскресенск Московской области снять с учета по месту пребывания по адресу: <адрес>, иностранного гражданина Качкарова М., <дата> года рождения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Воскресенский городской суд в течение одного месяца.

Судья Л.В. Родина