ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 500003-01-2023-002934-88 от 11.10.2023 Воскресенского городского суда (Московская область)

УИД № 50RS0003-01-2023-002934-88

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 октября 2023 года г. Воскресенск

Воскресенский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Родиной Л.В.,

при секретаре Турусовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2562/2023 по административному исковому заявлению Смирнова Е.О. к Призывной комиссии городского округа Воскресенск Московской области, Военному комиссариату городского округа Воскресенск Московской области, Военному комиссариату Московской области, Призывной комиссии Московской области о признании незаконным решения в части зачисления в запас, оформленного справкой взамен военного билета АС от 13.07.2023 года, обязании устранить допущенные нарушения и выдать военный билет,

УСТАНОВИЛ:

Смирнов Е.О. обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии городского округа Воскресенск Московской области, Военному комиссариату городского округа Воскресенск Московской области, Военному комиссариату Московской области, Призывной комиссии Московской области, в котором просит признать незаконным решение Призывной комиссии городского округа Воскресенск Московской области в части зачисления административного истца в запас на основании п. 1.1. ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», оформленного справкой взамен военного билета АС от 13.07.2023 года, обязании Призывную комиссию городского округа Воскресенск Московской области устранить допущенные нарушения, обязании Военный комиссариат городского округа Воскресенск Московской области выдать ему военный билет.

В обоснование заявленных административных исковых требований указано о принятии Смирнова Е.О. на воинский учет Военным комиссариатом городского округа Воскресенск Московской области в период весеннего призыва 2023 года. Ввиду достижения административным истцом возраста 32 лет в период прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, было принято решение о выдаче Смирнову Е.О. справки взамен военного билета АС от 13.07.2023 года. Указывая на те обстоятельства, что административный истец не менял место свой регистрации и места жительства, фактов намеренного уклонения от несения военной службы установлено не было; после окончания школы Смирновым Е.О. было получено как среднее (полное) общее профессиональное образование, так и высшее образование, при этом, на воинский учет он поставлен не был; бездействие административных ответчиков, а также третьих лиц, которые могли предоставить все имеющиеся сведения о местонахождении административного истца, который не был информирован о его обязанностях в сфере воинского учета, не получал повестки, не привлекался к административной и иной ответственности в сфере воинского учета, для его постановки на воинский учет без его личной явки, нарушило права и законные интересы административного истца, которому была выдана справка взамен военного билета, Смирнов Е.О. обратился в суд с рассматриваемым иском.

В судебное заседание административный истец не явился, извещен, в поданном суду ходатайстве просит рассмотреть дело в его отсутствие; в судебное заседание представитель Призывной комиссии Московской области не явился, извещен (л.д. 93-94, 102, 117), в связи с чем дело было рассмотрено судом в отсутствие указанных лиц.

В судебное заседание представитель административного истца Жеребцов Ф.Ю., действующий на основании доверенности, копию диплома о высшем юридическом образовании представивший (л.д. 12, 14-17), явился, просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Пояснил, что организация воинского учета лежит на военном комиссариате и муниципальных учреждениях. То, что истец числился в муниципальных учреждениях, подтверждается его аттестатами и дипломом. Исходя из того, что о существовании Смирнова Е.О. стало известно лишь в 2023 году, административный истец полагает, что было существенное нарушение его прав либо со стороны муниципальных органов, либо со стороны Военного комиссариата. К административной ответственности за неисполнение своих обязанностей в постановке на воинский учет он не привлекался. Смирнов Е.О. не нарушал действующий Закон ввиду того, что ему никто не сообщил в ходе обучения во всех учебных заведениях о необходимости постановки на воинский учет, ему никто не задавал вопрос насчет воинского учета. Подтвердил, что информация о том, что лицо мужского пола подлежит призыву на военную службу по достижении 18 лет, является общедоступной, но позиция Смирнова Е.О. и его семьи такова, что если поступает повестка на адрес регистрации, то надо идти в военкомат, но повесток не было. Отвечая на вопросы суда, представитель административного истца пояснил, что Смирнов Е.О. не мог явиться в военкомат, поскольку поступали новости о штрафах и обеспечительных мерах, при этом, он не знал, что не состоит на воинском учёте, обратился в Военкомат, чтобы уточнить сведения о своем воинском учете. Военкомат его не вызывал ни разу, сам он ранее в Военкомат не обращался. Смирнов Е.О. окончил школу, Колледж, Институт и пришел предоставлять свои сведения об образовании в Военкомат, чтобы ему не был назначен штраф, где и узнал, что он не состоит на воинском учете.

В судебное заседание представитель административных ответчиков Призывной комиссии городского округа Воскресенск Московской области, Военного комиссариата городского округа Воскресенск Московской области, Военного комиссариата Московской области Тихонова Н.З., действующая на основании доверенностей, копию диплома о высшем юридическом образовании представившая (л.д. 41-44), явилась, просила отказать в удовлетворении административных исковых требований, так как Смирнов Е.О. не вставал на воинский учет, нарушил Федеральный закон №53, представила возражения на административное исковое заявление (л.д. 118-121), согласно которым Смирнов Е.О., <дата> года рождения, подлежал первоначальной постановке на учет в военном комиссариате города Воскресенск Московской области в 2007 году. В Сводных списках и дополнительных списках Смирнов Е.О. не значился. Какой - либо информацией о Смирнове Е.О. военный комиссариат не располагал, личное дело не заводилось, соответственно никакие мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на воинский учет, призывом на военную службу и проведение иных мероприятий военным комиссариатом г.о. Воскресенск не осуществлялись. Пояснила, что все образовательные учреждения, в которых проходил обучение Смирнов Е.О., находились в г. Москве, соответственно, они не могли направить в Военный комиссариат городского округа Воскресенск Московской области какие-либо документы. Сводные списки призывников хранятся одиннадцать лет, а так как Смирнов Е.О. должен был встать на учёт в военкомате в 2007 году, они уже уничтожены; дубликат личного дела Смирнова Е.О. отсутствует, в алфавитных книгах, сведения в которые заносятся на основании Сводных списков призывников, сведений о Смирнове Е.О. нет.

Суд, выслушав представителей административного истца, административных ответчиков: Призывной комиссии городского округа Воскресенск Московской области, Военного комиссариата городского округа Воскресенск Московской области, Военного комиссариата Московской области, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными полномочиями или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из п.п. 1,2 ст. 59 Конституции Российской Федерации, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания (в ред. Федеральных законов от 03 декабря 2008 года № 248-ФЗ, от 09 марта 2010 года № 27-ФЗ, от 30 ноября 2011 года № 343-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) установлено, что в целях обеспечения воинского учета граждане в том числе обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания).

На основании пп. «а» п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2014 года № 26-П, неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает, как правило, совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.

В силу Постановления Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 "Об утверждении Положения о воинском учете", первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет. Военный комиссариат в год, предшествующий году первоначальной постановки на воинский учет: до 15 сентября при отсутствии технической возможности получения сведений в электронной форме из государственного информационного ресурса, иных государственных информационных систем и информационных ресурсов запрашивает в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, и получает не позднее 1 ноября: от органов внутренних дел - сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, необходимые для занесения в документы воинского учета; от органов местного самоуправления - сведения о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет; от организаций (образовательных организаций) - сведения о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, по форме согласно приложению № 6 и заполненные анкеты на этих граждан по форме согласно приложению № 7; до 25 декабря: формирует сводный список граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, и списки граждан по дням их явки на мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на воинский учет, на основании сведений об указанных гражданах, содержащихся в государственном информационном ресурсе, иных государственных информационных системах и информационных ресурсах, а при отсутствии такой возможности - на основании сведений, представленных органами внутренних дел, органами местного самоуправления и организациями (образовательными организациями), по формам, предусмотренным приложениями N 5 и 6 к настоящему Положению соответственно;

Согласно Приказа Министра обороны РФ от 02 октября 2007 г. № 400 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663", сводный список составляется военным комиссариатом после сверки списков, полученных от органов местного самоуправления, на которых возложено ведение первичного воинского учета граждан, и организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, со списками, полученными от образовательных учреждений. Сводный список формируется в электроном и письменном виде. В сводный список включаются граждане одного года рождения, которые подлежат первоначальной постановке на воинский учет в очередном году. Сводный и дополнительный списки регистрируются, подшиваются вместе в отдельное дело и хранятся в военном комиссариате в течение 11 лет.

В силу п. 1.1. ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Пунктом 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года № 663 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.09.2017 № 1196, от 14.10.2021 № 1746) установлено, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии.

Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.

Согласно п. 35 вышеназванного Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений), председатель призывной комиссии объявляет заключение гражданину, в отношении которого оно принято, и по заявлению гражданина в течение 5 дней со дня обращения вручает ему копию заключения либо направляет ее заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному в заявлении гражданина, или по месту его жительства либо пребывания, если в заявлении не указан адрес.

В силу п.1 ст. 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается, в том числе, из числа граждан, не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Смирнов Е.О., <дата> года рождения, уроженец <данные изъяты> зарегистрирован с 05.08.2004 года по настоящее время по адресу: <адрес>, является гражданином Российской Федерации (л.д. 18-19, 78).

На воинском учете по месту жительства Смирнов Е.О. не состоял, до 2023 года в военный комиссариат по вопросу постановки на учет не обращался, что было подтверждено представителями сторон в ходе рассмотрения дела.

Смирнов Е.О., окончив в 2006 году ГОУ «Средняя общеобразовательная школа № 754 города Москвы, что свидетельствует о его проживании в городе Москве, а не по месту регистрации в Воскресенском районе Московской области, продолжил обучение в образовательных учреждениях города Москвы, а именно: Колледже художественных ремесел № 59, который окончил в 2009 году, Московском государственном машиностроительном университете, который окончил в 2015 году, Московском политехническом университете, который окончил в 2022 году (л.д. 9-11, 13).

При обращении в 2023 году в Военный комиссариат городского округа Воскресенск Московской области Смирновым Е.О. был представлен паспорт, диплом магистра, выданный в 2022 году ФГАОУ высшего образования «Московский политехнический университет», страховое свидетельство, а также свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе (л.д. 124-127), в отношении него были проведены мероприятия по медицинскому освидетельствованию (л.д. 128-130).

29.06.2023 года Смирнов Е.О. обратился к военному комиссару городского округа Воскресенск Московской области с заявлением о выдаче воинского документа в связи с первичной постановкой на воинский учет (л.д. 123).

Как следует из выписки из Книги протоколов заседаний призывной комиссии Военного комиссариата г. Воскресенск Московской области от 29.06.2023 года, Смирнов Е.О., <дата> года рождения признан годным к военной службе. В соответствии с заключением призывной комиссии признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и по п.1 ст. 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" зачислен в запас как достигший возраста 27 лет. Смирнов Е.О. принят на воинский учет 13.07.2023 года, выдана справка взамен военного билета АС от 13.07.2023 года (л.д. 8, 122).

С 07.08.2023 года Смирнов Е.О. осуществляет трудовую деятельность в должности инженера-конструктора в АО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро» (л.д. 47-54), что позволяет суду сделать вывод о том, что оспариваемое решение о выдаче справки взамен военного билета не явилось препятствием к устройству административного истца на работу.

Согласно ответу ГБУ «Мосархив» от 26.09.2023 года, в том числе, личные дела Смирнова Е.О. из средней общеобразовательной школы № 754 города Москвы, Колледжа художественных ремесел № 59 на хранение в архив не поступали; в просмотренных сводных годовых ведомостях учета успеваемости учащихся средней общеобразовательной школы № 754 города Москвы за <дата> учебные годы сведений об обучении Смирнова Е.О. не имеется (л.д. 92).

Таким образом, судом бесспорно установлено и подтверждено стороной административного истца, что Смирнов Е.О. по достижении возраста семнадцати лет не выполнил обязанность, предусмотренную законом, не встал на воинский учет, а обратился в Военный комиссариат городского округа Воскресенск лишь в 2023 году в возрасте тридцати двух лет, то есть за пределами призывного возраста, что расценивается судом как уклонение от прохождения военной службы.

Суд признает несостоятельными доводы стороны административного истца, указывающего на бездействие военного комиссариата по постановке Смирнова Е.О., без его личной явки на воинский учет; на не получение повесток из военкомата; о виновности в не постановке на воинский учет как административных ответчиков, так и третьих лиц, не представивших все имеющиеся сведения о его местонахождении, не разъяснявших его обязанности в сфере воинского учета, также и учитывая, что проходя обучение в городе Москве, Смирнов Е.О. по месту регистрации в Воскресенском районе Московской области не проживал, а из вышеприведенных положений Закона следует, что в целях обеспечения воинского учета граждане, в том числе, обязаны состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, то есть обязаны явиться в военный комиссариат для первоначальной постановки на воинский учет.

Смирнов Е.О. на воинский учет по месту жительства не вставал, полагая, что это обязанность военного комиссариата пригласить призывника для постановки на учет, и, нарушая тем самым положения действующего законодательства, определяющие обязанность гражданина встать на воинский учет по месту жительства он своими действиями, направленными на уклонение от постановки на воинский учет, лишил административных ответчиков возможности провести по отношению к нему призывные мероприятия.

Доказательства того, что им принимались меры к исполнению предусмотренной законом обязанности состоять на воинском учете и обеспечивающие постановку на воинский учет, Смирновым Е.О. не представлены.

На основании вышеизложенного, суд, установив, что административный истец был обязан состоять на воинском учете, однако, Смирновым Е.О. совершены действия (или бездействие), которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и отсутствии оснований для выдачи административному истцу военного билета, в связи с чем в удовлетворении заявленных Смирновым Е.О. административных исковых требований суд полагает отказать в полном объеме.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Смирнова Е.О. к Призывной комиссии городского округа Воскресенск Московской области, Военному комиссариату городского округа Воскресенск Московской области, Военному комиссариату Московской области, Призывной комиссии Московской области о признании незаконным решения в части зачисления в запас, оформленного справкой взамен военного билета АС от 13.07.2023 года, обязании устранить допущенные нарушения и выдать военный билет – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Воскресенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Л.В. Родина

Решение в окончательной форме принято 16 октября 2023 года