ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 500003-01-2023-004584-85 от 09.01.2024 Воскресенского городского суда (Московская область)

УИД №50RS0003-01-2023-004584-85

Дело № 2а-549/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 января 2024 года г. Воскресенск Московской области

Воскресенский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Шикановой З.В.,

при секретаре Снурницыной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Администрации городского округа Воскресенск Московской области к судебному приставу-исполнителю СМО по ИОИД и РЗ ГУ ФССП России по Московской области Мельничук Светлане Александровне, к ГУ ФССП России по Московской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя от 27.11.2023г. о взыскании исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация городского округа Воскресенск Московская области обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю СМО по ИОИД и РЗ ГУ ФССП России по Московской области Мельничук С.А., к ГУ ФССП России по Московской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора с Администрации городского округа Воскресенск в размере 50 000 рублей 00 копеек по исполнительному производству -ИП.

Административный истец в обоснование заявленных требований ссылается на то, что в производстве специализированного межрайонного отделения по исполнению отдельных исполнительных действий и разыскных заданий Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области находится исполнительное производство -ИП от 05.07.2022г., возбужденное на основании исполнительного листа, выданного Воскресенским городским судом Московской области по делу № 2-250/2021. Предмет исполнения: обязать Администрацию городского округа Воскресенск Московской области организовать строительство и построить дорогу местного назначения в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, действующими строительными нормами и правилами в течение 468 дней с момента включения в бюджет финансирования строительства автомобильной дороги, обеспечивающей проезд к земельным участкам многодетных семей. Исполнительное производство -ИП возбуждено до наступления срока, установленного в решении суда. В адрес Администрации городского округа Воскресенск Московской области, посредством портала Государственных услуг РФ 28.11.2023г. поступило постановление судебного пристава-исполнителя от 27.11.2023г. о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения. С указанным постановлением Администрация не согласна, полагает, что данное постановление судебного пристава-исполнителя нарушает права Администрации и подлежит отмене, поскольку срок исполнения требований неимущественного характера по решению суда на момент вынесения постановления не наступил. В связи с невозможностью разрешить данный вопрос во внесудебном порядке, представитель административного истца обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

В судебное заседание не явились: административный ответчик судебный пристав-исполнитель СМО по ИОИД и РЗ ГУ ФССП России по Московской области Мельничук С.А., представитель административного ответчика Управления ФССП по Московской области, представитель заинтересованного лица Воскресенской городской прокуратуры. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежавшим образом. От судебного пристава-исполнителя СМО по ИОИД и РЗ ГУ ФССП России по Московской области Мельничук С.А. поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствии (л.д. 26).

Суд определил: рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Представитель административного истца Администрации городского округа Воскресенск Московской области Черниченко М.В., действующая на основании доверенности (л.д. 17), в судебном заседании пояснила, что Администрация городского округа Воскресенск Московской области приступила к исполнению решения суда. Срок исполнения будет исчисляться со дня внесения денег в бюджет. В настоящее время срок не пропущен, т.к. указанная в решении суда дата еще не наступила. Требования поддержала в полном объеме и просила признать незаконным и отменить указанное в иске постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству -ИП, т.к. сроки добровольного исполнения вступившего в законную силу решения суда еще не истекли. Ходатайство Администрации г.о. Воскресенск о внесении изменений в данное постановление не было рассмотрено в ФССП. Никаких требований к Администрации по данному исполнительному производству не поступало. В период исполнения решения суда была изменена конфигурация данной дороги, был осуществлен текущий ремонт – дорога была отсыпана щебнем, был заключен муниципальный контракт на работы, которые проводились в течение года.

Суд, исследовав материалы дела, опросив представителя административного истца, находит заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, в силу следующего:

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны: подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований. В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В силу ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В соответствии с п. 11, 12 ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и должник предупреждается о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 1, 2 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Согласно части 3 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов дела следует, что 05.07.2022г. судебным приставом-исполнителем ГУ ФССП по Московской области СМО по ИОИД и РЗ ГУ ФССП России по Московской области Васьковой С.А. было возбуждено исполнительное производство -ИП на основании исполнительного документа - исполнительный лист серии ФС от 24.05.2022г., выданного Воскресенским городским судом Московской области по гражданскому делу № 2-250/2021. Предмет исполнения: Обязать Администрацию Воскресенск МО организовать строительство и построить дорогу местного назначения в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, действующими строительными нормами и правилами в течение 468 дней с момента включения в бюджет; в отношении должника: Администрация городского округа Воскресенск Московской области в пользу взыскателя: Воскресенский городской прокурор, что подтверждается копией постановления о возбуждении исполнительного производства от 05.07.2022г. (л.д. 9-11).

Судом установлено, что 08.07.2022г. в адрес судебного пристава-исполнителя Васьковой С.А. административным истцом 08.07.2022г. было направлено заявление о внесении изменения в вышеуказанное постановление судебного пристава-исполнителя от 05.07.2022г. с просьбой изменить 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, установленный с момента получения должником копии постановления, с учетом срока, установленного решением Воскресенского городского суда по делу № 2-250/2021, что подтверждается копией заявления (л.д. 35) и списком почтовых отправлений (л.д. 36-37). Однако, какого-либо ответа или письменного разъяснения от службы судебных приставов в адрес Администрации городского округа Воскресенск Московской области не поступило.

В рамках возбужденного исполнительного производства -ИП 27.11.2023г. судебным приставом-исполнителем ГУ ФССП по Московской области СМО по ИОИД и РЗ ГУ ФССП России по Московской области Мельничук С.А. было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000руб. по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения, что подтверждается копией постановления от 27.11.2023г. (л.д. 7-8).

Судом установлено, что решением Воскресенского городского суда Московской области от 17.12.2021г. по делу № 2-250/2021 по иску Воскресенского городского прокурора Московской области в интересах многодетных семей, имеющих несовершеннолетних детей в составе: Анисковой Екатерины Александровны, представляющей интересы детей: Тёточкина Дениса Александровича, Анискова Павла Александровича, Анисковой Софии Александровны; Дубковой Оксаны Викторовны, Дубкова Павла Федоровича, представляющих интересы детей: Дудченко Кирилла Максимовича, Дубкова Льва Павловича, Дубковой Анастасии Павловны; Карандашевой Оксаны Сергеевны и Карандашева Сергея Александровича, представляющих интересы детей: Карандашевой Дарьи Сергеевны, Карандашевой Вероники Сергеевны, Карандашева Александра Сергеевича; Калининой Екатерины Сергеевны и Калинина Виталия Вячеславовича, представляющих интересы детей: Калинина Даниила Витальевича, Калинина Дениса Витальевича, Васильевой Альбины Александровны; Семеновой Ларисы Михайловны и Семенова Эдуарда Александровича, представляющих интересы детей: Пузикова Артема Алексеевича, Семеновой Варвары Эдуардовны, Семеновой Стефании Эдуардовны; Фомичевой Алеси Алексеевны, представляющей интересы детей: Фомичева Матвея Валентиновича, Фомичева Никиты Валентиновича, Фомичева Дмитрия Валентиновича, к Администрации городского округа Воскресенск Московской области об обязании обеспечить земельные участки объектами инфраструктуры, исковые требования были удовлетворены частично, что подтверждается копией решения (л.д. 74-92).

Вышеуказанное решение суда апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 25.04.2022г. было оставлено без изменения в части обязания Администрации городского округа Воскресенск Московской области организовать строительство и построить дорогу местного значения в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, действующими строительными нормами и правилами в течение 468 дней с момента включения в бюджет городского округа Воскресенск Московской области финансирования строительства автомобильной дороги, обеспечивающей проезд к земельным участкам с кадастровым номером , с кадастровым номером с кадастровым номером , с кадастровым номером , с кадастровым номером , с кадастровым номером , что подтверждается копией решения Воскресенского городского суда Московской области от 17.12.2021г. по делу № 2-250/2021 (л.д. 74-93) и копией апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 25.04.2022г. (л.д. 94-101).

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, следовательно, привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии признака противоправности в поведении должника.

Так, законодательство, при определении понятия исполнительского сбора, исходит из того, что являясь санкцией штрафного характера, он имеет целью пресечения правонарушения, выразившегося в уклонении должника от исполнения решения суда в период принудительного исполнения.

Решение Воскресенского городского суда Московской области от 17.12.2021г. по делу № 2-250/2021 вступило в законную силу 25.04.2022г.

Согласно резолютивной части вышеуказанного решения суда, срок исполнения решения Воскресенского городского суда Московской области от 17.12.2021г. по гражданскому делу № 2-250/2021 в части организации строительства дороги местного назначения в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, действующими строительными нормами и правилами, в течение 468 дней, следует исчислять с момента включения в бюджет финансирования строительства автомобильной дороги, обеспечивающей проезд к земельным участкам многодетных семей.

Административный истец приступил к исполнению вышеуказанного решения суда незамедлительно, что подтверждается обстоятельствами, изложенными в информационном письме по реализации мероприятий по ремонту автодороги <адрес> г.о. <адрес> от 06.12.2023г. начальника управления РГИиЭ Жуковой О.С. (л.д. 122-123).

Постановлением Администрации городского округа Воскресенск Московской области от 20.10.2021г. № 5070 сооружение дорожного транспорта – автомобильная дорога <адрес>, протяженностью 1733м. V-ой технической категории включена в состав муниципальной казны и передана в МКУ «Благоустройство и озеленение» на праве безвозмездного пользования.

При обследовании земельного участка под строительство автодороги с кадастровым номером 50:29:0060238:581 было выявлено наложение границ дороги на земельный участок с кадастровым номером предназначенный для частной застройки.

Постановлением Администрации городского округа Воскресенск Московской области от 17.08.2022г. № 4110 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: РФ, <адрес>, в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности. Собственником земельного участка с кадастровым номером 50:29:0060203:75 проведены регистрационные мероприятия по определению границ земельного участка, в результате чего наложение границ на автомобильную дорогу ликвидировано.

МКУ «БиО» для выполнения мероприятий по обеспечению подъезда к земельным участкам многодетных семей 19.09.2022г. заключен муниципальный контракт на поставку щебня известнякового марки 400фракции 40*70мм и 20*40мм для отсыпки дорожного полотна автомобильной дороги <адрес>, что подтверждается копией муниципального контракта (л.д. 105-111).

Силами МКУ «БиО» выполнены работы по планировке дорожного полотна и укладке щебня М 400 фракции 40*70мм в полном объеме. В настоящее время проездная способность дороги обеспечена.

Для проведения работ по изменению геометрических параметров, а также изменения типа покрытия дорожного полотна с щебеночного на асфальтно-бетонное необходимо выполнять проектно-изыскательские работы по капитальному ремонту автомобильной дороги.

В состав проектно-изыскательских работ входят следующие этапы:

- инженерно-геодезические изыскания,

- инженерно-геологические изыскания,

- разработка проектной документации,

- прохождение государственной экспертизы,

- разработка рабочей документации.

Для определения стоимости капитального ремонта автомобильной дороги <адрес>, МКУ «БиО» 09.12.2022г. размещена закупка на сайте zakuoki.gov.ru на выполнение проектно-изыскательских работ по капитальному ремонту указанной автомобильной дороги. МБУ «БиО» заключен контракт с ООО «Геопартнер» на разработку проекта. Срок исполнения контракта – декабрь 2023 года.

В настоящее время проект находится в стадии прохождения государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости в Государственном автономном учреждении Московской области «Московская областная государственная экспертиза», что подтверждается копией заключения эксперта (л.д. 63-68).

Таким образом, суд приходит к выводу, что установленный решением Воскресенского городского суда Московской области по гражданскому делу №2-250/2021 срок добровольного исполнения решения суда до момента вынесения судебным приставом-исполнителем Постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения не истек.

В связи с чем, требование судебного пристава исполнителя СМО по ИОИД и РЗ ГУ ФССП России по Московской области Мельничук С.А. исполнить решение Воскресенского городского суда Московской области по гражданскому делу №2-250/2021 в более ранний срок и наложении на Администрацию городского округа Воскресенск Московской области денежного взыскания в виде исполнительского сбора является незаконным и не соответствует задачам исполнительного производства.

Доказательств виновного поведения административного истца, выраженного в уклонении от исполнения требований исполнительного документа и исполнения решения суда административным ответчиком суду не представлено. В связи с чем, оснований ко взысканию исполнительского сбора не имелось в нарушение требований ФЗ «Об исполнительном производстве».

Таким образом, исходя из изложенного и материалов дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о признании незаконным постановления ведущего судебного пристава-исполнителя СМО по ИОИД и РЗ ГУ ФССП России по Московской области Мельничук С.А. от 27.11.2023 года о взыскании исполнительского сбора с Администрации городского округа Воскресенск в размере 50 000 рублей 00 копеек по исполнительному производству -ИП подлежат удовлетворению, а указанное постановление подлежит отмене.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Администрации городского округа Воскресенск Московской области к судебному приставу-исполнителю СМО по ИОИД и РЗ ГУ ФССП России по Московской области Мельничук Светлане Александровне, к ГУ ФССП России по Московской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя от 27.11.2023г. о взыскании исполнительского сбора, - удовлетворить.

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя СМО по ИОИД и РЗ ГУ ФССП России по Московской области Мельничук Светланы Александровны от 27.11.2023г. о взыскании исполнительского сбора с Администрации городского округа Воскресенск в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) руб. 00 коп. по исполнительному производству -ИП.

Отменить постановление судебного пристава-исполнителя СМО по ИОИД и РЗ ГУ ФССП России по Московской области Мельничук Светланы Александровны от 27.11.2023г. о взыскании исполнительского сбора с Администрации городского округа Воскресенск в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) руб. 00 коп. по исполнительному производству -ИП.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Воскресенский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 29 января 2024 года.

Судья: подпись З.В. Шиканова

Копия верна: судья Секретарь