ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 500028-01-2023-005386-40 от 11.08.2023 Мытищинского городского суда (Московская область)

Дело №2а-6719/2023

УИД № 50RS0028-01-2023-005386-40

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 августа 2023 года г.Мытищи Московская область

Мытищинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Колесникова Д.В.,

при секретаре Секриеру А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Жуковой Ольги Викторовны к Администрации г.о. Мытищи Московской области о признании незаконным предписаний,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с административный иском, с учетом его уточнения, к Администрации г. Мытищи Московской области о признании незаконным предписания Администрации г. о. Мытищи Московской области и о демонтаже незаконно установленного и эксплуатируемого объекта наружной рекламы и информации, вынесенных в отношении административного истца.

В обоснование своих требований указала, что административным ответчиком в отношении ФИО2 вынесены предписания о демонтаже незаконно установленной рекламной конструкции. Из представленных фотоматериалов размещения рекламных конструкций на территории земельного участка не возможно определить кому принадлежит данная конструкция, а также административным ответчиком нарушен порядок их вынесения. Кроме того, Федеральный закон «О рекламе» не распространяется в отношении административного истца, поскольку она не занимается предпринимательской деятельностью.

Просила суд административный иск удовлетворить.

В судебное заседание административный истец явился, заявленные требования поддержал.

Представитель административного ответчика ФИО5 в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения требований, по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд не находит требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как следует из материалов дела, оспариваемые Предписания вынесены ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, в суд с административным иском ФИО2 обратилась ДД.ММ.ГГГГ то есть в пределах установленного 3-х месячного срока.

Как усматривается из материалов дела, администрацией г.о. Мытищи выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2 об обязании демонтировать в срок до ДД.ММ.ГГГГ рекламные конструкции в виде баннера и рекламная конструкция на ограждении.

В сведениях о лице, которому выданы предписания, указано, что владелец рекламных конструкций не установлен.

Согласно пп. 15.1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе. Порядок выдачи и аннулирования таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района регулируется ст. 19 Федерального закона N 38-ФЗ.

На основании положений ст. 19 Федерального закона от <данные изъяты>. N 38-ФЗ "О рекламе", распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Согласно ч. 5, ч. 5.1 ст. 19 ФЗ "О рекламе", установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев.

Согласно ч. ч. 9, 13 ст. 19 ФЗ "О рекламе", установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.

Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В случае, если владелец рекламной конструкции является собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, разрешение выдается на срок, указанный в заявлении, при условии соответствия указанного срока предельным срокам, которые установлены субъектом Российской Федерации и на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а разрешение в отношении временной рекламной конструкции - на срок, указанный в заявлении, но не более чем на двенадцать месяцев. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения. Разрешение является действующим до истечения указанного в нем срока действия либо до его аннулирования или признания недействительным. Для целей настоящей статьи под временными рекламными конструкциями понимаются рекламные конструкции, срок размещения которых обусловлен их функциональным назначением и местом установки (строительные сетки, ограждения строительных площадок, мест торговли и подобных мест, аналогичные технические средства) и составляет не более чем двенадцать месяцев (ч. 17 ст. 19 ФЗ "О рекламе").

В соответствии с п. 10 ст. 19 ФЗ "О рекламе", установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания (ч. 21 ст. 19 ФЗ "О рекламе").

Согласно ч. 21.1 ст. 19 ФЗ "О рекламе", если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

На территории г.о. Мытищи Московской области действует Положение о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций и средств размещения информации, утвержденного Решением Совета депутатов Мытищинского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию г.о. Мытищи Московской области поступило обращение от физического лица о том, что в границах земельного участка с кадастровым номером установлены и эксплуатируются рекламные конструкции.

Из представленной выписки ЕГРН следует, что собственником земельного участка с кадастровым номером является ФИО2 доля ?.

Из представленных фото материалов, следует, что рекламная конструкция (баннер) расположена на ограждении земельного участка , аналогичная конструкция перед земельным участком.

Административным истцом в судебном заседании представлен договор оказания риэлторских услуг от ДД.ММ.ГГГГ на основании которого между ФИО2 и Генеральным директором ООО «Андерссен и Ко» последний осуществляет поиск покупателя на жилой дом и земельный участок расположенный по адресу: <адрес>

Как следует из объяснений представителя административного ответчика разрешений на установку рекламных конструкций по указанному адресу Администрацией г.о. Мытищи не выдавалось.

Согласно ч. 21.1 ст. 19 ФЗ "О рекламе", если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 статьи 19 настоящего закона обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Положения о наружной рекламе и средствах размещения рекламной информации на территории разработано с целью реализации полномочий на территории г.о. Мытищи по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций и разрешений на установку средств размещения информации, устанавливает требования к их территориальному размещению, эксплуатации и демонтажу.

В силу п.6.1 Положения разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выдается Администрацией г.о. Мытищи лицу, заключившему с собственником земельного участка либо иной недвижимости договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а если рекламная конструкция устанавливается на земельном участке, находящимся в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, либо на здание или ином недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности-лицу признанному победителем аукциона или конкурса на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В соответствии с п.11.10 Положения установка и эксплуатация рекламной конструкции без действующего Разрешения (самовольная установка) не допускается.

В ходе судебного заседания представителем административного ответчика пояснено, что ДД.ММ.ГГГГ при мониторинге сотрудниками Администрации г.о. Мытищи выявлено, что рекламная конструкция на принадлежавшем административному истцу участке демонтирована на основании выданного Предписания , о чем был составлен акт/д от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о законности действий административного ответчика по вынесению Предписаний в отношении ФИО2 о демонтаже наружной рекламы, поскольку разрешения на такую установку получено не было.

Довод административного истца о том, что субъектом ответственности в части установления наружной рекламы является как заказчик, так и подрядчик, выполняющий работы по установке рекламной конструкции, судом отклоняется, поскольку как следует из представленного договора оказания риэлторских услуг, договор заключен ДД.ММ.ГГГГ, срок действия договора 5 месяцев. Предписания вынесены ДД.ММ.ГГГГ, то есть после истечения срока действия данного договора.

Довод административного истца о том, что из указанных рекламных конструкций невозможно определить, что административный истец является рекламодателем, судом не может быть принят во внимание, поскольку рекламная конструкция расположена, в том числе и на ограждении (заборе) земельного участка, который принадлежит административному истцу, то есть собственнику объекта недвижимого имущества.

Остальные доводы административного истца сводятся с несогласием вынесенных Предписаний и не могут рассматриваться судом, как какие- либо нарушения в действиях административного ответчика, оспариваемые предписания вынесены в отношении административного истца по результатам проведенной проверки уполномоченным должностным лицом, нарушений порядка их вынесения не установлено, данные предписания соответствуют положениям нормативных актов, доказательств нарушения прав административного истца оспариваемыми предписаниями не представлено, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований отсутствует.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление ФИО2 к Администрации г.о. Мытищи Московской области о признании незаконным предписаний – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда через Мытищинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья КОПИЯ Д.В. Колесников

Мотивировочная часть решения изготовлена 13.09.2023