ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 500044-01-2021-004015-72 от 10.09.2021 Серпуховского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

дело № 2а-2519/2021

УИД № 50RS0044-01-2021-004015-72

10 сентября 2021 года

город Серпухов Московской области

Серпуховский городской суд Московской области

в составе председательствующего судьи Коляды В.А.,

при секретаре судебного заседания Барановой Е.В.,

с участием:

представителя административных истцов Главы городского округа Серпухов Московской области, Администрации городского округа Серпухов Московской области – Мкртумян Р.М.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главы городского округа Серпухов Московской области, Администрации городского округа Серпухов Московской области к Уфимскому линейному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте, Линейному отделу полиции в аэропорту города Уфы Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте, дознавателю Линейного отдела полиции в аэропорту города Уфы Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте майору полиции Д. о признании незаконным представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления,

установил:

Глава городского округа Серпухов Московской области, Администрация городского округа Серпухов Московской области обратились в суд с иском и с учётом уточнения исковых требований в части ответчиков, просят признать незаконным представление дознавателя линейного отдела полиции в аэропорту города Уфы Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте Д. на имя Главы городского округа Серпухов Московской области о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления по уголовному делу <номер>, возбужденному в отношении Н., <дата> рождения, гражданина республики Таджикистан, по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации. Свои требования административный истец мотивирует тем, что 23 июня 2021 года в Администрацию городского округа Серпухов Московской области поступило представление дознавателя линейного отдела полиции в аэропорту города Уфы Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте Д. на имя Главы городского округа Серпухов Московской области о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления по уголовному делу <номер>, возбужденному по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации. Из указанного представления следует, что ЛОП в аэропорту г. Уфы расследовалось уголовное дело по обвинению Н., <дата> рождения, гражданина Республики Таджикистан, обвиняемого в совершении вышеуказанного преступления. В ходе предварительного расследования установлено, что 26.12.2019 Н. находясь на автостоянке на 108 км Симферопольского шоссе М2, расположенного в границах муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области», получил от неустановленного лица паспорт гражданина Республики Таджикистан, в котором был проставлен заведомо подложный штамп о разрешении временного проживания <номер> ГУ МВД России по Московской области в городе Серпухов по <адрес>. Вместе с тем, официальных сведений о регистрации Н. не имеется. В представлении указано, что с целью предотвращения совершения преступлений и правонарушений, необходимо провести информационно-разъяснительную работу с населением, путем размещения информации в СМИ, печатных изданиях об участившихся случаях подделки и сбыта заведомо подложных документов иностранными гражданами с целью незаконного пребывания на территории Российской Федерации. Также указано на необходимость сотрудниками Администрации, осуществляющими работу с иностранными гражданами, обращать внимание на представленные ими документы, а в случае обнаружения несоответствующих действительности сведений или признаков подделки, незамедлительно информировать территориальные органы внутренних дел Российской Федерации. Для принятия мер, направленных на устранение указанных недостатков, органу местного самоуправления в лице Главы городского округа Серпухов Московской области предоставлен месячный срок. Администрация городского округа Серпухов Московской области не согласна с предписанием, считает его незаконным и необоснованным. В соответствии с частью 2 статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения. В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» в случае выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушения, субъект профилактики правонарушений, уполномоченный в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносит в соответствующие орган или организацию независимо от форм собственности либо общественное объединение обязательное для исполнения представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения. В силу пункта 15 части 1 статьи 14.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления имеют право осуществлять мероприятия в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». В статье 5 Федерального закона от 23.06.2016 №182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» субъектами профилактики правонарушений являются органы местного самоуправления. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 23.06.2016 №182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами в пределах своей компетенции принимают муниципальные правовые акты в сфере профилактики правонарушений; создают координационные органы в сфере профилактики правонарушений; принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений; обеспечивают взаимодействие лиц, участвующих в профилактике правонарушений, на территории муниципального образования; осуществляют профилактику правонарушений в формах профилактического воздействия, предусмотренных пунктами 1,7-10 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. Постановлением Главы городского округа Серпухов Московской области от 19.02.2019 года №735 утверждены Положения о межведомственной комиссии по профилактике преступлений и иных правонарушений в городском округе Серпухов Московской области и о признании утратившим силу Постановлений Главы города Серпухов от 13.02.2014 года №245, от 10.02.2015 года №53, от 20.07.2015 года №574. 18 ноября 2020 года Постановлением Администрации городского округа Серпухов Московской области №4264-П внесены изменения в вышеуказанное Постановление от 19.02.2019 года №735. 25 июня 2020 года утверждена «Дорожная карта» об организации работы по снижению уровня рецидивной преступности на территории городского округа Серпухов Московской области. В соответствии с протоколом №2/2020 заседания Межведомственной комиссии по профилактике преступлений и иных правонарушений в городском округе Серпухов Московской области от 28.09.2020 ход работы проекта «Снижение уровня рецидивной преступности на 10%» признаны удовлетворительными. Исходя из вышеуказанных актов, утвержденных органом местного самоуправления, оснований полагать, что бездействие Администрации или Главы городского округа имело место и способствовало совершению преступлений на территории городского округа Серпухов Московской области, не имеется. Требования, указанные в утвержденной дорожной карте, ответственными лицами исполнены.

Представитель административных истцов Главы городского округа Серпухов Московской области, Администрации городского округа Серпухов Московской области – Мкртумян Р.М. в судебном заседании требования административно искового заявления поддержала.

Представители административных ответчиков Линейного отдела полиции в аэропорту города Уфы Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте, Уфимского линейного управления МВД РФ на транспорте, а также дознаватель Линейного отдела полиции в аэропорту города Уфы Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте Д. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще, отзыв не представили.

Руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя административных истцов, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришёл к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно разъяснениям, данным в п.62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иными нормативными правовыми актами.

Основанием для удовлетворения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, является установление судом наличия одновременно двух обстоятельств: того, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Установлено, что 23.06.2021 в Администрацию городского округа Серпухов Московской области поступило представление дознавателя линейного отдела полиции в аэропорту города Уфы Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте Д. на имя Главы городского округа Серпухов Московской области о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления по уголовному делу <номер>, возбужденному по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации, из которого следует, что ЛОП в аэропорту г. Уфы расследовалось уголовное дело по обвинению Н., <дата> рождения, гражданина Республики Таджикистан, обвиняемого в совершении вышеуказанного преступления.

В ходе предварительного расследования установлено, что 26.12.2019 Н. находясь на автостоянке на 108 км Симферопольского шоссе М2, расположенного в границах муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области», получил от неустановленного лица паспорт гражданина Республики Таджикистан, в котором был проставлен заведомо подложный штамп о разрешении временного проживания <номер> ГУ МВД России по Московской области в городе Серпухов по <адрес>. Официальных сведений о регистрации Н. не имеется.

В представлении указано, что с целью предотвращения совершения преступлений и правонарушений, необходимо провести информационно-разъяснительную работу с населением, путем размещения информации в СМИ, печатных изданиях об участившихся случаях подделки и сбыта заведомо подложных документов иностранными гражданами с целью незаконного пребывания на территории Российской Федерации. Также указано на необходимость сотрудниками Администрации, осуществляющими работу с иностранными гражданами, обращать внимание на представленные ими документы, а в случае обнаружения несоответствующих действительности сведений или признаков подделки, незамедлительно информировать территориальные органы внутренних дел Российской Федерации. Для принятия мер, направленных на устранение указанных недостатков, органу местного самоуправления в лице Главы городского округа Серпухов Московской области предоставлен месячный срок (л.д.12).

Постановлением Главы городского округа Серпухов Московской области от 19.02.2019 №735 утверждено Положение о межведомственной комиссии по профилактике преступлений и иных правонарушений в городском округе Серпухов Московской области, признаны утратившим силу Постановления Главы города Серпухов от 13.02.2014 №245, от 10.02.2015 №53, от 20.07.2015 № 574 (л.д.18-19).

Из Положения о межведомственной комиссии по профилактике преступлений и иных правонарушений в городском округе Серпухов Московской области следует, что основными задачами комиссии является:

- выработка решений и координация организационно-практических мероприятий в рамках государственной системы профилактики правонарушений, направленных на противодействие коррупции, активизацию борьбы с пьянством, алкоголизмом, наркоманией, незаконной миграцией, ресоциализацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и других мер, направленных на снижение уровня преступности на территории городского округа Серпухов Московской области;

- совершенствование нормативной правовой базы городского округа Серпухов Московской области в сфере профилактики правонарушений;

- анализ и принятие мер по устранению условий, способствующих правонарушениям, разработка предложений, направленных на снижение уровня преступности на территории городского округа Серпухов Московской области;

- создание условий для организаций и общественных объединений с целью привлечения их к работе по профилактике преступлений и иных правонарушений;

- повышение общего уровня правовой культуры граждан, обеспечение возможности ознакомления с действующими нормативными правовыми актами в сфере профилактики преступлений и иных правонарушений (п.2.5).

Основными функциями Комиссии являются:

- выработка комплексных мер по приоритетным направлениям профилактики преступлений и иных правонарушений, рекомендаций для их применения с учетом криминогенной ситуаций и территориальных особенностей городского округа Серпухов Московской области (п.3)

Комиссия для выполнения возложенных на нее задач осуществляет полномочия по оказанию содействия в деятельности органов местного самоуправления по профилактике преступлений и иных правонарушений; осуществляет комплексных анализ и подготовку информационно-аналитических и справочных материалов о состоянии организации работы по профилактике преступлений и иных правонарушений на территории городского округа Серпухов Московской области; осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии (п.4).

Из п. 5.1 Положения следует, что Комиссия образуется в составе председателя, заместителя председателя Комиссии, членов Комиссии и аппарата Комиссии, возглавляемого руководителем (л.д. 20-23).

18.11.2020 Постановлением Администрации городского округа Серпухов Московской области №4264-П внесены изменения в Постановление от 19.02.2019 №735, которым утвержден составы межведомственной комиссии по профилактике преступлений и иных правонарушений в городском округе Серпухов Московской области, в том числе и аппарата (л.д. 28-32).

25.06.2020 заместителем председателя Правительства Московской области утверждена «Дорожная карта» об организации работы по снижению уровня рецидивной преступности на территории городского округа Серпухов Московской области (л.д. 40-44).

Постановлением Главы городского округа Серпухов Московской области от 24.07.2020 №2414 утверждена муниципальная программа «Безопасность и обеспечение безопасности жизнедеятельности населения» на 2020-2024 годы, одним из основных мероприятий которой является снижение общего количества преступлений, совершенных на территории городского округа Серпухов (л.д. 45-105).

Как следует из протокола от 28.09.2020 №2/2020 заседания Межведомственной комиссии по профилактике преступлений и иных правонарушений в городском округе Серпухов Московской области ход работы проекта «Снижение уровня рецидивной преступности на 10%» признан удовлетворительными (л.д. 106-108).

Исходя из части 1 статьи 7 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации определения суда, постановления судьи, прокурора, следователя, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Согласно части 2 статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.

Таким образом, из содержания части 2 статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации следует, что в представлении дознаватель, руководитель следственного органа, следователь обязан привести обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, и которые необходимо устранить, а также указать, требования каких законов и в какой части нарушены.

Обжалуемое представление в нарушение вышеуказанных правовых норм не содержит указания о том, какие конкретно положения закона были нарушены Администрацией городского округа Серпухов Московской области, в чём именно заключается такое нарушение.

Также представление не содержит каких-либо сведений о том, каким образом деятельность Администрации городского округа Серпухов Московской области привела к совершению Н. преступления.

Таким образом, руководителем следственного органа не выполнены приведенные требования правовых норм, и оспариваемое представление является неисполнимым, поскольку вытекающие из него требования не устанавливают нарушений требований закона, допущенных истцом, которые подлежат устранению, а также не содержат указаний на обстоятельства, которые способствовали совершению преступления.

Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что представление дознавателя Линейного отдела полиции в аэропорту города Уфы Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте майора полиции Д. в досудебном производстве является процессуальным решением, и как любое решение должностного лица государственного органа должно отвечать принципам законности, исполнимости и определенности, что нельзя сказать относительно оспариваемого представления, в котором не указано несоблюдение каких именно правовых норм должностными лицами административного истца облегчило, либо способствовало совершению Н. преступления.

Требование о принятии действенных мер, направленных на устранение указанных в представлении недостатков, также не соответствует принципам исполнимости и определенности решения должностного лица муниципального органа, поскольку, как указывалось выше, в представлении содержится лишь указание на расследование уголовного дела, без приведения обстоятельств совершенного преступления. В таких условиях, на должностных лиц Администрации городского округа Серпухов Московской области фактически возлагается обязанность принять не конкретизированные меры к недопущению совершения преступлений, но не к устранению конкретных причин и условий, способствовавших их совершению применительно к компетенции муниципального органа.

Поскольку представление дознавателя в досудебном судопроизводстве является процессуальным решением и носит обязательный характер для организаций и должностных лиц, которым оно адресуется, то является обязательным к исполнению, однако, в условиях отсутствия указания на причины и условия, способствовавшие совершению преступления и на конкретные меры для их устранения, которые обязано предпринять лицо, получившее предписание, безусловно нарушает права и законные интересы этого лица, поскольку неопределенность требований дознавателя препятствует их выполнению, а, соответственно, лицо, не исполнившее требование, определяется как нарушитель закона, к которому могут быть применены меры ответственности.

Учитывая вышеизложенное, поскольку в обжалуемом представлении не содержатся причины, условия способствовавшие совершению преступления, а также отсутствуют, указания на нарушения правовых норм должностными лицами Администрации городского округа Серпухов Московской области, принимая во внимание, что за не исполнения требований представления следователя могут быть применены меры ответственности, суд приходит к выводу о признании обжалуемого представления незаконным.

Руководствуясь статьями 175 -180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Главы городского округа Серпухов Московской области, Администрации городского округа Серпухов Московской области к Уфимскому линейному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте, Линейному отделу полиции в аэропорту города Уфы Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте, дознавателю Линейного отдела полиции в аэропорту города Уфы Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте майору полиции Д. о признании незаконным представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления - удовлетворить:

признать незаконным представление дознавателя Линейного отдела полиции в аэропорту города Уфы Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте майору полиции Д. о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, вынесенное на имя Главы городского округа Серпухов Московской области О. по находящемуся в производстве дознавателя уголовному делу <номер>, возбуждённому по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения.

Председательствующий судья В.А. Коляда

Мотивированное решение суда изготовлено 12 октября 2021 года

Председательствующий судья В.А. Коляда