№ 50RS0046-01-2020-004746-85
ДЕЛО № 2а-1998/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 18 декабря 2020 года.
Мотивированное решение составлено 29 декабря 2020 года.
г. Ступино Московской области 18 декабря 2020 года
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Австриевских А.И., при секретаре Зотовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации городского округа Ступино Московской области о признании постановления частично незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Ступинский городской суд Московской области с административным исковым заявлением к администрации городского округа Ступино Московской области, о признании незаконным пункт 3 постановления администрации городского округа Ступино Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № № «О предоставлении земельного участка в аренду гр. ФИО1».
Свои требования обосновывает тем, что ей на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства с кадастровым номером №, назначение: нежилое, площадь застройки 422,5 кв.м, степень готовности 95%, расположенный по адресу: <адрес>. Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке площадью 2023 кв.м. с кадастровым номером №. Постановлением администрации городского округа Ступино Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № № ей в аренду предоставлен земельный участок площадью 2023 кв.м. с кадастровым номером №, сроком на 3 года для завершения строительства. При этом, в пункте 3 указанного постановления указано на взыскание неосновательного обогащения в виде арендной платы за пользование земельным участком с момента возникновения права собственности на объект капитального строительства. Указанный пункт постановления истец считает незаконным и нарушающим ее права.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2 обстоятельства, изложенные в заявлении, подтвердила, настаивала на удовлетворении требований, дополнительно пояснила, что постановление администрации является ненормативным правовым актом и обязателен для исполнения, что явилось основанием для включения расчета неосновательного обогащения в договор аренды. Между тем, требование о взыскании неосновательного обогащения основывается на гражданском законодательстве и должно разрешаться в рамках искового производства, где ФИО1 могла бы высказать свою позицию и представить доказательства, а включение пункта о взыскании неосновательного обогащения в постановление о предоставлении земельного участка в аренду лишает ее права на защиту своих прав.
В судебном заседании представитель административного ответчика – администрации городского округа Ступино Московской области по доверенности ФИО3 требования не признал, просил в иске отказать по основаниям изложенным в письменных возражениях (л.д.43-45). Дополнительно пояснил, что расчет неосновательного обогащения за пользование земельным участком действительно включен в договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, направленный ФИО1 для подписания, в виде приложения №1. Указанный расчет сделан на основании пункта 3 постановления администрации городского округа Ступино Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Представитель заинтересованного лица – Министерства имущественных отношений Московской области, в судебное заседание не явился; о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав объяснения и доводы сторон, проверив и исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Исходя из положений ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Статьёй 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно п. 21 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно ст. 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды, что также предусмотрено пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ акты земельного законодательства основываются на принципе платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 22 Земельного кодекса РФ размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства с кадастровым номером №, назначение: нежилое, площадь застройки 422,5 кв.м, степень готовности 95%, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.8-10,11).
Постановлением администрации городского округа Ступино Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № № утверждена схема расположения земельного участка площадью 2023 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с категорией земель «земли населенных пунктов» и видом разрешенного использования «ремонт автомобилей» (4.9.1.4)» ФИО1 (л.д.26).
Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, ему присвоен кадастровый номер № (л.д.12).
Постановлением администрации городского округа Ступино №№ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2023 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, промзона, военный городок <данные изъяты>, на землях населенных пунктов, с видом разрешенного использования: ремонт автомобилей, сроком на 3 года однократно для завершения строительства (л.д.13).
При этом, пункт 3 постановления №№ от ДД.ММ.ГГГГ указывает на взыскание неосновательного обогащения в виде арендной платы за пользование земельным участком с момента возникновения права собственности на объект капитального строительства.
В силу статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 1105 Гражданского кодекса РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Между тем, вопрос о взыскании неосновательного обогащения не может быть предметом в рамках рассмотрения заявления о предоставлении государственной услуги (предоставление земельного участка в аренду), за которой в данном случае обратилась ФИО1; данный вопрос носит иные правовые отношения и основания, и подлежит рассмотрению в ином порядке, в том числе путем предъявления требований о взыскании неосновательного обогащения.
Кроме того, включение пункта 3 в постановление администрации городского округа Ступино №№ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка в аренду гр. ФИО1» в части указания на взыскание неосновательного обогащения в виде арендной платы за пользование земельным участком с момента возникновения права собственности на объект капитального строительства, повлекло такие последствия, как включение расчета неосновательного обогащения за пользование земельным участком в виде приложения №1 к договору №№ аренды земельного участка с физическим лицом от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, оспариваемый пункт постановления распространяет свое действие на заявителя, затрагивает его права и не соответствует закону, в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
- Признать незаконным пункт 3 постановления администрации городского округа Ступино Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № № «О предоставлении земельного участка в аренду гр. ФИО1» в части указания на взыскание неосновательного обогащения в виде арендной платы за пользование земельным участком с момента возникновения права собственности на объект капитального строительства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья Австриевских А.И.