№ 2а-1039/2021
УИД № 53RS0002-01-2021-001643-27
Решение
именем Российской Федерации
г. Боровичи Новгородской области 15 июля 2021 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Константиновой Т.Г.,
с участием представителя административных истцов ФИО3, ФИО4 – ФИО5, административного истца ФИО3,
представителя административного ответчика Администрации Боровичского муниципального района ФИО6
при секретаре судебного заседания Корнетовой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО7 ФИО1, ФИО7 ФИО2 к Администрации Боровичского муниципального района о признании незаконным и об отмене предписания отдела муниципального контроля комитета по административно - правовой и кадровой работе Администрации Боровичского муниципального района,
установил:
Административные истцы ФИО3 и ФИО4 обратились в суд с вышеуказанным иском, указав в обоснование, что отделом муниципального контроля комитета по административно-правовой и кадровой работе Администрации Боровичского муниципального района выданы предписания №№ №, № от 17.05.2021 года об устранении нарушений п. 3.10 раздела 3 Правил благоустройства территории г. Боровичи, а именно, об обязании их привести люк колодца, размещённого на проезжей части автомобильной дороги в районе <адрес>, находящегося ниже уровня асфальтового покрытия дороги, в исправное состояние в соответствии с требованиями Правил в срок до 21 июня 2021 года, а также обеспечить содержание вышеуказанного люка колодца на постоянной основе.
Указанные предписания они считают незаконными, поскольку не являются собственниками спорного канализационного колодца. Данная инженерная коммуникация входит в магистральную канализационную сеть, собственником которой является МУП «Боровичский водоканал».
Просят суд признать незаконными и отменить предписания № и № от 17.05.2021 года об устранении выявленных нарушений, выданные отделом муниципального контроля комитета по административно-правовой и кадровой работе Администрации Боровичского муниципального района.
Административный истец ФИО4 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебном заседании административный истец ФИО3 и представитель истцов ФИО5 исковые требования поддержали, пояснив, что предписания выданы Административным ответчиком на основе информации, предоставленной МУП «Боровичский водоканал», о том, что канализационный колодец, крышка которого расположена ниже уровня асфальтового покрытия догори, находится в совместной эксплуатационной ответственности, в том числе собственников <адрес> но <адрес>, коими являются административные истцы, владеющими данным домом на праве общей долевой собственности по ? доли у каждого. Однако информация о нахождении спорного канализационного колодца в совместной эксплуатационной ответственности недостоверна и не основана ни законе. В соответствии с и. 3.10 Правил обязанность обеспечивать содержание люков и колодцев в исправной состоянии и их размещение в одном уровне с полотном дороги возложена на собственников инженерных коммуникаций и (или) уполномоченных ими лип, являющихся владельцами и (или) пользователями таких коммуникаций. Вместе с тем собственниками спорного канализационного колодца административные истцы не являются. В данном случае спорная инженерная коммуникация входит в магистральную канализационную сеть, собственником либо пользователем которой является МУП «Боровичский водоканал», который и должен нести бремя его содержания в соответствии с и. 3.10 Правил и ст. 210 Гражданского кодекса РФ. Уполномоченными лицами, владеющими и пользующимися спорным колодцем М-вы также не являются, поскольку отсутствует документ (акт разграничения эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности) по которому данная инженерная коммуникация предоставлена в пользование административных истцов, и, следовательно, в зону их эксплуатационной ответственности. В этой связи непонятно на основании каких положений закона и каких документов был сделан вывод о том, что спорный канализационный колодец входит в совместную эксплуатационную ответственность административных истцов при том, что данная инженерная коммуникация расположена на <адрес>, где есть другие пользователи, подключенные к магистральной канализационной сети, но обязанность по содержанию люка колодца административным ответчиком возлагается не на них, а на собственников дома параллельной <адрес>.
Также пояснили, что с ДД.ММ.ГГГГ года административные истцы являются долевыми собственниками (по 1/2 доли) жилого дома по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в Боровичский водоканал за разрешением на подключение к канализационной сети, принадлежащей данной организации, на что было получено одобрение руководителя данной организации. В ДД.ММ.ГГГГ году в связи с имевшейся необходимостью водоотведения с указанного домовладения по заказу ФИО3 филиалом ООО «МП ЖКХ НЖСК» «Водоканал г. Боровичи» был изготовлен проект устройства наружных систем водоотведения жилого <адрес> в <адрес>, а также ДД.ММ.ГГГГ выданы ФИО3 технические условия на подключение к системам водоснабжения и водоотведения. После подключения домовладения М-вых к магистральной канализационной сети актов о разграничении балансовой принадлежности и границ эксплуатационной ответственности не подписывалось, Боровичский водоканал не уполномочивал М-вых обслуживать канализационную сеть и ее элементы, обслуживание канализационной сети заложено в тарифы по оплате услуг водоотведения, при этом обслуживание элементов канализационной сети должно соответствовать требованиям п. 4.1 ГОСТ Р50597-17, факт строительства канализационного колодца за счет средств абонента не свидетельствует о том, что он является его собственником и обязан обслуживать и содержать его, поскольку право собственности на него не зарегистрировано.
Представитель административного ответчика – Администрации Боровичского муниципального района ФИО6 исковые требования не признала, указав, что по сведениям, полученным из МУП «Боровичский водоканал», указанный в предписаниях канализационный колодец находится в совместной эксплуатационной ответственности, в том числе собственников <адрес>, которыми являются административные истцы. Состояние люка канализационного колодца, размещенного на проезжей части автомобильной дороги в районе жилого <адрес> (он же по <адрес>) не соответствует требованиям п. 3.10 раздела 3 Правил благоустройства территории города Боровичи, поскольку крышка канализационного люка находится в положении ниже уровня асфальтового покрытия автодороги. М-вы, являясь пользователями канализационного колодца в числе прочих пользователей, обязаны его содержать в надлежащем состоянии, соответствующем Правилам благоустройства территории г. Боровичи.
При этом представитель административного ответчика не смогла дать пояснения о каком именно из четырех имеющихся на данном участке автодороги канализационных люках идет речь в оспариваемых предписаниях, предположительно колодец № согласно схемы канализационной сети на указанном участке.
Представитель заинтересованного лица – МУП «Боровичский водоканал», извещенные надлежащим образом в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Дело рассмотрено при указанной явке на основании ст. 150 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
С настоящим административным иском о признании незаконным и об отмене предписаний отдела муниципального контроля комитета по административно - правовой и кадровой работе Администрации Боровичского муниципального района, административные истцы ФИО3 и ФИО4 обратились с соблюдением установленного срока.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста ФИО8 заместитель начальника производственно-технического отдела МУП «Боровичский водоканал» показал, что на балансе Боровичского водоканала имеется магистральная канализационная сеть, при этом канализационный колодцы, коллекторы и люки являются его неотъемлемой составной частью. На территории города Боровичи около 90 % канализационных сетей в Росреестре не оформлены, в том числе канализационная сеть по <адрес> от <адрес> до <адрес> и от <адрес> от <адрес> до <адрес> в <адрес>, при этом Боровичский водоканал является гарантирующим поставщиком коммунальной услуги по водоснабжению и водоотведению, а обязанность по содержанию указанных сетей на территории городского поселения до границы с земельным участком его собственника лежит на <адрес> городском поселении.
До начала судебного заседания я довеет до сведения представителя административного ответчика, что предписание выдано ошибочно не в тот адрес, административному ответчику надо признать свою ошибку и согласиться с тем, что данные предписания выданы неверно, поскольку согласно техническому условию и техническому проекту данный коллектор является технологическим и присоединяется к существующим канализационным сетям, строительство которых финансировалось за счет военкомата и стадиона «Волна».
Суд, заслушав участников процесса, исследовав доказательства по делу, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 9 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
По смыслу п. 15 статьи 2 указанного Федерального закона правом на водоотведение обладают юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем водоотведения и отдельных объектов таких систем.
В силу ст. 8 указанного федерального закона организации, осуществляющие водоотведение также осуществляют эксплуатацию централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (п. 1). Физическое лицо, являющееся собственником централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязано заключить договор с организацией, на основании которого организация будет осуществлять эксплуатацию указанных систем (п. 2). В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, в том числе канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечивается водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет водоотведение и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, обязанность обеспечивать технически исправное состояние указанных объектов, с учетом закрепленной частью 6 статьи 8 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" возлагается на организацию водопроводно-канализационного хозяйства, использующую объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе бесхозяйные, для подачи коммунальных ресурсов потребителям.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 9 указанного Федерального закона отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности не допускаются.
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (ред. от 22.05.2020) "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" определено, что границей эксплуатационной ответственности является линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации (обеспечению эксплуатации) этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.
Таким образом, из приведенных норм права следует, что на абонента по договору водоотведения не может быть возложена обязанность по эксплуатации централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем, при этом физическое лицо, являющееся собственником централизованных систем водоотведения, обязано заключить договор с организацией, на основании которого организация будет осуществлять эксплуатацию указанных систем. Данное обстоятельство должно учитываться при определении границ эксплуатационной ответственности объектов централизованных систем водоотведения, в том числе канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации (обеспечению эксплуатации) этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре водоотведения или едином договоре водоотведения.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права 53-НО № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 является собственником ? доли в праве общей долевой собственности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
ФИО3 является собственником ? доли в праве общей долевой собственности жилого дома, расположенного по адресу: <...> на основании свидетельства о государственной регистрации права 53-НО № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Совета депутатов города Боровичи № 201 от 27.11.2018 года (в ред. 25.06.2019 г.) утверждены Правила благоустройства территории города Боровичи, в соответствии с п. 3.10 которых, обязанность обеспечивать содержание люков и колодцев в исправном состоянии и их размещение в одном уровне с полотном дороги возложена на собственников инженерных коммуникаций и (или) уполномоченных ими лиц, являющихся владельцами и (или) пользователями таких коммуникаций.
17 мая 2021 года отделом муниципального контроля комитета по административно-правовой и кадровой работе Администрации Боровичского муниципального района выданы предписания № (ФИО3) и № (ФИО4) по факту выявления нарушения Правил благоустройства территории г. Боровичи, утверждённых решением Совета депутатов города Боровичи от 27.11.2018 года № 201 (с изменениями от 25.06.2019 года № 234), в части не обеспечения содержания люка канализационного колодца в исправном состоянии, а именно, крышка люка колодца, размещённого на проезжей части автомобильной дороги в районе <адрес>, расположена ниже уровня асфальтового покрытия дороги, что является нарушением пункта 3.10 раздела 3 Правил благоустройства территории города Боровичи. ФИО3 и ФИО4 предписано привести люк колодца, размещённый на проезжей части автомобильной дороги в районе <адрес> в исправное состояние в соответствии с требованиями пункта 3.10 раздела 3 Правил в срок до 21.06.2021 года, а также обеспечить содержание вышеуказанного люка колодца на постоянной основе.
Предписание должно содержать законные требования, при этом требования должны быть конкретно определенными и исполнимыми.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта, поскольку предписание исходит от органа или должностного лица, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает ответственность.
Бремя доказывания правомерности требований предписания возложены на органы или должностное лицо, выдавшее соответствующее предписание.
В ходе рассмотрения дела установлено, что из содержания предписаний № (ФИО3) и № (ФИО4), выданных отделом муниципального контроля комитета по административно-правовой и кадровой работе Администрации Боровичского муниципального района, невозможно однозначно установить о каком конкретно канализационном колодце идёт речь и его точное месторасположение (на схеме их 4), от сюда следует, что критерию исполнимости указанные предписания не соответствуют.
Согласно сообщению МУП «Боровичский водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ№ канализационная сеть по <адрес> от <адрес> до <адрес>, в том числе по <адрес> от <адрес> до <адрес> в <адрес> не находится на балансе МУП «Боровичский водоканал».
На неоднократные запросы Администрации Боровичского муниципального района в адрес МУП «Боровичский водоканал» об обосновании сообщений о собственниках и лицах, ответственных за эксплуатацию канализационного колодца, расположенного на проезжей части автомобильной дороги в районе жилого <адрес> МУП «Боровичский водоканал» предоставил сведения (№ от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ) о том, что канализационные сети по <адрес> в районе <адрес> находится в совместной эксплуатационной ответственности следующим образом: КК-1 – в собственности владельцев жилых домов № по <адрес> и <адрес>; КК-2 (промежуточный канализационный колодец) - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России военный комиссариат Новгородской области по г. Боровичи, МАСУ «ЦФКиС» - Боровичи, владельцев жилых домов № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>; КК-3 – владельца жилого <адрес>.
Однако правоустанавливающих документов на канализационную сеть в подтверждение данных сведений МУП «Боровичский водоканал» не представлено.
В обоснование указанных сведений административным ответчиком представлен акт допуска в эксплуатацию сооружений и устройств для подключения к водопроводным и канализационным сетям № от ДД.ММ.ГГГГ, подписанный представителями ООО «МП ЖКХ НЖКС», водосетей, канализационных сетей, ОАО «НКСК», ООО «СМУ-94», согласно которому устройства и сооружения для подключения объекта к системам водоотведения по адресу: <адрес> отвечают техническим требованиям и допускаются в эксплуатацию.
Согласно акту № без определенной даты, подписанный представителем МУП «Боровичский водоканал» (предпиятие) и представителем филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (абонент) канализационные сети от колодца КК-1 до колодца КК-2 по <адрес> у жилого <адрес>, сам колодец КК-2 отнесены к совместной эксплуатационной ответственности (согласно мест подключения) абонента, то есть филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, а также МСАУ ХК «<адрес>», владельцев жилых домов №№, 67, 66, 50 по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес> и ими обслуживаются, канализационные сети от объекта абонента до колодца КК-2 отнесена к эксплуатационной ответственности абонента и им обслуживается. Таким образом, данным актом установлены обязанности лиц, составивших данный акт, а также лиц, не являющихся его участниками.
При этом достоверных сведений об условиях и основаниях, в силу которых абоненты водопроводной и канализационной сети обязаны нести совместную эксплуатационную ответственность за содержание и обслуживание канализационных коллекторов (люков) суду не представлено.
С учетом изложенного в ходе рассмотрения дела административным ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии оснований, в силу которых административные истцы обязаны производить ремонтные работы люка канализационного колодца, являющегося неотъемлемой составной частью централизованной канализационной сети в границах г. Боровичи, то есть осуществлять действия, связанные с ее эксплуатацией, поскольку законодательство Российской Федерации обязывает гарантирующую организацию нести эксплуатационную ответственность за все объекты, входящие в централизованную систему водоснабжения и водоотведения, независимо от того, владеет ли указанная организация данными объектами на каком-либо законном основании, в том числе бесхозяйные объекты, не переданные гарантирующей организации по передаточному акту.
Таким образом, основания, по которым административным истцам ФИО3 и ФИО4 вменяется в обязанность привести люк канализационного колодца в исправное состояние в соответствии с требованиями п. 3.10 раздела 3 Правил благоустройства территории города Боровичи, а также обеспечить содержание данного люка на постоянной основе в ходе рассмотрения дела не установлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые предписания № и № от 17.05.2021 г. требованиям законности не отвечают, в связи с чем исковые требования заявлены ФИО3 и ФИО4 обоснованно, и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск ФИО7 ФИО1, ФИО7 ФИО2 к Администрации Боровичского муниципального района о признании незаконным и об отмене предписаний №, № от 17.05.2021 года отдела муниципального контроля комитета по административно - правовой и кадровой работе Администрации Боровичского муниципального района - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить предписание №, выданное отделом муниципального контроля комитета по административно-правовой и кадровой работе Администрации Боровичского муниципального района ФИО3 о приведении люка колодца, размещенного на проезжей части автомобильной дороги в районе жилого <адрес> в исправное состояние в соответствие с требованиями пункта 3.10 раздела 3 Правил благоустройства территории г. Боровичи, утверждённых решением Совета депутатов города Боровичи от 27.11.2018 года № 201 (с изменениями от 25.06.ю2019 года № 234) в срок до 21 июня 2021 года, а также об обеспечении на постоянной основе содержание люка колодца, расположенного по вышеуказанному адресу в соответствии с требованиями Правил благоустройства территории города Боровичи.
Признать незаконным и отменить предписание №, выданное отделом муниципального контроля комитета по административно-правовой и кадровой работе Администрации Боровичского муниципального района ФИО4 о приведении люка колодца, размещенного на проезжей части автомобильной дороги в районе жилого <адрес> в исправное состояние в соответствие с требованиями пункта 3.10 раздела 3 Правил благоустройства территории г. Боровичи, утверждённых решением Совета депутатов города Боровичи от 27.11.2018 года № 201 (с изменениями от 25.06.ю2019 года № 234) в срок до 21 июня 2021 года, а также об обеспечении на постоянной основе содержание люка колодца, расположенного по вышеуказанному адресу в соответствии с требованиями Правил благоустройства территории города Боровичи.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 06 августа 2021 года.
Судья Т.Г. Константинова