ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 540013-01-2021-005070-02 от 19.04.2022 Бердского городского суда (Новосибирская область)

Дело № 2а-490/2022

Поступило: 12.11.2021 г.

УИД№54RS0013-01-2021-005070-02

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 апреля 2022 г. г.Бердск

Бердский городской суд Новосибирской области в составе: председательствующего судьи Болбат Н.С., при секретаре судебного заседания Васильевой А.Ю., с участием представителя административного истца Машинистовой Е.В., представителя административного ответчика Савельевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Скориной Т. О. к Администрации <адрес> об оспаривании ненормативного правового акта,

у с т а н о в и л:

Скорина Т.О. обратилась в суд с административным иском к Администрации города Бердска об оспаривании ненормативного правового акта, просила признать недействительным постановление Администрации города Бердска от 25.03.2020 №795 об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 930 кв.м. на кадастровом плане территории, образуемого в результате перераспределения земельного участка с КН и земель, находящихся в неразграниченной государственной собственности с местоположением: <адрес>

В обосновании указано, что в производстве Бердского городского суда рассматривается гражданское дело №2-1100/2021 по иску З.Д.В. к Скориной Т.О. о сносе самовольных построек на земельном участке с КН 54:32:010387:430, а также по встречному иску Скориной Т.О. к З.Д.В. об установлении смежной границы между земельными участками с В ходе судебного разбирательства Скориной Т.О. стало известно о Постановлении администрации города Бердска от 25.03.2020 №796, которым была утверждена схема расположения земельного участка площадью 930 к.в.м. на кадастровом плане территории, образуемого в результате перераспределения земельного участка с и земель, находящихся в неразграниченной государственной собственности с местоположением: Новосибирская область, г. Бердск, СНТ «Заречное», ул. 9 уч. 13 в пределах территории зоны Р-5. Указанное постановление противоречит п.6 ст. 11.9 ЗК РФ, поскольку в результате данного перераспределения земельный участок Скориной Т.О. требует уточнения границ в виду возникших нарушений требований градостроительного законодательства.

Административный истец Скориной Т.О. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом (л.д.128) в соответствии со ст. 100 КАС РФ, ранее представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.99).

Заинтересованные лица З.Д.В., СНТ «Заречное» извещались надлежащим образом (л.д.68,114-122), судебная корреспонденция возвращена с отметкой «за истечением срока хранения», что в соответствии со ст. 100 КАС РФ, расценивается судом как надлежащее извещение.

Представитель истца Машинистова Е.В., действующая на основании доверенности (л.д.18-19), диплома о высшем юридическом образовании (л.д.14, 5) исковые требования поддержала. Согласно ранее данным пояснениям Скорина Т.О.и З.Д.В. являются соседями, у них имеется общая граница до середины участка, а потом между ними имеется клин площадью около 60 кв.м.. Скорина Т.О. приобретала земельный участок с существующим на нем фундаментом под жилой дом. Впоследствии на этом фундаменте был построен жилой дом, право собственности на который она зарегистрировала в декабре 2018 года. На момент возведения жилого дома и регистрации права собственности З.Д.В. был возведен забор, по границе, которая не соответствовала координатам, которые указаны в ЕГРЗ. Д.Н. не было никаких претензий к Скориной Т.О. до того момента, как он не получил обжалуемое постановление и не предъявил Скориной Т.О. иск о сносе жилого дома. Забор установлен З.Д.Н. по границе с учетом уже присоединенного участка, однако право собственности на вновь образованный земельный участок площадью 930 кв.м. не зарегистрировано за ним. З.Д.В. сначала воздвиг забор, а потом уже обратился в администрацию города Бердска о перераспределении земельных участков и утверждении схемы. В результате данного перераспределения часть фундамента дома Скориной Т.О. стала нарушать требования градостроительного законодательства, хотя до этого таких нарушений не выявлялось и сам З.Д.В. не имел претензий ни к предыдущему собственнику, который этот фундамент возводил, ни к Скориной Т.О. при строительстве жилого дома. Полагает, что недопустимо производить перераспределение земельных участков, если такое перераспределение приведет к невозможности эксплуатации жилого дома. Вопрос об установлении границ между земельными участками Скориной Т.О. и З. д.В. будет устанавливаться в рамках искового производства, в настоящее время по гражданскому делу назначена землеустроительная экспертиза. В случае отмены данного Постановления Скорина Т.О. при необходимости будет также претендовать на земельный участок, который принадлежит муниципальному образования города Бердска.

Представитель администрации г.Бердска Савельева Т.В., действующая на основании доверенности (л.д.82) и диплома о высшем юридическом образовании (л.д.61) исковые требования не признала, поддержала ранее данные возражения, а также письменный отзыв (л.д.62-65), согласно которому при проведении перераспределения земельных участков по Заявлению З.Д.В. администрацией города Бердска были соблюдены требования земельного законодательства. З.Д.Н. были представлены все необходимые документы, имелась справка председателя СНТ «Заречное» об отсутствии возражений на присоединение к сформированному участку, принадлежащему З.Д.Н. на праве собственности и дополнительно прилегающего земельного участка. Управлением земельных отношений администрации города Бердска было принято решение об утверждении схемы вышеуказанного земельного участка и подготовлен проект постановления администрации города Бердска от 25.03.2020 г. №795, что является согласием на заключение соглашения о перераспределении земельного участка. З.Д.В. был подготовлен кадастровый паспорт земельного участка, который образуется в результате перераспределения (постановка на ГКУ), что является обязательным приложением к соглашению о перераспределении (п.4 ст. 39.28 ЗК РФ). Образуемому земельному участку, площадью 930 кв.м., был присвоен кадастровый . Земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий Скориной Т.О. поставлен на кадастровый учет 18.10.2017 по результатам межевания, следовательно, кадастровым инженером на этапе проведения работ по установлению границ земельного участка не были усмотрены обстоятельства, свидетельствующие об отнесении спорной территории к земельному участку , о чем указывает истец в иске. Каких-либо доказательств, подтверждающих факт пользования Скориной Т.О. спорной территорией не представлено, указанная территория является неразграниченной собственностью, правом распоряжения которой обладает администрация города Бердска. Разрешение на строительство, уведомление о начале строительства дома на земельном участке истцом также не представлено. По информации управления земельных отношений администрации г. Бердска спорной территорией пользуется собственник земельного участка (З.Д.В.) и утвержденная постановлением администрации города Бердска от 25.03.2020 №795 схема направлена на исключение чересполосицы, возникшей ранее при его межевании.

Выслушав пояснения представителей сторон исследовав материалы дела, установлено следующее.

Согласно п. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с п.9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено следующее.

В соответствии с п.1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно п.3 ст. 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно п.16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Скорина Т.О. является членом СНТ «Заречное», что подтверждается копией членской книжки (л.д.37-38) от 18.11.2017 г..

Как следует из представленных выписок из ЕГРН Скориной Т.О. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1013 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, дата присвоения кадастрового номера -18.10.2017 г., право собственности зарегистрировано 19.02.2018 г. (л.д.7-9). На данном земельном участке расположен двухэтажный жилой дом площадью 178,8 кв.м. с кадастровым номером , дата присвоения кадастрового номера 20.12.2018 г., год завершения строительства 2018 г., право собственности зарегистрировано 20.12.2018 (л.д.10-11).

Согласно выписке из ЕГРН З.Д.В. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 880 кв.м., <адрес>. Дата присвоения кадастрового номера 08.12.2008 г., право собственности зарегистрировано 27.01.2009 г. (л.д.15-17).

В соответствии с подп.2 п.1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подп.2).

В соответствии с п.п.1-3 ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган (пункт 1). 2. В заявлении о перераспределении земельных участков указываются:

1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить;

4) реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом;

5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

3. К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются:

1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;

3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя;

4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.

12 марта 2020 года в администрацию города Бердска обратился З.Д.В. с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого в результате перераспределения земельных участков в государственной или муниципальной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности по адресу: <адрес> (л.д.66). К заявлению были приложены правоустанавливающий документ на земельный участок площадью 880 кв.м., расположенный по адресу6 <адрес> (л.д.67), копия паспорта (л.д.68), сведения об объекте (л.д.69-70), схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, образуемого в результате перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (л.д.71), справка председателя СНТ «Заречное» в которой он указывает на отсутствие возражений на присоединение земельного участка З.Д.В. с кадастровым номером дополнительно прилегающего земельного участка имеющего координаты в системе координат МСК НСО, зона 4 на кадастровом плане (л.д.72).

Таким образом, поскольку З.Д.В. были предоставлены все необходимые документы, в том числе справка председателя СНТ «Заречное» Администрация города Бердска утвердила схему расположения земельного участка, образуемого в результате перераспределения земельных участков в государственной или муниципальной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности по адресу: <адрес>

Как пояснил представитель ответчика законом не предусмотрена обязанность выезда специалистов администрации города Бердска на местность, по данным кадастрового инженера с учетом приложенных документов администрация г. Бердска утвердила данную схему. С данным утверждением согласна и представитель истца.

Однако в материалах дела представлена аэрофотосъемка спорных земельных участков (л.д.81). Из пояснений представителя административного истца следует, что З.Д.В. установлен забор по красной линии, хотя право собственности на данный земельный участок у него не зарегистрировано, и данный забор у него был установлен на момент межевания земельного участка Скориной Т.О., поскольку кадастровый инженер определял границу по данному забору. Поскольку Скорина Т.О. не обладала необходимыми познаниями и претензий со стороны З.Д.В. либо администрации города Бердска к возведенному жилому дому не заявлялось, она согласилась с данной границей.

Согласно выписке из ЕГРН право собственности на земельный участок образованный в результате перераспределения с <адрес> дата присвоения кадастрового номера 28.05.2020 г. за З.Д.В. не зарегистрировано, и как видно из представленной схемы данный участок непосредственно граничит с жилым домом Скориной Т.О., кадастровый номер которого оканчивается на :445 (л.д.78).

Представитель истца не оспаривает тот факт, что жилой дом Скориной Т.О. был поставлен на кадастровый учет декларативно и разрешение на строительство и ввод объекта в эксплуатацию не выдавалось. Однако до получения обжалуемого постановления З.Д.В. претензий к Скориной Т.О., которая является собственником жилого дома более трех лет не возникало.

При рассмотрении дела судом установлено, что Постановление администрации города Бердска №795, которым была утверждена схема расположения земельного участка площадью 930 к.в.м. на кадастровом плане территории, образуемого в результате перераспределения земельного участка с и земель, находящихся в неразграниченной государственной собственности с местоположением: <адрес> пределах территории зоны Р-5 было принято 25.03.2020 г. (л.д.73-74). В результате перераспределения земельного участка, площадь участка З.Д.В. должна была увеличиться с 880 кв. м. до 930 кв.м..

Как видно из плана (л.д.78) вновь образуемого земельного участка и аэрофотосъемки (л.д.81) в результате перераспределения земельного участка З.Д.В. и земельного участка находящегося в неразграниченной государственной собственности жилой дом Скориной Т.О. соответственно стал нарушать необходимые отступы от границ со смежными землепользователями.

Принимая во внимание, что З.Д.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером с 2009 года. Согласно заявлению З.Д.В. в администрацию города Бердска забор возводил самостоятельно, без участия соседей.

Из пояснений представителя истца следует, что данный забор был возведен З.Д.В. до строительства жилого дома Скориной Т.О. и ее земельный участок кадастровый инженер измерял с учетом расположения забора З.Д.В..

Согласно выписке из ЕГРН кадастровые работы в отношении земельного участка Скориной Т.О. производились в 2017 году и забор З.Д.В. уже был возведен, доказательств обратного суду не представлено.

Как видно из представленной аэрофотосъемки (л.д.81) жилой дом и постройки З.Д.В. расположены не в границах земельного участка последнего, в том числе после произведенного перераспределения.

После получения обжалуемого Постановления 27 июля 2020 г. З.Д.В. обратился в администрацию города Бердска с заявлением о принятии мер в отношении Скориной Т.О. (административный истец по настоящему делу), в связи с тем, что ее жилой дом расположен без соответствующих отступов и весной происходит затопление его участка (л.д.101).

Согласно ответу администрации города Бердска от 10.08.2020 г. при визуальном осмотре земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> установлено: хозяйственные строения частично расположены на земельном участке, расположенного по адресу: <адрес> без соблюдения необходимых минимальных отступов от предполагаемой межи. Данный факт нарушает параметра разрешенного строительства в пределах земельного участка, а также нормы пожарной безопасности. Строение имеет скатную крышу без снегозадержания и водоотведения, что является нарушением «СП 53.13330.2019. Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, зданий и сооружений)» (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 14.10.2019 №618/пр) (л.д.103-104, 105).

Доказательств того, что с подобным заявлением З.Д.В. и ранее обращался в администрацию города Бердска суду не представлено.

Согласно сведениям ГАС-Правосудие в производстве Бердского городского суда Новосибирской области действительно находится гражданское дело по иску З.Д.В. к Скориной Т.О. о признании жилого дома самовольной постройкой и его сносе и по встречному иску Скориной Т.О. к З.Д.В. об установлении границ. Иск предъявлен 20 мая 2021 г..

Таким образом, суд соглашается с доводами представителя истца, что в результате принятия администрацией города Бердска Постановления № 795 от 25.03.2020 г. произошло нарушение прав Скориной Т.О., поскольку произошло увеличение площади земельного участка смежного землепользователя З.Д.В., соответственно уменьшилось расстояние между жилым домом Скориной Т.О. и границей земельного участка З.Д.В., что привело к подаче последним искового заявления к Скориной Т.О. о сносе жилого дома, который он просит признать самовольной постройкой.

Как следует из содержания административного искового заявления при рассмотрении вышеуказанного гражданского дела Скориной Т.О. стало известно об обжалуемом постановлении. С настоящим административным иском С.Т. обратилась 22.11.2021 г., после предварительного судебного заседания по гражданскому делу №2-23/2022 (2-1100/2021) которое было 20.10.2021 г.

Срок для подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1. ст. 219 КАС РФ в данном случае административным истцом не пропущен, поскольку последний обратился в суд 22.11.2021 г. (л.д.1).

Руководствуясь ст.ст.175-180, 187, 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Удовлетворить административное исковое заявление Скориной Т. О..

Признать недействительным постановление Администрации города Бердска от 25.03.2020 г. №795 об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 930 кв.м. на кадастровом плане территории, образуемого в результате перераспределения земельного участка с <адрес>

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд через суд, принявший решение.

Судья /подпись/ Болбат Н.С.

Полный текст решения изготовлен 26 апреля 2022 г.