Дело № 2 а – 1082 / 2023 года
УИД № 54RS0041-01-2023-000924-27
Поступило 17.05.2023 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п.Маслянино 28 ноября 2023 года
Черепановский районный суд Новосибирской области в составе: председательствующего судьи Кутькиной Е.Б.,
при секретаре Пашковской З.В.,
с участием административного истца – помощника прокурора ________Байтимировой А.Н.,
представителя административного ответчика – администрации Малотомского сельсовета ________ – Сидоровой О.В., предоставившей доверенность,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску прокурора ________ в интересах неопределенного круга лиц к администрации Малотомского сельсовета ________ о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по оформлению автомобильной дороги, на которой находится ООТ ________ 13км+579 автодороги Н1812, в муниципальную собственность, её обустройству, обязывании произвести действия,
УСТАНОВИЛ:
________ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением прокурора ________ в интересах неопределенного круга лиц к администрации Малотомского сельсовета ________ о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по оформлению автомобильной дороги, на которой находится ООТ ________ 13км+579 автодороги Н1812, в муниципальную собственность, её обустройству, обязывании произвести действия, указывая, что прокуратурой ________ в действиях администрации Малотомского сельсовета ________ выявлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения. Пунктом 3 ч.1 ст. 14 Федерального закона от (дата)№-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселений относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Согласно ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии со ст. 130,131,132 и 164 Гражданского кодекса РФ. В соответствии со ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В ходе проверки, установлено, что на территории Малотомского сельсовета находится автомобильная дорога, на которой находится ООТ ________ 13км+579 автодороги HI812, собственник автомобильной дороги не установлен. Учитывая, что указанный объект в настоящее время в чьей-либо собственности не находятся, кто-либо притязаний на приобретение их в собственность в соответствии с требованиями Федерального закона от (дата) N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не заявляет, фактически указанный объект недвижимости являются бесхозяйной недвижимой вещью. Согласно ч.1. ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствий с частями 1-3 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязан это делать в силу возложенных на него законом полномочий. Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Минэкономразвития России от (дата)№. Проверкой установлено, что вышеуказанный объект недвижимости -фактически бесхозяйное имущество - на учет бесхозяйных недвижимых вещей не поставлен, в настоящее время администрацией сельсовета принимаются меры по признанию права муниципальной собственности на указанный объект недвижимости. В связи с отсутствием в настоящий момент собственника указанного объекта недвижимости контроль за его техническим состоянием надлежащим образом не осуществляется, что может привести к причинению вреда жизни и здоровья граждан. Таким образом, администрации Малотомского сельсовета ________, на территории которого расположен упомянутый объект, как органу местного самоуправления, наделенному соответствующими полномочиями, необходимо осуществить постановку автомобильной дороги на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, оформить право муниципальной собственности на указанный объект недвижимости. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от (дата)№-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с положениями ст. ________ от (дата)№ «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в ________» указанные полномочия отнесены к вопросам местного значения. Пунктом 6 статьи 13 Федерального закона от (дата) №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Проверкой установлено, что указанные обязанности администрацией Малотомского сельсовета ________ на дорогах местного значения (находящихся в муниципальной собственности поселения) исполняются ненадлежащим образом. Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности дорожного движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения устанавливаются, национальными стандартами, ГОСТами. Приказом Ростехрегулирования от (дата)№-ст утвержден ГОСТ Р 52766-2007. «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52766-2007). ________ установлено, что ООТ ________ 13км+579 автодороги Н1812 в нарушение п. 5.3.2 ГОСТ Р 52766-2007 не обустроена основными элементами: отсутствует заездной карман, тротуар, пешеходный переход, урна. В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от (дата) N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Закон № 196-ФЗ) одним из основных -принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении. Согласно ст. 24 Закона № 196-ФЗ, права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Вышеуказанные нарушения норм федерального законодательства могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан. Нарушения стали возможными в результате ненадлежащего исполнения должностных обязанностей должностными лицами администрации Малотомского сельсовета и ненадлежащего контроля со стороны главы сельсовета. После оформления автомобильной дороги, на которой находится ООТ ________ 13км+579 автодороги Н1812, в муниципальную собственность, необходимо привести ООТ в соответствие с требованиями п. 5.3.2 ГОСТ Р 52766-2007, обустроить ее основными элементами: тротуаром, пешеходным переходом, заездным «карманом», урной. Настоящее заявление подается в защиту неопределенного круга лиц. Под защитой неопределённого круга лиц следует понимать защиту общих интересов физических лиц, когда состав потенциальных истцов не поддаётся точному установлению не только до начала судебного разбирательства, но и после его окончания, а также существует тождество предмета и основания иска для всех истцов, общий способ защиты, общий для всех лиц ответчик, то есть устанавливается факт массового нарушения прав неопределённого круга лиц. В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Способы защиты гражданских прав изложены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре. Просит признать незаконным бездействие административного ответчика - администрации Малотомского сельсовета ________, выразившееся в непринятии мер по оформлению автомобильной дороги, на которой находится ООТ ________ 13км+579 автодороги HI 812, в муниципальную собственность, обустройству ООТ ________ 13км+579 автодороги HI 812 основными элементами в соответствии с требованиями п. 5.3.2 ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (отсутствует заездной карман, тротуар, пешеходный переход, урна). Обязать административного ответчика – администрацию Малотомского сельсовета ________ оформить автомобильную дорогу, на которой находится ООТ ________ 13км+579 автодороги H1812, в муниципальную собственность, обустроить ООТ ________ 13км+579 автодороги Н1812 основными элементами в соответствии с требованиями п. 5.3.2 ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (установить заездной карман, тротуар, пешеходный переход, урну) в течение 1 года с момента вступления судебного решения в законную силу.
(дата) административный истец уточнил административные исковые требования, просит признать незаконным бездействие административного ответчика - администрации Малотомского сельсовета ________, выразившееся в непринятии мер по обустройству ООТ ________ 13км+579 автодороги HI 812 основными элементами в соответствии с требованиями п. 5.3.2 ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (отсутствует заездной карман, тротуар, пешеходный переход, урна). Обязать административного ответчика - администрациюМалотомского сельсовета ________обустроить ООТ ________ 13км+579 автодороги HI 812 основнымиэлементами в соответствии с требованиями п. 5.3.2 ГОСТ Р 52766-2007«Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильныеобщего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»(установить заездной карман, тротуар, пешеходный переход, урну) в течение 6 месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу.
Административный истец – помощник прокурора ________Байтимирова А.Н. в судебном заседании настаивала на уточненных административных исковых требованиях в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что с учетом получения возражений от административного ответчика она согласна с доводами о том, что свод правил имеет приоритет над ГОСТом, поскольку специалист ГИБДД, а также специалист ТУАД поясняли, что ГОСТ имеет приоритет над другими документами нормативно-правовыми актами. Также не согласны в части доводов по срокам.
Административный ответчик – представитель администрации ________Сидорова О.В. в судебном заседании представила возражения, в которых с требованиями, изложенными в административном исковом заявлении, административный ответчик не согласен по следующим основаниям. В соответствии с пунктом ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (пункт 5.3.3.2) на улицах населенных пунктов остановочные пункты размещают с обеспечением следующих требований: на магистральных дорогах и улицах общегородского значения с регулируемым движением и районных при уровне загрузки не более 0,6 - в габаритах проезжей части; на магистральных дорогах и улицах с проезжей частью в одну-две полосы движения в одном направлении при уровне загрузки более 0,6 - е заездных "карманах". В соответствии с пунктом 6.11 СП 396.1325800.2018 «Улицы и дорога населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования» б составе остановочного пункта следует предусматривать: остановочную площадку (на проезжей части, обозначенной разметкой), посадочную площадку, павильоны ожидания. Допускается оборудовать остановочный пункт иными дополнительными элементами. В соответствии с пунктом 6.24 СП 396.1325800.2018 «Улицы и дорога населенных пунктов. 1 Правила градостроительного проектированиях остановочные пункты автобусов и троллейбусов на городских улицах к дорогах других, категорий (при наличии экспрессного и полуэкспрессного сообщения) следует обустраивать заездными карманами. В соответствии с таблицей 11.3 СП 42.13330.2016 Градостроительство Планировка и застройка городских и сельских поселений, Актуализированная редакция СНиП (дата)-89 остановки общественногс транспорта: д. Дресвянка, ________ - относится к категории «Основные улицы сельского населённого пункта», т.к. на данной улице расположен общественный центр и она выходит на внешнюю дорогу, являющуюся государственной собственностью ________. Таким образом, требования СП 396.1325800.2018 «Улицы и дорога населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования» предполагают устройство заездного кармана на остановочном пункте для улиц, отнесенных к категории Основные улицы сельского поселения» и «Местные улицы» только при наличии экспрессного и полуэкспрессногс сообщения. Остановочная пункт в обязательном порядке должна быть обустроен: остановочной площадкой (на проезжей части, обозначенной разметкой), посадочную площадкой, павильоном ожидания. Необходимо отметить, что СП 396.1325800.2018 имеет приоритет перед ГОСТ Р 52766-2007, так как включен в доказательную базу техрегламента -ФЗ N 384 (приказ Росстандарта N 687). ГОСТ Р 52766-2007 применялся для целей технического регламента TP № «Безопасность автомобильный дорог» до (дата). В соответствии с пунктом 7.3.2, 7.3.3 СП 396.1325800.2018 «Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования» Пешеходные переходы в уровне проезжей части следует предусматривать при интенсивности движения транспорта, превышающей 250 прив. ед./ч суммарно по всем полосам движения в одном направлении, на пересечениях улиц, в местах размещения остановочных пунктов НПТОП, а также в местах размещения объектов социального назначения, посещаемых МГН. Наземные пешеходные переходы допускается размещать: на магистральных улицах регулируемого движения - через 300-400 м в соответствии с шагом размещения остановочных пунктов НПТОП; на улицах и дорогах местного значения в зонах застройки жилого и общественного назначения - через 150-250 м, в остальных случаях - по мере потребности. Считает доводы прокурора ________, представленные в административном исковом заявлении некорректными применительно к нормам действующего законодательства: от (дата) N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; Приказу Росстандарта от (дата) N 687 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от (дата) N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и требующими уточнения в соответствии с нормами действующего законодательства. Считает, что прокурором заявлен неразумный срок (1 год) исполнения решения, учитывая, что названным решением возложены обязательства по обустройству остановочного пункта заездным карманом, посадочной площадкой. Заездные карманы на остановочных пунктах в пределах населенных пунктов устраивают для снижения помех движению основного потока транспортных средств по ГОСТ Р 52766-2007. Согласно п. 5.3.3.1 - 5.3.3.3 ГОСТ Р 52766-2007, остановочный пункт на улицах размещают в заездном "кармане" по 5.3.3.2 и 5.3.3.3. Регламентацию требований к заездным карманам остановочных пунктов содержит также Стандарт отрасли ОСТ 2(дата)-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования" (принят и введен в действие распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от (дата) N ИС-460-р). Заездной карман состоит из остановочной площадки и участков въезда и выезда на площадку. Размеры остановочной площадки принимают в соответствии с требованиями п. 3.2 (ширину остановочных площадок следует принимать равной ширине основных полос проезжей части, а длину - в зависимости от числа одновременно останавливающихся автобусов и их габаритов по длине, но не менее 13 м.), а длину участков въезда и выезда принимают равной 15 м. Дорожную одежду на заездных улиц, в местах размещения остановочных пунктов НПТОП, а также в местах размещения объектов социального назначения, посещаемых МГН. Наземные пешеходные переходы допускается размещать: на магистральных улицах регулируемого движения - через 300-400 м е соответствии с шагом размещения остановочных пунктов НПТОП; на улицах и дорогах местного значения в зонах застройки жилого и общественного назначения - через 150-250 м, в остальных случаях - по мере потребности. Таким образом, исходя из вышеизложенного, считает доводы прокурора ________, представленные в административном исковом заявлении некорректными применительно к нормам действующего законодательства: от (дата) N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; Приказу Росстандарта от (дата) N 687 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от (дата) N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и требующими уточнения в соответствии с нормами действующего законодательства. Считает, что прокурором заявлен неразумный срок (1 год) исполнения решения, учитывая, что названным решением возложены обязательства по обустройству остановочного пункта заездным карманом, посадочной площадкой. Заездные карманы на остановочных пунктах в пределах населенных пунктов устраивают для снижения помех движению основного потока транспортных средств по ГОСТ Р 52766-2007. Согласно п. 5.3.3.1 - 5.3.3.3 ГОСТ Р 52766-2007, остановочный пункт на улицах размещают в заездном "кармане" по 5.3.3.2 и 5.3.3.3. Регламентацию требований к заездным карманам остановочных пунктов содержит также Стандарт отрасли ОСТ 2(дата)-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования" (принят и введен в действие распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от (дата) N ИС-460-р). Заездной карман состоит из остановочной площадки и участков въезда и выезда на площадку. Размеры остановочной площадки принимают в соответствии с требованиями п. 3.2 (ширину остановочных площадок следует принимать равной ширине основных полос проезжей части, а длину - в зависимости от числа одновременно останавливающихся автобусов и их габаритов по длине, но не менее 13 м.), а длину участков въезда и выезда принимают равной 15 м. Дорожную одежду на заездных карманах следует предусматривать равнопрочной с дорожной одеждой основных полос движения (п. 3.6.2, 3.6.3 данного документа). С учетом вышеобозначенных параметров, которые определяют габариты заездного кармана, вопрос срока его обустройства напрямую зависит от достаточности полосы отвода автомобильной дороги для его размещения. То есть, срок обустройства остановочного пункта заездным карманом напрямую зависит от возможности разместить данный элемент в границах земельного участка, составляющего полосу отвода автомобильной дороги. В случае, если необходимой ширины полосы отвода недостаточно, обустройство заездного кармана возможно путем выполнения работ по реконструкции участка автомобильной дороги. В случае достаточности границ полосы отвода для размещения заездного кармана, его обустройство возможно выполнить в рамках работ по капитальному ремонту участка дороги (пп. 4 п. 4 раздела II «Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог",-утв. Приказом Минтранса России от (дата) N 402). До начала проведения строительно-монтажных работ по реконструкции или капитальному ремонту участка автомобильной дороги как объекта капитального строительства, необходимо произвести инженерные изыскания, разработать и согласовать документацию по планировке территории, проектно-сметную документацию, получить положительные заключения государственной экспертизы проектов. В соответствии с методическими рекомендациями по определению продолжительности выполнения комплекса проектно-изыскательских работ для строительства автомобильных дорог общего пользования, утвержденными письмом Росавтодора от 26.04.2006г. №, срок разработки проектной документации, включая сбор исходных данных, получение технических условий, проведение инженерных изысканий, проектирование профиля земляного полотна дороги, мероприятий по организации и безопасности движения, разработки сметной документации, согласование документации по планировке территории, проведения государственной экспертизы проектной документации, для каждого участка автомобильной дороги индивидуален и составляет порядка 18 месяцев. Из указанного срока, разработка рабочей документации по итогам утвержденных изыскательских работ занимает не менее 2ух месяцев, государственная экспертиза проектных решений (в отношении инженерных изысканий, в отношении проектной документации) занимает порядка 2-3 месяцев каждая при условии отсутствия замечаний. В случае необходимости проведения работ по реконструкции, согласно ст. 48 ГрК РФ, архитектурно-строительное проектирование линейного объекта транспортной инфраструктуры осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации на основании утвержденной документации по планировке территории. Протоколом от 21.06.2021г. Министерства строительства ________, сроки проверки и согласования документации по планировке территории с учетом ст. 45 ГрК РФ составляют порядка 5 месяцев при условии качественно выполненных проектировщиком работ. Таким образом, указанный в судебном решении срок для обустройства остановочного пункта заявленными элементами заведомо невыполним для административного ответчика в силу объективных факторов. При каждом и видов работ (реконструкция или капитальный ремонт) срок разработки проектно-сметной документации составит порядка 2ух лет, строительно-монтажные работы составят порядка 1 года с учетом того, что в зимний период времени такие работы не проводятся. Разумный и исполнимый срок для обустройства остановочного пункта в соответствие с действующими нормативными требованиями на практике составляет порядка трех календарных лет с момента выделения необходимых лимитов бюджетных ассигнований. Для разработки проектно-сметной документации, осуществления строительно-монтажных работ потребуется заключение муниципального контракта на каждый из указанных видов работ, что также требует временных затрат. На основании изложенного, исполнить решение суда в срок заведомо невозможно. Для обеспечения исполнимости судебного решения, срок совершения действий отвечать признакам разумности, обоснованности и возможности осуществления на практике с учетом мероприятий, подлежащих совершению. Таким образом, с момента вступления в силу решения суда, административному ответчику понадобится порядка четырех лет (при условии наличия лимитов бюджетных ассигнований), чтобы фактически исполнить мероприятия. Данный срок обусловлен как организационно-правовым статусом сельского поселения и особенностями финансирования его деятельности, так и спецификой проведения работ на объекте капитального строительства, каковым является участок автомобильной дороги, на котором расположен остановочный павильон. Просит отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований в части обустройства остановочных пунктов (павильонов) пешеходными переходами, заездными карманами. Дополнительно пояснила, что с исковыми требованиями не согласны. Полагают, что подлежат применению строительные нормы и правила, в данном случае и отсутствует необходимость обустройства теми элементами, которые заявляет прокурор. В случае если судом будет принято решение об удовлетворении исковых требований прокурора, просят учесть, что требуется длительное время для обустройства.
Представитель заинтересованного лица – ГКУ НСО «ТУАД» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, от представителя по доверенности Васильевой Н.А. поступил отзыв, в котором указано следующее. ГКУ НСО ТУАД на праве оперативного управления принадлежит автомобильная дорога «19 км а/д «Н-1801» - Дресвянка» протяженностью 13,567 км., кадастровый № (приложение №, 3). Данная дорога имеет статус автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения IV технической категории, учетный №Н-1812. Автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью (защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог) (ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007г. "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации"). Полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса, (ст. 3, 25 Федерального закона от (дата) N 257-ФЗ). Остановочный пункт маршрутных транспортных средств - сооружение, предназначенное для остановки маршрутных транспортных средств, ожидания, посадки и высадки пассажиров (ГОСТ 33062—2014). Остановочные пункты предусматривают на автомобильных дорогах с регулярным движением маршрутных транспортных средств (п. 5.3.1 ГОСТ 33062—2014). Данные сооружения размещаются в полосе отвода автомобильной дороги, т.е. в границах земельного участка, принадлежащего владельцу дороги. Соответственно, требование об обязании обустроить остановочный пункт маршрутных транспортных средств необходимыми элементами может быть предъявлено лицу, которому на законном основании принадлежит автомобильная дорога и земельные участки, составляющие ее полосу отвода, в границах которых могут быть размещены элементы ее обустройства (остановочные пункты маршрутных транспортных средств). Исходя из основания административного искового заявления, собственник автомобильной дороги Административным истцом не установлен. Согласно ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления на территории которого они находятся. В случае постановки на учет линейного объекта (автомобильная дорога является линейным объектом в силу прямого указания пп. 10.1. ст. 1 ГрК), по истечении трех месяцев со дня постановки орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В соответствии с единым для Российской Федерации порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, установленным приказом Минэкономразвития России от (дата)№ "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", на учет в качестве бесхозяйных принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались на основании заявления органа местного самоуправления городских, сельских поселений, а на межселенных территориях органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (п. 3 - 5). Запись о снятии объекта недвижимого имущества с учета вносится в Единый государственный реестр недвижимости одновременно с записью о государственной регистрации права собственности (п. 14). Малотомский сельсовет имеет статус сельского поселения, что следует из ген.плана Малотомского сельсовета утв. решением сессии совета депутатов Малотомского сельсовета ________№ от 19.03.2013г. и его устава. Глава 3 Федерального закона от (дата) № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" регулирует компетенцию и полномочия органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения. Из буквального толкования положений ч. 1, 3 ст. 14 данного закона следует, что такие вопросы как: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ (п. 5 ч. 1 ст. 14); создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения (п. 7 ч. 1 ст. 14), напрямую к вопросам местного значения сельского поселения не отнесены. Однако, законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться вопросы из числа предусмотренных частью 1 ст. 14 Федерального закона от (дата) № 131-ФЗ. Согласно ст. ________ от (дата) N 484-03 "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в ________", за сельскими поселениями ________ закреплены вопросы местного значения, предусмотренные п. 5, 7 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В статье 5 Устава Малотомского сельсовета Маслянинского муниципального района ________, утв. Решением 55 сессии Совета депутатов от 12.07.2019г. № (в ред. от 13.05.2022г.), закреплено, что к вопросам местного значения Малотомского сельсовета относятся: п. 5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (реш. от (дата)№); п. 7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения. В соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта РФ, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Указанная в административном исковом заявлении дорога, на которой находится ООТ «________», расположена на земельном участке, имеющем кадастровый № (местоположение ________, р-н Маслянинский, д. Дресвянка, ________, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации автомобильной дороги общего пользования) (приложение №). Собственником земельного участка с кад. № является Малотомский сельсовет ________ (собственность 54-54/017-54/017/003/2015-728/1 от 21.08.2015г.). Участок имеет учтенные границы, состоит из трех контуров и, по сути, представляет собой улично-дорожную сеть населённого пункта. Земельные участки, составляющие территорию общего пользования населенного пункта (улично-дорожную сеть) относятся к ведению органов местного самоуправления (земли муниципальной собственности соответствующих административно-территориальных образований). Принадлежащая ГКУ НСО ТУАД автомобильная дорога «19 км а/д «Н-1801» -Дресвянка» в пределах населенного пункта д. Дресвянка имеет полосу отвода, которой соответствует земельный участок с кадастровым номером 54:17:022802:68 (приложение 4). Нижняя граница земельного участка 54:17:022802:68 приходятся на пересечение ________ и ________ д. Дресвянка. Полномочия ГКУ НСО ТУАД ограничены пределами земельного участка с кад. номером 54:17:022802:68. На иные земельные участки полномочия ГКУ НСО ТУАД не распространяются, работы, мероприятия в их отношении не проводятся. ООТ «________» в границы земельного участка с кад. номером 54:17:022802:68 не входит. Административный истец указывает на несоответствие ООТ ________ требованиям п. 5.3.2 ГОСТ Р 52766-2007, который применим к остановочным пунктам на автомобильных дорогах за пределами населенного пункта. В пределах населенного пункта требования к остановочным пунктам содержатся в п. 5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007, и состав элементов остановочных пунктов по п. 5.3.2 и п. 5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007 различен. Соответственно, обстоятельствами, подлежащими установлению в процессе рассмотрения дела, являются: а)место расположения остановочного пункта для надлежащего определения нормативнойбазы, регулирующей требования к его обустройству и составу элементов (в пределах или за пределами населенного пункта); б) факт использования остановочного пункта на пути следования маршрутных транспортных средств с регулярным движением для посадки/высадки пассажиров; в)период времени, отвечающий признакам исполнимости и достаточности для проведения мероприятий по обустройству остановочного пункта заявленными элементами. Согласно реестру муниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок на территории ________ посадка/высадка пассажиров на ООТ ________ производится на маршруте 118 «Маслянино - Дресвянка» (перевозчик -МУЛ «Маслянинскавтотранс») (приложение №). Посадка/высадка пассажиров производится в пределах населенного пункта (________), в соответствии с чем обустройство остановочного пункта подпадает под регулирование п. 5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007. Исходя из предмета административного иска, требование заявлено об обустройстве остановочного пункта «________» заездным карманом, тротуаром, пешеходным переходом, урной. Заездные карманы на остановочных пунктах в пределах населенных пунктов устраивают для снижения помех движению основного потока транспортных средств по ГОСТ Р 52766-2007. Согласно п. 5.3.3.1 - 5.3.3.3 ГОСТ Р 52766-2007, остановочный пункт на улицах размещают в заездном "кармане" по 5.3.3.2 и 5.3.3.3. Регламентацию требований к заездным карманам остановочных пунктов содержит также Стандарт отрасли ОСТ 2(дата)-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования" (принят и введен в действие распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от (дата) NHC"-460-p). Заездной карман состоит из остановочной площадки и участков въезда и выезда на площадку. Размеры остановочной площадки принимают в соответствии с требованиями п. 3.2 (ширину остановочных площадок следует принимать равной ширине основных полос проезжей части, а длину - в зависимости от числа одновременно останавливающихся автобусов и их габаритов по длине, но не менее 13 м.), а длину участков въезда и выезда принимают равной 15 м. Дорожную одежду на заездных карманах следует предусматривать равнопрочной с дорожной одеждой основных полос движения (п. 3.6.2,3.6.3 данного документа). С учетом вышеобозначенных параметров, которые определяют габариты заездного кармана, вопрос срока его обустройства напрямую зависит от достаточности полосы отвода автомобильной дороги для его размещения. То есть, срок обустройства остановочного пункта заездным карманом напрямую зависит от возможности разместить данный элемент в границах земельного участка, составляющего полосу отвода автомобильной дороги. В случае, если необходимой ширины полосы отвода недостаточно, обустройство заездного кармана возможно путем выполнения работ по реконструкции участка автомобильной дороги. В случае достаточности границ полосы отвода для размещения заездного кармана, его обустройство возможно выполнить в рамках работ по капитальному ремонту участка дороги (пп. 4 п. 4 раздела II «Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", утв. Приказом Минтранса России от (дата) N 402). До начала проведения строительно-монтажных работ по реконструкции или капитальному ремонту участка автомобильной дороги как объекта капитального строительства, необходимо произвести инженерные изыскания, разработать и согласовать документацию по планировке территории, проектно-сметную документацию, получить положительные заключения государственной экспертизы проектов. В соответствии с методическими рекомендациями по определению продолжительности выполнения комплекса проектно-изыскательских работ для строительства автомобильных дорог общего пользования, утвержденными письмом Росавтодора от 26.04.2006г. №, срок разработки проектной документации, включая сбор исходных данных, получение технических условий, проведение инженерных изысканий, проектирование профиля земляного полотна дороги, мероприятий по организации и безопасности движения, разработки сметной документации, согласование документации по планировке территории, проведения государственной экспертизы проектной документации, для каждого участка автомобильной дороги индивидуален и составляет порядка 18 месяцев. Из указанного срока, разработка рабочей документации по итогам утвержденных изыскательских работ занимает не менее 2ух месяцев, государственная экспертиза проектных решений (в отношении инженерных изысканий, в отношении проектной документации) занимает порядка 2-3 месяцев каждая при условии отсутствия замечаний. В случае необходимости проведения работ по реконструкции, согласно ст. 48 ГрК РФ, архитектурно-строительное проектирование линейного объекта транспортной инфраструктуры осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации на основании утвержденной документации по планировке территории. Протоколом от 21.06.2021г. Министерства строительства ________, сроки проверки и согласования документации по планировке территории с учетом ст. 45 ГрК РФ составляют порядка 5 месяцев при условии качественно выполненных проектировщиком работ. Таким образом, указанный в п. 2 предмета исковых требований срок для обустройства остановочного пункта «________» заявленными элементами заведомо невыполним для административного ответчика в силу объективных факторов. При каждом и видов работ (реконструкция или капитальный ремонт) срок разработки проектно-сметной документации составит порядка 2ух лет, строительно-монтажные работы составят порядка 1 года с учетом того, что в зимний период времени такие работы не проводятся. Разумный и исполнимый срок для обустройства остановочного пункта в соответствие с действующими нормативными требованиями на практике составляет порядка трех календарных лет с момента выделения необходимых лимитов бюджетных ассигнований. Для разработки проектно-сметной документации, осуществления строительно-монтажных работ потребуется заключение муниципального контракта на каждый из указанных видов работ, что также требует временных затрат. На основании изложенного, исполнить решение суда в срок, указанный Административным истцом, заведомо невозможно. С учетом того, что на балансе сельского поселения автомобильная дорога в настоящее время не состоит, потребуется предварительная постановка на учет данного объекта недвижимости, последующее по истечении трех месяцев обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Данные мероприятие тоже потребуют порядка одного календарного года. Для обеспечения исполнимости судебного решения, срок совершения действий, являющихся предметом исковых требований, указываемый в резолютивной части решения суда, должен отвечать признакам разумности, обоснованности и возможности осуществления на практике с учетом мероприятий, подлежащих совершению. С учетом изложенных выше доводов, с момента вступления в силу решения суда, административному ответчику понадобится порядка четырех лет (при условии наличия лимитов бюджетных ассигнований), чтобы фактически исполнить мероприятия, являющиеся предметов административного иска. Данный срок обусловлен как организационно-правовым статусом сельского поселения и особенностями финансирования его деятельности, так и спецификой проведения работ на объекте капитального строительства, каковым является участок автомобильной дороги.
Представитель заинтересованного лица - ОГИБДД ОМВД России по ________ в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом. От начальника Отделения поступило заявление, в котором административные исковые требования прокурора ________ поддерживает, считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Свидетель Черников С.И. пояснил суду, что занимает должность государственного инспектора ГИБДД ОМВД России по ________. В декабре 2022 года в прокуратуру района предоставлялась информация по вопросам обследования всех остановочных пунктов, он принимал участие. На остановочном пункте Дресвянка в нарушении п. 5.3.2 не оборудована заездным карманом тротуарный пешеходным переходом и урной, это было установлено путем выезда и осмотра. Собственником остановки является либо ТУАД, либо поселковая администрация. Кому принадлежит дорога, где остановка, он не знает, надо уточнить. Обслуживанием остановки, то есть очисткой остановочного павильона, уход, окрашивание, занимается владелец дороги. Если владельцем дороги является ТУАД, то остановка является элементом обустройства этой дороги, соответственно она принадлежит ТУАД. Возможно есть договоренности о том, что убирает какое-то местное ДРСУ, то есть деревня.
Выслушав помощника прокурора, представителя административного ответчика, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Выслушав помощника прокурора, представителя административного ответчика, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью и их правовая защита- обязанность государства.
В силу ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что действия (бездействие) нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от (дата) N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п. 3 ч. 1 настоящей статьи, а именно владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального поселения.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 указанного Федерального закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 51 Федерального закона от (дата) N 131-ФЗ).
Приказом Минэкономразвития России от (дата) N 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества.
Судом установлено, что на территории Малотомского сельсовета находится автомобильная дорога, на которой находится ООТ ________ 13км+579 автодороги Н1812, собственник автомобильной дороги не установлен.
Поскольку автомобильная дорога, на которой находится ООТ ________ 13км+579 автодороги Н1812 расположена в административных границах муниципального образования Малотомского сельсовета ________, однако, орган местного самоуправления необходимых мер по оформлению автомобильной дороги, на которой находится ООТ ________ 14км+087 автодороги Н 1805, в муниципальную собственность не принимает, что свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в п. 3 ст. 225 ГК РФ, в силу которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, бездействие Малотомского сельсовета по оформлению автомобильной дороги в муниципальную собственность незаконным.
Согласно ГОСТ 5.3.3.1. Остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной "карман" на дорогах; боковая разделительная полоса; тротуары и/или пешеходные дорожки; автопавильон или навес по 5.(дата); пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
Остановочный пункт на улицах размещают в заездном "кармане" по 5.3.3.2 и 5.3.3.3.
Согласно п. 5.3.3.2. На улицах населенных пунктов остановочные пункты размещают с обеспечением следующих требований:
на магистральных дорогах скоростного и улицах непрерывного движения в непосредственной близости от пешеходных переходов в разных уровнях - вне габаритов проезжей части, в габаритах проезжей части при наличии выделенной полосы для маршрутных транспортных средств или на боковых проездах;
на магистральных дорогах и улицах общегородского значения с регулируемым движением и районных при уровне загрузки не более 0,6 - в габаритах проезжей части;
на магистральных дорогах и улицах с проезжей частью в одну-две полосы движения в одном направлении при уровне загрузки более 0,6 - в заездных "карманах".
Администрация Малотомского сельсовета ________ является органом местного самоуправления, на который возложена обязанность привести ООТ в соответствие с требованиями п.5.3.3 ГОСТ 52766-2007, обустроить ООТ ________ 13км+579 автодороги Н1812 её основными элементами: посадочной площадкой, тротуаром, пешеходным переходом, заездным «карманом», остановочной площадкой, урной.
Административным ответчиком в нарушение вышеприведенных норм закона предусмотренные им действия по принятию мер по приведению ООТ в соответствие с требованиями п.5.3.3 ГОСТ 52766-2007, обустроить ООТ ________ 14км+087 автодороги Н 1805 её основными элементами: посадочной площадкой, тротуаром, пешеходным переходом, заездным «карманом», остановочной площадкой, урной не выполнены.
Согласно информации ГКУ НСО «Территориальное управление автомобильных дорог ________» от (дата), Автомобильная дорога общего пользования межмунмшпального значения «19 км а/д "Н-180Г - Дресвянка» (код И-1812) км 0+000 - км 13+567 в ________, отнесенная к государственной собственности ________, находится в оперативном управлении и на балансе их учреждения, остановка общественного транспорта д. Дресвянка как элемент автомобильной дороги на балансе ПСУ НСО ТУ АД отсутствует. Согласно публичной кадастровой карты Росреестра к указанной автомобильной дороге примыкает ________ д. ________ с кадастровым номером 54:17:000000:891.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от (дата) N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" закреплено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная и централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ. Законодателем на прокурора возложена обязанность от имени Российской Федерации требовать исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, установленных ими гражданских прав всеми организациями, предприятиями, гражданами, применяя весь комплекс способов защиты этих прав.
В связи с вышеизложенным, административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Таким образом, суд приходит к выводу о возложении данной обязанности по осуществлению действий по обустройству ООТ ________ 13км+579 автодороги HI 812 основными элементами в соответствии с требованиями п. 5.3.2 ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (отсутствует заездной карман, тротуар, пешеходный переход, урна) на администрацию Малотомского сельсовета ________ как орган местного самоуправления.
В силу ст.178 КАС РФ, суд вправе установить срок исполнения решения суда. Представитель административного ответчика возражала против указанного срока. Суд полагает, что заявленный прокурором срок для исполнения решения суда разумен, соответствует обстоятельствам дела, и оснований для иного у суда нет.
Административный истец и административный ответчик от уплаты государственной пошлины освобождены.
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточненный административный иск прокурора ________ в интересах неопределенного круга лиц к администрации Малотомского сельсовета ________ о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по оформлению автомобильной дороги, на которой находится ООТ ________ 13км+579 автодороги Н1812, в муниципальную собственность, её обустройству, обязывании произвести действия, - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Малотомского сельсовета ________, выразившееся в непринятии мер по обустройству ООТ ________ 13км+579 автодороги HI 812 основными элементами в соответствии с требованиями п. 5.3.2 ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (отсутствует заездной карман, тротуар, пешеходный переход, урна).
Обязать администрацию Малотомского сельсовета ________ обустроить ООТ ________ 13км+579 автодороги HI 812 основными элементами в соответствии с требованиями п. 5.3.2 ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (установить заездной карман, тротуар, пешеходный переход, урну) в течение 6 месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Черепановский районный суд ________ в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Б.Кутькина
Решение в окончательной форме принято (дата) года
Судья Е.Б.Кутькина