Дело № 2-3325/2021
№ 55RS0005-01-2021-005980-96
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Первомайский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи И.С. Кириенко
при секретаре А.Б. Корененко
при помощнике ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске
«22» ноября 2021 года
гражданское дело по исковому заявлению Администрации Советского административного округа г. Омска к ФИО2 о взыскании неосновательного обогащения
установил:
Истец обратился в суд с обозначенным иском в обоснование требований указал, что специалистами администрации САО г. Омск установлен факт самовольного размещения нестационарного торгового объекта, площадью 47 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. По результатам обследования составлен акт контроля за соблюдением порядка размещения нестационарных торговых объектов № от 19.03.2020. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией округа и ФИО2 заключен договор №-С на предоставление места под размещение нестационарного торгового объекта согласно схемы размещения нестационарного торговых объектов на территории САО г. Омска. Предметом договора являлось предоставление места под размещение нестационарного торгового объекта, общей площадью 47 кв.м., расположенного по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ администрацией округа направлено уведомление в адрес ФИО2 о имеющейся задолженности по договору, вследствие непогашения которой, договор №-С от ДД.ММ.ГГГГ будет расторгнут. Распоряжением главы администрации САО г. Омска № от ДД.ММ.ГГГГ договор №-С от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ. Однако, нестационарный торговый объект, площадью 47 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> ответчиком в добровольном порядке не вынесен. ДД.ММ.ГГГГ администрацией округа осуществлен демонтаж нестационарного торгового объекта. ДД.ММ.ГГГГ администрацией округа в адрес ФИО2 направлено требование о возмещении стоимости неосновательного обогащения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, однако, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ требования администрации округа ответчиком не исполнены. На основании изложенного, со ссылкой на положения ст. 1102 ГК РФ, пп. 3.4., 3.5., 3.6. п. 19 Положения об администрации САО г. Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 29.06.20211 № истец просил взыскать с ФИО2 сумму неосновательного обогащения за период использования места размещения нестационарного торгового объекта, площадью 47 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере 295 039 рублей.
Представитель истца – Администрации САО г. Омска – ФИО3, в судебном заседании поддержал исковые требования.
В судебное заседание ответчик ФИО2 не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Статьей 60 ЗК РФ предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право.
В силу п.2 ст.11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст.72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пп.3.5, 3.6 п.19 Положения «Об Администрации Советского административного округа города Омска», утвержденного Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 года №422, администрация округа является уполномоченным структурным подразделением Администрации г.Омска на размещение нестационарных торговых объектов с соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением Администрацией г.Омска от 04.08.2014 года №1041-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска», а также осуществляет контроль за соблюдением порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории административного округа.
Согласно ч.1 ст.39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Пункт 6 ст.2 Федерального закона от 28.12.2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» определяет нестационарный торговый объект как торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В целях упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" Администрацией города Омска принято постановление от 23 декабря 2014 г. № 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска".
В силу пункта 10 Постановления N 1812-п самовольно установленный нестационарный торговый объект - нестационарный торговый объект, размещенный без соблюдения настоящего Порядка.
Согласно пункту 9 Постановления N 1812-п органами, уполномоченными на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Омска, являются администрации административных округов города Омска, которые в соответствии с пунктом 49 данного нормативного акта осуществляют контроль за соблюдением Постановления N 1812-п при размещении и эксплуатации нестационарных торговых объектов.
Выявленные уполномоченными органами самовольно установленные нестационарные торговые объекты, а также незаконно размещенные нестационарные объекты, подлежат выносу в соответствии с порядком выноса движимого имущества в городе Омске (пункт 28 Постановления N 1812-п).
В соответствии с Положением о порядке выноса движимого имущества в городе Омске, утвержденного Постановлением администрации г. Омска N 95-п от 30.01.2014 (далее - Постановление N 95-р) выносу подлежит выявленное самовольно размещенное движимое имущество.
Согласно подпункту 1 пункта 3 Постановления N 95-п движимое имущество - нестационарные торговые объекты, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, размещенные без соблюдения Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, утвержденного постановлением Администрации города Омска от 23 декабря 2014 г. N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска", либо не демонтированные владельцами нестационарных торговых объектов по истечении срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска или в случае расторжения указанного договора по основаниям, предусмотренным законодательством, а также металлические и сборные железобетонные гаражные боксы, элементы благоустройства (ограждения, заборы, малые архитектурные формы, освещение и осветительное оборудование, сопряжения поверхностей, игровое и спортивное оборудование, некапитальные нестационарные сооружения, уличное техническое оборудование), которые не являются объектами недвижимости, устанавливаемые на определенной территории с учетом возможности быстрого изменения характера использования данной территории без несоразмерного ущерба назначению объектов при их перемещении, расположенные на земельных участках, не отведенных для этих целей в установленном законом и иными правовыми актами порядке.В соответствии с пунктом 6 Постановления N 95-п выявленное самовольно размещенное движимое имущество подлежит выносу и (или) демонтажу.
При выявлении самовольно размещенного движимого имущества составляется соответствующий акт и издается распоряжение о выносе самовольно размещенного движимого имущества.
В соответствии с п.28 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, утвержденного Постановлением Администрации г.Омска от 23.12.2014 года №1812-п «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска» за период использования места размещения нестационарного торгового объекта владельцы самовольно размещенных нестационарных торговых объектов, а также владельцы незаконно размещенных нестационарных торговых объектов возмещают стоимость неосновательного обогащения по цене, существовавшей во время размещения данного нестационарного торгового объекта, рассчитанной в соответствии с пунктом 52 настоящего Порядка. На сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами согласно положениям действующего гражданского законодательства с того времени, когда владелец такого нестационарного торгового объекта узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Согласно п.52 Порядка размер ежемесячной платы за размещение нестационарного торгового объекта определяется по следующей формуле:
П = (Б x S x К) / 12, где:
П - размер ежемесячной платы за размещение нестационарного торгового объекта;
Б - базовая плата за размещение нестационарного торгового объекта для оценочной зоны и подзоны на территории города Омска, значение которой определяется в соответствии с приложением N 3 к настоящему Порядку;
S - площадь нестационарного торгового объекта в соответствии с паспортом нестационарного торгового объекта;
К - устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги).
Значение коэффициента дефлятора К устанавливается Решением Омского городского Совета о бюджете города Омска на очередной финансовый год и плановый период. Если Решением Омского городского Совета о бюджете города Омска на очередной финансовый год и плановый период значение коэффициента дефлятора К на очередной финансовый год не установлено, то в очередном календарном году продолжают действовать значения коэффициента дефлятора К, действовавшие в предыдущем календарном году.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией САО г. Омска и ИП ФИО2 был заключен договор №218-С на предоставление места под размещение нестационарного торгового объекта согласно схемы размещения нестационарного торговых объектов на территории САО г. Омска. Предметом договора являлось предоставление места под размещение нестационарного торгового объекта, общей площадью 47 кв.м., расположенного по <адрес>.
Факт владения указанным нестационарным торговым объектом в спорный период ответчиком не оспаривается.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией округа направлено уведомление в адрес ФИО2 о имеющейся задолженности по договору, вследствие непогашения которой, договор №218-С от ДД.ММ.ГГГГ будет расторгнут.
Распоряжением главы администрации САО г. Омска № от ДД.ММ.ГГГГ договор №-С от ДД.ММ.ГГГГ заключенный с ИП ФИО2 расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту контроля за соблюдением порядка размещения нестационарных торговых объектов № от ДД.ММ.ГГГГ, сотрудником отдела социально-экономического развития и потребительского рынка администрации САО г. Омска, в ходе обследования установлено, что нестационарный торговый объект с вывеской «Пивная лавка», площадью 47,0 кв.м., установленный по адресу: <адрес>. Собственник НТО – ФИО2. Схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением Администрации г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» не предусмотрено размещение данного нестационарного торгового объекта. В действиях лица присутствуют признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ст.7.1 КоАП РФ.
Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ№ осуществлены работы по демонтажу нестационарного торгового объекта общей площадью 47 кв.м., установленного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией округа в адрес ФИО2 направлено требование о возмещении стоимости неосновательного обогащения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, однако, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ требования администрации округа ответчиком не исполнены.
Согласно выписке из ЕГРИП ФИО2 прекратила свою деятельность в качестве ИП с ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с указанными обстоятельствами департаментом имущественных отношений заявлены требования о возмещении стоимости неосновательного обогащения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств наличия обязательств между сторонами, обусловленными законными и договорными основаниями, ответчиком суду не представлено, следовательно, спорные правоотношения регулируются положениями ст. 1102 ГК РФ – неосновательное обогащение.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Из анализа данной нормы закона следует, что под обязательством из неосновательного обогащения понимается правоотношение, возникшее в связи с приобретением или сбережением имущества без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований одним лицом (приобретателем) за счет другого лица (потерпевшего).
Обязательства вследствие неосновательного обогащения возникают при наличии следующих условий: отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения или сбережения имущества; приобретение или сбережение имущества приобретателя должно произойти за счет другого лица.
Отсутствие надлежащего правового основания для обогащения как условие его неосновательности означает, что ни нормы законодательства, ни условия сделки не позволяют обосновать правомерность обогащения.
Согласно расчету, представленному истцом, сумма неосновательного обогащения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 295 039 рублей.
Указанный расчет суд считает обоснованным, произведенным в соответствии с нормами действующего законодательства.
Доказательств того, что с июня 2019 года по июнь 2020 года земельный участок для размещения нестационарного торгового объекта не использовался, а также доказательств возмещения истцу стоимости неосновательного обогащения за спорный период ответчиком, в соответствии со ст.56 ГПК РФ не представлено.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отсутствии у ФИО2 права пользования земельным участком в связи с расторжением ранее заключенного договора №-С на предоставление места под размещение нестационарного торгового объекта согласно схемы размещения нестационарного торговых объектов на территории САО г. Омска, а также возникновения у ответчика в ответчика неосновательного обогащения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
При указанных обстоятельствах, исковые требования администрации САО г.Омска о взыскании с ФИО2 суммы неосновательного обогащения суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном истцом размере.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 6 150 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Взыскать с ФИО2 в пользу Администрации Советского административного округа г. Омска неосновательное обогащение в размере 295039 рублей.
Взыскать с ФИО2 в доход бюджета г. Омска государственную пошлину в размере 6150 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 25.11.2021.