ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 550025-01-2021-000752-73 от 22.10.2021 Одесского районного суда (Омская область)

дело №2а-398/2021г.

УИД (М) №55RS0025-01-2021-000752-73

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Одесское 22 октября 2021 года

Одесский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Тарновского А.В.

при секретаре судебного заседания Дмитриевой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Одесского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по непринятию полного комплекса мер по переходу на предоставление услуг в электронном виде и обязывании обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг предоставляемых администрацией сельского поселения в электронной форме,

У С Т А Н О В И Л:

В суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по непринятию полного комплекса мер по переходу на предоставление услуг в электронном виде и обязывании обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг предоставляемых администрацией сельского поселения в электронной форме обратился прокурор Одесского района Омской области. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Одесского района проведена проверка исполнения администрацией Одесского сельского поселения Одесского муниципального Омской области законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Статъей 15 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст.4 Федерального закона №210 от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг являются возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах предусмотренных законодательством Российской Федерации по выбору заявителя.

Согласно п.3 ст.5 Федерального Закона №210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации по выбору заявителя.

Согласно пп.1 и 2 п.1 ст.6 Федерального закона №210-ФЗ органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, а также обеспечивать возможность получения заявителем иной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах предусмотренных законодательством Российской Федерации по выбору заявителя.

Согласно пп.2 п.1 ст.10 Федерального Закона №210-ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Пунктом 1.2 ч.4 ст.29 Федерального закона №210-ФЗ предусмотрено обеспечение реализации не позднее 1 июля 2012 года органами местного самоуправления требований п.3 ч.1 и п.1 ч.2 ст.6, п.2 ч.1 ст.7 данного Федерального закона в отношении документов и информации, используемых в рамках предоставления услуг. Указанный срок (не позднее 1 июля 2012 года) является общим для всех исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодействие.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 №1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде.

Согласно Распоряжению №1993-р переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде должен был быть окончен в 2013 году.

В ходе, проведенной в июне 2020 года проверки прокуратурой района установлено, что администрацией Одесского сельского поселения в нарушение указанных требований законодательства не обеспечена возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме.

В частности, на федеральном портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru) отсутствует информация о муниципальных услугах предоставляемых администрацией Одесского сельского поселения в электронной форме.

В связи, с чем прокуратурой района 23.06.2020 в адрес главы Одесского сельского поселения внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения в сфере предоставления муниципальных услуг, которое в настоящий момент рассмотрено и удовлетворено.

Однако в ходе повторной проверки было установлено, что действенных мер по устранению выявленного нарушения в сфере предоставления муниципальных услуг в электронной форме принято не было.

Просит признать незаконным бездействие выразившееся в непринятии полного комплекса мер по переходу на предоставление услуг в электронном виде администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области.

Обязать администрацию Одесского сельского поселения Одесского муниципального района обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в электронной форме в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного истца помощник прокурора <адрес>ФИО2 в судебном заседании поддержала заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении в полном объёме.

Просит удовлетворить заявленные административные исковые требования.

Представитель административного ответчика Администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещён надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него в суд не поступало.

Суд считает неявку в судебное заседание представителя административного ответчика Администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области неуважительной и считает возможным в соответствии с ч.2 ст.150 КАС РФ рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав в судебном заседании представителя административного истца и исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст.4 Федерального закона №210 от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг являются возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах предусмотренных законодательством Российской Федерации по выбору заявителя.

Согласно п.3 ст.5 Федерального Закона №210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации по выбору заявителя.

Согласно пп.1 и 2 п.1 ст.6 Федерального закона №210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, а также обеспечивать возможность получения заявителем иной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах предусмотренных законодательством Российской Федерации по выбору заявителя.

Согласно пп.2 п.1 ст.10 Федерального Закона №210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и прием таких запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Пунктом 1.2 ч.4 ст.29 Федерального закона №210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено обеспечение реализации не позднее 1 июля 2012 года органами местного самоуправления требований п.3 ч.1 и п.1 ч.2 ст.6, п.2 ч.1 ст.7 данного Федерального закона в отношении документов и информации, используемых в рамках предоставления услуг. Указанный срок (не позднее 1 июля 2012 года) является общим для всех исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодействие.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 №1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде.

Согласно Распоряжению №1993-р переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде должен был быть окончен в 2013 году.

Судом установлено, что согласно Устава Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области, Одесское сельское поселение Одесского муниципального района Омской области имеет правовой статус сельского поселения (л.д. 5-9).

Судом установлено, что в ходе проведенной в июне 2020 года проверки прокуратурой Одесского района Омской области установлено, что Администрацией Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в нарушение требований законодательства не обеспечена возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме.

В частности, на федеральном портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru) отсутствует информация о муниципальных услугах предоставляемых Администрацией Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в электронной форме.

В связи с этим прокурором Одесского района Омской области 23.06.2020 года №7-05-2020/1204 «Об устранении нарушений федерального законодательства» в адрес главы администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения в сфере предоставления муниципальных услуг в электронной форме (л.д.10-15).

Согласно ответа б/н от 23.07.2020 года главы Администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области следует, что муниципальные услуги в электронной форме не предоставляются, так как в этом нет необходимости. Обращений по муниципальным услугам в электронном виде не поступало (л.д.16).

Однако в ходе повторной проверки было установлено, что Администрацией Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области действенных мер по устранению выявленного нарушения в сфере предоставления муниципальных услуг в электронной форме принято не было.

Данное обстоятельство подтверждается скриншотом официального сайта Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в сети «Интернет» от 29.09.2021 года, согласно которого на федеральном портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru) отсутствует информация о муниципальных услугах предоставляемых Администрацией Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в электронной форме (л.д.18-19).

Суд считает, что бездействие Администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области по не предоставлению муниципальных услуг в электронной форме является незаконным, поскольку ограничивает доступность их получения, препятствует реализации гарантии равной защиты прав, свобод и законных интересов граждан на получение муниципальных услуг в электронной форме.

В соответствии с ч.1 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Административный истец прокурор Одесского района Омской области предоставил

суду доказательства того, что Администрацией Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области непринят полный комплекс мер по переходу на предоставление заявителям услуг в электронной форме.

Административный ответчик Администрация Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области не предоставила суду доказательств того, что Администрацией Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области принят полный комплекс мер по переходу на предоставление услуг заявителям в электронной форме.

В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской

Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Суд считает, что прокурор Одесского района Омской области законно и обоснованно обратился в суд с административным исковым заявлением, поскольку выявленные нарушения законодательства нарушают интересы неопределенного круга лиц проживающих на территории Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области.

На основании вышеизложенного, суд считает необходимым признать незаконным бездействие Администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области выразившееся в непринятии полного комплекса мер по переходу на предоставление услуг в электронном виде.

Обязать Администрацию Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг предоставляемых Администрацией Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в электронной форме в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, административный ответчик Администрация Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Одесского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по непринятию полного комплекса мер по переходу на предоставление услуг в электронном виде и обязывании обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг предоставляемых администрацией сельского поселения в электронной форме удовлетворить в полном объёме.

Признать незаконным бездействие Администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области выразившееся в непринятии полного комплекса мер по переходу на предоставление услуг в электронном виде.

Обязать Администрацию Одесского сельского поселения Одесского муниципального

района Омской области обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг предоставляемых Администрацией Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в электронной форме в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Омского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Одесский районный суд Омской области.

Председательствующий: судья А.В. Тарновский

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 25 октября 2021 года.

Судья А.В. Тарновский