дело №2а-397/2021г.
УИД (М) №55RS0025-01-2021-000753-70
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Одесское 22 октября 2021 года
Одесский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Тарновского А.В.
при секретаре судебного заседания Дмитриевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Одесского района Омской области в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования к Администрации Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и обязывании провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов принятых в период 4 квартал 2020 года -истекший период 2021 года,
У С Т А Н О В И Л:
В суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования к Администрации Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и обязывании провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов принятых в период 4 квартал 2020 года -истекший период 2021 года обратился прокурор Одесского района Омской области. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Одесского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в Администрации Ореховского сельского поселения, в ходе которой установлено следующее.
В силу ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно п.38 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ, ст.2 Закона Омской области от 24.09.2015 №1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области» осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения отнесено к вопросам местного значения сельского поселения.
В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона №131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Частями 3, 4 ст.7 Федерального закона №131-ФЗ установлено, что муниципальные правовые акты принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из основных мер профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является
обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.3 Федерального закона №172-ФЗ антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих органов исполнительной власти, иных государственных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике определенной Правительством Российской Федерации.
Частью 4 ст.3 Федерального закона №172-ФЗ установлено, что органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Согласно п.2 ч.1 ст.4 Федерального закона №172-ФЗ выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных ч.ч.3,4 ст.3 Федерального закона №172-ФЗ.
В соответствии со своими полномочиями Правительством Российской Федерации Постановлением от 26.02.2010 №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» утверждена Методика проведения антикоррупционной экспертизы и нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, которая применяется для обеспечения проведения прокуратурой Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами, их должностными лицами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Таким образом, действующее законодательство возлагает в силу прямого указания на органы местного самоуправления обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) независимо от деятельности иных субъектов, на которых законом также возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы принятых органами местного самоуправления нормативных правовых актов, и независимо от выводов сделанных соответствующими компетентными органами, выводов по результатам проведения ими самостоятельной антикоррупционной экспертизы.
В целях реализации вышеуказанных положений федерального законодательства, Постановлением Главы Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области №13 от 30.07.2010 утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов Администрации Ореховского сельского поселения.
Порядком предусматривается процедура проведения экспертизы муниципальных правовых актов Ореховского сельского поселения и их проектов.
Вместе с тем, в ходе проведенной проверки установлено, что фактически в период 4 квартал 2020 года - истекший период 2021 года Администрацией Ореховского сельского поселения антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов и их проектов не проводилась, заключения по результатам антикоррупционной экспертизы не составлялись.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес главы Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области внесено представление об устранении выявленных нарушений закона. При проведении повторной проверки фактического устранения выявленных нарушений установлено, что до настоящего времени антикоррупционная экспертиза за период 4 квартал 2020 года-истекший период 2021 года не проведена.
Бездействие ответчика по не проведению антикоррупционной экспертизы принятых
нормативных правовых актов является незаконным, поскольку не позволяет выявить условия и предпосылки для коррупционных проявлений и совершения коррупционных правонарушений при их применении, что влечет за собою нарушение прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования.
Просит признать незаконным бездействие Администрации Ореховского поселения Одесского муниципального района по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Администрации Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района принятых в период 4 квартал 2020 года - истекший период 2021 года.
Обязать Администрацию Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Администрации Ореховского сельского Одесского муниципального района принятых в период 4 квартал 2020 года- истекший период 2021 года.
Представитель административного истца помощник прокурора <адрес>ФИО2 в судебном заседании поддержала заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении в полном объёме.
Представитель административного ответчика Администрации Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещён надлежащим образом, предоставил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав в судебном заседании представителя административного истца и исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.38 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.2 Закона Омской области от 24.09.2015 №1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области» осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения отнесено к вопросам местного значения сельского поселения.
В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Частями 3, 4 ст.7 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что муниципальные правовые акты принятые органами местного самоуправления, подлежат
обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.В соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из основных мер профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. В соответствии с п.3 ч.1 ст.3 Федерального закона №172-ФЗ антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих органов исполнительной власти, иных государственных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике определенной Правительством Российской Федерации. Частью 4 ст.3 Федерального закона №172-ФЗ установлено, что органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Согласно п.2 ч.1 ст.4 Федерального закона №172-ФЗ выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных ч.ч.3,4 ст.3 Федерального закона №172-ФЗ. В соответствии со своими полномочиями Правительством Российской Федерации Постановлением от 26.02.2010 №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» утверждена Методика проведения антикоррупционной экспертизы и нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, которая применяется для обеспечения проведения прокуратурой Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами, их должностными лицами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях коррупциогенных факторов и их последующего устранения. Таким образом, действующее законодательство возлагает в силу прямого указания на органы местного самоуправления обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) независимо от деятельности иных субъектов, на которых законом также возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы принятых органами местного самоуправления нормативных правовых актов, и независимо от выводов сделанных соответствующими компетентными органами, выводов по результатам проведения ими самостоятельной антикоррупционной экспертизы.Судом установлено, что согласно Устава Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области принятого Советом депутатов Ореховского сельского поселения решение от 15 ноября 2005 года №1, Ореховское сельское поселение Одесского муниципального района Омской области имеет правовой статус сельского поселения (л.д.6-11). Согласно Постановления главы Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области от 30.07.2010 года №13 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области (л.д.21-23). 12.02.2021 года прокурором Одесского района Омской области главе Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области внесено представление №7-05-2021/325 «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции (л.д.12). Согласно ответа №177 от 29.09.2021 года Главы Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области на представление прокурора Одесского района Омской области от 12.02.2021 года №7-05-2021/325 следует, что меры для устранения выявленных нарушений приняты, антикоррупционная экспертиза муниципальных актов будет проведена Администрацией Ореховского сельского поселения (л.д.18). В судебном заседании установлено, что прокуратурой Одесского района Омской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции в деятельности Администрации Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области. В результате повторной проведенной проверки установлено, что за период 4 квартал 2020 года –истекший период 2021 года Администрацией Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и их проектов не проведена. Данное обстоятельство подтверждается ответом Главы Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области согласно которого администрацией сельского поселения до настоящего времени антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов за период 4 квартал 2020 года- истекший период 2021 года не проведена в связи с большой загруженностью (л.д.20). Суд считает, что бездействие Администрации Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области по не проведению антикоррупционной экспертизы принятых нормативных правовых актов является незаконным, поскольку не позволяет выявить условия и предпосылки для коррупционных проявлений и совершения коррупционных правонарушений при их применении, что влечет за собою нарушение прав и законных интересов граждан проживающих на территории данного муниципального образования.В соответствии с ч.1 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Административный истец прокурор Одесского района Омской области предоставил суду доказательства того, что Администрацией Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области не проводилась антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области, принятых в период 4 квартал 2020 года -истекший период 2021 года.
Административный ответчик Администрация Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области не предоставила суду доказательств того, что проводилась антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов
Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области принятых в период 4 квартал 2020 года -истекший период 2021 года.
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Суд считает, что прокурор Одесского района Омской области законно и обоснованно обратился в суд с административным исковым заявлением, поскольку выявленные нарушения законодательства нарушают интересы Российской Федерации, муниципального образования Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым признать незаконным бездействие Администрации Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Администрации Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района принятых в период 4 квартал 2020 года - истекший период 2021 года.
Обязать Администрацию Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Администрации Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области принятых в период 4 квартал 2020 года- истекший период 2021 года.
Согласно ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела и государственная пошлина от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, административный ответчик Администрация Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Одесского района Омской области в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования к Администрации Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и обязывании провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов принятых в период 4 квартал 2020 года -истекший период 2021 года удовлетворить в полном объёме.
Признать незаконным бездействие Администрации Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Администрации Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области принятых в период 4 квартал 2020 года - истекший период 2021 года.
Обязать Администрацию Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области провести антикоррупционную экспертизу
нормативных правовых актов Администрации Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области принятых в период 4 квартал 2020 года- истекший период 2021 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Омского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Одесский районный суд Омской области.
Председательствующий: судья А.В. Тарновский
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 25 октября 2021 года.
Судья А.В. Тарновский