дело №2-239/2019
УИД № 56RS0042-01-2018-004938-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 24 сентября 2019 года
Центральный районный суд г. Оренбурга Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Турковой С.А.,
при секретаре Хасановой А.В.,
с участием представителя истца ФИО1, действующей на основании доверенности, ответчиков: ФИО2, ФИО3, представителя ответчика ФИО4 – адвоката Чумаковой О.Т., действующей на основании ордера,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Администрации г.Оренбурга, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО4, ФИО11, ФИО2, ФИО12, ФИО3 об исправлении реестровой ошибки, признании границы земельных участков согласованной,
установил:
Истец ФИО5 обратился в суд с вышеуказанным иском к ФГБУ «ФКП Росреестра», указав, что он является собственником <данные изъяты> доли дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>.м., по адресу <адрес>. 01.06.2018 года он обратился в ООО Городское земельное агенство» к кадастровому инженеру с целью уточнения местоположения границ земельного участка. В процессе проведения работ выявлено наложение (пересечение) границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, находящегося в аренде у ФИО2, ФИО6, на границе земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>. Площадь наложения земельных участков составляет <данные изъяты>.м. В связи с этим работы по проведению межевания земельного участка с кадастровым номером № приостановлены до устранения выявленных разногласий.
Просил признать наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о координатах смежной границы, возложить на ответчика к ФГБУ «ФКП Росреестра» обязанность по исправлению реестровой ошибки в сведениях ЕГРН земельных участков с кадастровыми номерами №, по адресу <адрес> и кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>. Исключить из данных ЕГРН сведения о местоположении границ (координат характерных точек) земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенному по адресу <адрес> и кадастровым номером №, расположенному по адресу <адрес>. Признать координаты характерных точек местоположения границ достоверными, по результатам обследования и проведения геодезического обмера земельного участка расположенного по адресу <адрес> площадью <данные изъяты>.м. кадастровым инженером К.А.В. от 22.06.2018 года. Установить границы земельного участка расположенного по адресу <адрес>, согласно результатам обследования и проведения геодезического обмера кадастровым инженером К.А.В. от 22.06.2018 года.
В последующем истцом неоднократно исковые требования уточнялись, окончательно просит признать наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о координатах смежной границы земельных участков с кадастровым номером №, по адресу <адрес> и с кадастровым номером №, по адресу <адрес>.
Исключить из данных ЕГРН сведения о местоположении границ (координат характерных точек) земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенному по адресу <адрес> и с кадастровым номером №, расположенному по адресу <адрес>.
Определить местоположение смежной границы земельных участков с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, и с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по исторически сложившемуся порядку пользования земельными участками, с учетом правоустанавливающих документов, землеустроительных дел, с заключением судебной строительно-технической экспертизой от 22.08.2019 года, описание поворотных точек смежной границы земельных участков <данные изъяты>.
Определением суда произведена замена ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» на Управление Росреестра по Оренбургской области, определениями суда к участию в деле в качестве ответчиков привлечены администрация г.Оренбурга, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО4, ФИО11, ФИО9, ФИО10, ФИО2, ФИО3, ФИО12.
Определением суда к участию в деле привлечены третьи лица ФИО13, ФИО14, ФИО15
ФИО5 в судебное заседание не явился, в заявлении просил дело рассмотреть без его участия.
Представитель ФИО5 – ФИО1 в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования с учетом уточнений, по доводам, изложенным в иске.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Ответчик ФИО3 в удовлетворении исковых требований не возражал.
Представители ответчиков Управления Росреестра по Оренбургской области, администрации г.Оренбурга, ответчики ФИО6, ФИО7, ФИО12, третье лицо ФИО14 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания
Ответчики ФИО8, ФИО11, ФИО9, ФИО10, третьи лица ФИО13, ФИО15 в судебное заседание не явились извещались судом надлежащим образом, извещения возвращены с отметкой «истек срок хранения»
В соответствии со ст. 165.1. ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Таким образом, риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Согласно абз. 2 пункта 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» извещение будет считаться доставленным адресату, если он не получил его по своей вине в связи с уклонением адресата от получения корреспонденции, в частности если оно было возвращено по истечении срока хранения в отделении связи, а сам факт неполучения извещений, своевременно направленных по месту жительства лица заказной корреспонденцией, не свидетельствует о ненадлежащем уведомлении судом о дате судебного заседания, а расценивается как отказ от получения судебного извещения.
Применительно к Правилам оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 г. N 234, и в соответствии с ч. 2 ст. 117 ГПК РФ, отказ от получения почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует возврат судебной повестки по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
Таким образом, ответчики ФИО8, ФИО11, ФИО9, ФИО10, третьи лица ФИО13, ФИО15 извещались судом заблаговременно надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своим бездействием по получению судебного извещения злоупотребили процессуальным правом, что расценивается как надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания.
Ответчик ФИО4 в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела судом по последнему известному месту жительства. Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 10.07.2019 года снят с регистрационного учета по адресу регистрации: <адрес>, сведения о регистрации ФИО4 в настоящее время у суда отсутствуют.
Определением суда в качестве представителя ответчика ФИО4 назначена адвокат Чумакова В.А., действующая на основании ордера, которая исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска.
Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон по делу.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Законом о регистрации недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно части 6 статьи 72 Закона, со дня вступления в силу Закона о регистрации сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 12 ГК Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется, помимо прочего, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.
Согласно статьи 304 ГК Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Положение пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что земельный участок, как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю, является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определенной вещи.
По смыслу части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" во взаимосвязи с приведенной нормой Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельного участка (далее - кадастровый учет) подтверждают существование такого земельного участка, как объекта права.
Норма части 1 статьи 5 того же закона указывает на то, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
Согласно части 2 статьи 7 этого же закона Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
Исходя из положений статьи 8 вышеуказанного Закона, в кадастр недвижимости вносятся, основные сведения об объекте недвижимости, к которым относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид); кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения; описание местоположения объекта недвижимости; ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре), площадь, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно части 1 и 2 статьи 14 того же Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
Частью 3 статьи 61 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Согласно части 4 данной статьи в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Согласно части 10 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании; в случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории; при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежало в установленном этим законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами (статьи 39, 40 Закона о кадастре).
Аналогичное требование воспроизведено и в статье 22 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Приведенные положения законов направлены на обеспечение учета законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты уточнением местоположения границ земельного участка.
Из приведенных норм права следует, что требование об определении, согласовании границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ.
Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством). На основании судебного акта установленная граница вносится в реестр объектов недвижимости.
При этом наличие или отсутствие реестровой (кадастровой, технической) ошибки в сведениях реестра об объектах недвижимости, вовлеченных в спор, входит в предмет доказывания по требованию об определении, согласовании спорной части границ.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что истец ФИО5 является собственником <данные изъяты> доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №.
Правообладателями жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>,, состоящего из трёх отдельно стоящих жилых домов, являются в долевой собственности ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО8. ФИО16, ФИО9.
Собственниками смежного земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>, являются ФИО12, ФИО3
При проведении инженерно-геодезических работ в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, выявлено наложение (пересечение) границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Площадь наложения составила <данные изъяты> кв.м..
Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, находится в пользовании ФИО2, ФИО6 на основании договора аренды от 18.09.2012 года №
В рамках рассмотрения дела судом была назначена и проведена судебная строительно-техническая экспертиза.
В соответствии с заключением эксперта П.М.П.№ от 22.08.2019 года фактическое местоположение смежной границы земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № и земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № не соответствует сведениям ЕГРН (кадастровой выписки из Единого государственного реестра недвижимости № от 17.05.2016 г. о земельном участке с кадастровым номером №, кадастровой выписки из Единого государственного реестра недвижимости № от 22.06.2018 г. о земельном участке с кадастровым номером №).
При постановке на кадастровый учет земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № и земельного участка по адресу: <адрес>
Оренбург, <адрес>, с кадастровым номером №, допущена кадастровая (реестровая) ошибка, выраженная в том, что: 1) межевание земельных участков произведено без учета исторически сложившейся границы между земельными участками, существующей более 15 лет (не учтены данные генеральных планов земельных участков по техническому состоянию на 1930-2004 г.г.); 2) правая межа земельного участка с кадастровым номером №, проходит внутри хозяйственных построек Лит. № домовладения № (земельного участка с кадастровым номерам №), которые возведены до постановки земельных участков на кадастровый учет (существовали на местности более 15 лет).
Таким образом, с учетом: исторически сложившегося порядка пользования земельными участками (согласно предоставленным генеральным планам, с учетом допустимой погрешности обмеров); фактической застройки земельных участков; сведений, содержащимися в ЕГРН, межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с исправлением ошибки в месте расположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером № (том II, л.д., л.д.6-44), местоположение смежной границы земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № и земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, возможно определить следующим образом: от фасадной межи по направлению к тыльной меже по левой (со стороны фасада) наружной стене жилого дома Лит. № домовладения № от точки № к точке № на расстояние <данные изъяты> м; далее по левой (со стороны фасада) наружной стене жилого пристроя Лит. № домовладения № от точки № к точке № на расстояние <данные изъяты> м, далее по левой (со стороны фасада) наружной стене жилого дома Лит. № домовладения № от точки № к точке № на расстояние <данные изъяты> м, далее в сторону земельного участка № по существующему забору от точки № к точку № на расстояние № м; далее по правым (со стороны фасада) наружным стенам хозяйственных построек Лит. № домовладения № от точки № к точке № на расстояние <данные изъяты> м и от точки № к точке № на расстояние <данные изъяты> м; далее к точке <данные изъяты> земельного участка с кадастровым номером № (точка № земельного участка с кадастровым номером №).
Описание поворотных точек смежной границы земельных участков | ||
Номерточки | Координаты | |
х | у | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
При этом необходимо предусмотреть:
1) наложение сервитута на земельный участок с кадастровым номером № в месте нахождения жилого дома Лит. № домовладения №, шириной <данные изъяты> м, длиной <данные изъяты> м, позволяющего обеспечить доступ владельца земельного участка № к левым (со стороны фасада) наружным стенам жилого дома Лит. № для проведения ремонтно-восстановительных или профилактических работ, обеспечивающих поддержание конструкций строения в рабочем состоянии.
1) наложение сервитута на земельный участок с кадастровым номером № в месте нахождения хозяйственных построек Лит. № домовладения №, шириной № м, длиной № м, позволяющего обеспечить доступ владельца земельного участка № к правым (со стороны фасада) наружным стенам хозяйственных построек Лит. № для проведения ремонтно-восстановительных или профилактических работ, обеспечивающих поддержание конструкций строения в рабочем состоянии.
Из пояснений эксперта П.М.П., данных в судебном заседании, следует, что при установлении границы она брала за основу исторически сложившиеся границы, согласно которым границы проходят по границам домов и хозяйственных построек. Согласно представленным генеральным планам граница участка <адрес> проходит по правой стороне на <адрес>, далее есть выступ, который сам по себе имеет разную величину. Если брать генеральные планы соседнего земельного участка, то они практически соответствуют границе участка, идут жилые дома земельного участка №, к литеру № который с 1986 г. согласно предоставленным генеральным планам граница варьируется, граница которая соответствует генеральным планам идет по лит.№ согласно планам, поэтому фактически конкретно экспертом взята граница по стене дома, сараи давно стоят, сараи литер № были, есть и остаются, расстояние между строениями <данные изъяты>. Граница фактически проходит по стене жилого дома и левой наружной стене сарая. Была определена исторически сложившаяся граница, по границе домов и по границам хозяйственных построек. Граница всех земельных участков, которые регистрировались в 60 г. устанавливалась по наружной стене дома, все размеры указаны без учета отступов (завалинки, отмостки). До 2001 г. не регламентировалось расстояние градостроительными требованиями. Сейчас геодезистов обязывают накладывать сервитут, для возможности производства ремонтных работ.
Суд не находит оснований не доверять экспертному заключению составленному экспертом П.М.П., так как экспертиза проведена с соблюдением процессуальных норм, с предупреждением эксперта по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, эксперт не является заинтересованным в исходе дела лицом, выводы эксперта аргументированы, компетентность эксперта не вызывает сомнений, заключение в полном объеме отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, в обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из имеющихся в распоряжении эксперта документов, основывается на исходных объективных данных и проведенных исследованиях, а также с использованием при проведении исследования научной и методической литературы.
Суд приходит к выводу о наличии реестровой ошибки в сведениях о местоположении смежной границы земельных участков сторон, в связи с чем подлежат исключению из Единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах смежной границы между земельным участком с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес> и земельным участком с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Кроме того, суд признает согласованной смежную границу земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> с земельным участком с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в точках от фасадной межи по направлению к тыльной меже по левой (со стороны фасада) наружной стене жилого дома Лит.№ домовладения № от точки № к точке № на расстояние <данные изъяты>; далее по левой (со стороны фасада) наружной стене жилого пристроя Лит.№ домовладения № от точки № к точке № на расстояние <данные изъяты>, далее по левой (со стороны фасада) наружной стене жилого дома № домовладения № от точки № к точке № на расстояние <данные изъяты>, далее в сторону земельного участка № по с существующему забору от точки № к точке № на расстояние <данные изъяты>; далее по правым (со стороны фасада) наружным стенам хозяйственных построек Лит.№ домовладения № от точки № к точке № на расстояние <данные изъяты> и от точки № к точке № на расстояние <данные изъяты>; далее к точке <данные изъяты> земельного участка с кадастровым номером № (точка № земельного участка с кадастровым номером №), согласно заключению эксперта № от 22.08.2019 года, подготовленному экспертом П.М.П.
В связи с чем, заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований к Управлению Росреестра по Оренбургской области по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения ответчиком прав и законных интересов истца.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными ст. 12 ГК РФ. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (п. 1 ст. 11 ГК РФ).
Ответчик - это сторона спора, имеющая материально-правовой интерес в его исходе, предположительно является нарушителем прав истца. Для того, чтобы выступить в качестве ответчика, лицо должно быть признано надлежащим.
Деятельность Росреестра как органа, осуществляющего государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, относится к сфере публично-правовых отношений и регламентирована Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Как усматривается из материалов дела, между истцом и Управлением Росреестра по Оренбургской области отсутствуют какие-либо материально-правовые отношения по поводу спорного имущества. Заявленный ответчик не имеет и не может иметь материальную заинтересованность в исходе дела, материальный интерес к спорным объектам недвижимости.
Учитывая изложенное, требования Управление Росреестра по Оренбургской области не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО5 удовлетворить.
Установить факт наличия реестровой ошибки в сведениях о смежной границе между земельным участком с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес> и земельным участком с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах смежной границы между земельным участком с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес> и земельным участком с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Считать согласованной смежную границу земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> с земельным участком с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, согласованной в точках от фасадной межи по направлению к тыльной меже по левой (со стороны фасада) наружной стене жилого дома Лит.№ домовладения № от точки № к точке № на расстояние <данные изъяты>; далее по левой (со стороны фасада) наружной стене жилого пристроя Лит.№ домовладения № от точки № к точке № на расстояние <данные изъяты>, далее по левой (со стороны фасада) наружной стене жилого дома № домовладения № от точки № к точке № на расстояние <данные изъяты>, далее в сторону земельного участка № по существующему забору от точки № к точке № на расстояние <данные изъяты>; далее по правым (со стороны фасада) наружным стенам хозяйственных построек Лит.№ домовладения № от точки № к точке № на расстояние <данные изъяты> и от точки № к точке № на расстояние <данные изъяты>; далее к точке № земельного участка с кадастровым номером № (точка № земельного участка с кадастровым номером №), согласно заключению эксперта № от 22.08.2019 года, подготовленному экспертом П.М.П.:
Описание поворотных точек смежной границы земельных участков | ||
Номерточки | Координаты | |
х | у | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
В удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через суд Центрального района г. Оренбурга в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение составлено 30 сентября 2019 года.