ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 570014-01-2020-000440-271 от 25.06.2020 Мценского районного суда (Орловская область)

Дело № 57RS0014-01-2020-000440-271

производство № 12-1-46/2020

РЕШЕНИЕ

Судья Мценского районного суда Орловской области Волкова Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу ФИО1 на постановление заместителя государственного инспектора <...> по пожарному надзору от 14 апреля 2020 года № 84 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Главы Высокинского сельского поселения Мценского района Орловской области ФИО1,

установил:

постановлением заместителя государственного инспектора <...> по пожарному надзору Д. Д.А. от 14 апреля 2020 года № 84 Глава Высокинского сельского поселения Мценского района Орловской области ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление, считая его незаконным, производство по делу прекратить.

Указывает о том, что он не является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку правила пожарной безопасности нарушены правообладателями земельных участков, расположенных в границах населенного пункта, допустившие возникновение сжигание горючих отходов и сухой растительности, что по мнению заявителя, освобождает его как должностное лицо органа местного самоуправления от ответственности за нарушение правил пожарной безопасности.

В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 жалобу поддержал.

Должностное лицо административного органа, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении - заместитель главного государственного инспектора <...> по пожарному надзору Д. Д.А. в судебное заседание не явился, о времени, месте рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на жалобу и полагал ее не подлежащей удовлетворению, считает доказанной вину Главы Высокинского сельского поселения Мценского района Орловской области ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изучив материалы дела, доводы изложенные в жалобе, выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, изучив письменные объяснения должностного лица административного органа Д. Д.А., поддержавшего обстоятельства совершения административного правонарушения ФИО1, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенное в условиях особого противопожарного режима, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Правила, нормативы, стандарты и требования пожарной безопасности являются обязательными для применения и исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.

Согласно статье 2 Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Статьей 30 поименованного Федерального закона, а также пунктом 17 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. №390 "О противопожарном режиме" (далее - Правила противопожарного режима) определено, что в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.

На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

В соответствии с распоряжением Правительства Орловской области от 27 марта 2020 г. № 186-р, постановлением администрации Мценского района от 27 марта 2020 г. № 228 на территории Мценского района с 28 марта 2020 г. до особого распоряжения о его отмене был установлен особый противопожарный режим.

В соответствии с данными распоряжением и постановлением Главой администрации Высокинского сельского поселения Мценского района с 30 марта 2020 г. на территории Высокинского сельского поселения введен особый противопожарный режим (постановление от 30 марта 2020 г. №18).

Согласно статьи 1 Федерального закона "О пожарной безопасности", требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Они содержатся в технических регламентах, принятых в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании", федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, устанавливающих обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, а также в национальных стандартах, сводах правил и иных документах, определяющих требования пожарной безопасности. Первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 63 поименованного Федерального закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.

Правила противопожарного режима в Российской Федерации содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 17 (1) Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, территории садоводства или огородничества обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы.

Пунктом 19 Правил пожарного режима запрещается на территориях общего пользования поселений и городских округов, на территории садоводства или огородничества устраивать свалки горючих отходов.

Руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности. При этом не допускается сжигать отходы и тару, разводить костры в местах, находящихся на расстоянии менее 50 метров от объектов защиты (пункт 77 Правил пожарного режима).

Под отходами производства и потребления понимается - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению (статья 1 Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

На землях общего пользования населенных пунктов запрещается разводить костры, а также сжигать мусор, траву, листву и иные отходы, материалы или изделия, кроме как в местах и (или) способами, установленными органами местного самоуправления поселений и городских округов (абзац 3 пункта 74 Правил).

Таким образом, соблюдение требований пожарной безопасности в населенных пунктах обеспечивается путем выполнения первичных мер пожарной безопасности.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные, в том числе, пунктом 9 части 1 данной статьи.

Таким образом, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения,

В силу статьи 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Основанием для привлечения Главы Высокинского сельского поселения Мценского района Орловской области ФИО1 к административной ответственности по настоящему делу послужили нарушения требований пожарной безопасности в период действия особого противопожарного режима, выявленные в ходе проведения 14 апреля 2020 года планового (рейдового) осмотра территории населенный пунктов Высокинского сельского поселения Мценского района, а именно:

не осуществлен регулярный покос травы в границах территории населенного пункта в <адрес>, напротив домов <адрес>, в непосредственной близости <адрес> в нарушении пункта 17.1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации;

допустил разведение костров, а также неконтролируемое сжигание мусора, травы, листвы и иных отходов, материалов на землях общего пользования (<адрес> напротив <адрес>). Не установил место и (или) способ для разведения костров, а также сжигание мусора, травы, листвы и иных отходов, материалов. чем нарушены пункты 74, 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации;

допустил свалку горючих (деревянных) строительных отходов <адрес>, а также напротив <адрес> в нарушении пунктов 19, 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.

По результатам проверки составлен акт от 14 апреля 2020 года № 2, в котором зафиксированы все выявленные нарушения, которые обоснованы нормами права. Проверка проведена с участием представителя администрации Мценского района Орловской области начальника отдела ГО и ЧС Л. С.Е., который каких-либо замечаний относительно содержания данного документа не указал, имея на то реальную возможность.

В связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности в отношении Главы Высокинского сельского поселения Мценского района Орловской области ФИО1 заместителем главного государственного инспектора <...> по пожарному надзору составлен протокол об административном правонарушении от 14 апреля 2020 года №199, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением заместителя главного государственного инспектора <...> по пожарному надзору от 14 апреля 2020 года № 84 Глава Высокинского сельского поселения Мценского района Орловской области ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица установлено, что Главой администрации Высокинского сельского поселения Мценского района Орловской области не выполнены требования законодательства в области пожарной безопасности.

Нарушения, допущенные Главой администрации Высокинского сельского поселения Мценского района Орловской области, указанные в постановлении по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства в области пожарной безопасности, и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факты допущенных нарушений требований пожарной безопасности в период действия особого противопожарного режима и виновность Главы администрации Высокинского сельского поселения Мценского района Орловской области ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждены представленными в дело доказательствами, в том числе: сведениями, указанными в протоколе об административном правонарушении от 14 апреля 2020 года № 199; актом осмотра территории от 14 апреля 2020 года № 2; фотоиллюстрацией и иными материалами дела.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной норме, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Таким образом, в силу указанных обстоятельств и приведенных положений нормативно-правовых актов ФИО1, являясь высшим должностным лицом органа местного самоуправления поселения, уполномоченным на решение вопросов местного значения, обладающим организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, позволяющими совершить комплекс необходимых действий, направленных на соблюдение требований пожарной безопасности, не осуществив должный контроль за очисткой земель сельского поселения от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности, допустил нарушение требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации в период действия особого противопожарного режима, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процессуальных нарушений, в том числе тех, на которые ссылается в жалобе заявитель, по делу не допущено.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела.

Постановление вынесено в соответствии с требованиями статей 29.7, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушений, квалификация деяния, копия постановления получена 14 апреля 2020 года.

Порядок и срок давности привлечения Главы администрации Высокинского сельского поселения Мценского района Орловской области ФИО1 к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является справедливым.

Доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого акта.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя главного государственного инспектора <...> по пожарному надзору от 14 апреля 2020 года № 84 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении Главы Высокинского сельского поселения Мценского района Орловской области ФИО1, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Н.А. Волкова